Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



Nbsp;  

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ

И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г.Разумовского

Кафедра ___ДИЗАЙН___________________________

                                                                                    Рассмотрено на заседании кафедры                                   протокол № от    2011 г

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой _______________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

__История дизайна, науки и техники__________________________________________

Направление подготовки

Бакалавров всех форм обучения

Дизайн»

_________________________

                                       (магистров) (номер и название)

             профили:_______«Дизайн среды»

___________________________________                  

(программа_______________________________________)

                                         ( номер и название)

формы обучения: очная, очно-заочная и заочная

курс: _________

Москва


Цели освоения дисциплины

 

Целью изучения дисциплины «История дизайна, науки и техники» является привитие студентами исторического кругозора в области дизайна, способность ориентироваться в особенностях художественной формы объектов разных эпох и стилей, воспитание вкуса и эстетического чутья. Это призвано помочь им в дальнейшей профессиональной проектной деятельности.

- Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- знакомство с основными особенностями различных этапов развития протодизайна и дизайна;

- знакомство с наиболее характерными, знаковыми явлениями в истории дизайна, науки и техники

 и предварительное знакомство с некоторыми вопросами теории дизайна.

 

Таблица 2.

Базовые модули дисциплины, рекомендуемая трудоемкость и виды учебной работы

Очн. полн, очн. сокр.,/ веч. сокр.

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

МОДУЛЯ И ТЕМЫ

Зачетные единицы/ академические часы

Все-го Лек-ции Практи-ческие работы Само-стоя -тельная работа Конт-роль (вход-ной, те-кущий, рубеж-ный)
  Модуль 1. Теоретические основы. Предметная культура Древнего мира, средневековья и Возрождения 34 20 6 6 2
1 Тема 1. Введение в курс. Цели и задачи предмета 6 4 - 2 -
2 Тема 2.Предметная культура Древнего мира. Первобытная культура. Междуречье и Древний Египет. Европейская античность                         13 8 2 2 1
3 Тема 3. Ремесленное производство Средневековья. Ренессанс как эпоха зарождения проектной культуры 15 8 4 2 1
  Модуль 2. Предметная культура Нового времени. Зарождение дизайна. 55 30 13 8 4
4 Тема 4. Материальная культура XVII – начала XIX века. Барокко, классицизм, рококо. 14 8 3 2 1
5 Тема 5. Стили XIХ – начала ХХ века. Эклектика, историзм, модерн. Особенности промышленного производства. Зарождение промышленного дизайна 15 8 4 2 1
6 Тема 6. Влияние авангардного искусства на дизайн ХХ века 12 6 3 2 1
7 Тема 7. Дизайн 1920-х гг. Баухауз. ВХУТЕМАС 14 8 3 2 1
  Модуль 3. Развитие дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе. 50 26 13 8 3
8 Тема 8. Дизайн 1930-х – 1940-х гг. 13,5 8 3 2 0,5
9 Тема 9. Дизайн 1950-х – 1960-х гг. 11,5 6 3 2 0,5
10 Тема 10. Дизайн 1970-х – 1980-х гг. 12 6 3 2 1
11 Тема 11. Современные тенденции развития дизайна 13 6 4 2 1
  Итого 108/36 76 32 27 9 (экза-мен)

 

 

Веч. полн.

 

п/п

НАИМЕНОВАНИЕ

МОДУЛЯ И ТЕМЫ

Зачетные единицы/ академические часы

Все-го Лек-ции Практи-ческие работы Само-стоя -тельная работа Конт-роль (вход-ной, те-кущий, рубеж-ный)
  Модуль 1. Теоретические основы. Предметная культура Древнего мира, средневековья и Возрождения 12 9 -   3
1 Тема 1. Введение в курс. Цели и задачи предмета 7 2 - 4 1
2 Тема 2.Предметная культура Древнего мира. Первобытная культура. Междуречье и Древний Египет. Европейская античность                         12 3 - 8 1
3 Тема 3. Ремесленное производство Средневековья. Ренессанс как эпоха зарождения проектной культуры 15 4 - 10 1
  Модуль 2. Предметная культура Нового времени. Зарождение дизайна 54 14 - 36 4
4 Тема 4. Материальная культура XVII – начала XIX века. Барокко, классицизм, рококо. 12 3 - 8 1
5 Тема 5. Стили XIХ – начала ХХ века. Эклектика, историзм, модерн. Особенности промышленного производства. Зарождение промышленного дизайна 15 4 - 10 1
6 Тема 6. Влияние авангардного искусства на дизайн ХХ века 12 3 - 8 1
7 Тема 7. Дизайн 1920-х гг. Баухауз. ВХУТЕМАС 15 4 - 10 1
  Модуль 3. Развитие дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе 51 13 - 34 4
8 Тема 8. Дизайн 1930-х – 1940-х гг. 12 3 - 8 1
9 Тема 9. Дизайн 1950-х – 1960-х гг. 12 3 - 8 1
10 Тема 10. Дизайн 1970-х – 1980-х гг. 13 3 - 9 1
11 Тема 11. Современные тенденции развития дизайна 14 4 - 9 1
12 Итого 144 36 0 96 12(экза-мен)

 


 

Таблица 3.

Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины

№ п/п

НАИМЕНОВАНИЕ МОДУЛЯ И ТЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  ДИДАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ  
 

Модуль 1. Теоретические основы. Предметная культура Древнего мира, средневековья и Возрождения

1 Тема 1. Введение в курс. Цели и задачи предмета

Понятие «дизайн». Варианты трактовки – расширительная и узкая. Закономерность появления промышленного дизайна. Дизайн как проектная деятельность. Понятия «художественное конструирование», «техническая эстетика», их укорененность в российской культуре.

 

2 Тема 2. Предметная культура Древнего мира. Первобытная культура. Междуречье и Древний Египет. Европейская античность                        

Предметная культура первобытного человека. Значение анимизма и магии. Орудия, «интерьерная» роспись пещер, предметы быта. Форма и декор. Предметный мир Междуречья. Особенности утвари, одежды, интерьеров, связанные с мироощущением, - сложная форма, завуалированная тектоничность, беспокойная фактура и декор. Предметный мир Древнего Египта. Лаконизм формы, четкость конструкции как характерные особенности мироощущения. Предметный мир Древней Греции. Цивилизация Эллады как источник европейской культуры. Рационализм, антропоморфизм, действенность. Их отражение в предметном мире. Единство аполлонического и дионисического начал, рационально-организованного и эмоционально-стихийного – в античном интерьере и отдельных объектах. Единство пользы и красоты – калокагатия. Предметный мир Древнего Рима. Связь с греческими традициями и их развитие. Стилистические особенности объектов утвари и интерьеров, связь технологии и мироощущения. «Монолитность» древнегреческой и «облицованность» древнеримской формы, идеал – индивидуальность, интерес к чрезмерному, монументально-масштабному.

3 Тема 3. Ремесленное производство Средневековья. Ренессанс как эпоха зарождения проектной культуры

Главенство религиозного сознания. Периодизация Средневековья. Темные века: связь с первобытной и народной культурой. Романский стиль. Мощь, массивность форм. Готика. Цеховое ремесло. Значение канона. Влияние архитектурных форм на другие искусства. Автономность оборудования светского интерьера от архитектурной составляющей. Ренессанс как эпоха зарождения проектности как части индивидуалистической культуры. Дифференциация функции помещений. Интерпретация античности. Культ пропорций, цитирование декоративных элементов. Особенности мануфактурного производства. «5 пар понятий» Г. Вёльфлина как инструмент для анализа произведений Ренессанса и барокко.

 

  Модуль 2. Предметная культура Нового времени. Зарождение дизайна

 

4 Тема 4.Материальная культура XVII – начала XIX века. Барокко, классицизм, рококо.

Барокко как стиль, ориентированный на «ценности изменения» (Вельфлин). Повышенная эмоциональность, динамика перекрытий и пересечений, главенство зрительного восприятия: любовь к оптическим иллюзиям. Зарождение ансамблевости. Классицизм XVII века (эпохи абсолютизма). Рационализм. Торжественность, величие форм. Роль парадных интерьеров. Версаль. Принципы регулярного парка. Рококо. Главенствующее значение интимной, непарадной стороны жизни человека. Рокайль как элемент, определяющий все основные характеристики формы отдельного предмета и построения пространства в целом. Классицизм XVIII века. Влияние идей Просвещения и одновременно – эстетики рококо. Камерность, интимность интерьеров. Удобство и рациональность мебельных объектов.

 

5 Тема 5. Стили XIХ – начала ХХ века. Эклектика, историзм, модерн. Особенности промышленного производства. Зарождение промышленного дизайна

Эклектизм и историзм как воплощение тенденций романтической эпохи – индивидуализма, психологизма, культа необычного, понимания историчности и изменчивости идеала. Эклектика как свобода выбора, творческое сочетание и переосмысление элементов стилей прошлого. Историзм как интерес к прошлому, к национальным традициям, стремление «убежать» от проблем современности. Перегруженность интерьеров деталями. Любовь к комнатным растениям. Бурное развитие промышленного производства и упадок ремесла. Низкое качество и эстетическое несовершенство промышленной продукции ХIX века. Основные положения теоретические трудов Дж. Рескина, У.Мориса, Г. Земпера. Развитие техники как предпосылка появления новой эстетики. Модерн как «последний великий стиль» рубежа XIX – ХХ в., преодолевающий прошлое, а не подражающий ему. Ветви модерна – национально-романтическая, флореальная, абстрактно-геометрическая, неоклассическая. Культ красоты, эстетизация жизни. Понимание произведения как живого, растущего организма. Синтез монументальности и камерности. Эстетика модерна как почва для возникновения индустриального дизайна. П.Беренс как основоположник профессионального индустриального дизайна. Особенности русского модерна.

 

6 Тема 6. Влияние авангардного искусства на дизайн ХХ века

Общая характеристика авангарда первой четверти ХХ века. Кубизм как пересоздание, проектирование действительности. Выявление геометрического начала в форме. Футуризм. Эстетика, ориентированная на будущее, прославляющая технику и скорость. Нефигуративное искусство. Выражение во всех разновидностях абстракционизма общих закономерностей миростроения и мировосприятия. Создание культуры чистой формы, ставшей базой для формообразования в индустриальном дизайне и современной архитектуре. Абстракционизм Кандинского. Выражение «духовной сущности» абстрактных форм. Кандинский как педагог ИНХУКа и Баухауза. Теоретическое наследие. Понимание роли первоэлементов формы. «Де Стиль» Мондриана и Дусбурга. Работа с вертикалью и горизонталью, обобщенный ритм. Проекты. Супрематизм. Работа с геометрическими формами. Теоретическое наследие Малевича. Сюрреализм. Культ интуиции, снов и галлюцинаций. Творчество С. Дали. Использование в арт-дизайне.

7 Тема 7. Дизайн 1920-х гг. Баухауз. ВХУТЕМАС

Функционализм и конструктивизм – два основных направления дизайна 1920-х гг. Общие черты и различия. Связь с абстрактно-геометрической ветвью модерна. «Эстетика прямого угла» в функционализме. Понимание утилитарной функциональности как источника формообразующих идей – рождение новой эстетики. Конструктивизм. Идейная основа. Образы динамики. Активность диагоналей, врезок. Утопичность и одновременно мощное новаторство формотворчества. Продуктивность их идей для будущего.

Новые методы и принципы преподавания. Теоретические работы деятелей Баухауза и ВХУТЕМАСа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

  Модуль 3. Развитие дизайна в индустриальном и постиндустриальном обществе

 

8 Тема 8. Дизайн 1930-х – 1940-х гг.

Ликвидация Баухауза и ВХУТЕМАСа в результате изменения общественно-политической ситуации. Внутренняя ограниченность их концепций. Ар-деко – синтез тенденций модерна и функционализма. Стрим-лайн и т. п. явления. Национальное своеобразие дизайна различных стран. Становление дизайна в США. Коммерческая составляющая. Советский дизайн в тоталитарную эпоху. «Пролетарская классика» и «сталинский ампир». Строительство Московского метрополитена. Причины ретроспективной стилистики.

Дизайн предвоенной Германии.

Вторая мировая война. Вынужденне применение новых материалов. Влияние военных технологий на дизайн.

9 Тема 9. Дизайн 1950-х – 1960-х гг.

Новая образность – интерес к народно-национальной и детской тематике, образы изобилия и т.п. Послевоенный дизайн стран Западной Европы. Развитие итальянского дизайна. Автопромышленность. Фирменный стиль «Оливетти». «Скульптурный стиль».

Дизайн в Великобритании. Традиционные черты. Сдержанность формальных средств. Общественная поддержка дизайна.

Дизайн Франции. Традиционные лидирующие формы. Интерес к эксперименту, склонность к острым и одновременно изящным художественным решениям.

Развитие дизайна Японии после войны. Сочетание традиционных ценностей и новаторства. Стратегия дизайна, направленная на лидерство в новых сферах (электроника). Роль японской эстетики для развития минимализма.

Дизайн скандинавских стран. Интерес к природным материалам. Традиции народных ремесел. Отражение особенностей климата.

Дизайн Германии. Возрождение идей и эстетики функционализма в новых условиях Стиль «Браун». Ульмская школа.

Особенности развития советского дизайна в условиях планового производства. Транспорт, военная промышленность, новые станции метро. Изменения в архитектурно-строительной политике и их влияние на дизайн. Создание ВНИИТЭ.

10 Тема 10. Дизайн 1970-х – 1980-х гг.

Ограниченность функционалистских тенденций и требований. Усилившееся влияние авангардного искусства середины ХХ в. – поп-арта и оп-арта. Поворот к постмодернизму. Внимательное и заинтересованное отношение к массовой культуре, использование ее образов и приемов, интерес к оптическим иллюзиям и другим приемам, вызывающих сильную эмоциональную реакцию.

Хай-тек. Образы технологического характера, использование металла, стекла, акцентирование конструкций.

Дизайн итальянских групп «Алхимия» и «Мемфис». Антифункционалистские тенденции. Ре-дизайн. Ироническое переосмысление приемов прошлого. Игровое начало. Интертекстуальность, тотальное цитирование.

Минимализм и «бедное искусство» (arte povera) как реакция на перегруженность деталями ретроспективных стилей. Влияние японской эстетики и живописи М. Ротко.

Особенности развития советского дизайна. Создание дизайн-программ. Их утопичность. Деятельность Сенежской студии. Понятие «художественное проектирование».

11 Тема 11. Современные тенденции развития дизайна

Чувство исчерпанности тотальной иронии и игры с прошлым, потребность в чистоте стиля – неомодернизм.

Дальнейшее развитие минимализма и «бедного искусства». 

Деконструктивизм. Связь с современной философией. Парадоксальность, динамизм и драматичность формы.

Компьютер в современном дизайне.

       

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. Используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся: изучение литературы и анализ объектов (иконографического материала, экспозиций музеев и выставок, Интернет-сайтов, рекламных материалов, периодики), написание эссе и рефератов (по желанию). Примерные темы эссе: анализ объектов, дизайна, техники с выявлением стилистических характеристик.

 

Таблица 8.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 384; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!