Употребление однородных членов предложения



Иногда в устной и письменной речи могут возникать трудности при построении предложений с однородными членами. Чтобы избежать речевых ошибок, следует обратить внимание на некоторые закономерности использования в предложении однородных членов.

Нельзя сочетать в качестве однородных членов родовые и видовые понятия: В гастрономическом отделе имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий и вин (пирожное — кондитерское изделие).

Не следует соединять в качестве однородных членов далекие или несопоставимые понятия. Например: Я люблю шоколад и блондинов. Однако в художественной литературе такие сочетания используются для создания комического эффекта: Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл у приятеля в винт. (А.П. Чехов).

При сочетании однородных членов необходимо учитывать лексическую сочетаемость слов. Например, в предложении: В ходе обсуждения вопроса был внесен ряд предложений и замечаний – лексическая сочетаемость второго однородного члена нарушена — замечания нельзя внести, но можно сделать.

Задание 110.Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов. Внесите стилистическую правку.

1. ООО «Севастопольский» приглашает на постоянную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих (мужчин и женщин).

2. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые управлялись бы с уборкой картофеля.

3. С песнями и весельем молодежь приехала на турбазу.

4. Тысячи новых машин, оборудования, приборов, средств механизации и автоматизации вступили в строй.

5. Граждане пассажиры! При входе на эскалатор не ставьте вещи, чемоданы и сумки на ступени.

6. Магазину требуются продавцы овощей и картофеля.

7. Рабочие завода поддерживают и голосуют за кандидатуры, выдвинутые участниками митинга.

Особенности состава и структуры сложных предложений. Связь частей в сложных предложениях

В русском языке есть предложения, которые содержат не одну грамматическую основу, а две и более. Такие предложения называются сложными: Налево все небо над горизонтом было залито багровым заревом, и трудно было понять, был ли то где-то пожар, или же собиралась всходить луна.

Сложное предложение позволяет описать несколько событий, выразить отношения между ними. Использование определенных средств связи (союзов и союзных слов) между простыми предложениями в составе сложного позволяет точно определить смысловые отношения (причинные, временные, целевые и т.д.), которые устанавливаются между отдельными частями развернутого высказывания. Сложные предложения широко используются в книжной письменной речи.

Однако нередко конструирование таких предложений вызывает большие трудности, а неправильное построение сложного предложения ведет к нарушению синтаксических норм современного русского языка и вызывает грубые речевые ошибки. К наиболее частым ошибкам, допускаемым при построении сложного предложения, относятся:

1. Неправильное или неточное использование союзов и союзных слов.

Неправильный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, если результат экономической деятельности будут достаточно высокими. – Исправленный вариант: Новые методы хозяйствования получат широкое распространение лишь тогда, когда результат экономической деятельности будут достаточно высокими.

2. Использование одинаковых союзов и союзных слов между частями одного сложного предложения.

Неправильный вариант: Дискуссия приняла такой оборот, что можно смело утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу. – Исправленный вариант: Развернувшаяся дискуссия позволяет утверждать, что ее участники не смогут прийти к компромиссу.

3. Постановка рядом однозначных союзов.

Неправильный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но однако его слова не возымели действия. – Исправленный вариант: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, но его слова не возымели действия. Или: Учитель несколько раз делал замечания ученикам, однако его слова не возымели действия.

4. Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным.

Между союзным словом который и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в том же числе.

Неправильный вариант: Вчера журналист взял интервью у представительницы делегации, которая недавно прилетела в Москву. – Исправленный вариант: Вчера журналист взял интервью у прилетевшей недавно в Москву представительницы делегации.

5. Смешение прямой речи и косвенной.

Неправильный вариант: Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу. –Исправленный вариант: Ученик сказал, что он еще не подготовился к ответу.

6. Разнотипность частей сложного предложения.

Неправильный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы. – Исправленный вариант: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) помощь школе в ремонте классной мебели; 2) организация вечера встречи выпускников школы. Или: На родительском собрании обсуждались следующие вопросы: 1) как помочь школе в ремонте классной мебели; 2) как организовать вечер встречи выпускников школы.

Задание 111.Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1. В минувшую субботу для родителей, у кого дети-школьники, в Доме культуры состоялась конференция.

2. Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимаете на подобных собраниях.

3.  Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение.

4. Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге.

5. Основное, на что следует обратить внимание – это на нарушение дисциплины.

6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их.

Задание 112.Определите характер ошибок, допущенных в сложных предложениях.

9. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.

10. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.

11. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.

12. Школа — это где учатся дети.

13. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

Задание 113. Исправьте ошибки в сложных предложениях.

1. Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

2. Каково же было удивление публики, когда они снова увидели белые руки Сальвини.

3. Правду говорят, что у русского крестьянина широкая, безграничная душа, — они работают не покладая рук, пьют до полусмерти.

4. Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

Задание 114.Найдите случаи нарушения синтаксических норм. Исправьте предложения.

1. Встречи Президента с зарубежными политиками проводятся согласно протокола.

2. Всем, кому небезразлична дальнейшая судьба парка, большая просьба – выйти в парк на собрание, которое состоится 31 июля по поводу его зачистки.

3. Не забудьте спросить о нашем удобном стеллаже для ножей из твердых пород дерева.

4. Семь министров иностранных дел стран Океании собралось на очередную встречу в Джакарте.

5. УЕФА провел очередную жеребьевку игр Лиги Чемпионов.

6. Рецензии о спектакле появились во многих газетах на следующий день после премьеры.

7. Медсестра обязана перед операцией одеть на голову пациента специальную шапочку.

8. Ряд поправок к бюджету были рассмотрены на заседании Государственной Думы. 

9. Благодаря сходу селевых лавин многие жители кабардинского аула остались без жилья.

10. Рассмотрев разные редакции постановления, проголосовано за вариант, предложенный СПС.

 

Стилистические фигуры

Анаколуф (от греч. аnakoluthos) — синтаксичес­кая несогласованность членов предложения, грамматическая «ошибка», используемая в художествен­ной речи как выразительный прием:

Нева всю ночь рвалася к морю против бури,

Не одолев их (на месте «ее») буйной дури...(А. Пушкин)

 А. может быть использован как прием негатив­ной характеристики персонажа. Такова, например  реплика Хрюкина в рассказе А. Чехова «Хамеле­он»: «Вы меня извините, я человек, который работающий».

Анафора (от греч. аnaphorа — букв, вынесе­ние) — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.

                   Когда умирают кони — дышат,

                   Когда умирают травы — сохнут,

                    Когда умирают солнца — они гаснут,

                   Когда умирают люди — поют песни.(В. Хлебников)

Асиндетон, бессоюзие (от греч. — не­связанное) — стилистическая фигура, построение пред­ложения, в котором однородные члены связываются без помощи союзов. А. придает художественной речи компактность, динамичность, стремительность — вплоть до торопливой скороговорки, перечня:

Татьяна в оглавленье кратком

Находит азбучным порядком

Слова: бор, буря, ведьма, ель,

 Еж, мрак, мосток, медведь, метель...(А Пушкин)

 Градация ( лат. — постепенное повы­шение) — цепь понятий или определений с посте­пенным нарастанием значимости (климакс: «Шам­панское стаканами тянул». — «Бутылками-с, и пре­большими». — «Нет-с, бочками сороковыми». — А. Грибоедов) или убыванием (антиклимакс: «Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах». — А. Белый). В широком смысле понятие Г. используется по отношению к сюжету и композиции: например, сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина построен на развернутом кли­максе — исполнении желаний старухи.

Инверсия (от лат.— перестановка) — нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. И. логически и (или) интонационно выделяет слово (часть предложения), напри­мер: «Послушай... далеко, на озере Чад изыскан­ный бродит жираф» (Н. Гумилев).

Оксюморон— сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе, например: «Светила нам только зловещая тьма» (А. Ахматова) или «Кому сказать мне, с кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив» (С, Есенин).

Парцелляция (от франц.— частица) — разделение единого по смыслу высказывания на не­сколько самостоятельных, обособленных предложе­ний (на письме — при помощи знаков препинания, в речи — интонационно, при помощи пауз):

              Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?Скажи сурьезно:

              Безумный! что он тут за чепуху молол!

     Низкопоклонник! тесть! и про Москву так грозно! (А Грибоедов. «Горе от ума»)

Плеоназм (от греч. — излишек) — неоправданное многословие, употребление слов, из­лишних для выражения мысли. В нормативной сти­листике П. рассматривается как речевая ошибка; в языке художественной литературы — как стилис­тическая фигура прибавления, служащая усилению экспрессивных качеств речи, например: «Елисей не имел аппетита к питанию»; «какой-то скучный мужик... лег... между покойными и лично умер»; «Козлов продолжал лежать умолкшим образом, будучи убитым» (А. Платонов); «И он живой: Жи­вые звуки живят...» (М. Кузмин).

Рефрен(франц.) — стих (обычно заклю­чительный в строфе), повторяющийся после каж­дой строфы или их определенного сочетания: «Гре­нада, Гренада, Гренада моя!» {М. Светлов).

Риторический вопрос (от греч.— оратор) — поэтический оборот, в котором эмоциональ­ная значимость высказывания подчеркивается воп­росительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется: Куда ты скачешь, гордый конь,

           И где опустишь ты копыта?(А Пушкин. «Медный всадник»)

В форме Р. в. фактически может даваться утвер­ждение:

          Иль нам с Европой спорить ново?

          Иль русский от побед отвык? (А Пушкин. «Клеветникам России»)

Симплока (от греч. — сплетение) — повтор начального и конечного слова (или соче­тания слов) в смежных стихах (сочетание анафо­ры и эпифоры):

              Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла...

Синтаксический параллелизм— тождествен­ное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще — стихотворных строк или строф):

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

 Я слезы лил, но ты не снизошла. (А Блок)

 Стык— повтор последнего слова (сочетания слов) стиха в начале следующего: Позвольте: может быть, угодно

Теперь узнать вам от меня,

Что значит именно родные.

Родные люди вот какие...(А Пушкин)

Тавтология(от греч.—tauto - то же самое и logos -слово) — повторение одних и тех же или близких по смыслу и звучанию (часто однокоренных) слов:

    Под Черниговом силушки черным-черно,

    Черным-черно, черней ворона.

Хиазм(от греч. chiasmos — крестообразная форма в виде греческой буквы «х» — «хи») — об­ращенный синтаксический параллелизм: последо­вательность синтаксических элементов первой строч­ки в зеркальном отражении представлена во второй (АБ — БА'):

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А Пушкин)

Эллипсис— стилистическая фигура: пропуск сло­ва, значение которого легко восстанавливается из контекста. Содержательная функция Э. — в создании эффекта лирической «недоговоренности», нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи:             Зверю — берлога, Страннику — дорога,

Мертвому — дроги, Каждому — свое.  (М. Цветаева)

Эпифора (от греч. ерiphora — добавка) — по­втор слова (или сочетания слов) в конце смежных стихов, строф или фраз: Деточка. Все мы немножечко лошади,

                                Каждый из нас по-своему лошадь. (В. Маяковский)

 

Контрольные вопросы:

1. Что входит в понятие «синтаксические нормы русского языка»?

2. Что такое порядок слов в предложении? Какую роль играет порядок слов в русском языке?

3. Перечислите основные правила согласования сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием слов.

4. Что такое нормы управления? Приведите примеры.

5. Каковы основные правила употребления однородных членов предложения?

6. Каковы особенности использования деепричастных оборотов в современном русском языке?

7. Какие синтаксические нормы необходимо соблюдать при построении сложных предложений?

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 5923; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!