ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Анархизм(греч. anarchia – безвластие) – идейно-теоретическая и общественно-политическая теория, в основу которой положены идея отрицания политического принуждения, стремление к уничтожению государственной власти и замене политической организации добровольной ассоциацией граждан (по Д. Е. Погорелому).

Белорусская идея – термин, обозначающий систематизированное обобщение национального самосознания и представленный как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-материальном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности (по Я. Е. Яскевич).

Геополитика (греч. ge – земля, politika – политика) – политическая концепция, исходящая из признания зависимости политических процессов от территориально-пространственного расположения государств. Геополитика изучает влияние географических факторов (пространственного расположения страны, климата, размера территории, количества населения, наличие собственных ресурсов и т.д.) на состояние и эволюцию экономической, политической и социальной систем общества.

Глобализация (лат. globus – шар) – процесс расширения взаимосвязей и взаимовлияния различных стран и народов, снятие многочисленных барьеров между государствами и культурами, чему в значительной мере способствует использование современных информационных технологий. Глобализация – это процесс интенсификации экономических, финансовых, политических, военных, культурных, идеологических связей и зависимостей между сообществами, что приводит к униформизации мира во всех областях и появлению социальных связей в наднациональном масштабе.

Глобальные проблемы человечества (лат. globus – шар) – противоречия и дилеммы, характеризующиеся общепланетарными масштабами проявления, большой остротой и динамизмом, затрагивающие жизненные интересы всего человечества и требующие для своего разрешения коллективных усилий всего мирового сообщества. К таким проблемам относятся: 1) проблемы, связанные со сферой международных отношений (проблемы войны и мира, выживание человечества, угроза применения оружия массового уничтожения, преодоление экономической отсталости развивающихся стран и др.); 2) глобальные проблемы, непосредственно затрагивающие взаимоотношения человека и общества (продовольственная и демографическая, проблема негативных последствий научно-технического прогресса, ликвидация опасных болезней и др.); 3) глобальные проблемы в области взаимодействия человека и природы (экологическая, климатическая, энергетическая и сырьевая).

Государство – центральный институт политической системы общества, создаваемый для организации и обеспечения жизнедеятельности населения на определенной территории с помощью публичной власти, имеющий обязательный характер

Государство правовое – форма организации государственной власти, характеризующаяся верховенством права, разделением властей, юридическим равенством (взаимной ответственностью) гражданина и государства.

Государство социальное – форма организации государственной власти, для которой характерно стремление к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защиты, равных возможностей для самореализации путём осуществления активной социальной политики.

Гражданское общество – сфера реализации неполитических интересов общества. Представляет собой совокупность экономических, культурных, этнических, религиозных и прочих отношений, реализованных без непосредственного контроля государственной власти.

Демократия (греч. demos – народ и kratos – власть) – народовластие. В настоящее время это понятие имеет более широкую трактовку. Первая исходит из первоначальной трактовки: демократия, по выражению американского президента Линкольна: «Правление народа посредством народа и для народа». Вторая – форма устройства любой организации, основанная на принципе равноправия её членов, выборных органов управления и принятия решений большинством. Третья – демократия рассматривается как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека и гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, политической терпимости. Четвертая – это политический режим, при котором источником власти признается народ и он имеет возможность осуществлять свой суверенитет.

Деидеологизация (лат. de – отсутствие, отмена, устранение чего-либо и греч. idea – понятие и logos – учение) – 1) устранение влияния идеологии на массовое политическое сознание и общественные процессы; 2) социально-политическая концепция, возникшая в 50-е годы XX в. и провозгласившая «конец идеологии», ее исключение как системы идей и ценностей из жизни общества. Авторы данной теории (Д. Белл, Р. Арон, Т. Парсонс, С. Липсет и др.) противопоставляли идеологии (искажающей, по их мнению, истинное знание) науку, провозглашая приоритетность общечеловеческих ценностей по сравнению с интересами отдельных социальных групп.

 

 

Идеология (греч. idea – понятие и logos – учение) – система политических, правовых, религиозных, философских представлений, взглядов и идей, отражающих интересы, мировоззрение, идеалы людей, социальных групп, политических партий, общественных организаций и общества в целом.

Идеология белорусского государства представляет собой упорядоченную совокупность идеалов, ценностей, концепций, которые служат обоснованием белорусского пути развития, направленного на выражения объективных потребностей и интересов народа Беларуси.

Интерес социальный – одна из высших движущих сил в деятельности любого социального субъекта, будь то личность, группа, класс, нация, общество.

Идеология национальная – система идей, взглядов, основанная на принципах общности нации и приоритета её интересов во всех сферах общественной жизни.

Информационное общество (лат. informatio – осведомление, просвещение) – это научная концепция, используемая для описания качественно нового этапа общественного развития, в которой важнейшим ресурсом становятся информация и знания, интеллектуальное производство превращается в ведущую отрасль экономики.

Капитализм – общественный и государственный строй, сменивший феодализм. Идеологическим фундаментом такого строя являются идеология либерализма и консерватизма. Капиталистический строй основан на частной собственности на средства производства, на эксплуатации наемных работников. Движущей силой капиталистического производства является получение прибыли путем присвоения прибавочной стоимости произведенной наемными работниками. Экономика капиталистических стран развивается циклически, т. е. рост производства в силу антагонистических противоречий капитализма сменяется упадком, кризисом, что порождает массовую безработицу. Экономические кризисы с каждым разом становятся все более продолжительными, глубокими и разрушительными, а периоды временного оживления сокращаются. В эпоху глобализации кризисы затрагивают мировую экономику в целом.

Качество жизни – социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей (качество питания, одежды, здравоохранения, комфорт жилища, образования, сферы обслуживания окружающей среды, досуга и др.)

Коммунизм (лат. communis – общий) – 1) политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, в котором отсутствует частная собственность на средство производства, реализованы принципы коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Консенсус политический (лат. consensus – согласие, единодушие, согласованность) – один из способов урегулирования политического конфликта на основе достижения конфликтующими сторонами согласия по спорным вопросам, путём взаимных уступок.

Консерватизм (лат. conservo, франц. conservatism – сохраняю, предохраняю) – идеология, направленная на сохранение в обществе существующих ценностей, традиций, поддержание исторически сложившихся форм общественно-политического устройства.

Консолидация (лат. consolido – укрепляю) в этнографии – вид объединительных этнических процессов, приводящих к слиянию нескольких этносов и создание более крупных.

Конституция(лат. constitution – устройство, установление) – основной закон государства, закрепляющий общественное и государственное устройство, принципы избирательности, права, порядок формирования и принципы деятельности государственных органов, правовой статус личности и т. д.)

Конфликт политический (греч. conflictus – столкновение) – вид политического процесса, характеризующегося резким противоборством, столкновением политических сил, обусловленных противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов (по Д. Е. Погорелому).

Кризис социально-политический (греч. krisis – поворотный пункт, исход) – вид социально-политического процесса, крайняя форма проявления социально-политического конфликта, характеризующаяся резким усилением социально-политической напряженности.

Культура (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе (по Я. С. Яскевич).

Культура политическая – система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений и выражающих их символов, которые служат для упорядочения политического опыта и регулирования политического поведения.

Либерализм(лат. liberalis – свободный) – идеология, исходящая из абсолютной ценности личности, признание его неотъемлемых прав и свобод, выступающая за ограничение вмешательства государства в жизнь общества, свободу предпринимательской деятельности, развитие гражданского общества. Либерализма возник в конце XVII – в начале XVIII вв.

Марксизм (нем. Marx – по имени К. Маркса) – философское, социально-экономическое и политическое учение, созданное во второй половине XIX века немецкими учеными К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895). Основу марксизма составляют диалектический материализм, теория общественно-экономических формаций и теория прибавочной стоимости.

Мировоззрение – упорядоченная система взглядов на окружающий мир, явление природы, общества и самого себя, а так же вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы поведения и оценка происходящих событий и место человека в этом мире.

Модернизация политическая (франц. modernization, moderne – современный) – процесс трансформации общества, связанный с изменением, обновлением институтов политической системы, а так же характера политических отношений.

Национализм (франц. nationalisme, от лат. nаtio – народ) – идеология, система политических взглядов, основу которых составляют идея национального превосходства и национальной исключительности, приоритет национальных ценностей)

Национальный интерес (франц. national – нация и лат. natio – народ, нация) – реальные причины действий государства, направленные на обеспечение стабильности его функционирования и развития; совокупность национальных целей и базовых ценностей, играющих важную роль в сфере национальной безопасности.

Нация(лат. natio – народ, нация) – историческая общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их территории, экономической жизни, культуры, языка и особого самосознания.

Национальный суверенитет – см. суверенитет национальный.

Национальная идея – доминирующие в национальном сознании представления, которыми данный народ выражает осмысление исторического существования.

Национальная белорусская идея – систематизированное общественно-национальное самосознание, выражающееся в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самобытности, стремление к свободе, самостоятельности и благосостоянию.

Национальная безопасность (франц. national, от nation – нация и лат. natio – народ, нация) – совокупность внутренних и внешних условий, выполнение которых обеспечивает стабильное политическое, социально-экономическое и духовно-культурное развитие общества, независимость, защита суверенитета и территориальной целостности государства.

Национальная идентичность – одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определенной нации, стране, культурному пространству.

Неоконсерватизм(греч. neos – новый и лат. conserve – сохраняю, предохраняю) – современная идеология, дополняющая идеи классического консерватизма теорией правового, социально-ориентированного государства. Неоконсерватизм сближается с идеалами неолиберализма и социал-демократии.

Неолиберализм (греч. neos – новый и лат. liberalis – свободный) – идеология, исходящая из признания необходимости государственного регулирования экономики, социальных процессов при сохранении рыночных механизмов и конкуренции.

Панславизм(греч. pan – все и slavus – славянин) – идейное и политическое движение, возникшее в XIX в. и направленное на культурное и политическое объединение славянских народов.

Пацифизм (лат. pacificus – миротворческий) – 1) осуждение войны, отказ от применения насилия как средства осуществления власти, политики; 2) антивоенное общественно-политическое движение, выступающее против применения военной силы для разрешения политических конфликтов.

Плюрализм политический (лат. pluralis – множественный) – принцип социально-политической жизни, предполагающий свободное существование различных идеологических течений, партий, политических и общественных организаций движений

Постиндустриальное общество (лат. post – после и франц. industriel, от лат. industrio – деятельность) – новая стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом. Основными продуктами потребления становятся услуги и знания, а главными технологиями – информационные технологии.

Символы государственные (греч. symbolon – знак) – установленные законодательством отличительные знаки государства, выражающие его суверенность и независимость. К основным государственным символам относят флаг, герб, гимн и др.

Самосознание этническое – чувство принадлежности к определенному этносу, важный знак этноса, являющийся отражением сознания людей, реально существующих этнических связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания или этнонима.

Социал-демократия (лат. socialis – общественный, греч. demos – народ, kratos – власть) – разновидность социалистической идеологии, сформировавшаяся в конце XIX в., в XX в. отделившейся от революционного марксизма, провозгласив основной задачей построение демократического социализма. На современном этапе представляет собой левоцентристское политическое течение, выступающее за объединение идеалов социализма и либерализма и провозглашающее основными ценностями свободу, социальную справедливость и равноправие.

Социализм (лат. socialis – общественный) – 1) идеология, утверждающая систему общественного устройства, основанную на общественной форме собственности, отсутствии эксплуатации, социальной справедливости, свободе и равенстве. Социалистическая идеология сформировалась в XIX веке. Выделяют такие её формы: марксизм, социал-демократия, утопический социализм, коммунизм, неомарксизм и др.; 2) в классической теории научного социализма (К. Маркс, Ф. Энгельс) – первая фаза коммунистической общественно-экономической формации.

Суверенитет национальный (франц. souverainete – верховная власть) – полновластие нации, возможность самостоятельного политического самоопределения, а так же исключительное право определять и изменять установленный конституционный строй

Фашизм (итал. fascio – пучок, связка) – крайне антидемократическое радикально-экстремистское политическое течение. Важнейшими чертами идеологии фашизма является стремление к сильной власти, воинствующий антидемократизм, расизм и шовинизм

Феминизм (фран. femenisme, от лат. femina – женщина) движение в защиту прав и освобождение женщин, возникающее в эпоху буржуазных революций во Франции, Англии и США.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в среду человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности. К духовным ценностям относятся предметы, явления, идеи и т. п. К важнейшим общечеловеческим ценностям, связанным с внутренним нравственным миром жизни народа, общества, человека относятся: люди, Бог, истина, власть, закон, творчество и др.

Этнонимы (греч. – племя, народ, имя, название) – название наций, народов, народностей, племен, племенных союзов, родов и т. п.

Этнос(греч. ethnos – племя, народ) – исторически возникающий вид социальной группировки людей, представленной племенем, народностью, нацией или другими образованиями.

Экстремизм (лат. extremus – крайний) – склонность к крайним взглядам; использование нелегальных форм политического участия (бунт, погромы, терроризм) для достижения поставленных целей.

Этноцентризм – система взглядов, в которых жизнь других народов, их права и обычаи рассматриваются сквозь призму традиций и ценностей своей этнической общности в качестве эталона.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 789; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!