III. Содержание авторских прав и распоряжение ими



1. Понятие и виды авторских прав

Авторские права — это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.

Данные права в авторском законодательстве и доктрине традиционно именуются исключительными.

Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора, с другой — произведение является имущественной ценностью. Такое положение дел обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: имущественные и личные неимущественные права. Гражданский кодекс РФ прямо не указывает, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. Однако соответствующую классификацию легко построить, проанализировав положения части четвертой ГК РФ.

Значение деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения). Кроме того, в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.

Надоело писать лекции под диктовку? Получи диплом в Московском Университете им. С.Ю. Витте дистанционно

 

Личные неимущественные права авторов

К личным неимущественным правам авторов относятся:

ü право авторства;

ü право автора на имя;

ü право на обнародование;

ü право на неприкосновенность произведения (ст. 1255 ГК РФ).

Личными неимущественными правами следует также считать право на отзыв произведения, тесно связанное с правом на обнародование, и право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Право авторства — это право признаваться автором произведения. Сущность этого права заключается в определении своей личности в качестве создателя конкретного произведения. Право авторства является неотчуждаемым и непередаваемым. Данное право является важнейшим, так как остальные авторские права производны от него.

С правом авторства очень тесно связано право автора на имя, т.е. право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т е. анонимно. Вместе с тем право на имя является самостоятельным правом. Так, право на имя может быть нарушено без нарушения права авторства, например, при искажении имени автора. Данное право, в отличие от права авторства, может быть реализовано лишь при обнародовании произведения путем указания имени автора на титульном листе книги, в титрах кинофильма и т. п. Автор также может требовать указания своего имени при каждом новом издании, публичном исполнении, цитировании или любом другом использовании своего произведения. Правом на имя как личным неимущественным авторским правом может распоряжаться лишь автор произведения независимо от того, кому принадлежат имущественные авторские права.

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (ст. 1265 ГК РФ).

Право на обнародование — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Сущность данного права состоит в возможности автора определить время и способ ознакомления общества со своим произведением.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам (в частности, к наследникам автора в случае, если это не противоречит воле автора, выраженной им в письменной форме), что еще раз подтверждает условный характер разделения прав авторов на имущественные и личные неимущественные. Кроме того, автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения.

С правом на обнародование тесно связано право на отзыв, ранее признававшееся составной частью права на обнародование (ст. 15 Закона об авторском праве). В соответствии со ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки. Правом отзыва не пользуются авторы служебных произведений, программ для ЭВМ и произведений, вошедших в сложный объект.

Право на неприкосновенность произведения — право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. Содержание этого права составляет запрещение без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название, в том числе вносить в произведение изменения, сокращения и дополнения, снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Также нарушением данного права будут являться иные посягательства на произведение, например, искажение цвета при изготовлении репродукции и т.п. Право на неприкосновенность произведения имеет пределы, не является нарушением права на неприкосновенность произведения создание пародий и стилизаций, а также критика произведения.

При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме.

Право доступа также следует отнести к личным неимущественным правам авторов. Сущность данного права заключается в том, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом закон устанавливает, что от собственника произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Сходным с указанным правом является право автора архитектурного объекта требовать от собственника (владельца) этого объекта предоставления возможности осуществлять его фото- или видеосъемку, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан архитектурный проект, предусмотренное п. 2 ст. 1292 ГК РФ.

 

Имущественные права авторов

К имущественным правам авторов следует отнести, прежде всего, исключительное право на произведение. Под ним в соответствии со ст. 1270 ГК РФ понимается право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Кроме того, имущественный характер носит право на вознаграждение за использование служебного произведения и право следования.

Исключительное право на произведение, в свою очередь, состоит из следующих правомочий:

ü воспроизведение произведения;

ü распространение произведения;

ü публичный показ произведения;

ü импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

ü прокат оригинала или экземпляра произведения;

ü публичное исполнение произведения;

ü сообщение в эфир;

ü сообщение по кабелю;

ü перевод или другая переработка произведения;

ü практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

ü доведение произведения до всеобщего сведения.

ü право на иное использование произведения.

Право на воспроизведение произведения — одно из важнейших правомочий авторов. Под воспроизведением понимается изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях — одного и более экземпляров трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения.

Законодательством предусмотрены случаи свободного воспроизведения произведений. Ст. 1273 ГК РФ предусматривает, что допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

ü воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

ü воспроизведения баз данных или их существенных частей;

ü воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев адаптации программы для ЭВМ, изготовления ее резервной копии и модификации программы, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;

ü репродуцирования (факсимильного воспроизведения произведения с помощью любых технических средств, осуществляемого не в целях издания) книг (полностью) и нотных текстов;

ü видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

ü воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Также допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

ü цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

ü использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

ü воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера, в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

ü воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

ü воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

ü воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

К случаям свободного воспроизведения также относятся:

ü воспроизведение произведения для целей правосудия;

ü публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

ü воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом таких воспроизведений или когда изображение произведения используется для коммерческих целей;

ü свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания;

ü репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренных ст. 1275 ГК РФ.

К числу имущественных правомочий авторов законодательство относит и право на распространение. Распространение, как составная часть исключительного права, — это продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров (ст. 1270 ГК РФ).

Закон устанавливает, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, за исключением действия права следования (ст. 1272 ГК РФ). Такое правило известно как «принцип исчерпания прав».

Наряду с правом на распространение ГК РФ выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать экземпляры произведения в целях распространения. Под импортом произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нарушением авторских прав.

Близкими по своему содержанию к имущественным правам автора являются право на публичный показ, право на публичное исполнение и право на сообщение в эфир.

Показ произведения — это любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Публичное исполнение — это представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на сообщение в эфир и право на сообщение по кабелю.

Самостоятельным правом является право на доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения). В отличие от сообщения произведения в эфир или по кабелю, которые доступны лишь в ограниченный период времени, при доведении произведения до всеобщего сведения произведение доступно в любой момент времени. Выделение права на доведение произведения до всеобщего сведения в отдельное правомочие связано, прежде всего, с развитием сети Интернет.

Право на перевод представляет собой возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. Если при воспроизведении осуществляется повторение фиксации произведения, то сущностью перевода является преобразование внешней формы произведения, изменение его языковой оболочки. На практике авторы довольно редко самостоятельно переводят свое произведение, основным содержанием права на перевод является давать согласие на использование перевода своего произведения. Любое лицо, которое намерено перевести произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. Для автора контроль за переводом произведения имеет существенное значение, так как он может желать или не желать издания своего произведения на том или ином языке, перевод может составить конкуренцию оригиналу, от неудачного перевода может пострадать репутация автора и т.д.

К праву на перевод близко примыкает право на переработку, под которой понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п.). Оно также подразумевает право автора давать разрешение на переработку своего произведения другим лицам. При реализации права на переработку возникает множество проблем, связанных, прежде всего, с пределами данного права. Так, очевидно, что написание сценария или пьесы на основе литературного произведения будет являться переработкой. Более сложна ситуация, когда создается новое произведение с использованием образов уже существующего. В этом случае наличие у автора вновь созданного произведения обязанности получить разрешение автора первоначального зависит от степени оригинальности его творения.

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ (базы данных) понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, т.е. внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Применительно к произведениям архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна ГК РФ отдельно выделяет право на практическую реализацию указанных проектов. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практической реализации.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором, в соответствии с которым создан проект. Проект и выполненная на его основе документация для строительства могут быть использованы повторно только с согласия автора проекта.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта. Порядок осуществления авторского контроля и авторского надзора устанавливается федеральным органом исполнительной власти по архитектуре и градостроительству.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства вправе требовать от заказчика архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта предоставления права на участие в реализации своего проекта, если договором не предусмотрено иное.

Исходя из природы данного права, оно, в отличие от вышеперечисленных имущественных авторских прав, не может быть передано другому лицу.

В отношении названного права суды (в том числе в период до принятия части четвертой ГК РФ) признавали нарушением исключительных прав автора на использование архитектурного проекта действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

Правообладатель может использовать произведение и иными способами.

Еще одним имущественным авторским правом с сильно выраженными элементами личного неимущественного права автора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобразительного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений.

Гражданский кодекс РФ в ст. 1293 устанавливает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, авторской рукописи (автографа) литературного или музыкального произведения при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ.

Данное право обладает следующими особенностями.

Правом следования обладают только авторы произведений изобразительного искусства, а также рукописей литературных и музыкальных произведений.

Данное право касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д., т.е. с наличием возможности приобретения произведения у широкого круга лиц. Под перепродажей понимается всякая продажа, которая следует за первой продажей произведения изобразительного искусства. Первая продажа произведения изобразительного искусства означает переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу.

В отличие от большинства имущественных авторских прав это право является неотчуждаемым, и может передаваться лишь наследникам автора.

В настоящее время механизм контроля за соблюдением данного правомочия авторов практически отсутствует, что делает его во многом декларативным.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения возникает в случае, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение. Так, он вправе, например, внести принадлежащие ему авторские права в качестве вклада при создании товарищества.

 

2. Срок действия авторских прав

Срок действия авторских прав является важным элементом авторского законодательства. Для защиты интересов авторов, с одной стороны, и учета интересов общества в целом — с другой, государство обеспечивает охрану одних прав вечно, других — на определенный срок.

По общему правилу, установленному ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Из данного правила имеются следующие исключения.

Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведения будет исчисляться по общим правилам.

Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

Авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска.

Срок охраны авторских прав на произведение, автор которого работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, увеличивается на четыре года.

Изложенное относится к имущественным авторским правам.

Ряд личных неимущественных прав автора охраняются бессрочно. а именно:

право авторства,

право на имя автора?

право на неприкосновенность произведения/

Некоторыми авторами отмечается, что в данном случае точнее говорить не о бессрочной охране указанных прав, так как указанные права в силу своей неразрывной связи с личностью автора не могут существовать после его смерти. Данные юридические феномены признаются и охраняются после смерти автора уже не как субъективные права, а как общественные интересы, нуждающиеся в признании и защите.

По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, как было указано выше, должно соблюдаться право авторства, право на имя автора и право на неприкосновенность произведения.

 

3. Общая характеристика авторского договора и его виды

Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит создание произведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров, студий, других предприятий, для физических, юридических лиц основанием приобретения ими прав на произведение является договор с автором.

Авторский договор — это соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение взаимных прав и обязанностей. Взаимные права и обязанности сторон касаются имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.

Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками.

Исходя из норм, предусмотренных ст. ст. 1287 и 1288 ГК РФ, можно дать следующее определение авторского договора: «Авторский договорэто договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах, на срок, территорию, согласованные сторонами, и за определенное вознаграждение либо безвозмездно».

Авторский договор относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этим к нему применимы правила о двух- и многосторонних сделках, формах и условиях действительности сделок, свободе договоров, нормах обязательственного права, которые касаются заключения и исполнения договоров, ответственности сторон.

Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по числу сторон),в данном случае обязательства автора или иного обладателя авторского права, с одной стороны, и пользователя — с другой, взаимны.

Авторские договоры могут быть и многосторонними, если в правоотношении участвуют несколько авторов или несколько пользователей, каждый из которых обладает определенными правами и обязанностями. Многосторонний договор - авторский договор, в котором каждый из соавторов выступает как сторона.

Авторский договор является консенсуальным, так как для его заключения и вступления в действие достаточно согласия автора и пользователя.

Следующая характеристика авторского договора — это его возмездный характер (п. 3 ст. 1234, п. 4 ст. 1286, абз. 3 п. 1 ст. 1288 ГК РФ), который проявляется в получении сторонами вознаграждения либо иного встречного удовлетворения за исполнение обязательств по договору согласно положению ст. 423 ГК РФ.

На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление авторских экземпляров.

Авторский доход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений, являются не только обязательным условием договорных отношений, но и материальным стимулом для дальнейшей творческой деятельности в целях развития культуры, образования в обществе. Таким образом, между автором и обществом возникают духовно-нравственные отношения, а авторско-правовые нормы только укрепляют их.

Субъектами авторско-договорных отношений являются физические, юридические лица, государство, т.е. субъекты в широком смысле. Первоначальными же субъектами авторского права, творцами являются все-таки физические лица (граждане, иностранцы и лица без гражданства), так как именно их творческим трудом создается произведение.

Во всяком случае, только в лице автора право является первоначальным, в лице других субъектов оно носит характер производный, зависит от воли автора.

Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям, например, способ использования произведения (издание — издательский договор, постановка — постановочный договор и др.).

Размножение и распространение литературных, научных, музыкальных произведений производится, как правило, на основе издательских договоров, заключающихся между автором и издательством.

Издательские договоры по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав.

Издательский договор в России иногда составляют под названием «авторский договор», его суть заключается в обеспечении издания произведения, прав и обязанностей сторон.

В соответствии со ст. 1287 ГК РФ о предоставлении права использования произведения по договору, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, необходимо использовать произведение не позднее определенного срока, установленного в договоре. В случае отсутствия конкретного срока использование произведения должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор согласно части четвертой ГК РФ именуется издательским лицензионным договором.

Постановочный договор оформляется, когда произведение используется в области публичного исполнения.

Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения, которые используют зрелищные организации.

Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый сценарный договор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи на телевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т.д.).

Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, как программы для ЭВМ, без которых не обходятся сегодня редакции газет и журналов, издательства, да и сами авторы.

Независимо от формы выражения, программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора.

Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют «оберточными» лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий, т.е. сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает согласие не письменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке этого экземпляра (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).

Следующим основанием классификации авторских договоров является передача исключительных и неисключительных авторских прав.

По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или иной правообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведение обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение. Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.

Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами.

Авторский договор о передаче неисключительных прав всегда выгоден для автора.

Другое основание классификации договоров — разрешение использовать произведение. Лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения могут предусматривать следующее деление: простая, неисключительная и исключительная лицензии. При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, при исключительной такое право не сохраняется (ст. ст. 1236, 1286 ГК РФ).

Авторский договор заключается на уже существующее произведение. Но нередко заключаются договоры на произведения, не имеющие определенной формы.

Гражданский кодекс предусматривает и такой вид договора, как договор авторского заказа (ст. 1288). По договору авторского заказа автор обязуется создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме в соответствии с условиями договора по заказу другой стороны (заказчика). Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Если по авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, то к нему применимы нормы ст. 1285 ГК РФ об отчуждении исключительного права.

Важным условием договора авторского заказа считается срок исполнения, если срок его исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289 ГК РФ).

Очень часто в авторском праве подвергаются сравнению договор с автором на создание произведения и договор подряда. Чтобы раскрыть особенности авторского договора заказа, сравним его с договором подряда.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

По договору подряда должник обязуется выполнить определенную работу, достичь определенного результата, например, создать какую-либо вещь, сделать ремонт. Цена по договору подряда включает издержки подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Автор по договору заказа обязуется создать произведение, передать его заказчику, который должен выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения. В случае творческой неудачи в результате работы аванс остается у автора.

По сравнению с договором подряда, в котором подрядчик может привлекать к исполнению других лиц, если он не обязался по договору лично исполнить обязательство, авторский договор заказа должен быть выполнен непосредственно автором. Автор вправе привлечь к исполнению договора других лиц лишь при условии письменного согласия со стороны заказчика. В противном случае заказчик по договору заказа вправе отказать в выплате вознаграждения соавторам, кроме этого, он может потребовать возврата аванса и отказаться от принятия созданного произведения.

В отличие от подряда в авторском договоре заказа личность автора, творческим трудом которого будет создано произведение, имеет существенное значение.

Предметом договора подряда является результат работы, не обладающей творческим характером, например, пошив платья по эскизам заказчика. Но также работа по подряду может носить интеллектуальный характер: перевод, постановка фильма или театральной пьесы и др.

Поэтому на практике часто путают договор авторского заказа и договор подряда. Нормы, регулирующие подряд, не применимы к авторскому договору заказа.

По авторскому договору заказа предметом договора должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который еще к тому же должен удовлетворять заказчика.

Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз: изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, если автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизы декораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).

Ранее после выплаты вознаграждения победителю организатор конкурса мог свободно использовать произведение без последующих выплат. Договор с автором заключался только при закрытом конкурсе.

 

Конкурсные произведения, обладающие творческим характером, являются объектами авторского права. Отсюда следует, что отношения между автором и организатором являются авторско-правовыми, а не служебными, и автор будет обладать всеми правами по отношению к созданному произведению.

Таким образом, если скульптура, картина и другие произведения используются затем лицом, объявившим конкурс, то последний, получая за использование данных работ вознаграждение, должен определенную долю отчислять автору. Однако эти правила не действуют.

Для того чтобы защитить автора, следовало бы внести в закон изменения относительно последующего коммерческого или некоммерческого использования конкурсного произведения.

 

4. Содержание авторского договора

Содержание авторского договора составляют условия, которые устанавливаются соглашением сторон. Содержанием обязательственного правоотношения, основанного на авторском договоре, являются права и обязанности сторон. Совокупность условий определяет состав подлежащих совершению сторонами действий.

Для любого договора одним из важных существенных условий является условие о предмете, который охватывает все то, по поводу чего заключается договор. Содержание предмета зависит от вида договора.

Вопрос о предмете авторского договора неоднозначно решается в научной литературе.

Предметом авторского договора может выступать произведение науки, литературы и искусства, по поводу которого стороны заключили соглашение, либо имущественные права, которые автор или иной правообладатель уступает пользователю. В первом случае речь идет о предмете авторского договора заказа, во втором предметом авторского договора является не само произведение, а права, которые по нему передаются, т.е. авторские права действуют в отношении определенного произведения.

В ГК РФ предмет авторского договора определен в ст. 1285 как «конкретные права» (исключительное право на произведение), передаваемые по договору. Таким образом, если стороны в авторском договоре не укажут объем передаваемых прав, договор может быть признан не состоявшимся.

В авторском договоре должны быть предусмотрены:

1) способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);

2) срок, на который передается право;

3) территория, на которой может осуществляться использование;

4) размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;

5) другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Условия об объеме передаваемых прав по авторскому договору и размер вознаграждения являются существенными условиями договора.

К другим важным условиям авторского договора относятся условия о сроке и территории, на которые передается право. Но данные условия не являются обязательными, поскольку их отсутствие не влечет недействительности авторского договора.

Если, например, в лицензионном договоре не указана территория действия авторских прав, передаваемое право ограничивается территорией Российской Федерации.

Немаловажное значение имеет соглашение о размере вознаграждения.

Ныне действующий закон не запрещает уступку автором имущественных прав безвозмездно.

Не каждый автор, заключив договор с издателем, может определить в твердой сумме вознаграждение или оценить успех своего произведения. В договоре должна быть сделана «оговорка об успехе».

В авторский договор с участием иностранных лиц должна быть включена валютная оговорка. Валютная оговорка — это условие договора, которое указывает на то, валюта какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валюте должен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение между указанными валютами на момент платежа.

Срок создания и представления произведения автором по договору заказа имеет важное значение. Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. Помимо этого стороны предусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотрения представленного произведения.

Также авторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческой неудаче.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что существенным условием авторского договора, прежде всего, является предмет договора. В отличие от таких условий, как срок и территория передачи авторского права, цена устанавливается соглашением сторон, несогласование этого условия приведет к признанию договора не заключенным.

Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, совершается в результате взаимного согласия сторон, когда совпадают их встречные волеизъявления.

Авторский договор (договор об отчуждении исключительного права — п. 2 ст. 1234 ГК РФ и лицензионный договор — п. 2 ст. 1235 ГК РФ) должен быть заключен в письменной форме. Договоры в отношении произведений периодической печати могут заключаться в устной форме. Это вызвано короткими сроками опубликования материала в газетах и журналах.

Предполагается, что устная форма авторского договора значительно затрудняет возможности защиты права автора, особенно если произведение не опубликовано или в него внесены изменения без согласия правообладателя.

В качестве доказательства наличия договора авторы предъявляют различные письменные документы (письма, факсы, переписка сторон и т.д.).

Стороны в авторско-договорных отношениях должны придерживаться основного принципа гражданского права — свободы договора, который закреплен ст. ст. 1 и 421 ГК РФ. Свобода заключения гражданско-правового договора вообще и авторского в частности проявляется в следующем.

Стороны авторского договора свободны в установлении своих прав и обязанностей. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Так, согласно добровольно принятому обязательству по авторскому договору заказа автор обязуется в соответствии с заявкой, исходящей от организации, создать произведение, которое требует заказчик.

Стороны в ходе заключения договора самостоятельно определяют вид договора, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, которому хотят подчинить свои отношения. Закон предоставляет субъектам в необходимых случаях право создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству. Также стороны могут заключить смешанный договор, имеющий элементы различных договоров.

Права и обязанности по авторскому договору взаимны.

Основной обязанностью, например, по авторскому договору заказа является создание и передача организации-заказчику готового произведения.

Если произведение не будет соответствовать требованиям, установленным в специальной заявке, то автор по требованию заказчика в пределах условий договора обязан осуществить доработку произведения. Сколько раз заказчик может возвращать произведение автору на доработку, лучше сразу оговорить в договоре. Выполнение автором всех обязанностей по авторскому договору должно вписываться в рамки оговоренных договорных условий.

Немаловажное значение при исполнении договора играет личность самого автора. Привлечение других лиц к работе над произведением должно быть оговорено заранее с согласия заказчика.

Нарушение автором обязанности не заключать с другими пользователями (издательствами) новых договоров дает право покупателю-заказчику не только расторгнуть договор, но также и взыскать с автора понесенные убытки.

На пользователе лежат следующие основные обязанности:

1) рассмотрение представленного произведения;

2) его дальнейшее использование и распространение;

3) выплата автору вознаграждения.

Существенным условием авторского договора заказа для исполнителя является срок передачи произведения заказчику.

Стороны должны сами в договоре предусмотреть не только сроки рассмотрения произведения, но и сроки рассмотрения доработок и поправок, сделанных автором. В противном случае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки, которые может в случае спора установить суд.

Пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никаких изменений, в частности, сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями и комментариями и т.д. Организация-пользователь обязана соблюдать все личные неимущественные права автора.

При заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения, например, с включением биографии самого автора, предисловия, работ фотохудожника и др. Но эти изменения необходимо осуществлять в пределах заключенного договора, не злоупотребляя ими. Одной из самых важных для обеих сторон обязанностей пользователя является выплата авторского вознаграждения, которая связана с использованием и распространением произведения.

Аванс — это предоплата не за использование произведения, а за его создание. Поэтому, если произведение создается по заявке заказчика, должен быть выплачен аванс, а если автор сам обратился к издательству с готовым произведением, то вознаграждение, по сути, должно быть выплачено после распространения произведения, хотя стороны могут предусмотреть любые другие условия взаимоотношений.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 398; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ