Проза. Проблематика, идеи и характеры. 10 страница



„Капитанская дочка“, воссоздающая достоверную картину прошлого, является хитроумнейшей маскировкой запретной темы и антиправительственной ее трактовкой. Маскировка начинается уже с заглавия. Под названием „Капитанская дочка“ Пушкин представил социально-исторический и историко-бытовой роман, в центре которого народное восстание и его вождь Пугачев. События романа начинаются с зимы 1772/73 года и заканчиваются в январе 1775 года. Ради маскировки его идейного смысла роман ведется от имени дворянина Петра Гринева, преданного самодержавию, императрице Екатерине, превозносящего Александра I и непримиримо, ненавистно относящегося к движению, возглавленному Пугачевым. По убеждению Петра Гринева, Пугачев — „изверг“, а его соратники — „шайка разбойников“.

Посвятив воспоминания Петра Гринева крестьянскому восстанию, Пушкин дал понятие о причинах его возникновения, о сложности обстоятельств, в которых оно происходило, и о социальных силах, ему содействовавших или препятствовавших. Это сделано им главным образом в раскрытии поведения героев романа. В нем нет случайных, бездейственных фигур. За каждым персонажем стоит общественная сила, так или иначе прикосновенная к изображаемым историческим событиям. Так, помещик Андрей Гринев наделен многими достоинствами (патриархальная простота в быту, прямота, честность, чувство собственного достоинства, принципиальность, понимание службы как долга, а не средства карьеры). „Береги, — напутствует он сына, — честь смолоду“. Но в нем слишком сильна помещичья самовластность; он чрезмерно суров, груб в семье и с крестьянами; им особенно явно владеют кастовые предрассудки; наконец, он невежествен. Этим образом писатель как бы говорит: если такие, лучшие, как Гринев, несправедливы, деспотичны, то каково же приходится крепостным у худших помещиков, которых большинство?

Не имея возможности, по цензурным условиям, изобразить в романе последовательно-деспотического помещика троекуровского типа, Пушкин нарисовал в дополнение к старику Гриневу образ Швабрина. Совершенно естественно, что в романе, ведущемся от лица Петра Гринева, образ Швабрина, офицера, перебежавшего к Пугачеву, дается отрицательно. С точки зрения Гринева, любой офицер, нарушивший дворянский долг, присягу, — преступник и гнусный злодей. Пушкин подчеркивает в Швабрине последовательную аморальность. Это типичный представитель блестящего гвардейского офицерства из богатого дворянства, светски вылощенного, но поверхностно образованного, избалованного, привыкшего к исполнению всех своих желаний. Швабрин — завистливо-злословный, мстительно-трусливый и одновременно наглый эгоист, беспринципный карьерист, бесчестный и коварный клеветник, обманщик. Он переходит на сторону Пугачева не по идейным, а по корыстным соображениям. Нравственное безобразие Швабрина отсвечивает и в его „отменно некрасивом“ лице. Но он все же не лишен ума, наблюдательности, остроты словесного выражения.

В образах Гриневых и Швабрина Пушкин утверждает излюбленную им концепцию: старинное, „коренное“ дворянство, так много сделавшее в создании русского государства, вставшее в оппозицию к дворцовым переворотам, оттесненное от власти, разорившееся, сохраняет в себе лучшие сословные свойства; „новая знать“, приобретшая экономическую и политическую власть, лишена благородства, совести и чести, любви к родине. К старинному роду принадлежат Гриневы. Швабрин представляет новую знать.

Отмечая сложность социальных взаимоотношений и противоречий, Пушкин рисует образы Савельича и Миронова. В условиях крестьянского восстания оба они идут не по той улице, которая предуказана им их происхождением. Удивительно хорош Савельич, старый слуга Гриневых. Пушкин внятно обозначил в нем черты народного характера: лукавство ума, правдивость, добродушие, мужество, человеческое достоинство. Отражая житейскую мудрость трудового народа, он часто обращается к пословицам и поговоркам. Вместе с тем Савельич лишен даже самых малейших проблесков классового сознания. Он самоотверженно, не за страх, а за совесть, служит своим господам, подчинив им все личные желания, чувства и помыслы. Для Савельича, как и многих ему подобных, смотревших на социально-политические события глазами своих хозяев — помещиков, Пугачев — „злодей“, «пьяница», «бестия», «мошенник». «Савельич чудо!» — писал В. Ф. Одоевский Пушкину. Великолепно очерчен и образ капитана Миронова, выходца из солдатских детей. Его демократическое происхождение сказывается в поведении в быту, обращении с солдатами, простодушии. Тому же служит и его речь, обильная простонародными словами и выражениями ( «солдатушек учил», «небось», «насунуться»), отличающаяся крайней непосредственностью построения и часто начинающаяся зачинами: «А слышь ты». Миронов ревностно исполняет свой долг. А долг этот, как его убедили смолоду, — служить императрице и карать ее врагов.

Создатель «Капитанской дочки» и Петр Андреевич Гринев, от лица которого ведется повествование романа, существенно расходятся в своих взглядах. Но где границы их разномыслия? Как их установить? Молодой Гринев выступает с декларативными социально-политическими суждениями, в которых он, как уже отмечено, в основном дает последовательно-отрицательную оценку Пугачеву и возглавляемому им движению. Необычайная доброта, проявленная к нему Пугачевым, объясняется им как случайная. В его сознании Пугачев — «злодей для всех, кроме меня одного».

Но наряду с этими декларациями Гринев сообщает и непосредственные впечатления, конкретные наблюдения, в которых облик вождя крестьянской революции и его соратников рисуется совершенно иным. Молодой дворянин, склонный к либерализму, ставится Пушкиным в такие обстоятельства, при которых он, облагодетельствованный Пугачевым, сохраняя объективность, высказывает о нем прогрессивные взгляды Пушкина. Следовательно, убеждения Гринева выражаются по преимуществу в его социально-политических заявлениях и сентенциях, а взгляды Пушкина проявляются главным образом в непосредственных впечатлениях и конкретных наблюдениях мемуариста, вызванных личным его общением с Пугачевым.

Пользуясь своим мастерским приемом, Пушкин рисует Пугачева в смелой полемике с официальной историографией. По мнению В. Б. Броневского, Пугачев принадлежал к «редким явлениям, к извергам, вне законов природы рожденным». Крестьянский вождь явно облагорожен, идеализирован и в сравнении с «Историей Пугачева», созданной Пушкиным. Он предстает в романе в традициях народного богатырства, духовно могучим и внешне мужественным, даже обаятельным. Это человек отважный, проницательно-умный, справедливый, великодушный, обязательный, обладающий орлиным полетом мысли и выдающимся даром организатора народных масс. Будучи по своей природе гуманным, Пугачев берет под защиту Гринева, ценя его честность, душевность, прямоту, и наказывает Швабрина, обижающего «сироту» Машу Миронову.

Пушкин изображает Пугачева в соответствии с народно-поэтическим идеалом доброго, справедливого царя. Мужицкий царь, словно в сказке, входит к Марье Ивановне, заключенной в светлице, худой, бледной, в оборванном платье, питающейся лишь хлебом и водой, и ласково говорит ей: «Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь». Пугачева отличает доверие к людям, широта натуры. Покоренный искренностью молодого Гринева, когда-то приветливо обошедшегося с ним, он произносит: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь». Глубокая вера Пугачева в людей противопоставляется мелкой и жестокой подозрительности его противников. Незаурядность личности Пугачева проступает и в том «диком вдохновении», с каким он рассказывает Гриневу сказку об орле и вороне. Знаменательно, что Петр Гринев, классовый враг Пугачева, расставаясь с ним, не может не признать его обаяния: «Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему».

Замечательные способности Пугачева как предводителя восстания, смелого и решительного, противопоставлены бездарности царских генералов. Рисуя два военных совета — Белогорский под руководством Пугачева и Оренбургский под председательством генерала, Пушкин явно отдает предпочтение первому. Возвышая Пугачева, писатель открыл десятую главу романа героическим эпиграфом из «Россиады» М. М. Хераскова. Поэтизации этого образа служат эпиграфы и других глав: второй, шестой, одиннадцатой.

Гринев неоднократно упоминает о «кровожадных привычках» Пугачева. Но Пушкин, по меткому выражению М. Горького, «с проницательностью историка» показал, что классовая беспощадность Пугачева, поглощенного идеей народоправства, не превратилась в бесчеловечное злодейство. Пугачев казнит своих врагов при взятии Белогорской крепости, отвечая на варварские правительственные репрессии (изуродованный башкирец) и на грубые поношения своего достоинства как народного вождя. В образе Пугачева и его действиях Пушкин-антикрепостник отчетливо обрисовал противоречия, разделяющие помещиков и крестьян, и разоблачил иллюзию гармонии их интересов. Душевные достоинства Пугачева отражаются и в его внешности. Гринев, призванный в Белогорской крепости к Пугачеву, должен был признать, что «черты лица его правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого». В дальнейшем говорится об «огненных глазах», грозно «сверкнувших» при упоминании о заячьем тулупчике, подаренном ему Гриневым на постоялом дворе. Не случайно упоминание о широких плечах и «широком кулаке» Пугачева — приметах трудового происхождения. Вождь крестьянского восстания, тесно связанный с народом, говорит его речью — меткой, мудрой, живописной и, когда нужно, иносказательной.

Пугачев изображается в развитии свойственных ему характера и политических воззрений. При первом появлении он запоминается лишь природным даром наблюдательности, хитрости и ума ловкого бродяги-авантюриста. А впоследствии это умудренный опытом борьбы и обольщенный засиявшими надеждами власти и славы человек, одержимый идеей народоправства, неразрывной со справедливостью ( «Кто из моих людей смеет обижать сироту?»), увлекаемый широкими государственными замыслами ( «Улица моя тесна»), но удручаемый своим ложным положением и ненадежностью ближайших сподвижников ( «при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою»). Сохраняя объективность, Пушкин отметил наряду с положительными и отрицательные черты Пугачева: самолюбие, наивное тщеславие и хвастливость, авантюризм и невежество. Уже в цитированном письме к Пушкину В. Ф. Одоевский писал: «Пугачев чудесен, он нарисован мастерски».

Некоторые исследователи утверждают, что Пушкин, идеализируя Пугачева, противопоставлял его крестьянскому движению. Но в романе неоднократно отмечаются добрые свойства и других активных участников восстания: Хлопуши, урядника Максимыча. Кроме того, в романе не скрывается, что Пугачева поддерживали широкие массы населения, которые не могли состоять сплошь из злодеев.

Пушкин сумел вопреки отрицательному отношению Гринева к пугачевцам как шайке разбойников показать и их военное искусство, дисциплину, порядок. Вот как описываются пугачевцы на другой день после их прихода в Белогорскую крепость: «Казаки стояли верхами, солдаты под ружьем. Знамена развевались».

В сочувственном изображении Пугачева и его соратников отчетливо проявилось признание Пушкиным тяжкой обездоленности народа, его безусловной законности в активной защите своих социально-экономических и юридических прав. Пушкин оправдывает, считает исторически неизбежной революционную борьбу крестьянства против помещиков. Он понимает, что крестьяне бунтуют по вынужденной необходимости, не выдерживая крайнего угнетения поработителями. Восстание крестьян — закономерный ответ на вопиющую несправедливость дикого барства.

Для Гринева движение, возглавленное Пугачевым, связано главным образом с утерявшими связь с честным трудом, которым и своя шейка — копейка и чужая голова — полушка. Вот почему он связывает крестьянское восстание с грабежами, насилиями, злодейством. Пушкин же гениально увидел три силы, составившие движение, возглавленное Пугачевым: крестьяне, заводские рабочие и угнетенные малые нации. Именно их представителей и показал он в изъятой по цензурным соображениям главе.

Стремление Пушкина к объективности, в присущих ему границах мировоззрения, проявилось и в обрисовке младшего Гринева. Верный своему классу и государыне дворянин, он привлекает добротой, смелостью, мужественностью, самостоятельностью суждений и поступков, честностью, развитым чувством человеческого достоинства, благородством, склонностью к поэзии, преданностью родине. Его душевная чистота и отзывчивость на все хорошее видны на каждом шагу: в отношениях к Маше, Савельичу, крестьянам, жертвам правительственных репрессий. Младшего Гринева нередко характеризуют весьма недалеким. А между тем при всем его простодушии он по природе человек весьма умный, что и позволило ему так быстро разбираться в людях и обстоятельствах. Гринев духовно растет на глазах читателей, превращаясь из шестнадцатилетнего недоросля, мечтающего об удовольствиях столичного гвардейца, наивно-простодушного юноши (первая встреча с Зуриным) в быстро сформировавшегося молодого человека, офицера, с большим тактом выходящего из труднейших положений (встречи с Пугачевым), и впоследствии в мемуариста, умудренного жизненным опытом и просвещением. В идейном и моральном формировании Гринева, в обогащении его гуманными, либеральными тенденциями несомненна роль встреч с Пугачевым.

Речь младшего Гринева, от имени которого ведется повествование, отражает лексические и синтаксические нормы образованного дворянства пушкинской поры. В отличие от Карамзина эта речь «хорошего общества» сильно демократизирована. В нее включены разговорно-просторечные слова и выражения, более свойственные другим социальным кругам. Гринев нередко употребляет простонародные слова, недопустимые в речи героев Карамзина: «брюхата», «любил хлебнуть лишнее», «хоть глаз выколи», «хрыч», «вытараща». Синтаксически его фраза отличается сжатостью, собранностью, ясностью. В ней преобладают глаголы и имена существительные, а прилагательные, причастия и наречия сведены до минимума. Избегая сложных конструкций, устраняя придаточные, повествователь пользуется по преимуществу лишь простыми предложениями, сложноподчиненными в виде бессоюзных, сложносочиненными в форме двух равноправных простых и т. д. Его речь течет как прозрачная струя: «Рано утром разбудил меня барабан. Я пошел на сборное место».

Рядом с молодым Гриневым изображается Марья Ивановна, дочь капитана Миронова. Не представляя ничего необычного по внешности ( «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами»), она привлекает скромностью, женственностью, неизъяснимой добротою, чуткостью, приветливостью, цельностью, естественностью, искренностью своего внутреннего облика. Марья Ивановна восхищает и глубиной своих чувств, высоким сознанием долга, смелостью и самостоятельностью ума, верностью слову, тактом, способностью во имя дружбы, любви и на подвиг, на подлинный героизм. Она нравится всем, кто ее встречает: Гриневу и Швабрину, Савельичу и Пугачеву, попадье и царице. «Ангел божий» — так называет ее Савельич.

Пушкин не случайно наряду с гуманностью Пугачева крупно оттеняет душевные свойства молодого Гринева и Маши Мироновой. Писатель, как уже сказано, исторически и морально оправдывает восстание крестьянства под водительством Пугачева. Но, признавая неизбежность крестьянских восстаний при крепостном строе, предвидя возможность в будущем народной революции, он в то же время не считал ее приемлемой и желаемой, идеальной для решения социальных противоречий. Тому были две основные причины: неверие в конечный успех, в торжество крестьянского восстания и боязнь его последствий. Вот почему он, проявляя сословную ограниченность, разделяет слова Гринева: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Пушкин никогда не был защитником и тем более идеологом крестьянской революции. Даже в пору наивысшего своего радикализма им высказывалась надежда на политическую свободу, «неразлучную с освобождением крестьян», без «страшного потрясения». Будучи безусловным противником крепостничества, но, не веря в победу народной революции, он в 30-е годы видел практически возможное и нужное решение социальных противоречий лишь в мирном прогрессе, в просвещении, в реформах, дарованных правительством.

Явно перекрывая идейно-политический горизонт во многом либерально мыслящего молодого Гринева, писатель целиком разделяет его убеждение, что «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений». Эта формула перенесена из незавершенной им публицистической статьи «Путешествие из Москвы в Петербург».

Вопреки своему резко отрицательному отношению к Екатерине II, Пушкин изобразил ее в восприятии преданных царской особе людей: Марьи Ивановны Мироновой и Гринева. Но при этом писатель все же дал понять, что императрица творит милость ради преданного ей капитана Миронова и после того, как она убедилась в полной невиновности молодого Гринева. Нельзя не отметить и того, что образ императрицы, данный в официальной версии, прикрывает симпатии Пушкина к восставшему народу, к Пугачеву, оберегая роман от цензуры.

Для социально-политически острой проблематики «Капитанской дочки» Пушкин нашел и замечательные художественные средства, выражающиеся в концентрированно-лаконичной обрисовке действующих лиц, в благородной простоте языка, в динамической композиции. Принцип «нагой простоты», так свойственный всей пушкинской прозе, воплотился в этом произведении наиболее последовательно. Все персонажи романа отличаются социальными и индивидуальными особенностями. Рассуждения, самоанализы, внутренние монологи здесь отсутствуют. Душевные свойства героев раскрываются лишь через внешние жесты и поступки. Так, передавая горестное настроение стариков Гриневых, переживающих арест своего сына, рассказчик пишет, что отец «…насвистывал старинный марш. Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу».

Если внутренний облик персонажей рисуется действиями, поступками, то внешность, кроме Пугачева, как мы уже убедились, воссоздается скупыми, крупными мазками, в которых в той или иной мере проступают и внутренние их свойства. Художественная собранность обрисовки внешности персонажей приводит в ряде случаев к тому, что мемуарист обходится лишь одной-двумя деталями. Василиса Егоровна Миронова впервые представляется как «старушка в телогрейке и с платком на голове», а поручик Иван Игнатьевич всего лишь «кривым старичком». О внешности Савельича нет ни одного слова, хотя вся совокупность сказанного о нем обрисовывает нам его фигуру и лицо.

Предельная краткость, отличающая обрисовку героев, свойственна и описаниям обстановки, интерьера, природы. О постоялом дворе, куда приехал молодой Гринев, сказано лишь то, что его хозяин ввел постояльца «в горницу тесную, но довольно чистую». И в то же время здесь не забыта такая деталь, как висящая на стене винтовка, многозначительно намекающая на казацкие настроения. Интерьер квартиры Мироновых, воссозданный всего в одной фразе, использован для характеристики непритязательности, простоты и демократичности хозяев.

Пушкин максимально экономно использует любую деталь. Так, в третьей главе, въезжая в Белогорскую крепость, Гринев видит старую чугунную пушку. В шестой главе комендант крепости, готовясь к защите, чистит эту пушку от сора. В седьмой главе из нее стреляют. В девятой главе она оказалась среди других пушек на вооружении войск Пугачева.

В романе изумительны по своей точности и лапидарности зарисовки природы. Все они, органически включенные в ткань повествования, изображают обстоятельства, в которых находятся персонажи. Их краткость предельна. Самое подробное описание природы в романе — картина бурана. Но, живописуя обстановку действия главных персонажей, она выполняет и другое назначение. Буран, в котором впервые перед читателями возникает мятежный Пугачев, создает ему своеобразный ореол. Пугачев — стихия, мощная и грозная. Именно буран, в котором растерялся даже привычный ко всему ямщик, дает Пугачеву проявить свои недюжинные способности: хладнокровие, властность, сметливость и тонкость чутья.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!