Смутное время в России (начало XVII века)



Материалы к лекции по теме

"Образование и развитие Русского централизованного государства

(XIV-XVII вв.)"

 

 

                                                               Вопросы к лекции:

 

                1. Система татаро-монгольского ига.

                2. Возвышение Москвы. Дмитрий Донской.

                3. Русь в XV веке. Создание централизованного государства.

                4. Россия в XVI веке.

                5. Смутное время в России (1598-1613 гг.).

                6. Россия в XVII веке.

                7. Соборное Уложение 1649 г. и политический строй России.

                8. Религиозный кризис.

 

 

                                               Система татаро-монгольского ига.

                        …………………………………………………………………..

 

                                            Возвышение Москвы

…………………………………………………………………..

 

  Русь в XV в. Создание централизованного государства.

 

   Собирание Руси московскими князьями с XIII века шло медленно, но непрерывно. Вектор их политики не менялся два с лишним столетия. Не случайно В.О.Ключевский, иронизируя, говорил, что по их поступкам трудно судить – кто из них Иван, а кто Василий (это два наиболее распространенных княжеских имени в Москве той эпохи). Качественный рывок в результате этой длинной цепи количественных изменений совершил Иван III (1462 – 1505) – фактический создатель Российского централизованного государства. Современники были потрясены внезапным, словно Феникс из пепла, появлением мощной монархии там, где еще недавно враждовали друг с другом ордынские данники. Именно Иван III четко осознал и решил следующие национальные задачи страны: установление сильной единоличной власти и прекращение феодальных междоусобиц; ликвидация самостоятельных княжеств и уделов; окончательное свержение татарского ига; переход от оборонительной внешней политики к наступательной.

   Все это отражало интересы основной массы населения страны. Создавшаяся сословно-представительная монархия – это наиболее удачный вариант государственного устройства Московской Руси той эпохи. С конца XV в. она называется Россией. Успешно завершил этап преобразований Ивана III его сын – Василий III (1505 – 1533). За 70 лет их правления Московская территория выросла в 6 раз, достигнув 2800 тыс. кв. км с населением примерно 7 млн. человек, вобрав в себя основную часть территории восточной Европы и Урала на востоке, Северного моря на севере и Литвы на западе. Как метко писал К.Маркс, «изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами – была ошеломлена внезапным появлением огромного государства на ее восточных границах».

   Не будучи хорошим полководцем, Иван III был замечательным стратегом и великим дипломатом. По существу без войны была присоединена основная масса русских княжеств центра страны: Ярославское (1463), Ростовское (1474), Рязанское (1517, по другим данным 1521) и другие. Благодаря искусной многолетней политике кнута и пряника Тверское княжество (1485) и Новгород (1478) (это была особенно сложная задача), Пермь (1472), Вятка (1489), а при Василии III - Псков (1510), Смоленск (1514) (отвоеван у литовцев) и многие другие княжества и земли вошли в состав огромной империи московских великих князей (формально Россия стала называться империей лишь с эпохи Петра I). Своим титулом – царь, самодержец и государь всея Руси – Иван III провозгласил себя наследником Византии и единственным оплотом православной веры в мире.

   Так завершилась работа 8 поколений. Вокруг Москвы объединены почти все великороссы. Пережив тяжелейшую эпоху своей истории (XIII – XIV вв.), нация сумела консолидироваться и выжить, обеспечив внешнюю независимость (татарское иго окончательно пало в 1480 г. – «стояние на реке Угре») и внутреннюю государственную обустроенность, создав монархию, не ограниченную какими-либо уставами и учреждениями. Великокняжеская, а затем царская власть выступала как арбитр над интересами различных сословий и этносов в огромной по площади и разноплеменной стране. Именно монархия стала наиболее эффективной государственной формой, оптимально защищающей национальные интересы. Православная церковь, интересы которой совпали в этом с интересами государства, полностью поддерживала власть. И все же великий князь той эпохи – это не восточный деспот, а рачительный хозяин-приобретатель, первый среди равных ему по крови князей-Рюриковичей. Как верно писал историк А.А.Зимин, «власть великого князя ограничивалась прочными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о характере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое пробивалось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды». Велико значение Боярской думы, формирующихся приказов – как органов центрального управления.

   В преобразованиях той эпохи падали свободы и властные традиции целых слоев общества – боярства, удельных князей. Крестьяне (владельческие) потеряли полную свободу передвижения. По Судебнику 1497 г. им разрешено покидать старого владельца лишь раз в году – на осенний Юрьев день. В определенной мере, действительно, прикрепление крестьян к земле – это вопль отчаяния государства, которое, чтобы выжить, должно иметь постоянное боеспособное войско из дворян, получавших за свою службу и на ее период поместья с крестьянами. В условиях наличия огромного количества свободных земель закрепить крестьян было крайне сложно. Мы должны помнить, что основная часть крестьян Руси той эпохи – это черносошные крестьяне (свободные общинники).

   Объединение северо-восточной Руси с особой силой подчеркнуло особое положение другой Руси – юго-западной, существовавшей отдельно от Руси Московской. Духовное, национальное и религиозное родство ощущалось при этом особенно остро, так как значительная часть юго-западной Руси вошла в состав великого княжества Литовского, а впоследствии (с 1569 г.) – объединенного Польско-Литовского государства Речи Посполитой, в которой доминировали католицизм и польская культура. Иван III и его преемники постоянно напоминали западным соседям, что Киев, Смоленск, Чернигов и другие русские города – их «отчина и дедина», а потому стремились к собиранию и этих земель. Давление Москвы уже в XVI в. литовцы выдерживают с трудом. Балан сил в это время изменился в пользу Москвы, так как в Литве развивалась аристократическая форма конституционно-

го правления.

   На самой Руси демократический и аристократический элементы в политической жизни были сломлены в XIII-XV веках. Вече повсеместно запрещены, а княжеская аристократия ликвидирована (в эпоху Ивана Грозного уничтожена физически). Старая демократическая традиция возродилась здесь лишь в форме общин казаков на юге страны с XV в., выполнявших функции пограничных войск, ведь спор Руси со Степью – ханствами – осколками Золотой Орды: Казанским, Астраханским и Крымским – еще не был завершен.

 

Россия в XVI веке

XVI век – время быстрого роста территории Российского государства, заселенного по-прежнему очень слабо. Плотность населения здесь – от 1 до 5 человек на 1 кв. км (в Европе – от 10 до 30 чел.). Население Руси также меньше населения ведущих европейских держав (до 7 млн.чел.). Московская Русь в XVI веке поглотила в себя огромные территории европейского Севера (там центрами колонизации часто выступали монастыри), Урала и Сибири, степного «Дикого поля», куда вслед за казаками тянулись и крестьяне-земледельцы. Наиболее беспокойный и взрывоопасный элемент уходил из центра страны в поисках лучшей доли на окраины, и поэтому там обстановка была достаточно спокойна и стабильна.

Первая и важнейшая задача внешней политики московских государей в XVI веке – безопасность южных рубежей и защита страны от татарских набегов. После свержения татарского ига в 1480 г. наследниками Орды стали три татарских ханства: Казанское, Астраханское (более слабое) и Крымское. Стремительные летние конные набеги степняков с разорением сотен сел и городов (причем нередко татары доходили до центра страны), гибелью тысяч и уведением в «полон», в рабство многих тысяч русских людей – все это приносило огромный ущерб экономике страны и ее политическому статусу независимой державы.

Иван III еще в 1487 году нанес мощный удар по Казани, поставив там, правда, ненадолго, зависимого от Москвы хана. Окончательно в 1552 г. Иван IV захватил Казань и присоединил территорию ханства к России. В 1556 г. была взята и присоединена к России Астрахань. Решение проблемы Крыма затянулось очень надолго. Крымские татары в своих порой ежегодных набегах терзали юг не только России, но и Речи Посполитой несколько столетий. Сами же, защищенные огромными безводными степями в Крыму, не только в XVI, но и в XVII-XVIII веках оставались чаще всего недосягаемыми для русской сухопутной армии. Крымские ханы Гиреи, став вассалами Турции, получали от них серьезную помощь и покровительство.

Поэтому в ХVI в. на юге России создается система мощных оборонительных рубежей. Причем между мощными крепостями (Нижний Новгород, Коломна, Рязань, Тула, Орел, Калуга) устраивалась цепь легких городков, а также многокилометровых засечных черт (завалов из срубленных деревьев).

В основе русской армии той эпохи – дворянское ополчение.

Второе направление внешней политики России в XVI веке (да и далее) – это активное наступление на Прибалтику, борьба за выход к Балтийскому морю. Затяжная и изнурительная Ливонская война в 1558 – 1583 гг. – дело всей жизни Ивана Грозного – завершилась неудачей, истощив ресурсы всего государства. Решение этой задачи перед фронтом сплотившихся против Ивана IV Польши, Дании и Швеции оказалось России в XVI веке еще не по силам. Натиск на Запад, в преддверии системного кризиса Русского государства (близилась «Смута»), значительно ослаб.

Третье направление внешней политики России – восточное. Присоединение Поволжья создало предпосылки для успешного продвижения русских в Сибирь, которая привлекала громадными запасами пушнины. Основная инициатива здесь принадлежала не государству, а частным людям – купцам и казакам. Купцы и промышленники Строгановы обладали огромными финансовыми и людскими ресурсами, ссужали деньги даже царям. В Прикамье они владели огромными землями, строили крепости, содержали военные отряды. Соляные варницы русского Севера и пушнина – главный источник их сказочных доходов.

В 1581-1582 гг. Строгановы снарядили за Урал (Камень) военную экспедицию казаков и своих ратников. Во главе отряда из 600 человек стал атаман Ермак Тимофеевич. Дойдя до Иртыша, Ермак сумел разгромить армию сибирского татарского хана Кучума, и, заняв его столицу – Кашлык, стал собирать ясак (дань пушниной) с окрестных племен. Ермак вскоре погиб, но поставленные крепости в Сибири – Тюмень, Тобольск (центр управления Западной Сибирью), Томск – закрепили присоединение этих территорий и стали форпостом для дальнейшего продвижения казачьих отрядов по речным системам на восток.

В XVI веке русскими религиозными деятелями была создана доктрина «Третьего Рима». Она возникла как переработка византийской идеи гармонии церкви и государства. Византийские писатели доказывали, что в Средневековье центр христианства переместился из Рима в Константинополь – второй Рим. После захвата Византии турками Москва, по мнению русских идеологов, превратилась в Третий Рим – единственный оплот истинной веры во всем мире. Притом четвертому Риму не быть никогда: с крахом Московского царства рухнет и весь остальной мир. Коронация Ивана IV царем в 1547 году, принятие московским митрополитом сана патриарха в 1589 г. – тесно связаны с идеологией Третьего Рима. В ту эпоху (XVI в.) эта доктрина вовсе не являлась обоснованием действий Москвы к увеличению своих владений и руководству всем христианским миром. Основоположники ее просто верили в близкий конец света и приближение Страшного Суда, а потому пытались сохранить православное христианство в чистоте как последнее убежище.

Внутренняя политика Московского царства, сословно-представительной монархии, во многом определялась личностными качествами московских государей этой эпохи. Осторожный, но настойчивый Василий III (1505-1533 гг.) завершил дело своего отца по созданию Московской державы. Период боярских междоусобиц и феодальных распрей падает на годы малолетства Ивана IV. Если первая часть его самостоятельного правления (1547-1560 гг.) – это период консолидации общества, разумных реформ, укрепления государства и власти монарха – эпоха «Избранной рады» и Земских Соборов, то второй период его правления (1560-1584 гг.) – это время безумного террора внутри своего государства, пиком которого стала опричнина – попытка полного сокрушения аристократии и утверждения абсолютной власти монарха. В борьбу с боярством Иван IV, человек психически не очень устойчивый, внес столько ненужной страсти, что, дойдя до пределов безумия и изуверства, превратил ее из государственной акции – в личную драму и трагедию целого сословия. Таких ужасов казней и репрессий, как при Грозном, Россия не знала со времен Батыя. Опричнина, чума и Ливонская война привели к вымиранию значительной части населения центра страны и разорению государства. Во многом благодаря этим факторам Россия к рубежу XVI века оказалась на пороге тяжелейшего за всю ее историю кризиса, остро поставившего вопрос о независимости страны.

 

 

Смутное время в России (начало XVII века)

 

События, начавшиеся в России после смерти царя Федора Ивановича (1584-1598 гг.) – человека недалекого и набожного, большого любителя колокольного звона, при котором Русь отдохнула от бедствий царствования Ивана Грозного, - и завершившиеся в 1613 г. избранием на Земском Соборе нового царя Михаила Романова, родоначальника новой династии – получили в исторической литературе название Смутного времени или Смуты.

Главная причина Смуты – утрата внутреннего равновесия российского общества из-за потери важной опоры государства – легитимной (законной) монархии. Династический кризис (царь Федор умер бездетным и его преемником был избран Земским Собором Борис Годунов (1598-1605 гг.)), обострив все противоречия в обществе, усилил действие других дестабилизирующих факторов, приведших в конце концов к гражданской войне в России: рост социальных противоречий и закрепощение крестьян, экономический кризис, тяжелый трехлетний голод 1601-1603 гг. и гибель до трети населения страны, борьба между боярскими кланами за власть, восстания казачества и холопов, появление самозванцев и в конце концов – иностранная военная интервенция.

Борис Годунов, многоопытный и талантливый правитель, стремился стать идеальным монархом и вел очень осторожную политику. Он пытался провести реформы в интересах основных слоев русского общества, сблизиться с Западной Европой. Но обстоятельства были против него, все его начинания и реформы потерпели крах. Разочарование в царе-реформаторе быстро переросло в ненависть к нему со стороны всех слоев общества. Боярские партии, недовольные «худородным» царем, в жилах которого не было крови Рюриковичей, плели заговоры.

В такой ситуации правление самозванца Григория Отрепьева (слуги бояр Романовых, также претендентов на власть), назвавшегося именем царевича Дмитрия, последнего сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе (1591 г.) в детские годы, вызвало в России всеобщий энтузиазм. Поддержанный польскими магнатами Лжедмитрий I начал поход на Москву и после неожиданной смерти Бориса Годунова вступил в нее (июнь 1605 г.) и был провозглашен царем.

Но он не смог выполнить свои прежние обещания и не удовлетворил ни боярскую верхушку, ни народные массы. Обострили недовольство москвичей его тайный католицизм и женитьба на Марине Мнишек (католичке и полячке). 17 мая 1606 г. он был убит, и царем стал Василий Шуйский – глава влиятельнейшего боярского рода, правивший в интересах боярской элиты.

Восстание Ивана Болотникова (1606-1607 гг.) потрясло всю страну. Болотниковцы осадили Москву. С огромным трудом Василию Шуйскому удалось разгромить Болотникова, называвшего себя воеводой царя Дмитрия Ивановича. Стоит отметить, что в войске Болотникова были люди всех рангов, и в дальнейшем активно участвовавшие в гражданской войне: казаки, разбойный элемент, дворяне, посадские, холопы, крестьяне, служилые люди.

Именно на них оперся вторгшийся из Польши второй самозванец Лжедмитрий II, ядром войска которого были поляки и казаки. Он также ходил на Москву, но взять ее не смог и создал параллельную государственную структуру у себя в Тушине, контролируя значительную территорию страны. Ситуация значительно ухудшилась после открытой военной интервенции: с запада вторглись поляки, а с северо-запада – шведы. Московская аристократия, свергнув Василия Шуйского в 1610 г., создала собственное правительство – «семибоярщину» и пригласила на русский престол польского королевича Владислава. Польские войска заняли Москву. Народ измучен годами анархии, оскорблен в своих патриотических и религиозных чувствах. Стремление восстановить государственный порядок быстро нарастает и становится массовым. После первого ополчения (1611 г.), разгромленного поляками, в 1612 г. в Нижнем Новгороде формируется второе ополчение во главе с купцом Козьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. В призыве к народу посадский староста Минин писал: «Будем нам похатеть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов (жизней) своих…, ино не пожалети и дворы свои продавать и жены и дети закладывать». Второе ополчение изгнало поляков из Москвы в октябре 1612 г. и создало общерусское правительство. Земский Собор начала 1613 г. избрал новым царем 16-летнего Михаила Романова, вокруг которого с целью преодоления анархии сплотилась вся страна. Успешно решалась и задача преодоления последствий интервенции. В 1617 г. был заключен мир со шведами, а в 1618 г. – перемирие с Речью Посполитой, по которым Россия все же шла на значительные территориальные уступки. Вернувшийся их польского плена отец Михаила Романова – патриарх Филарет, властный и умный стратег, стал фактическим правителем государства. Главным итогом этого труднейшего в истории России периода стало восстановление политической независимости России и ее территориального единства.

 

 

Россия в XVII веке

 

Задача восстановления разоренной Смутой России была очень трудна и в основном решена лишь в середине XVII века. Царь Алексей Михайлович (1645-1676 гг.) взошел на престол, как и отец в 16 лет.

Страстный любитель соколиной охоты (автор замечательной книги о ней) и поклонник театра, Алексей Михайлович за свою тонкую осторожную политику вне и внутри страны получил прозвище «Тишайший».

В XVII веке в России уже появляются ростки нового времени: мануфактуры, рост предпринимательства, усиливаются контакты с Западной Европой. Но в целом – феодальные отношения господствовали в деревне и городе. Шел рост крупной земельной собственности, развивающейся теперь не в форме вотчины, а в форме поместного землевладения. Ремесло (изготовление на заказ) постепенно перерастает в мелкотоварное производство (изготовление на рынок). Число городов к концу века достигает 300.

Правительство пыталось увеличить доходы казны, включив в состав тяглого («черного») населения специальные группы сельского и городского населения, которые до этого тягла не несли («белый люд»). Откровенные финансовые авантюры правительства вызвали городские восстания: «Соляной бунт» в 1648 г. и «Медный бунт» в 1662 г. Причина первого – резкое повышение цен на соль, а второго – инфляция, вызванная чеканкой медной монеты взамен серебряной с принудительным курсом обращения.

На окраинах страны аппарат власти всегда слабее, а казачьи обычаи имели элементы военной демократии (казачий круг, выборные атаманы). Там скапливались недовольные властью инициативные люди. Казачьи походы донского атамана Степана Разина из простых грабительских набегов за добычей переросли в мощное казацко-крестьянское восстание (1670-1671 гг.), охватившее Поволжье с проживавшими там нерусскими народами.

Массу взрывоопасного элемента оттягивала и Сибирь. Освоение Сибири имело прежде всего экономическую подоплеку – до трети доходов казны получалось от продажи за границу сибирской пушнины.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!