Система обозначений объектно-ориентированной методологии.



Язык UML.

Важный вопрос любой методологии - система обозначения, для визуального модулирования - графическая нотация для описания различных аспектов системы. Множество разработчиков предлагали свои варианты решения этого вопроса для объектно-ориентированной методологии.

Наибольшую поддержку из них получили: нотация Буча, технология объектного моделирования OMT, разработанная Джеймсом Рамбо, объектно-ориентированное проектирование программного обеспечения OOSE Ивара Якобсона. В последствии эти три автора начали внедрять свои разработки идеи двух других, а затем начали работу по объединению этих методов в компании Rational Software. Первая версия стандартной нотации UML появилась в январе 1997 года и большинство производителей ПО и производители CASE-средств поддерживают этот язык. В 1997 году группа OMG (Object Management Group) объявила UML промышленным стандартом. В настоящее время UML находится в процессе представления в качестве стандарта ISO.

UML это графический язык для специфицирования создания визуализации и документирования систем, в которых большая роль принадлежит программному обеспечению. С помощью UML можно разработать модель создаваемой системы, которая отображает не только ее концептуальные элементы, такие как функции системы и бизнесc-процессы ну и конкретные детали системы: классы языков программирования, схемы БД, повторно используемые компоненты ПО.

UML выделяет девять типов диаграмм. При рассмотрении статических аспектов системы используются:

· диаграммы классов;

· диаграммы объектов;

· диаграммы компонентов;

· диаграммы развертывания.

Для работы с динамическими частями системы применяются:

· диаграммы прецедентов;

· диаграммы последовательности;

· диаграммы кооперации;

· диаграммы состояний;

· диаграммы деятельности.

Диаграммы последовательностей и диаграммы кооперации также называются диаграммами взаимодействия.

В языке UML применяются четыре общих механизма:

1. спецификация,

2. дополнение (adornments),

3. принятые деления (common divisions) и

4. механизмы расширения (extensibility mechanisms).

Самой важной разновидность дополнения являются примечания, которые представляют собой графические символы для изображения ограничения или комментариев. Они используются для включения в модель дополнительной информации. В UML заложена открытость, т.е. возможность расширять язык контролируемым способом. К механизмам расширения UML относятся:

· стереотипы (stereotype) предназначенные для расширения словаря UML (например, стереотип класса);

· помеченное значение (tagged value) позволяет включать новую информацию в спецификацию элемента;

· ограничение (constraint) позволяет добавлять или изменять существующие правила.

Спецификация - это неграфическая форма, используемая для полного описания элемента системы обозначений: класса, объекта, операции, диаграммы в целом. Большинство параметров класса определяется в спецификации.

Спецификация класса содержит: имя, текстовое описание, стереотип, атрибуты, операции, ограничения, мощность или множественность класса (cardinality), параметры для параметризированного класса, сохраняемость/устойчивость (мгновенная, долговременная), параллельность (последовательная, охраняемая, синхронная, активная), объём памяти.

При последовательной параллельности (sequential) гарантируется нормальное поведение класса только при наличии одного потока управления.

Охраняемый (guarded) класс- при наличии нескольких потоков, обращения к его операциям должны быть упорядочены, т.е. только одна операция в один момент времени.

Синхронный класс может сам обрабатывать взаимные исключения.

Активный класс будет иметь свой поток управления.

Спецификация операций содержит: имя, текстовое описание, класс возвращаемого значения, аргументы, стереотип, квалификация (является ли функция виртуальной, статической), видимость (открытая, защищенная, реализация), предусловие, действие, постусловие, ограничения, параллельность (последовательная, охраняемая, синхронная), время выполнения, объём памяти требуемой операции во время выполнения.

При моделировании объектно-ориентированных систем используются два подхода к делению реальности. Прежде всего, существует разделение на классы и объекты. Практически все строительные блоки UML характеризуются дихотомией класс/объект. В графическом представлении для объекта принято использовать тот же символ, что и для его класса, а название объекта подчеркивать. Второй вариант деления - это разделение на интерфейс и его реализацию. Интерфейс декларирует контракт, а реализация представляет конкретное воплощение этого контракта и обязуется точно следовать объявленной семантике интерфейса. Интерфейс применяется для моделирования стыковочных узлов.

Интерфейсом называется набор операций, используемый для определения услуг, предоставляемых классом или компонентом, выполняемых прецедентом или подсистемой. Интерфейс изображается в виде круга, присоединенному к реализующему его классу или компоненту.

Интерфейс может быть изображен также как стереотипный класс с множеством операций. Для интерфейса определена операция реализации.

Он может быть реализован несколькими классами и наоборот один класс может реализовывать несколько интерфейсов. Отметим, что у интерфейса нет атрибутов и нет непосредственных экземпляров.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 903; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!