Примерная модульно-рейтинговая карта по дисциплине
Виды учебной работы | Максимальный балл | Зачетный балл |
Модуль 1. | 30 | 20 |
в том числе | ||
Посещение лекций | 10 | 8 |
Подготовка и выполнение практических работ | 10 | 6 |
Текущий контроль | 10 | 6 |
Модуль 2. | 40 | 30 |
в том числе | ||
Посещение лекций | 10 | 10 |
Подготовка и выполнение практических работ | 15 | 10 |
Модуль 3. | 40 | 30 |
в том числе | ||
Посещение лекций | 10 | 10 |
Подготовка и выполнение практических работ | 15 | 10 |
Рубежный контроль по Модулям. (экзамен) | 15 | 10 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
Для проведения практических занятий используются слайды, пособия, иллюстрированные издания из фондов библиотеки МГУТУ и кафедры дизайна, а также из личных собраний преподавателя и студентов.
Основная литература
1. Аронов В. Концепции современного дизайна 1990-2010. – М., 2011.
2. Вейс Г. Всеобщая история мировой культуры. – М.: Эксмо, 2007.
3. Воронов Н. В. Дизайн: русская версия.- М., 2001.
4. Воронов Н.В. Суть дизайна: 56 тезисов русской версии понимания дизайна. – М., 2002.
5. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник. – М., 2004.
6. Лаврентьев А. Н. История дизайна.- М.: Гардарики, 20006.
7. Михайлов С.М. История дизайна. 1 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2002.
8. Михайлов С.М. История дизайна. 2 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2003.
9. Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. – М.: Союз Дизайнеров России, 2002.
|
|
10. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. – Кн. 1, 2. – М., 2008.
11. Хан-Магомедов С. О. Пионеры советского дизайна. М.: Галарт. 1995.
12. Хиллер Б. Стиль ХХ века. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.
Дополнительная литература
1. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб, 1994. М., 2002.
2. Воронов Н.В. Российский дизайн. 1 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2001 .
3. Воронов Н.В. Российский дизайн. 2 т. – М.: Союз Дизайнеров России, 2001
4. Гропиус В. Границы архитектуры. – М., 1971.
5. Жердев Е. В. Метафора в дизайне. – М., 2012.
6. Земпер Г. Практическая эстетика. – М., 1971.
7. Розенблюм Е. Художник в дизайне. – М., 1974.
8. Сомов Ю. С. Композиция в технике. – М., 1977.
9. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. / Под общей ред. А. В. Иконникова. – М.: Стройиздат, 1990.
Программное обеспечение для ПК включает в себя распространенные программы для демонстрации изображений.
Интернет-ресурсы на сегодняшний день в большинстве своем не рецензируются, и их научный уровень часто представляется сомнительным. Возможно использовать иллюстративный материал и тексты – как объект анализа.
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
|
|
используемое оборудование и материалы: персональные компьютеры, носители информации – диски и флеш-карты, диапроектор, экран, слайды, иллюстрированные издания.
Глоссарий основных определений дисциплины
1. Аполлоническое и дионисическое начало в культуре – термины, введенные Ф. Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм», но актуальные для анализа явлений самых различных культурных эпох и стилей. Аполлоническое начало – носитель рационалистических тенденций: меры, упорядоченности, стройности, покоя. Дионисическое начало воплощает иррациональное, стихийное, динамическое, чрезмерное. Оба они присутствуют во всех стилях и культурах, но обычно доминирует одно из них.
2. Бифункциональные искусства– виды искусства, выполняющие собственно художественную и утилитарную функцию, причем последняя часто главенствует. К бифункциональным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.
3. Деконструктивизм –направление, возникшее в современной архитектуре и дизайне под влиянием философии. Для него характерны нарочито искаженные, как бы «сломанные» или деформированные элементы. Архитекторы и дизайнеры словно экспериментируют с физико-механическими возможностями предметов материального мира и с нашим восприятием их.
|
|
4. Дизайн –в наиболее узкой трактовке – это «творческая деятельность, конечной целью которой является определение определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию» (Т. Мальдонадо).
5. Искусство– область творческой деятельности, ставящая своей целью воплощение мировосприятия, воздействующая на человека в первую очередь эмоционально-непосредственно. Главной особенностью искусства считается «бескорыстие», т. е. отсутствие утилитарной заинтересованности. В современной науке приняты положения, что искусство не только отражает действительность, но и пересоздает, проектирует ее.
6. Канон и проект – понятия, противопоставляемые в науке о дизайне и протодизайне. Канон означает предзаданность основных особенностей формы, проект (букв., лат. – «брошенный вперед») предполагает новизну, известную непредсказуемость конечного результата. Проектность является характерным свойством современного дизайна и культуры в целом.
7. Композиция– построение художественной формы произведения, расположение и связь элементов. Особенностями композиции в дизайне и других бифункциональных искусствах является необходимость учитывать утилитарные требования.
|
|
8. Постмодернизм – характеристика искусства и культуры последней трети ХХ века. Утверждает ценность всех форм культуры, массовых и элитарных, провозглашает сплошную цитатность и интертекстуальность, активно и обычно иронически переосмысляет формы культуры прошлого.
9. Предметная культура, предметный мир (той или иной эпохи)– не только совокупность типичных предметов, но в первую очередь – общие принципы создания (конструктивные особенности и украшения или их отсутствие) и восприятия вещей, способов их размещения, понимание среды, пространства. Всё это является частью культуры эпохи, народа и т.п.
10. Проектная культура– многозначное понятие. Под ним обычно понимается проектность как свойство культуры быть ориентированной на индивидуальный замысел, новизну как культурную ценность.
11. Протодизайн – в доиндустриальные эпохи – деятельность человека по созданию предметов и их комплексов, направленных на улучшение условий жизни человека и не только имеющих высокие эстетические качества, но и несущих в себе какую-то оригинальную конструктивную идею.
12. Система Г. Вёльфлина – 5 пар понятий, введенных этим швейцарским теоретиком искусства для формального анализа и стилистического определения произведений Ренессанса и барокко. Актуально также для произведений прикладного искусства и протодизайна этой эпохи. Могут рассматриваться как внестилевые категории для характеристики современных объектов дизайна, единичных и комплексных.
Автор: Фрейверт Л.Б., канд. филос. наук, доцент.
Утверждено на учебно-методическом совете института от ________№
Рассмотрено на заседании учебно-методического совета университета от ________№
2.
Практикум
Практикум
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 365; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!