Соборное Уложение 1649 года и политический строй России



 

Процессы, проходящие в обществе, отразило принятие Земским Собором 1649 года Уложения царя Алексея Михайловича – свода законов страны (действовавшего в своих основах до 1832 г.). Уложение гарантировало более равномерное распределение налогов в городских общинах и удовлетворило дворянство, вводя бессрочный сыск беглых крестьян, полностью отменив «урочные лета», Юрьев день и юридически оформив систему крепостного права. Служилые дворяне, поместья коих запустели в Смуту, теперь могли не бояться оскудения своих земель крестьянами (особенно во время несения ими тяжкой военной службы в дальних походах).

Глава «О посадских людях» узаконивала ликвидацию белых слобод и мест, свободных от налогов и повинностей государству, на посадах.

Первые главы Уложения содержали статьи о преступлениях против государя и царской власти. Укреплялась власть монарха, и окрепшее самодержавие вскоре перестало нуждаться в поддержке такого важнейшего органа сословно-представительной монархии как Земский Собор. Началось движение к монархии абсолютной.

Вместе с тем в XVII веке царь еще в значительной мере обязан опираться на Боярскую Думу – высший орган законодательной власти при царе. Формула указов той эпохи – «Царь указал, а бояре приговорили» – хорошо характеризует роль Думы.

Исполнительная власть принадлежала приказам, расцвет которых приходится именно на XVII век. Их было до 80. Важнейшие – Посольский, Поместный, Большой Казны, Тайных дел, Стрелецкий… Численность бюрократии в государстве увеличилась до 4,5 тыс. чел. И на местах, и в центре сохранилась некоторая простота и патриархальность нравов: челобитчик во время бунта, подавая по обычаю жалобу царю при выходе того из церкви, мог держаться за пуговицу на одежде царя. На местах вся власть сосредотачивалась в руках назначаемых из центра воевод.

Главной особенностью организации общества было приспособление последнего к нуждам государства. Все социальные классы и общественные слои обязаны в той или иной форме служить государству. Крепостные - единственная группа общества, свободная от царской регламентации, но подверженная еще более жестокой регламентации своих владельцев-бояр и дворян. Принцип всеобщей обязательной службы государству всех свободных людей возник в эпоху татарского ига. В XVII веке он был востребован из-за хаоса и разрухи Смутного времени. Службу в войске, царской администрации или на местах несли благородные люди, консолидирующиеся постепенно в класс дворянства и аристократии. Свободное население, несущее подати и повинности («тягло») в пользу государства, стало называться тяглым, под ним понимали простолюдинов: посадских людей (купцов, ремесленников), свободных крестьян. Боярство занимало привилегированное положение во главе администрации и войска. Дворянство также консолидировалось, и экономической его основой являлось поместное землевладение. В целом дворянство стало главной опорой царской власти. Права дворян на поместья все увеличивались, и к концу XVII века различия между вотчинами (наследственными имениями бояр) и поместьями (владениями, данными дворянину на период военной службы государю) постепенно стирались.

Городское посадское население имело свою организацию общественно самоуправления. Очень широкие права имела купеческая верхушка, выполнявшая функции финансовых контрагентов правительства. Тяглое посадское население самостоятельно распределяло внутри своей общины общий объем налогов и податей «по животу» (зажиточности) каждого горожанина.

Крестьяне делились на две части: 1. Государственные, проживавшие на казенных землях и оставшиеся лично свободными. Они привязаны к своей общине («миру»), платят прямые налоги и выполняют трудовые повинности. 2. Крепостные, прикрепленные к имениям своих господ, становились все более беззащитны перед властью своего хозяина. Холопство как патриархальная форма рабства продолжало существовать в XVII веке. Но впоследствии кабальные холопы превратятся также в крепостных слуг своих владельцев.

На вершине пирамиды власти стоял царь, поддерживавший баланс равновесия в стране и пытавшийся отражать интересы всех слоев населения. Власть его была огромной, но не абсолютной. В религиозных делах он сильно ограничен церковью. В XVII веке патриархи (Филарет, Никон) активно вмешиваются в государственные дела. В текущей внешней и внутренней политике страны огромную роль играла Боярская Дума, аристократический совещательный орган при царе. Кроме этого, наиболее важные общегосударственные вопросы в XVII веке выносились на обсуждение Земских Соборов – нерегулярных съездов представителей всех свободных слоев русского общества.

 

 

Религиозный кризис

В эпоху более тесного соприкосновения с Западом: Смута, вхождение левобережной Украины в состав России в 1654 г. – открыто проявился религиозный кризис. Греческое православие считалось основой русской духовной жизни, и подавляющее большинство народа было привержено своей церковной традиции. Но церковь, обладая огромными землями и большой финансовой мощью, считала, что должна усилить свою политическую роль в стране и активнее руководить нацией. Патриарх Филарет (отец царя Михаила) имел титул «великого государя», который также получил в 1652 г. властолюбивый патриарх Никон. Последний – человек энергичный, порывистый, с диктаторскими наклонностями – сразу же принялся за работу по исправлению церковных книг по греческим образцам. За несколько столетий при переписке последних отхождения от канона сделались очень значительны.

По церковной реформе Никона изменился и ряд обрядов: крещение тремя перстами вместо двух (символ троицы); крестный ход вокруг церкви не посолонь, а против солнца; единогласие при пении в церквах, а не многоголосие… Сейчас такие различия кажутся несущественными, но верующие придавали им громадный смысл. Русские обожествляли в большей мере сам обряд (остаток язычества), чем смысл службы. Кроме того, эти изменения проводились внезапно и в грубой, варварской форме, с сожжжением старых неканонических (по Никону) икон и книг. Грубые меры подавления сопротивления только подливали масла в огонь. Сам Никон, претендуя на государственную власть, в конце концов по воле царя утратил сан патриарха, но реформа продолжалась. Во главе церкви остались никониане. Общество раскололось. Раскол перерос в национальный кризис. Чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Более 10% населения страны были за старые обряды. В состав старообрядцев входили люди из всех слоев: бояре, стрельцы, крестьяне, духовенство. Идеологом раскола стал протопоп Аввакум, великий русский писатель XVII века, погибший мученической смертью после многих лет сидения в земляной тюрьме. Главный лозунг старообрядцев – возврат к «старине», а также неприятие ими государственной и церковной власти – вынудили их уйти на русский Север, в Заволжье, на Урал. Великая заслуга старообрядцев перед русской культурой состоит в том, что они до ХХ века донесли древнерусские рукописи, иконы, ремесла, сохранили живыми важные элементы допетровской культуры.

 

 

Россия добилась к последней трети XVII века политической и экономической внутренней стабильности. Петру I от отца досталась устойчивая страна, уверенно смотревшая в будущее. Монархия первых Романовых действовала не только в интересах династии, упрочивая свою власть, расширяясь и строя отношения (пусть в разной мере) с соседями, но и в интересах огромного большинства всего населения и народов набирающей силу империи.    

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!