РАННИЕ КОЧЕВНИКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. ХУННЫ



В начале I тыс. до н.э. племена, населявшие Центральную Азию, создали кочевническую культуру скифского типа. Они освоили металлургию бронзы и железа, металлообработку, колесные повозки и всадничество. Жилищем им служила полусферическая войлочная кибитка с коническим верхом.

О знании ими письма свидетельствует зага­дочная надпись на серебряном сосуде из скифского погребения в Иссыке (VI–V вв. до н.э.). Письменные свиде­тельства о тогдашнем населении Центральной Азии сохранились лишь в китайской письмен­ной традиции.

В иньских надписях XIV–XI вв. до н.э. северо-восточные соседи протокитайских племен обычно именуются цянами, позд­нее, уже в исторических трактатах, жунами. Они названы в текстах «во множестве разводящими лоша­дей цянами».

Северные соседи китайских государств VIII-VII вв. до н.э., именовавшиеся ди, также относились к кругу скифских племен.

Ранние рассказы о «северных варварах» можно найти в сочинениях Сыма Цянь (140-90 гг. до н.э.). Кочевники, населявшие Центральную Азию в VII-VI вв., именуются Сыма Цянем жун и ди; позднее их стали называтьху.

В ту же эпоху в степях Внутренней Монголии, Южной Маньчжурии и в отрогах Большого Хингана жили шаньжуны (горные жуны) и дунху (восточные варвары). Северные племена были постоянными участниками политиче­ской жизни древнекитайских государств, то сражаясь с ними, то вступая в коалиции воюющих друг с другом царств и получая за это вознаграждение.

Сыма Цянь ярко описывает «варварский» образ жизни и об­щественное устройство северных племен. Жуны и дунху не были политически объединены, «все они были рассеяны по гор­ным долинам, имели собственных вождей, и, хотя нередко соби­ралось свыше ста (племен) жунов, они не сумели объединиться в одно целое».

В источниках упомянуты посевы проса у жунов и дунху, но главным их занятием было кочевое скотоводство: «Переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круг­лых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс, одежду делают из разноцветных шерстяных тка­ней. Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами. Наследного преемника у них нет. Каждое стойбище имеет низшего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину. От старейшин до последнего подчи­ненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга в услужение. В каждом деле следуют мнению женщин, одни военные дела сами решают. Войну ставят важным делом».

Радикальное изменение общей ситуации в Центральной Азии произошло, согласно Сыма Цяню, в эпоху Чжанньго (403-221 гг. до н.э.). Вместо прежних жунов на севере и западе появляются сильные объединения кочевых племен сюнну (хунны) и юэчжи, а про дунху сообщается, что они «достигли расцвета и у них появился единый правитель».

В IV в. до н.э. китайцы впервые называют хуннов среди своих противников; позднее те начинают ожесточенную борьбу за Ордос с царствомЧжао.

На западе соседями хуннов были юэчжи – сакские племена, занимавшие вместе с родственными им усунами тер­риторию от Тянь-Шаня до Центральной Монголии.

В конце III в. до н.э. союз хуннских племен, возглавлявшийся военным вождем – шаньюем, трансформировалось в государство.

Государство хуннов выросло из военной аристократии хунских племен VIII-VI вв. до н.э. Создатели государства и их преемники видели свою цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущи­ми в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами). Такое государство могло существовать до тех пор, пока оно оставалось централизованной империей, организован­ной на военно-административных принципах.

Основатель хуннской державы, Модэ, в ходе победоносных войн сумел при­нудить Ханьскую империю:

1) к признанию его полного суверенитета;

2) к уплате ежегодной дани.

В 203-202 гг. Модэ подчинил племена Саяна, Алтая и верхнего Енисея. В 176-165 гг. он и его наследник Лаошан, одержав над юэчжи победу и вытеснив их в Среднюю Азию, установили контроль над богатыми оазисными государствами бассейна Тарима.

53 г. до н.э. – дата распада хуннской державы и подчинения шаньюя южных хуннов власти ханьского императора. В середине I в. до н.э. хунны были отрезаны от земледельческих и ремесленных центров на западе. Их политическая слабость в этот момент усугублялась экономической зависимостью от поставок из Китая, ставшего для хуннов моно­польным обладателем важной для кочевников земледельческой продукции.

Северные хунны восстановили свое политическое влияние в Восточном Туркестане в начале I в. н.э. Ожесточенная борьба между хуннами и Китаем за обладание Западным краем возобновилась в 73-94 гг. Успех ханьских войск, нанесших хуннам в 91 г. тяжелое пораже­ние, предопределил временное подчинение империи всего Восточного Туркестана.

 Общее ослабление Ханьской империи в начале II в. привело к исчезновению на сотни лет всякого влияния Китая в Западном крае.

 

ПОЗДНИЕ ХУННЫ И ПЛЕМЯ АШИНА

Исторические сведения, относящиеся к «доалтайскому» пе­риоду существования племен тюрк, наиболее полно сохранены в «Суйшу»: «Предками туцзюэ были смешанные ху Пинляна. Их родовое прозвание было «ашина». Когда северовэйский император Тай У-ди уничтожил Цзюйцюй (439 г.), Ашина (вождь племени) с пятьюстами семей, бежал к жужаням. Они (племя ашина) жили из рода в род у гор Цзиньшань (Алтай) и занимались обработкой железа».

Сообщение «Суйшу» связывает раннюю историю племени тюрк (ашина) с историей позднехуннских государств, существовавших на тер­ритории Китая в 308-460 гг.

После распада Ханьской империи в 220 г. н.э. во внутренние районы Китая началось массовое переселение варварских племен:

- хуннов (тюркоязычные племена),

- сянь-би (конгломерат тюркоязычных и монголоязычных племен с преобладанием последних),

- ди и цянов (тангуто-тибетские племена),

- цзе (ираноязычное юэчжийское племя).

В 276-289 гг. в провинции Хэбэй, Шаньси и Шэньси переселилось более 400 тыс. хуннов и сяньби; в Гуанчжуне поселилось более 500 тыс. ди и цянов, что составило по­ловину населения этого района.

 Переселившиеся в Китай пле­мена сохранили свою военную и племенную организацию, свой образ жизни, язык и обычаи, хотя сильнейшее китайское влия­ние на их общественный строй и культуру несомненно. Они активно участвовали в политической борьбе, происходившей в Китае, а в начале IV в. выступили как самостоятельная сила.

В 308 г. шаньюй хуннских племен Лю Юань провозгласил себя императо­ром. В 311 г. его сын, «китайский Аттила», Лю Цун осадил столицу империи Западная Цзинь (280-316) – Лоян. Вскоре империя Западная Цзинь перестала существовать. Созданное Лю Юанем государство Раннее Чжао (316-329) было уничтожено юэчжийским племенем цзе (государство Позднее Чжао, 319-350).

На территории Северного Китая возникло несколько эфемерных варварских государств, находившихся в состоянии постоянной войны друг с другом. Время с 304 по 439 г. в традиционной китайской историографии получило название периода «шестнадцати государств пяти племен».

В конце IV в. усилилось одно из сяньбийских племен на северо-востоке Китая – табгачи (кит. тоба, др.-тюрк. tabgac, араб. Тамгадж). В 386 г. их вождь Тоба Гуй основал государство Северное Вэй (386-532), объединившее в 439 г. под своей властью весь Северный Китай.

К концу V в. правящая династия и само племя табгачей почти полностью ассимилировались в китайской этнической среде. В рунических надписях этим именем называлось коренное население Китая. В 431-439 гг. вэйский император Тай У-ди (424-432) овладел двумя последними хуннскими государствами на территории Китая – царством Ся (407-431) и царством Северное Лян (401-439). С этими двумя царствами связано первое упоминание племени ашина в китайской историографической литературе.

Открытый в Монголии эпиграфический памятник начального периода существования Тюркского каганата – Бугутская стела с согдийской надписью – имеет навершием барельефное изображение волчицы, под брюхом которой расположена человеческая фигурка с обрубленными руками и ногами.

Согласно данному варианту легенды, предки тюрок, жившие на краю большого болота, были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь изувеченный врагами (ему отрубили руки и ноги) десятилетний мальчик, которого выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Скрываясь от врагов, волчица бежит в горы севернее Турфана. Там, в пещере, она рожает десятерых сыновей. Один из них, Ашина (в переводе с сакского и согдийского – синий), стал вождем нового племени и дал ему свое имя. Позднее вожди ашина выводят своих сородичей на Алтай, где они, возглавив местные племена, принимают имя «тюрк».

Племя ашина иммигрировало в Ганьсу после 265 г., в период массового переселения за Великую стену хуннских и зависимых от хуннов племен Центральной Азии и Южной Сибири.

После разгрома государства Северное Лян ашина подпали под власть жужаней и были переселены ими к южным отрогам Алтая. Только после переселения на Алтай племя приняло наименование «тюрк».

Предки ашина до момента миграции в район к югу от Великой стены жили в районе Алтая и Сибири. Но лишь после 460 г. в предгорьях Южного Алтая складывается союз племен, возглавляемая «великим ябгу» Туу и Бумынем (460-553). В 551-555 гг. ашины нанесли сокрушительный удар Жужаньскому каганату. На землях жужаней в Северной Монголии возникла новая центральноазиатская империя – Тюркский каганат (551-744).

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1425; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!