Тема 1. Туркестан в XV – начале XX вв.



Вопросы

1. Государство Шейбанидов: политическая история, социально-экономические отношения.

2. Образование Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Кокандское, Хивинское ханства и Бухарский эмират в XVIII – в начале XX вв. Территория и население. Социально-экономические отношения.

3. Распад союза «кочевых узбеков» и образование Казахского ханства. Казахское ханство в XУ1 – XIX вв. Территория. Хозяйство. Социально-сословная структура.

4. Завоевание Россией Туркестана во второй половине XIX в.

Доклады и сообщения

1. «Жети Жаргы» – кодекс феодального права казахов XVII-XVIII вв.

2. Вхождение Казахстана в состав Российского государства. Историография проблемы.

3. Казахско-Джунгарские отношения в XVII-XVIII в.

Литература

1. Абдураимов М А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XVI – первой половине XIX в. -Ташкент, 1966.

2. Аполова Н.Г. Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII – начале XIX в. -М., 1960.

3. Брегель Ю.Э. Хорезмские туркмены в XIX в. -М., 1961.

4. Джамгерчинов Б.О. Добровольное вхождение Киргизии в состав России.     -Фрунзе, 1963.

5. Еренов А.Е. Очерки по истории феодальных земельных отношений у казахов. -Алма-Ата, 1961.

6. Иванов П.II. Очерки по истории Средней Азии (XVI – середина XIX вв.).     -М.,1958.

7. Марков г.Е. Кочевники Азии: структура хозяйства и общественной организации. -М., 1976.

8. Мукминова Р.Г. Социальная дифференциация населения городов Узбекистана. Конец XV-XVI вв. -Ташкент, 1985.

9. Сулейманов B.C., Басин в.Я. Казахстан в составе России в XVIII – начале XX вв. -Алма-Ата, 1981.

10. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. Вопросы этнической и социальной истории. -М., 1982.

11. Толыбеков С.Е. Общественно-экономический строй казахов в XVII-XVIII вв. -Алма-Ата, 1959.

12. Формы феодальной земельной собственности владения на Ближнем и Среднем Востоке: Бартольдовские чтения-1975. -М., 1979.

Методические указания

Работа над темой связана с изучением источников и литературы по истории среднеазиатских государств второй половины второго тысячелетия – с момента начала распада Золотой Орды в 20-30-х гг. XV в. до Февральской революции 1917 года в России.

При рассмотрении истории государства Шейбанидов обратите внимание на длительное нахождение кочевых узбеков на территории Западной Сибири, Зауралья и в Западном Казахстане, их переселение на нынешнюю территорию лишь в XVI веке.

Изучение процесса образования тюркских ханств и эмиратов в Средней Азии потребует ознакомления с монографией П.П. Иванова «Очерки по истории Средней Азии». Следует тщательно проанализировать сложные социально-экономических отношения, характерные для данных ханств и эмиратов.

Для раскрытия вопроса об истории Казахского ханства и жузов, образовавшихся в результате его распада, следует прежде всего обратиться к трудам в.С. Сулейманова, в.Я. Басина «Казахстан в составе России в XVIII – начале ХХ вв», Н.Г. Аполова «Экономические и политические связи Казахстана с Россией в XVIII – начале XIX в.». В них содержится материал, касающийся истории казахского народа и его государственных образований.

Особое внимание при рассмотрении вопроса о завоевании Россией Туркестанского края следует обратить на разобщенность и раздробленность тюркских государств на территории Средней Азии, их низкий военно-экономический потенциал, отсутствие союзных связей с могущественными державами того времени. Требуется дать ответ на вопрос: Что изменилось в крае с установлением российского господства?

 

Тема 2. Духовная культура тюрков:

Традиции, современность и будущее

Вопросы

1. Тюрки-мусульмане: духовная культура, религия – история, современность и перспективы.

2. Тюрки-православные: духовная культура, религия (в прошлом и настоящем).

3. Тюрки-буддисты: прошлое, настоящее и будущее в духовной культуре и религии.

4. Алфавиты тюркских народов в прошлом и сегодня; проблемы их совершенствования.

5. Проблемы функционирования тюркских языков после возникновения независимых тюркских республик.

Доклады и сообщения

1. Об истории, культуре и языке сибирских татар.

2. Ислам среди тюркских этносов СССР (1922-1991 гг.).

3. Духовная культура татар в ХХ – начале ХХI вв.

Литература

1. Алишина Х.Ч. Как нам сохранить язык сибирских татар? // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С. 24-26.

2. Гарипов Т.М. Латиница как оптимальный алфавит для тюркских языков // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С. 35-37.

3. Забиров г.А. Ни очень без узебезнен милли телебезне саклап калырга тиеш? // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С. 38-41.

4. Исхакова С.М., Валеев Б.Ф. Проблемы возрождения национального языка сибирских татар // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С. 41-43.

5. Малашенко А. Исламское твозрождение в современной России. -М., 1998. Гл. 1-5, 7.

6. Махмутов М.И. К вопросу об изменениях в лексике татарского языка// Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С. 45-48.

7. Мусаев К.М. Проблемы функционирования тюркских языков после возникновения независимых тюркских республик // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С. 9-14.

8. Саиткулов в.Г., Фатхий Р.С. Аналогия между татарским и английским языками и проблема татарского алфавита // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С.53-54.

9. Тенишев Э.Р. Размышления об алфавитах тюркских языков// Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х тт. Т. 1. -Казань, 1992. -С. 7-9;

Методические указания

Приступая к изучению темы, следует прежде всего вспомнить, какие тюркские народы населяют нашу планету на сегодняшний день. Анализ взаимоотношений различных по вероисповеданию тюркских народов Российской империи – СССР, а так же тюркских народов Дальнего Зарубежья представляет несомненный научно-познавательный интерес. В своем историческом прощальном письме башкирскому народу «отец» российского федерализма А.‑З. Валиди Тоган указал, что коммунистические власти в своем желании уничтожить башкирский народ, самые мощные удары нанесут именно в области языка и религии. И он, безусловно, оказался прав. Народ, забывший свой язык и религию, перестает существовать как этнос.

Выступая по вопросу о духовной культуре тюрков – мусульман, надо хорошо разбираться в Исламе, а так же в устном народном творчестве и в области языкознания. Большую помощь в подготовке по данному вопросу окажет вышеназванная монография А. Малашенко.

Подготовка по второму вопросу предполагает хорошее знание основ православной культуры, устного народного творчества, фольклора, языка православных-тюрков. Подготовка по данному вопросу облегчается тем обстоятельством, что тюрки-православные проживали и продолжают проживать исключительно на территории современной России. Следует в первую очередь обратиться к энциклопедии «Народы России», трудам по истории православия и православных народов в России.

Духовную культуру и религиозные представления тувинцев – буддистов рекомендуется изучить по книгам и статьям, раскрывающим историю тувинского народа в целом.

Вопрос об алфавитах и языках тюркских народов являлся и продолжает оставаться очень актуальным и в наше время. По данной теме опубликовано огромное количество литературы во всех тюркских государствах и республиках. Каких-либо трудностей при изучении этого вопроса возникнуть не должно.  


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 654; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!