Проза. Проблематика, идеи и характеры. 5 страница



Скрываться рада я в пустыне С тобою, царь души моей! Люби меня... Но «огню» в поэме был противопоставлен «холод», а иногда и «окаменелость». Пленник в ответ на признания Черкешенки жаловался на свою полную разочарованность и жалел, что он уже не может разделить пылкое чувство: Умер я для счастья, Надежды призрак улетел; Твой друг отвык от сладострастья, Для нежных чувств окаменел... Здесь в связи с душевной драмой Пленника в поэме звучала ещё одна тема.

Герой рассказывал о какой-то своей прошлой любви, которая не принесла ему счастья. Мы узнаём, что это была любовь неразделённая, что герой «не знал любви взаимной: любил один, страдал один». Эта тема влекла за собой другую тему - ревности героини. Черкешенка хотела узнать, кто её соперница: Но кто ж она, Твоя прекрасная подруга? Ты любишь, русский?

Ты любим? Но Черкешенка преодолевает ревностьв этом-то и состоит её душевный героизм. Освобождая Пленника, Черкешенка совершает подвиг великого благородства. Недаром, когда она идёт освобождать Пленника, Пушкин говорит: Казалось, будто дева шла На тайный бой, на подвиг ратный. В этой сцене поэмы Черкешенка действительно героична: распилив оковы Пленника, она желает ему счастья, и даже соединения с «другой», хотя её собственная любовь разбита.

Это место поэмы отмечено тонким психологизмом. Хотя Черкешенка преодолела ревность, в её словах ещё звучат отголоски этого чувства. Она не хочет бежать с Пленником именно из-за его любви к «другой», благословляя его в то же время на новую жизнь, полную любви: Прости, любви благословенья С тобою буду каждый час. Прости - забудь мои мученья, Дай руку мне... в последний раз.

Эти переживания Черкешенки, кончающей самоубийством, бросающейся в ту самую реку, которую переплывает Пленник, чтобы достичь родины, не похожи на «злую» ревность Заремы и Алеко, которые под её влиянием совершают убийство. По мысли Пушкина, злоупотребление страстями ведёт к охлаждённости, пресыщенности и душевной старости. Это судьба Пленника. Но нормальная, естественная страсть возвышает человека и даёт ему возможность совершить подвиг. Это судьба Черкешенки.

При этом Пушкин считает, что нормальные естественные страсти живут не в цивилизованном обществе, к которому принадлежит Пленник, а в диком, близком к природе, где воспиталась Черкешенка. Итак, сюжет поэмы - романтический. Пушкин берет романтического героя с туманной биографией. Вроде бы все идет нормально, но при дальнейшем прочтении поэмы мы обращаем внимание на то, что идет нарушение в системе образов, единодержавии героя. Сюжет романтический, герой романтический, но Пушкин не может за ним спрятаться, его начинает интересовать другой человек - девушка, в конце концов Пушкин сам, своей персоной, «вмешивается» в конец поэмы, давая анализ политической обстановки на Кавказе.

Таким образом, образовалось три героя: Пушкин, кавказский пленник, девушка. Внимание к другому человеку не позволило Пушкину соответствовать романтическому канону. Вот как говорит об этом сам Пушкин: «Эта поэма показала только одно, что я не гожусь в романтики». Первая русская романтическая поэма, изданная Пушкиным, вполне отвечала его убеждению, что романтизм - это область необыкновенного. Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.

Общее значение «Кавказского пленника» было очень велико. Пушкин не только дал первый образец большого романтического произведения, но и отразил характерные черты целого поколения русской и европейской молодёжи. «Братья-разбойники» Необходимо добавить, что «у Пушкина русский (а может быть, и не только русский) романтизм впервые приобретал способность сохранять и верно передавать национальные характеры и местные краски. И все же уже почти сразу выяснилось, что романтизм не мог вместить характеров, традиций, ситуаций, владевших поэтом. Пушкин разрушал романтизм, еще его по-настоящему и не освоив.

Это выяснилось в «Кавказском пленнике». «Герой более приличен роману»,— сказал сам поэт о том, что было романтической поэмой, и что он назвал повестью. Это выяснилось и в «Братьях-разбойниках» — герои более приличны русской народной песне,— наверное, мог бы сказать он. Ведь и в основе поэмы лежали реальные события: «Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославе, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись.

Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы». Поскольку речной волжский разбойник русской народной жизни, где «булатный нож да темна ночь», если вспомнить один из стихов поэмы, трудно превращался в байроновского морского корсара, поэма была уничтожена: «Разбойников» я сжег — и поделом». [I, c. 182] Братья-разбойники - это еще одна несостоявшаяся романтическая поэма. У этой поэмы сюжет романтический.

Обратимся к композиции. Пушкин начинает с описания разбойников: «Калмык, башкирец безобразный, И рыжий финн», ... «кто с каменной душой прошел все степени злодейства». После небольшого предисловия Пушкин доверяет доказательства сказанного разбойнику. Неожиданно разбойник делает акцент на том, что они с братом несчастные люди, у них было сиротское детство, и совсем нет опыта бескорыстной любви.

Выявим несоответствие канону. Во-первых, романтический герой неподсуден, разбойник - не сверхчеловек. И, конечно же, между автором и разбойником есть дистанция. У Пушкина был дар внимания к людям, можно сказать, что он пишет это произведение не столько по романтическим законам, сколько по совести. Но и она показала, что Пушкин не годится в романтики.

Итак, «Кавказский пленник» все-таки остался, а «Братья-разбойники» погибли — от руки автора. Дело в том, что если романтизм объединялся с современным героем, объяснял его и сам им объяснялся, то в народном характере он уже не объяснял ничего, более того,, стремился постоянно размывать самые национальные краски и характеры: так, яркий национальный облик, в каком будет воплощен отцеубийца или, вернее, отчимоубийца и братоубийца Георгий Черный, у Пушкина позднего (в «Песнях западных славян») поглощен более общим образом мрачной романтической личности в ранних стихах «Дочери Карагеоргия». [I, 183] Однако Пушкин оставит работу над романтической поэмой не прежде чем одержит над ней окончательную и безусловную победу. Точнее: говоря современным спортивным языком, какое-то время он работает в двух весовых категориях, переходя то в одну, то в другую. То, что в «Кавказском пленнике» и в «Братьях-разбойниках» было в смешении объединено, рождая «неудачный» характер в первом и побуждая уничтожить вторых, Пушкин развел. Задумывается и пишется роман, который мы называем реалистическим, и почти одновременно пишется и завершается уже чисто романтическая поэма с «удачными» романтическими характерами и положениями, по-своему, в отличие от «Кавказского пленника» и «Братьев-разбойников», очень законченная и цельная — «Бахчисарайский фонтан». [I, 183] «Бахчисарайский фонтан» Самая романтическая из романтических поэм Пушкина - это «Бахчисарайский фонтан».

«Это поэма, написанная молодостью на пике романтических увлечений, отдающаяся красоте как таковой, «беспроблемная» и «безыдейная» в современном смысле этого слова. И потому бесспорная: единодушное признание и общие похвалы были приговором поэме в критике. Романтическая байроновская поэма нашла классическое решение в духе Шенье. Недаром все еще продолжающиеся споры классиков и романтиков смолкли при появлении пушкинской поэмы, вернее, получили разрешение. В похвалах поэме те и другие сошлись.

Но «Бахчисарайский фонтан», «безыдейный», «беспроблемный» в общественно современном смысле, для Пушкина-то был очень злободневным и современным. Такая сфера, как любовь, к которой он вышел в молодости, получила не только личную, персональную одухотворенную разработку в лирике, но, не теряя одухотворенности, нашла и общее, почти символическое воплощение в поэме. Недаром рождение поэмы тоже связано с теми же личными переживаниями, и даже, кажется, с той же героиней, что отразились в элегии («Редеет облаков летучая гряда...»): «Я суеверно перекладывал в стихи рассказ молодой женщины...» И нашли эти уяснения и разработка уже не личных, лирических, а общих поэмных начал любви, страсти, ревности соответствующую себе форму.

Для Пушкина вообще, и чем дальше, тем больше, очень значима и очень ему свойственна дистанция времени и пространства. «Что пройдет, то будет мило»,— почти закон его творчества. Здесь же, в «Бахчисарайском фонтане», не только воспоминание, но и, так сказать, воспоминание о воспоминании: поверие, легенда, предание». [I, c. 183 - 184] Сюжет этой поэмы романтический.

Но в ней появляется три героя: Гирей, Зарема и Мария. Гирей (а, может быть, и сам Пушкин) выбирает неромантическую Марию. «Марии ль чистая душа являлась мне, иль Зарема носилась, ревностью дыша». Глагол «носилась» вызывает отрицательные эмоции. Но все же, в этой ситуации любовного треугольника Пушкин сочувствует всем и допускает присутствие романтизма.

«Цыгане» Теперь мне бы хотелось поговорить о последней несостоявшейся поэме Пушкина – «Цыгане». Сюжет этой поэмы романтический, но происходит нарушение в системе образов: столкновения двух романтических героев, неспособных бескорыстно любить, ведет к страшным последствиям. Отец Земфиры понимает и принимает жизнь с радостями и горестями. Он прощает убийство дочери, как раньше сумел простить измену жены, но говорит Алеко: «Ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли». Мы ясно можем наблюдать, что над героем происходит суд.

В 1823 г. Пушкин переживает сильнейший кризис своего романтического мировоззрения. «Разочаровавшись в надежде на близкое осуществление победы революции сначала на Западе, а затем и в России, — а в этой победе Пушкин, полный «беспечной веры», был совершенно убежден, — он скоро разочаровался и во всех своих романтических идеалах — свободы, возвышенного героя, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви. Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его выражению) — «Сеятель», «Демон», «Разговор книгопродавца с поэтом» (а немного позже — «Сцену из Фауста») и другие, оставшиеся в рукописи неоконченными. В этих стихах он подвергает горькому осмеянию все основные положения своего романтического мировоззрения.

К числу подобных произведений относится и поэма «Цыганы», написанная в 1824 г. Ее содержание — критическое разоблачение романтического идеала свободы и романтического героя. Романтический герой Алеко, попавший в желанную для него обстановку полной свободы, возможности беспрепятственно делать все, что ему хочется, — обнаруживает свою подлинную сущность: он оказывается эгоистом и насильником. В «Цыганах» развенчивается и сам романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин убедительно показывает, что полная свобода действий, отсутствие ограничений и обязательств в общественной жизни было бы осуществимо только для людей примитивных, праздных, ленивых, «робких и добрых душою», а в личной жизни, в любви она оказывается чисто животной страстью, не связанною ни с какими моральными переживаниями.

Неумение выйти за пределы чисто романтического, субъективного взгляда на жизнь неминуемо приводит поэта к глубоко мрачному заключению о том, что счастие на земле невозможно «и от судеб защиты нет». «Цыганы» — поэма переломного, переходного периода — является в идейном и художественном отношении громадным шагом вперед по сравнению с предыдущими поэмами. Несмотря на вполне романтический характер и стиля ее, и экзотической обстановки, и героев, Пушкин здесь впервые применяет метод чисто реалистической проверки верности своих романтических идеалов. Он не подсказывает речей и действий своим персонажам, а просто помещает их в данную обстановку и прослеживает, как они проявляют себя в обстоятельствах, с которыми сталкиваются. В самом дело, Алеко, типичный романтический герой, хорошо знакомый нам по поэмам и лирике Пушкина начала 20-х гг.

, иначе и не мог поступить в том положении, в котором он оказался. Совершаемое им из ревности двойное убийство вполне соответствует его характеру и мировоззрению, раскрытым как в самой поэме, так и в других романтических произведениях той эпохи. С другой стороны, и Земфира, такая, какой она показана Пушкиным, так же не могла поступить иначе, не могла остаться верной Алеко навсегда — ведь она цыганка, дочь Мариулы, и ее история только повторяет — за исключением трагического финала — историю ее матери. Эта «объективная» позиция автора «Цыган» по отношению к действиям и чувствам его героев сказалась и в самой форме: большинство эпизодов поэмы дано в форме диалогов, в драматической форме, где отсутствует голос автора, а говорят и действуют сами персонажи». [V] «Цыганы» — произведение, в котором глубже всего отражен кризис мировоззрения Пушкина-романтика; но в то же время по методу разработки темы оно открывало новые пути в творчестве Пушкина — пути к реализму.

Таким образом, Пушкин нащупал и обозначил самое уязвимое место романтической позиции человека: всего хочет только для себя. Уже позже Пушкин скажет: «Мы все глядим в Наполеоны, двуногих тварей для нас орудие одно». Заключение Пушкин внёс огромный вклад в русскую литературу. Поэмы Пушкина создали и надолго предопределили тип романтической поэмы в русской литературе. Они вызвали многочисленные подражания второстепенных поэтов, а также оказали сильное влияние на творчество таких поэтов, как Рылеев, Козлов, Баратынский и, наконец, Лермонтов. Его романтизм можно изучать бесконечно. Пушкин-романтик написал множество прекрасных произведений, которые поражают душу своей чувственностью.

Его поэмы полны любви и трагизма. Пушкин-романтик изображал сильные страсти, яркие незаурядные явления «внутреннего мира души человека». Пушкин создал наиболее содержательный и оригинальный романтический мир страстей в русской литературе. Его смерть потрясла всех. В.

Ф. Одоевский опубликовал 30 января 1837 года в «Литературных прибавлениях» и журнале «Русский инвалид» такие строки: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Пушкин! Наш поэт!

Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!» Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясающие стихи: Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживёт и тленья убежит... И всё шептал он их как заклинание, как молитву, как утешение.

15. Поэма А. С. Пушкина «Цыганы»

«Цыганы».

«Цыганы» (1824) обычно включаются в круг южных поэм. А между тем это произведение уже явно порывает с их последовательным романтизмом. Начатое в Одессе, оно завершалось в Михайловском. Ведущая проблема поэмы «Цыганы» — неудовлетворенность окружающей действительностью и вытекающие отсюда поиски счастья, социальной гармонии. Основой ее сюжета послужили личные наблюдения поэта над бытом цыган. По свидетельству брата поэта, Пушкин в 1822 году, будучи в Кишиневе, «исчез и пропадал несколько дней. Дни эти он прокочевал с цыганским табором, и это породило впоследствии поэму „Цыганы“.

Поэма „Цыганы“ романтична преимущественно по предмету изображения. Здесь романтичен главный герой — Алеко. Но при наличии этого героя и используемых для его обрисовки некоторых романтических средств определяющий метод художественного воплощения поэмы реалистический. Основной идейный смысл и пафос поэмы „Цыганы“ уже не в утверждении, не в превознесении, а в разоблачении романтическо-байронического героя, так распространенного и модного в тогдашней западноевропейской и русской литературе. По справедливому мнению Белинского, эта поэма — „неумолимо-трагический и вместе с тем горько-иронический“ суд над Алеко и над подобными ему людьми. Алеко показывается в присущей ему противоречивости и социальной обусловленности, Пушкин, сострадая Алеко, отмечает его положительные свойства. В городских условиях Алеко — носитель прогрессивной идейности, протестант, преследуемый законом, враг утеснительного, праздного высшего света, добровольный из него изгнанник. Причины стремлений Пленника („Кавказский пленник“) остаются загадочными, а у Алеко приобретают полную ясность. С ненавистью рассказывает он Земфире о неволе „душных городов“. Говоря словами Белинского, „Алеко в дикой цыганской воле ищет того, чего не могло дать ему образованное общество, окованное предрассудками и приличиями, добровольно закабалившее себя на унизительное служение идолу золота“.

„Душным городам“, высшему свету в поэме противопоставляются нравы, этические нормы, быт простого народа, цыганской общины, а образу Алеко — Старый цыган. Нравы цыган, добрые, мирные и истинно вольные, определяются не внешними законами, а внутренним самосознанием. Но Алеко не мог сродниться с обычаями людей „бродящей бедности и воли“. В нем слишком еще сильны индивидуалистические предрассудки общества, которое он возненавидел и покинул. Алеко не способен возвыситься до понимания той душевной щедрости и широты, которые олицетворяет Старый цыган — представитель народного сознания.

Старый цыган, признавая право на новую любовь, прощает Мариуле уход от него. Алеко же, этот, по определению Белинского, „турок в душе“, «чудовищный эгоист», признает только свое право индивидуалиста на обладание разлюбившей его женщиной или на месть ей и ее любимому. Он осуждает Старика, простившего Мариулу.

Алеко требовал прав и свободы лишь для себя. Но в его пору в цивилизованной среде бесстрашно выступали борцы за свободу для других. Он был иного склада, нежели эти благородные рыцари правды. Его протест не выразился в освободительной борьбе, отражающей интересы народа. Разорвав с высшим светом, находясь в разладе со своим классом, он не стал героическим защитником поруганной воли народа. Попытки Алеко сблизиться с цыганами, стать вровень с простыми людьми окончились полным крахом.

Белинский, преклоняясь перед нравственным величием, мудростью и человечностью Старого цыгана, заявил: «Это одно из таких лиц, созданием которых может гордиться всякая литература». Образом Старого цыгана Пушкин в какой-то мере прокладывал путь к обрисовке народа в трагедии «Борис Годунов».

Для Пушкина было ясно, что нравы простого народа, трудолюбивого, доброжелательного, мирного, противоположны эгоистической морали господствующих сословий. Но он в то же время не может признать и жизнь народа идеальной, счастливой, а законы «естественной» жизни на лоне природы «развязывающими» все «проклятые» вопросы. В поэме «Цыганы» с еще большей силой, нежели в «Кавказском пленнике», оспаривается руссоистская идеализация «естественной» жизни. Алеко не нашел душевного покоя на лоне природы не только потому, что он еще не стремился уйти от привычных ему индивидуалистических интересов, его развративших. Требования Алеко как цивилизованного человека выше возможностей «естественной» жизни; недаром он с самого начала глядел уныло на «опустелую равнину И грусти тайную причину Истолковать не смог». Весь дальнейший ход событий, обостряя трагизм Алеко, наряду с осуждением, как главной тенденцией, вызывает к нему и сочувствие. Цивилизация не деградация, не порча нравов, а приобретение, высший этап развития человечества, и люди, приобщившиеся к ней, не могут вернуться вспять — таков вывод Пушкина. Поэт выступал не против цивилизации, а против ее искаженных, уродливых форм. Возвысившись до реалистического осознания окружающего, он с сожалением отмечает, что социальная несправедливость, властвующая в мире, исключает благополучие людей и в «душных городах», и в естественных условиях природы. Ни цивилизация, ни естественная природа не приносят людям необходимой социально-нравственной гармонии, не избавляют их от эгоистических страстей. Безмятежность цыган призрачна, их счастье иллюзорно: «Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны!»


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 475; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!