Слагаемые национального самосознания

Валерий Тишков   О НАЦИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ И ЦЕННОСТЯХ   Напомним, что наша статья в предыдущем номере журнала[1] заканчивалась тезисом: - только после осознания фундаментальной несостоятельности идеи государства-этноса и только после признания формулы российского народа как многоэтничной гражданской нации можно вести дальнейший разговор о национальных российских ценностях. Сегодня обсуждение таких ценностей ведется масштабно и, на мой взгляд, вполне плодотворно. В нем активно участвуют политический класс, наука, церковь, общественные организации. Вопрос о ценностях, составляющих основу российской идентичности, это, прежде всего вопрос об отношении к России, к своему народу, к своей этнической и религиозной принадлежности, к культуре, традициям и обычаям страны в целом и своей малой родины. В свое время М.С. Горбачев вообще не думал на эту тему, оставаясь в плену старых клише «социалистического федерализма на интернациональной основе». Б.Н. Ельцин в одном из ежегодных президентских посланий робко высказался на счет российской нации как будущей задачи в строительстве государства, а затем, хотя и неуклюже, но высказался в пользу «поиска национальной идеи». Этот призыв был встречен разномастной публицистикой по поводу «империй», «аскезы» и предначертаний судьбы, но польза от разговора была в том, что он был начат, обозначив тем самым кризис, а точнее вакуум в вопросе о национальной идентичности народа Российской Федерации.

Российская нация: политическое признание

Только Президент В.В. Путин ясно и неоднократно заявлял о том, что Россия с ее многонациональным народом в то же самое время есть суверенное национальное государство с самоопределившейся российской нацией. Именно он сказал, что мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации и что мы обязаны сохранить и укрепить наше национальное историческое единство[2]. Многочисленные попытки повлиять на Президента, чтобы он занял узконационалистическую позицию, ничем не закончились. В то же самое время В.В. Путин очень много сделал, чтобы поддержать русский язык и русскую культуру в стране и за рубежом, защитить соотечественников, большинство которых считает себя русскими людьми или людьми, связанными с Россией. При Президенте Путине укрепилась одна из основ российской государственности – религиозная христианская традиция в лице Русской православной церкви.

Вступив в должность в 2008 г., Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выразил свое видение государства и российского народа, которому он принес присягу. Приведем два его высказывания на эту тему.

28 июня 2008 г. в выступлении на церемонии открытия V Всемирного конгресса финно-угорских народов в г. Ханты-Мансийске:

Само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды. На многовековом мирном опыте проживания в одном государстве более ста шестидесяти народов. Благодаря этому единство российской нации выдержало многие испытания. И в наши дни является важным фактором преодоления экстремистских настроений, национализма и религиозной нетерпимости.[3]

29 июня 2008 г. в выступлении в храме Христа Спасителя в связи с началом празднования 1020-летия крещения Руси:

Реализация такого исторического выбора позволила нашим предкам глубже осознать собственную идентичность, серьезно укрепить национальное самосознание. Отмечу при этом, что уже на стадии своего зарождения российская нация, как и сама государственность, стала складываться как полиэтничная и реально сформировалась на базе синтеза восточных и западных культур. Имея в своей основе православное ядро, она была изначально открыта для других верований и культур.[4]

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, которые «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей:

Справедливость, включая обеспечение «достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений»;

Свобода – «личная, индивидуальная» и «свобода общая, национальная», а также «свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий»;

Жизнь человека, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов;

Семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших;

Патриотизм и «всегда – вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре»;

«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делают нас единым народом, Россией»[5].

В 2009 г. предложения в программу Партии «Единая Россия» в виде «Концепции российского консерватизма» подготовили ее политические клубы. Эта концепция начинается с раздела о ценностях российского народа. Среди этих высших ценностей, которые разделяют россияне, названы:

Единство народа, культуры, истории, государства, права, экономики, территории;

Патриотизм как стремление к благу России;

Личность в единстве ее достоинства, свободы, прав и ответственности;

Семейные ценности и преемственность поколений;

Равенство граждан перед законом;

Безопасность личности и государства;

Порядок как соблюдение законов и моральных норм и другие[6].

Понятно, что в концепции многое было взято из уже высказанного Президентом России в вышеупомянутом Послании Федеральному Собранию, но многое партийными экспертами было сформулировано дополнительно.

 

Еще одним важным усилием в этом направлении было обсуждение вопросов о национальном идеале, о духовно-нравственных ценностях российского народа на важнейших церковных собраниях, а также в пастырских обращениях и в выступлениях первоиерархов Русской православной церкви Алексия II и Кирилла.

 

Еще в августе 2000 г. на Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В документе имеется раздел «Церковь и нация», в котором говорится о том, что церковь не делит людей ни по национальности, ни по классовому признаку, потому что единство народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, а верой во Христа и Крещение. В то же время вселенский характер церкви не означает, что христиане не имеют права на самобытность, национальное самовыражение. Напротив, церковь соединяет вселенское начало с национальным. Православные христиане, сознавая себя гражданами небесного отечества, не должны забывать и о своей земной родине.

 

Патриотизм православного христианина проявляется в защите Отечества, в труде на благо Родины, в заботе об устроении народной жизни и в участии в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ. Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации[7].

Вышеизложенные позиции, на наш взгляд, являются глубоко органичными и абсолютно адекватными для религиозного взгляда на вопрос о нации и о самосознании. Они ни в какой мере не противоречат светскому взгляду и пониманию, которые были изложены нами выше. Наоборот, они дополняют и усиливают друг друга, подтверждая один из постулатов нациестроительства: церковь не может быть отделена от общества, а религиозная вера есть один из важных компонентов национального самосознания как гражданской, так и этнической нации.

На XIII конгрессе крупнейшей православной общественной организации – Всемирном русском народном соборе в мае 2009 г. была принята важная резолюция «Будущие поколения – национальное достояние России», обращенная к проблеме духовно-нравственного развития молодежи и преодоления кризисных явлений среди этой части российского общества. Документы этого и предыдущих конгрессов несколько отличаются от собственно церковных установок в понимании национального. Хотя общее название документа говорит о «национальном достоянии России», в его тексте речь идет преимущественно о межнациональном мире в России и о «сохранении национальной, культурной и духовной идентичности живущих в ней народов». В этом документе говорится о России как «многонациональном обществе с исторически сложившемся ядром – русским народом». Эти формулировки вполне корректны и они нужны для молодого поколения, но без называния вместе с этим российского народа как нации повисает в воздухе само «национальное достояние России», которое может быть только российским.

 

Слагаемые национального самосознания

В развитие изложенных выше положений и высказываний по вопросу о национальной идентичности попробуем назвать некоторые, на наш взгляд, базовые компоненты национального российского самосознания. Эти компоненты включают в себя как историко-географические образы, так и социально-культурные ценности. Они не могут быть жестким и кем-либо утвержденным перечнем. Они могут меняться во времени. Их значимость может быть разной в разных регионах, слоях населения и конфессиональных группах. Но главное – это наличие преобладающего согласия россиян по поводу национальных образов и ценностей. Как сказал Президент, «это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах»[8].

 

Конечно, сам по себе географический факт, чтоРоссия самая большая по территории страна в мире, есть одна из базовых ценностей. Она запечатлена в тексте национального гимна: «От южных морей до полярного края / Раскинулись наши леса и поля». Географический образ и природа (ландшафт и климат) страны присутствуют в национальной идентичности многих государств. В самопрезентациях, включая официальную символику, можно встретить такие формулы, как «северная страна», «страна тысячи островов», «страна гор и виноградников» и т.д. Например, образ: «Британия как остров, обладающий уникальными творческими ресурсами» стал одним из основных в конструировании новой британской идентичности, которая пришла на смену или же надстроилась над прежней английскостью[9]. Кстати, самосознание некоторых государств как островных может проявляться даже в такой своеобразной солидарности, как голосование на конкурсе «Евровидение». Мальта, Кипр, Ирландия и Великобритания на конкурсе 2009 г. в Москве дружно отдавали свои очки в пользу друг друга, в том числе и по этой причине.

 

Важным компонентом национального самосознания россиян становится представление о стране как своего рода мосте между Европой и Азией, как о пространстве, которое имеет собственный облик, обозначаемый понятием«Евразия». Вокруг евразийской идеи было и сохраняется много антагонистических интерпретаций антиевропейской и антиатлантической направленности, имеющих цель представить Россию как некий изолированный материк-империю. На евразийскую идею ныне появились претенденты за пределами России в других странах – Казахстане и Средней Азии, где советская модернизация привела к соединению среди населения этого региона европейской и восточно-азиатской культурных традиций. Однако Россия остается в центре этой новой и одновременно старой геополитической конфигурации. Ясно одно, что евразийскость – это своего рода отличительный маркер самосознания одной из европейских наций, каковой является Россия как страна восточно-христианского мира.

 

Исключительное место в национальной идентичности россиян занимает представление о древней и славной истории страны. Российская государственность имеет более чем 1000-летнюю непрерывную историю своей государственности, а заселение страны славянскими, финно-угорскими и тюркскими народами началось задолго до первых государственных образований. Свидетельства древних корней российского народа присутствуют повсеместно: от новгородских древностей до городских поселений Булгара и Казани. Дагестанский город Дербент имеет еще более древнюю историю.

В национальном гимне также есть слова о «великой славе» и о народной мудрости предков. История России – это мощный ресурс и источник идентификации россиян со своей страной. В этом ресурсе центральным является реестр славных побед, в том числе и прежде всего – это победа над германским фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Победа 1945 года стала символом высшего подвига народа во имя своей страны и во имя освобождения всего мира от «коричневой чумы».

Историческое прошлое – это обязательный компонент национальной идентичности почти каждого народа, даже если это прошлое не имеет очень глубоких корней и всемирных побед. США праздновали свое 200-летие в том же году, что праздновал свое 200-летие Большой театр в нашей стране. Тем не менее, это свое недавнее прошлое американцы воплотили в бесконечное число монументов и памятных мест. Каждый школьник обязан посетить одну из таких национальных святынь, как «колокол свободы» в Филадельфии, Капитолий и памятные монументы Вашингтона, места первых выступлений за независимость в Бостоне.

 

Для некоторых стран в прошлом важны не столько победы, сколько коллективные драмы и травмы (например, геноцид начала ХХ века для армян, Холокост времени Второй мировой войны для евреев). Иногда коллективные травмы намеренно конструируются из фальсифицированных данных, чтобы придать национальной версии истории особый драматизм и определенную политическую направленность. Так, например, в последние годы на Украине создается миф о голодоморе украинцев в СССР как этнически избирательном геноциде с целью дистанцироваться в своем национальном самосознании от России и усилить «европейское начало» украинской истории.

 

В России национальная история – один из самых популярных предметов образования, научных занятий, просветительской и музейной деятельности. История лежит в основе праздничного календаря и памятных дат. Историческая тематика постоянно присутствует в кинотелевизионном производстве и в художественной культуре. Историческая память передается в устной и письменной традиции. Она может охватывать разные эпохи, регионы и места, людские коллективы. Национальная версия истории должна носить как можно более всеохватный характер, чтобы в ней было место представителям разных категорий населения и носителям разных культур и традиций. В национальной памяти важен базовый консенсус, т.е. согласие большинства общества по поводу выбора основных событий прошлого и их трактовки.

В России по этой части предстоит еще много сделать, ибо после распада СССР, помимо смены идеологической основы общества в пользу открытости и свободного выбора, возникли и стали активными энтузиасты альтернативных и партикулярных (частных) версий истории, которые, вместо встраивания их в общенациональный контекст, отторгают общее прошлое. В России был период отторжения религиозной культуры и традиции, а также наследия русского зарубежья, составляющего часть национального достояния. Как показала телевизионная передача 2008 года «Имя России», в сознании современных россиян присутствует самый разный набор знаменитых людей Отечества. Но сам факт столь обширного выбора великих людей и общее согласие вокруг имен выдающихся правителей, полководцев, ученых, писателей и поэтов говорит о том, что пантеон национальных героев – это также важный компонент нашего национального самосознания.

 

Россия – страна великой и неповторимой культуры, которая внесла огромный вклад в мировую цивилизацию. Эта часть самосознания россиян основана на реальных достижениях, известных каждому образованному гражданину страны. Эти достижения известны всему миру и тем самым формируют гордость россиян за свою страну. Многие нации имеют великие достижения и гордятся ими, начиная от китайского шелка и пороха до английского Шекспира и группы«Битлз». Но далеко не каждая нация имеет столь широкий набор культурных достижений, которые стали неотъемлемой частью мировой духовной культуры и сопровождают современного человека, где бы он ни жил и не воспитывался. Это литература Достоевского, Толстого, Чехова и Шолохова. Это музыка Чайковского, Стравинского, Шостаковича и ее великих исполнителей Шаляпина, Ойстраха, Ростроповича. Это театр Станиславского и русский балет. Это живопись Малевича, Кандинского, Шагала.

 

Россия – страна спортивная. Для россиян спортивные достижения, особенно на международных соревнованиях и на Олимпийских играх, – предмет особого сопереживания и гордости. Демонстрируемое единство народа через массовые эмоции и радости миллионов болельщиков по поводу выдающихся спортивных побед говорят гораздо больше о том, что мы – один народ и у нас одна страна – Россия.

* * *

Все эти позиции сегодня разделяет политический истеблишмент и значительная часть экспертного сообщества России. Насколько искренне и осознанно – судить не просто, ибо отрицателей России как состоявшегося государства-нации, как страны вполне нормальной и вполне успешной, таких злых отрицателей и унылых скептиков еще достаточно. Причем, как во внешнем мире, так и внутри страны. Одни считают, что Россия может развиваться только как империя, вернув себе все назад, что потеряла, и объявив один народ главным и единственным владельцем российской государственности. Другие считают, что Россия застряла между империей и нацией, ибо в стране нет свободных граждан, а есть только подданные, а это означает, что в стране не может быть и гражданской нации. Наконец, третьи считают, что разговоры о гражданской нации – это пустое фразерство и что нужно, как и в советское время укреплять дружбу народов и интернационализм. Хотя на фестивальной формуле дружбы народов сложный механизм российского государства в эпоху больших геополитических соперничеств не удержать. Для России формула единства в многообразии является более надежной.

Россия есть и будет, если в каждом из нас будет присутствовать позитивный образ страны, если российские граждане будут испытывать любовь к своему Отечеству и нести ответственность за благополучие Родины.


Тишков Валерий Александрович – академик РАН, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, члена Общественной палаты Российской Федерации.

 

В.А. Тишков – сопредседатель ОСОО «Российская нация», член редакционного совета, председатель научно-консультативного совета журнала «Вестник Российской нации». Научные труды, другие публикации автора представлены на официальном сайте В.А. Тишкова http://www.valerytishkov.ru./

 

[1] См. Тишков В. И русский, и российский / Вестник Российской нации. 2009. №2(4). С. 85-97.
[2] См. вступительное слово на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений, Республика Чувашия, Чебоксары, 5 февраля 2004 г. Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru.[3] Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru.
[4] Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru.
[5] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г. Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации,www.president.kremlin.ru.
[6] Российский консерватизм – идеология Партии «Единая Россия». Центр социально-консервативной политики. 2009. Вып. 9. С. 49.
[7] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Архиерейский собор. 13-16 августа 2000 г. См. также: Манина Е. Социальная концепция Русской Православной Церкви и ее значение для развития молодежи,http://oroik.prokimen.ru/fakultety/filolog/280-elenamanina.
[8] См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г. Источник: официальный сайт Президента Российской Федерации, www.president.kremlin.ru.
[9] Липкин М. XXI век по Гринвичу: Британия в поисках постимперской идентичности / Вестник Российской нации. 2009. № 2(4). С. 136.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!