Проза. Проблематика, идеи и характеры. 11 страница



Лаконизму описаний действующих лиц, обстановки, природы полностью соответствует, как это уже показано в характеристике Петра Гринева, и язык романа. Принцип речевой характеристики действующих лиц, достаточно отчетливо наметившийся уже в предшествующих произведениях Пушкина, особенно рельефно проявляется именно в «Капитанской дочке». В ней явно слышится речевое многоголосие. Исторический колорит романа создается небольшим количеством архаизмов, вроде «паче всякого чаяния», «по препоручению», «пиитическим» (младший Гринев), «в фортеции» (Иван Игнатьевич), «дождемся сикурса», «чаятельно» (капитан Миронов), «дадите сатисфакцию» (Швабрин). Любой персонаж говорит здесь только ему присущей речью. Но Пушкин, как это явно обозначилось в обрисовке Пугачева и младшего Гринева, стремится при этом выделить по преимуществу ведущие признаки социально-типических особенностей речи персонажей. Если жена капитана Миронова обильно применяет в своей речи простонародные выражения и оплакивает своего супруга словами народного причитания ( «Свет ты мой» и т. д.), то Швабрину свойствен гусарский жаргон с явно выраженной опорой на французский язык. Действующие лица «Капитанской дочки» скорее не договорят, чем переговорят.

«Капитанская дочка» тесно связана с устной народной поэзией. Влияние устного народного творчества сильно сказывается в речи Пугачева, в любви вождя крестьянского восстания и его соратников к народной песне ( «Не шуми, мати зеленая дубровушка»). Песенка «Мысль любовну истребляя», якобы сочиненная Гриневым, взята, как указал А. С. Орлов, из песенника Н. И. Новикова. Опора на фольклор проявилась и в выборе «издателем» эпиграфов к главам романа. Из семнадцати эпиграфов, целью которых является обозначение смысла, содержания глав, семь «песенных» и три «пословичных».

Строя свой роман, компонуя его персонажей, группируя их, Пушкин в какой-то мере опирался на опыт Вальтера Скотта. В исторических романах этого английского чародея сюжетообразующим героем избирается вымышленное, чаще всего заурядное лицо, случайно вовлекаемое в крупные исторические события и вступающее в связь с их деятелями. Пушкин сделал таким лицом Гринева, вспоминающего историю, случившуюся с ним в молодости. Это позволило писателю, во-первых, показать Пугачева как бы изнутри, «домашним образом», во-вторых, органически объединить историческое и личное, что было в то время новаторским приемом складывавшегося критического реализма, и, в-третьих, в какой-то степени обезопасить себя от цензуры.

Пушкин использовал композиционные средства исторической романистики Вальтера Скотта не как подражатель, а как творец, создавший глубоко оригинальные произведения.

Уже со второй главы в действии романа становится отчетливо ощутимой сюжетно-событийная линия Пугачева, являющаяся социально-политической завязкой романа. Шестая глава, названная «Пугачевщина», и все последующие восемь глав воссоздают народное движение, прямо или косвенно касаясь Пугачева. Судьба же Гринева и Мироновой оказалась тесно сплетенной с Пугачевым. Так самой композицией романа крестьянское восстание и образ Пугачева выдвигаются на первый план, а начальные пять глав предстают лишь широким введением к воссозданию народного движения.

Мемуарная форма обусловила развитие событий в строгой хронологической последовательности, а искусство Пушкина придало архитектонике романа предельную ясность, гармоническую стройность и увлекательную занимательность.

Занимательность романа обусловливается постепенным расширением событий и их эмоционального спектра, введением интриги, наконец, так подкупающей добродушной иронией мемуариста. Действие романа все время драматически повышается. В нем налицо резкая смена происшествий и поворотов в судьбе героев: проводы Гринева на службу, его проигрыш Зурину, приключение в буран, встреча с оренбургским губернатором, приезд в Белогорскую крепость, любовь, поединок, слух о мятежниках, участие в защите крепости, в плену у Пугачева, неожиданное избавление от казни, арест и суд (кульминация романа), помилование (развязка романа), казнь Пугачева (эпилог романа). Освобождая роман от запутанной интриги, Пушкин, однако, непрерывно интригует читателя, заканчивая главы то резким изменением судьбы героя и событий ( «я упал и лишился чувств», гл. 4), то обещанием неожиданных новостей (гл. 5), то тайной: «Вдруг мысль мелькнула в голове моей: в чем оная состояла, читатель увидит из следующей главы…» (гл. 10). Однако смена внезапных происшествий никогда не нарушает жизненной правды романа.

Петр Андреевич Гринев, вспоминая на склоне лет свою молодость, при любой возможности озаряет свое повествование светлым юмором. Юмор слышится уже в самых первых фразах романа о зачислении Гринева в Семеновский полк, когда он находился еще во чреве своей матушки, и о прохождении первоначального обучения под руководством стремянного Савельича, что позволило ему на двенадцатом году «очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Юмор искрится в романе и при изображении самых серьезных, нередко драматических событий. В высшей степени остроумно обыгран в романе заячий тулупчик, пожалованный Гриневым Пугачеву, когда тот еще скитался в безвестности. Упомянутый Савельичем в реестре имущества, отобранного людьми Пугачева, злосчастный тулупчик едва не стал причиной гибели старого слуги. Комизм сопутствует и изображению Пугачева: его напускной важности ( «Господа енаралы»), наивных представлений о царственном величии (оклейка стен избы золотой бумагой) и хвастливости ( «Как ты думаешь: прусский король мог ли бы со мной потягаться?»).

Стремление к динамичности действия заставляет Пушкина старательно избегать всяких подробностей, уклонений в сторону, затемняющих изложение. «Не стану описывать оренбургскую осаду, — заявляет повествователь, — которая принадлежит истории, а не семейственным запискам».

Лаконизм — особенность, резко обозначившая самые первые прозаические опыты Пушкина. Но в романе «Капитанская дочка» эта особенность достигла своего апогея. В нем гармоническое проявление всех сторон действующих лиц, сжатость, простота описания, композиционная соразмерность достигла идеальной меры и явилась высшим выражением и неувядаемым образцом реалистического художественного искусства. Здесь поистине словам тесно, а мыслям просторно. Роман по праву назван Белинским «Онегиным в прозе», и многие его картины «по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства». Гоголь в статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность» заявил, что «сравнительно с „Капитанской дочкой“, все наши романы и повести кажутся приторной размазней».

 

21. Поэма А.С. Пушкина «Полтава».

Написано в 1828 г., напечатано в 1829 г. Начав весной 1828 г. и вскоре бросив работу, Пушкин вернулся к поэме осенью (когда к нему обычно приходило вдохновение) и необыкновенно быстро, по его словам, «в несколько дней», закончил свою вторую по

величине (после «Руслана и Людмилы») поэму. Сохранился рассказ об этом со слов Пушкина в воспоминаниях его знакомого М. Юзефовича: «Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах. Когда голод его прохватывал, он бежал в ближайший трактир, стихи преследовали его и туда, он ел на скорую руку что попало и убегал домой, чтобы записать то, что набралось у него на бегу и за обедом. Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли, не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвертой части» («Русский архив», 1880, т. III, стр. 444).

«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху, и, как казалось ему и его ближайшим друзьям-поэтам, он успешно осуществил эту задачу 1) .

Первая тема «Полтавы» — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.

Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.

Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом — Полтавский бой и пир после победы.

Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины 2) , а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа».

Пушкин не был бы великим гуманистом, если бы ограничился в своей поэме поэтическими размышлениями о государстве, восхвалением его мощи, забыв о человеке. Третья тема «Полтавы» — тема частного человека, раздавленного колесом истории. Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы (и в конец эпилога), драма Марии придает трагический характер и всему произведению. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекло меня», — писал Пушкин о «Полтаве» в статье «Опровержение на критики».

Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в своей поэме, так же как и изображения исторических лиц в ней. Он предпослал «Полтаве» в первом издании предисловие (см. «Из ранних редакций», стр. 449—450), где подчеркивал достоверность изображаемого, и сопроводил поэму примечаниями, цитируя в них подлинные исторические документы; он горячо полемизировал с критиками, упрекавшими его в искажении истории. Эту подлинно реалистическую по содержанию поэму Пушкин написал несколько приподнятым, поэтически украшенным стилем, напоминающим

511

некоторыми чертами стиль народных украинских песен, исторических сказаний, дум (см. начало поэмы — «Богат и славен Кочубей», или описание красоты Марии, или стихи «Не серна под утес уходит...», поэтический монолог Кочубея о трех кладах; звучащие, как песня, стихи о казаке: «Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне?» 3) ).

«Полтаве» предпослано необыкновенно поэтическое, полное глубокого чувства посвящение. Кому оно адресовано — до сих пор точно не установлено. Есть предположение, что Марии Волконской (урожденной Раевской), жене декабриста С. Н. Волконского, поехавшей за мужем в сибирскую каторгу (см. стихи «Твоя печальная пустыня, последний звук твоих речей...»; <см. Посвящение «Полтавы», стр. 192>).

Так оный хитрый кардинал — кардинал Монтальто (XVI в.). Больной, ходивший на костылях, он был выбран на папский престол (под именем Сикста V) кардиналами, которые думали, пользуясь его слабостью, распоряжаться сами делами католической церкви. Но тотчас после выборов оказалось, что болезнь была притворной. Сикст V был одним из самых энергичных деятелей римского престола.

Полудержавный властелин — А. Д. Меншиков, приближенный Петра I, после его смерти почти неограниченно распоряжавшийся судьбами государства.

1) Мощь и слава войны,
Как и люди, их суетные поклонники,
Перешли на сторону торжествующего царя.

22. Байрон (англ.).

1) «Самая зрелая изо всех моих стихотворных повестей, — писал Пушкин в заметке «Опровержение на критики», — та, в которой все почти оригинально (а мы из этого только и бьемся, хоть это еще и не главное), «Полтава», которую Жуковский, Гнедич, Дельвиг, Вяземский предпочитают всему, что я до сих пор ни написал... «Полтава» не имела успеха» (см. т. 6).

2) В противополжность Рылееву, именно так изобразившему Мазепу в своей романтической поэме «Войнаровский» (1825).

3) Сначала Пушкин написал эти стихи даже иным стихотворным размером по сравнению со всей поэмой (см. «Из ранних редакций», стр. 451), подобно вставленным в поэму «Цыганы» стихам о птичке.

 

23. Драматургия А.С. Пушкина: цикл «Маленькие трагедии».


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 387; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!