Стили в искусстве Древнего мира



2.1. Древнеегипетский стиль

Периодизация. Древнее царство – XXVIII- XXIII вв. до н.э. Среднее царство – XXI-XVIII вв. до н.э. Новое царство – XVI-XI вв. до н.э. Религия и зооморфная мифология. Канон в древнеегипетской живописи и скульптуре. Характерные особенности архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Царства, Среднего царства и Нового царства

«Амарнский стиль». Архитектура. Скульптура и живопись.

 

2.2. Древнегреческий стиль

Периодизация. Архаика - VII-VI век до н.э. Классика - V-VI век до н.э. Эллинизм – конец IV-I век до н.э. Мировоззренческие основы культуры – демократия и гуманизм. Античная эстетика - чувство меры, симметрии и порядка. Эстетический канон красоты. Развитие философии и науки. Греческая мифология. Характерные особенности культуры и искусства Древней Греции.

Архаический стиль. Архитектура. Ордерная система: дорический, ионический и коринфский ордера. Скульптура.

Строгий стиль. Ранняя классика. Архитектура и скульптура. Скульптор Мирон. Живопись.

Классический стиль. Архитектура и скульптура. Храмы Афинского Акрополя. Синтез архитектуры и скульптуры. Греческие скульпторы: Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас, Леохар, Лисипп.

Вазопись. Геометрический и чернофигурный стили вазописи. Краснофигурная вазопись. Мастера вазописи.

Эллинизм. Архитектура и скульптура.

2.3. Древнеримский стиль

Периодизация. Республиканский период – конец VI в. до н.э. – середина I в. до н.э. Императорский период – 27 г. до н.э. – IV в. н.э. Истоки римской культуры. Зарождение христианства. Характерные особенности культуры и искусства Древнего Рима.

Архитектура и строительство. Основные типы римской архитектуры. Градостроительство. Скульптура.

Скульптурный портрет – величайшее достижение римского искусства.

Помпеянский стиль. Стилизация декора интерьера. Декоративное искусство. Архитектура. Живопись.

«Августовский классицизм». Архитектура. Триумфальные арки. Форумы. Колизей. Пантеон. Термы. Живопись. Фаюмский портрет, мозаики, росписи.

 

Стили в западноевропейском искусстве средних веков

 

Термин «Средние века». Периодизация. Христианство. Господствующая роль церкви. Средневековое мировоззрение. Ведущее положение изобразительного искусства и монументальной архитектуры.

Византийский стиль

Термин «византийский стиль». Периодизация – 527-565 гг. Византия – восточная часть римской империи. Связь с античной культурной традицией. Влияние художественной культуры Ближнего Востока. Формирование новых принципов синтеза искусств. Влияние культуры Византии на формирование искусства Древней Руси и Западной Европы. Основной образ в византийской культуре – Иисус Христос. Иконопись. Архетипы – постоянные иконографические схемы. Бог - источник красоты, превосходящий все прекрасное. Новое содержание человеческого образа.

Архитектура. Строительство храмов и монастырей. Базиликальный и крестово-купольный типы храмов. Монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконопись, книжная миниатюра. Характерные особенности византийского искусства.

 

Романский стиль

Термин «романский стиль». Периодизация – X-XIII вв. Мировоззренческие основы. Провозглашение превосходства духовного начала над телесной красотой. Народная и светская культура.

Монументальные формы архитектуры. Феодальный замок. Монастырский ансамбль. Храм - крепость, замок – крепость. Башня донжон. Каркас. Сводчатые конструкции. Городская архитектура. Народная основа пластических искусств. Синтез архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства. Рельефы на темы священного писания. Появление витража. Характерные особенности культуры и искусства романского стиля.

 

3.3. Готический стиль

Термин «готический стиль». Периодизация. Ранняя готика – вторая половина XII – первая четверть XIII вв. Зрелая или высокая готика – вторая четверть XIII-XIV вв. Поздняя или «пламенеющая» готика – XIV- XV вв.

Культовый характер готического искусства – олицетворение «божественного порядка», символико-аллегорический смысл готического искусства. Архитектура. Готический собор – модель мира, символ бесконечности. Технологические новшества и стилистические элементы в архитектуре. Стрельчатая арка. Готическая «роза». Каркасная система. Триумф витража.

Скульптура и живопись, связь с архитектурой.

Деревянная скульптура. Книжная миниатюра. Зарождение жанров в живописи: натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр. Характерные особенности культуры и искусства готического стиля.

 

4. Стили эпохи Возрождения

 

Термин «Возрождение», или Ренессанс. Итальянское Возрождение, маньеризм, Северное Возрождение. Периодизация – XIII-XVI вв. Особенности эстетического развития Италии, Нидерландов, Германии, Испании. Мировоззренческая основа ренессансной культуры. Ренессанс как феномен. Общие признаки культуры и искусства эпохи Возрождения. Гуманизм – прогрессивная идеология. Идеал искусства и культуры эпохи Возрождения. Эстетический идеал эпохи. Характерные особенности культуры и искусства Ренессанса.

Итальянское Возрождение

Периодизация: Проторенессанс или Предвозрождение – конец XIII-XIV вв. Кватроченто или Раннее Возрождение – XV в. Чинквиченто или Высокое Возрождение – конец XV-первая треть XVI века. Позднее Возрождение – две последних трети XVI века.

Архитектура. Храмовое и дворцовое строительство. Принципы античной ордерной системы. Новый тип зданий. Филиппо Брунеллески. Леон Батист Альберти.

Живопись. Творчество Джотто ди Бондоне, Мазаччо, Сандро Ботичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти. Венецианская школа живописи. Творчество Тинторетто.

Самостоятельное значение скульптуры. Творчество Донателло, Микеланджело Буонарроти. Маньеризм. Кризис идей гуманизма. Характерные особенности искусства эпохи Итальянского Возрождения.

 

4.2. Северное Возрождение

Периодизация – XV-XVI вв. Особенности искусства Северного Возрождения Испании, Нидерландов, Германии. Средневековое влияние. Национальные традиции. Влияние Итальянского Возрождения.

Архитектура Испании. Слияние средневековой архитектурной системы с традициями итальянского Ренессанса. Платереско. Испанская живопись. Творчество Эль Греко.

Живопись Нидерландов. Гентский алтарь – центральный памятник живописи Нидерландского Возрождения. Творчество Яна Ван Эйка, Хиеронимуса (Иеронима) Босха, Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого).

Немецкая графика. Творчество Альбрехта Дюрера и Ганса Гольбейна Младшего.

Характерные особенности живописи и графики искусства Северного Возрождения.

 

Западноевропейское искусство

 

Стиль барокко

Стиль барокко.Термин «барокко». Периодизация – конец XVI - середина XVII вв.

Начало формирования единой мировой художественной культуры, обладающей общими чертами при существенных национальных особенностях. Новое понимание мира и человека. Укрепление позиций католической церкви.

Архитектура барокко. Городские и дворцово-парковые ансамбли. Итальянская архитектура. Джованни Лоренцо Бернини. Французская архитектура. Своеобразие стиля барокко во Франции. «Большой стиль» или стиль Людовика XIV – соединение барокко и классицизма. Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Характерные особенности архитектуры стиля барокко.

Скульптура барокко. Слияние скульптуры с архитектурой.

Живопись барокко. Фламандское барокко. Развитие бытового жанра. Натюрморт. Пейзаж. Реалистические черты в живописи. Творчество Питера Пауэла Рубенса, Антониса Ван Дейка, Франса Халса.

Живопись Голландии XVII века – ведущий вид искусства. Творчество Рембрандта Ван Рейна, Яна Вермера Делфтского.

Позднее барокко - XVIII век. Характерные черты стиля барокко в живописи.

5.2. Стиль рококо

Стиль рококо. Термин «рококо». Периодизация – первая половина XVIII в. Особенности эстетического развития Франции. Стиль Людовика XV или «королевский стиль». Камерность и оригинальность стиля. Архитектура рококо. Интерьер как целостное художественное пространство. Отель. Декоративный характер взаимосвязи скульптуры и живописи.

Живопись рококо. Жанр «пасторали». Живописные сюжеты. Творчество Франсуа Буше и Антуана Ватто.

Декоративный характер скульптуры рококо.

Прикладное искусство – особое место в рокайльной культуре. Севрская мануфактура. Характерные особенности стиля рококо.

Классицизм и ампир

Классицизм и ампир. Периодизация – вторая волна французского классического искусства – с XVII в., третья волна французского классического искусства «неоклассицизм» - вторая половина XVIII в., западноевропейское искусство стиля «ампир» - первая треть XIX в. Особенности эстетического развития Франции и Англии.

Античная традиция - первоисточник творческого вдохновения. Доминирование живописи. Ансамбль «дворец-парк-город».

Великий стиль второй половины XVII в. Археологические раскопки в Геркулануме и Помпеях. Знакомство с подлинниками греческого искусства. Переосмысление античной традиции. Органичное сочетание классицизма и барокко – Версаль.

Классицизм второй половины XVIII в. – революционный, просветительский. Главный герой – патриот в жизни страны. Республиканские идеи античности в живописи. Творчество Жака Луи Давида.

Отличительные черты «ампира»: имперское величие, помпезность, напыщенность и парадное великолепие. Творческое переосмысление искусства Греции, Древнего Египта. Интерьеры Лувра, Фонтенбло.

Романтизм

Романтизм. Периодизация – конец XVIII в. – первая половина XIX в. Особенности эстетического развития Западной Европы. Родина романтизма – Германия. Обращение к искусству средневековой Европы. «Национальный дух» романтического искусства. Проблема противопоставления мечты и действительности.

Предвосхищение импрессионизма. Французская живопись Теодора Жерико и Эжена Делакруа. Английская живопись Уильяма Тернера.

 

Реализм

Реализм. Периодизация XVII-XVIII в.в. и XIX в. Общий признак метода – достоверность в передаче действительности. Разнообразие творческой манеры художников. Исторические формы и творческие методы реализма – просветительский, критический.

Зарождение реалистических тенденций в живописи. Творчество внестилевых художников: Рембрандта Ван Рейна, Диего Родригеса де Сильва Веласкеса, Микеланджело Меризи да Караваджо. Творчество испанских художников Хусепе де Рибера и Франсиско Хосе Гойя. Творчество английских художников Уильяма Хогарта и Джона Констебла, французских живописцев – Жана Батиста Камиля Коро, Жана Франсуа Милле.

 

Импрессионизм

Особенности эстетического развития Западной Европы XIX в. Импрессионизм – одно из важнейших художественных направлений в изобразительном искусстве (последняя треть XIX в.). Место возникновения – Франция. Выставка в Парижском Салоне в 1874 г.

Величайший переворот в живописи. Новаторство в композиции, видении натуры, технике живописи. Творчество Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Эдгара Дега. 

Скульптура импрессионизма. Творчество Огюста Родена.

 

Постимпрессионизм

Постимпрессионизм как явление в западноевропейском искусстве (с 1880). Творчество Поля Сезанна, Винсента Ван Гога, Поля Гогена.

 

5.8. Стиль модерн

Термин «модерн» (конец XIX - начало XX в.в.). Стилизация как поиск нового стиля. Изменение приоритетных ориентаций в художественном наследии. Возникновение и развитие оригинальной эстетики.

Принцип уподобления рукотворной формы природной и наоборот – ключевой момент в эстетике модерна. Идея синтеза искусств. Архитектура модерна. Творчество Виктора Орта, Антонио Гауди.

Скульптура модерна. Творчество Эмиля Антуана Бурделя и Аристида Майоля.

Живопись и графика модерна. Творчество Обри Бердсли, Альфонса Мухи, Густава Климта. Прикладное искусство.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1241; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ