Проза. Проблематика, идеи и характеры. 8 страница



В чем проявляется оппозиционность Онегина? В просвещенном, прогрессивном образе мыслей, в том, что Пушкин называет «мечтам невольная преданность», в гуманности, в сострадательности к крепостным. Приехав в деревню, «Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил — И раб судьбу благословил».

По отдельным намекам можно догадываться, что недовольство Онегина обусловлено и начавшейся реакцией. В первой главе романа неожиданно возникает образ колодника в тюрьме. Не случайно и то, что в следующей строфе Евгений задумчиво стоит, «опершися на гранит» набережной Невы, смотря на Петропавловскую крепость. Оппозиционность Онегина сказывается даже во внешних деталях: в наличии «Байрона портрета» в его деревенском кабинете; в том даже, что он носит «широкий боливар», шляпу с широкими полями, которая тогда была в моде у республиканцев, у либерально мыслящих людей. Пушкин подчеркивает достоинства поведения своего героя. Прочтя признание Тани в любви к нему, Онегин не обманул ее, не воспользовался «доверчивостью души невинной». И поэт обращает на это внимание читателей: «Не в первый раз он тут явил Души прямое благородство». Выделяя Онегина из светской толпы, Пушкин заметил: «Мы все глядим в Наполеоны… Сноснее многих был Евгений». Автор признается: «Я сердечно люблю героя моего». Его сочувственное отношение к ведущему герою, своему «приятелю», сохраняется до конца романа. Но при этом уже в первой главе романа, прокламируя не субъективно-лирическую, романтическую, а объективную его обрисовку, Пушкин пишет: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной».

Совершенно очевидный прогрессивно-гуманистический облик Евгения явно не мирится с той оценкой его преобразовательной деятельности в поместье, которую ему дает автор романа: «чтоб только время проводить». Думается, что эта оценка маскировочная, для цензуры.

В духовной эволюции Онегина новым этапом стала дуэль с Ленским. Происшедшая вопреки его желанию, но и при отсутствии противодействия ей, вызванного боязнью обвинения в трусости, дуэль была воспринята Онегиным как преступление, как убийство. Именно поэтому «окровавленная тень» бывшего друга «ему являлась каждый день». Переживания и раздумья, вызванные дуэлью, определили еще более серьезное восприятие жизни, нежели то, которое было свойственно Онегину до поединка. Но все глубже расходясь с людьми своего круга, много превосходя их умом, образованностью, гуманностью, неясными стремлениями к лучшему, он оставался вместе с тем чуждым и народу. Герцен справедливо отмечает своеобразную промежуточность положения Онегина, то, что «он никогда не становится па сторону правительства» и «никогда не способен стать на сторону народа…». Ему скучно среди окружающих его пустых людей, тоскливо и с самим собой. Ничего не делая, не принося никому пользы, он превращался в «умную ненужность» (Герцен).

Попытки воплощения персонажей в свойственных им противоречиях были в литературе и раньше, но в лице Евгения Онегина они впервые в русском романе проявились с такой жизненной верностью, полнотой, знаменуя собою победу совершенно нового, реалистического принципа художественного воспроизведения. Образ Онегина, сложный и противоречивый, заключающий в себе и безусловно положительные признаки прогрессивности, гуманности, просвещенности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма, практической бездеятельности, стал родоначальником так называемых «лишних людей» русской литературы. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле», т. е. человеком хороших задатков, но испорченным светским воспитанием, обстоятельствами аристократической среды, презревшим вкусы светской жизни, но не нашедшим истинного назначения, а поэтому и мучающимся своим одиночеством. Герцен, характеризуя Онегина, сказал: «Онегин… это лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

После бессмысленной дуэли с Ленским герой романа отправился в путешествие. Познание родной земли, жизни народа усилило внутреннюю сосредоточенность Онегина, и он оказался еще более, нежели раньше, «чужой для всех» окружающих его лиц блестящего света. Но, встретив здесь Татьяну, Евгений нашел в ней духовно родственную личность, способную возродить его к жизни. По крылатому выражению Герцена, «он молодеет благодаря любви». Но его любовь не нашла желанного отклика. Если Онегин отличается противоречивостью, то морально-психологический облик Татьяны привлекает своей целостностью. По словам Белинского, она «создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей». Эго яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Именно в ней с наибольшей силой обозначается утверждающий пафос романа, его этико-эстетический идеал.

Характер Онегина складывался в условиях высшего петербургского света, связанного с космополитическими влияниями. Его учителя — иностранцы-гувернеры. Лучшими чертами своего духовного облика он обязан прогрессивным веяниям эпохи, определяемым освободительным движением. Татьяна росла в деревенской глуши, среди полей и лесов, в семье доброго помещика среднего достатка, вблизи простого народа. Ее основная воспитательница;— крепостная «Филипьевна седая». Не случайно Татьяна, переселившись в Петербург, превратившись в знатную великосветскую даму, тоскует о простой сельской жизни и вспоминает «бедную няню». Эта няня, мудрый, трагический облик которой выписан так рельефно, символизирует глубочайшую связь основной героини с крестьянством, с его поэзией и «преданьями простонародной старины». Национально-русское, самобытно-народное воздействие оказалось в формировании Татьяны сильнее французских романов, хотя и они прививали ей возвышенную мечтательность. В отличие от пошлой, невежественной провинциально-поместной среды Татьяне свойственны искания тревожной мысли, сильно развитые чувства морального долга, прямота, чистота, доброта, сердечность, скромность, непосредственность. Это натура оригинальная, поэтическая, волевая, глубокая и страстная, любящая все русское: нравы, обычаи, природу. Чистота побуждений и желаний Татьяны внятно высказана в ее целомудренном послании Онегину: «Была бы верная супруга и добродетельная мать!»

Татьяна, уступая мольбам матери и родственников согласилась на брак как на выполнение жизненного долга. Она посвятила себя мужу, создавая для пего заслуженное счастье и покой, с честью поддерживая его связи и положение в обществе. Не зная о духовной эволюции, о тяжелых страданиях Евгения, Татьяна приняла его искренние уверения в любви к ней с сомнениями, в какой-то мере и за манеры опытного ловеласа, раба «чувства мелкого», хлопочущего об очередной любовной интриге, способной принести ему «соблазнительную честь». Это было оскорбительно, мучительно для Евгения, но Татьяна имела основания для своих сомнений. Ведь Евгений, умный, досконально знающий нравы света, должен был понимать, что соединиться им без морального для нее ущерба невозможно. Будучи до конца последовательной и прямой в своих поступках, она признается Евгению: «Я вас люблю (к чему лукавить?) Но я другому отдана; Я буду век ему верна».

Эти слова не встретили сочувствия Белинского. Но критик не учитывал в данном случае ни моральных принципов Татьяны, определяемых условиями формирования ее духовного облика, ни конкретных обстоятельств. Воспитанная в духе народных этических правил, подкрепленных чтением сентиментально-романтических произведений, подобных «Новой Элоизе» Руссо и «Грандисону» Ричардсона, в которых утверждаются возвышенно-благородные герои, Татьяна отличалась исключительной нравственной требовательностью, не позволившей идти ни на какие сделки с совестью, и считала непререкаемой, священной верность мужу, данному слову. К тому же Татьяне муж никогда не был ненавистен. Она глубоко уважала его. Кстати сказать, ее муж, боготворивший ее, не столь разительно старше ее, как представлено в опере Чайковского. Грубо ошибочно именовать его «старцем», как сказал Ф. М. Достоевский в своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину в 1880 году, «старым хрычом», что в полемическом запале сделал Г. И. Успенский в статье «Праздник Пушкина». Князю, «родне и другу» Онегина, вспоминающему с ним «проказы, шутки прежних лет», по всей видимости, участнику Отечественной войны, по вычислениям пушкинистов, около тридцати двух лет (А. Слонимский) и самое большее тридцать пять — сорок (Н. О. Лернер). В то время военная карьера нередко приносила чины очень быстро: князь С. Г. Волконский стал генералом всего в 23 года, а Н. Н. Раевский — в 29 лет.

Белинский видит в верности Татьяны профанацию чувства любви, но, изменяя мужу, на что она должна была пойти? На разрыв, на официальное расторжение брака? Развод в то время был почти немыслим. Она могла бы дать волю своему чувству и начать с Онегиным любовную интригу. Все это было так обычно в высшем светском обществе. Но пойти на тайную любовную интригу, т.е. согласиться на адюльтер, — значило бы разменяться, опошлиться, осквернить чистоту своей любви, принять лживые, ханжеские принципы поведения так презираемого ею светского общества, К тому же таким поступком Татьяна бы опозорила и морально убила ни в чем не повинного и почитаемого ею мужа. Это было, с ее точки зрения, бесчестно и бесчеловечно.

Сохраняя верность мужу, оставаясь нравственно безупречной, Татьяна отстаивала также свою независимость, чистоту и гордость перед ей ненавистным и чуждым аристократическим обществом. Только этическая незапятнанность являлась оплотом и защитой ее самостоятельности и своеобычности. Именно душевное величие подняло ее над окружающим пустым, мишурным светом и заставило склониться перед ней его обитателей, отдать дань удивления и уважения редкостному среди них явлению.

Трагична судьба и Евгения, и Татьяны. Но в поединке долга и чувства, разума и страсти одерживает победу не Евгений, а Татьяна. Только моральная принципиальность, нравственная безупречность и волевая сила поставили Татьяну, «милый идеал» Пушкина, во главе галереи замечательных героинь, созданных Тургеневым, Некрасовым и другими писателями и так возвысивших русскую прогрессивную литературу в глазах всего мира.

Пушкин, оттеняя ведущих героев своего романа, противопоставляет им Владимира Ленского и Ольгу Ларину.

Образ Ленского чаще всего трактуется слишком прямо линейно, как развенчание романтизма, а его стихи «Куда, куда вы удалились» воспринимаются даже пародией (А. Слонимский). А между тем Ленский так же, как и Онегин, сложен и противоречив. Это один из самых светлых образов русской литературы. Пушкин любуется его «ко благу чистой любовью», «доверчивой совестью», целомудрием чувств, возвышенными стремлениями, не успевшими увянуть «от хладного разврата света». Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» недаром вспомнил Ленского, называя его «милым» певцом, воспетым «с такой чудной силой». Белинский подтвердил, что «это было существо, доступное всему прекрасному, высокому». Следуя за ними, Герцен заявил: «Пушкин обрисовал характер Ленского с той нежностью, которую испытывает человек… когда он был так полой надежды, чистоты, неведения».

Пушкин видел и недостатки Ленского. Как и Онегин, он оторван от глубин родной национальной почвы, к тому же экзальтирован, витает в облаках, живет иллюзиями, порывами чувств. Это поэт-романтик, идеализирующий жизнь, видящий ее лишь в розовых красках, склонный и к унылому элегизму, к преувеличенной чувствительности: «он сердцем милый был невежда».

Что же касается предсмертных стихов Ленского, то они являются не пародией, а истинно художественной стилизацией романтического элегизма. Замечание Пушкина «темно и вяло» относится, не к поэтическому таланту Ленского, не к достоинствам его замечательных в своем роде стихов, а к способу излишне метафорического, перифрастического изображения, воспринимавшегося автором «Евгения Онегина» как устаревший.

Ленский, как и Онегин, — жертва русской действительности. В условиях разгрома декабристского движения уже не представлялось возможным воплотить великие задатки свободолюбивого, мятежно-пылкого, необычайно поэтически даровитого юноши, каким был Ленский. И поэтому он, очерченный в сравнении с самими главными героями эскизно, гибнет на дуэли, сраженный пулей Онегина. «Поэт видел, — пишет Герцен, — что такому человеку нечего делать в России, и он убил его рукой Онегина».

Полная противоположность серьезной, размышляющей, замкнутой Татьяне— ее сестра Ольга. Она мила наивной простодушностью, непосредственной общительностью, светлым жизнелюбием, не отягченным раздумьями: всегда «Резва, беспечна, весела», а попросту легкомысленна. Потеряв Ленского, «недолго плакала она». Обычная, посредственная, примитивная, ничем не выделяющаяся Ольга — наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века. Поэтому Пушкин дает отсылку: «любой роман Возьмите, и найдете, верно, Ее портрет».

В то время как душевный облик Татьяны складывается по преимуществу под воздействием народных начал, Ольга, формируясь, повторяла сущность своих простых, непритязательных, в какой-то мере патриархально-добрых родителей.

Общественные условия, окружающие основных героев романа, невыносимы и гибельны. Следя за их трагическими злоключениями, Белинский очень верно назвал этот роман «поэмой несбывающихся надежд, недостигающих стремлений». Изображая обстоятельства, превратившие Онегина в «лишнего человека», сгубившие Ленского, искалечившие жизнь Татьяны, поэт, по верному замечанию Белинского, невольно приходит к выводу, что «зло скрывается не в человеке, но в обществе».

Белинский, отмечая попытки основных героев романа осмыслить обстоятельства, в которых они живут, справедливо называет Пушкина «представителем впервые пробудившегося общественного самосознания». И подчеркивает — «заслуга безмерная».

Объективно-реалистический показ действительности и определяемых ею характеров, поставленный целью романа, обусловил и соответствующие принципы воплощения его развернутых персонажей. Воссоздавая героев своего романа, Пушкин обнаружил замечательное мастерство их социально-психологического изображения. Впервые в русской литературе действующие лица романа раскрылись в своем внутреннем мире с такой реалистической верностью, многосторонностью и художественной экономностью. Но при этом, оттеняя индивидуальные свойства, поэт более крупно выдвинул их социально-типические черты, Онегин, Татьяна, Ленский и Ольга — общественные типы глубокого и широкого обобщения.

Подчеркивая социально-типическое начало персонажей романа, Пушкин раскрывает их в невиданной гармонической соразмерности и уравновешенности своих проявлений: идейных, психологических, моральных, бытовых. Действующие лица романа, кроме того, восхищают лаконизмом проявления своих непосредственных чувств. Весьма сдержанны и прямые авторские характеристики их переживаний. При всем том герои романа отчетливо ясны, рельефны в своей внутренней сущности, что достигается системой дополняющих друг друга внешних примет и путем зарисовки их социально-бытового окружения.

Если в предшествующих произведениях Пушкин рисовал необычную (экзотическую!) природу романтическими красками, то в романе «Евгений Онегин» он обращается к обычной природе среднерусской полосы, изображая ее реалистически.

Изображая своих героев в атмосфере привычной им национально-бытовой среды, Пушкин создает на диво осязаемые, рельефные картины городской и сельской природы. Его зарисовки зимы ( «Зима!.. Крестьянин торжествуя»), весны ( «Гонимы вешними лучами»), осени ( «Уж небо осенью дышало»), воссоздающие поэзию русского ландшафта, стали хрестоматийными. Особую задушевность и композиционную органичность придает им связь с переживаниями действующих лиц: Евгения ( «Деревня, где скучал Евгений»), Татьяны ( «Но вот уж лунного луча Сиянье гаснет») и т. д. Одной, двумя чертами Пушкин достигает полной реальности. А как точно, тонко, сжато рисует поэт предметы: «Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник».

Онегин и Татьяна, Ленский и Ольга ясны нам во всех своих психологических состояниях и движениях. Но все их глубинное, сердечное, бережно таящееся от людских взоров, поэт ощутимо доносит через внешнее, сообщая ему необходимую многозначительность. Показывая, что Онегиным овладела хандра, полное равнодушие и безразличие ко всему окружающему, в том числе и к театру, Пушкин пишет: «…потом на сцену В большом рассеянье взглянул, Отворотился и зевнул». Обращая внимание па внутреннюю сосредоточенность, на необычность Татьяны, поэт скажет словами Ленского: «грустна И молчалива, как Светлана, Вошла и села у окна».

Представляя образцы высочайшего искусства раскрытия внутреннего через внешнее, подхваченного лучшими писателями русской классики: Гоголем, Гончаровым, Тургеневым, Чеховым и многими другими, Пушкин предвосхитил и их средства непосредственного выражения героями своих чувств. Переписка главных героев, стихи Ленского — зарницы, возвещающие психологические откровения Достоевского и Л. Толстого.

Редкий лаконизм отличает и пушкинскую обрисовку внешних портретов. Онегин, избалованный питомец аристократического круга, внешностью подобен «ветреной Венере», а заболев хандрой, появляется в гостиных «угрюмый, томный». Татьяна бледная, задумчивая, мечтательная, вся ушедшая в себя, в свои думы. Ольга румяная, с голубыми глазами, льняными локонами, быстрыми движениями и улыбкой на устах.

Социально-типическая сущность героев романа убедительно подкрепляется их конкретно-исторически достоверной речью, весьма скупой, немногословной. Г. А. Гуковский в книге «Пушкин и проблемы реалистического стиля» очень тонко подметил наличие для каждого героя романа речевого лейтмотива, своеобразной стилистическо-речевой атмосферы. Евгению Онегину, находящемуся под воздействием западноевропейской цивилизации, сопутствует обилие иностранных, книжных слов. Его речь в соответствии с характером иронико-сатирическая. Татьяна, испытывающая по преимуществу самобытно-русское влияние, окружена национально-народной, фольклорной языковой стихией, так живописно проявившейся, в частности, в ее «чудном сне». Ее речь задушевно-непосредственна, во многом близка народно-просторечным, устно-поэтическим оборотам. Романтику Ленскому свойственно перифрастическое, усложненно-метафорическое изъяснение.

В речи персонажей Пушкин воссоздает самые различные стили разговорного языка того времени, но вместе с тем эти стили не образуют механического смешения, а сливаются органически в единую словесно-речевую систему романа. Язык романа всюду сохраняет единство пушкинского стиля. Господствующий в романе принцип речевой характеристики определяет явно выраженную тенденцию к лаконизму, к неприятию любых лексико-фразеологических крайностей (натуралистических, метафорическо-патетических и иных).

Типичности и пластичности действующих лиц во многом помогают изобразительные средства, в особенности сравнения, конкретные и предметные, подмечающие наиболее существенные их социально-психологические признаки. При этом сравнения проявляют иногда тенденцию развернуться в целостные реалистические картины. Воспроизводя тревожное состояние Татьяны перед встречей с Онегиным, после отправления ему письма с объяснением в любви, поэт замечает: «Так бедный мотылек и блещет, И бьется радужным крылом, Плененный школьным шалуном; Так зайчик в озими трепещет» и т. д. Еще более ярко через развернутое сравнение говорится о смерти Ленского.

Полнота, рельефность обрисовки персонажей достигается также обилием эпитетов, отмечающих определяющие стороны их характеров, но по преимуществу эмоционально-психологические. Например, образ Татьяны возникает с помощью эпитетов: «дика, печальна, молчалива», одарена «воображением мятежным», «своенравной» головой, «пламенным и нежным» сердцем. Ее духовная эволюция изображается эпитетами: «милая» мечтательница, девочка «несмелая», «равнодушная» княгиня, «неприступная» богиня роскошной царственной Невы и т. п.

Пластичны, экспрессивно-выразительны и одновременно эмоционально-психологичны и эпитеты романа, характеризующие вещи. Здесь «лорнет — разочарованный», «своды — дерзостные».


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!