Особенности редакторской подготовки литературно-художественных изданий



ГОСТ 7.60.90-2004, пункт 3.2.4.3.6: Лит-худ. изд.(ЛХИ)– издание, включающее произведения худ литературы. Особенность – их отношение к двум сферам чел деятельности: худ литры и ИД. С искусством лит произведение связывают его предмет и функции. С ИД – чит адрес и целевое назначение. Предмет искусства – внутренний мир человека, связи и отношения с окружающей действительностью, авторская оценка этой действительности. Предметная область ЛХИ – произведения различных жанров и видов худ лит.

Функции лит-худ. изд.: эстетическая (способность к сопереживанию, стремление к внутренней гармонии и самосовершенствованию, гуманизация общества, повышение культуры общества, получение эстет наслаждения); просвещение (распространение знаний о мире/человеке); воспитательная (формир-е личности человека и системы ценностей); коммуникативная (читатель учится интерпретировать действительность). Издатель – связующее звено м/у автором и читателем; развлекательная (массовая; элитарная; middle-литер).

Цель ЛХИ – совокупность функций.

Видо-типологическая характеристика литературно-художественных изданий:

I. По функциональному назначению: научные (для иссл работы специалистов): полное собрание сочинений, архив материалы, рукописи, заметки. Памятники литературы; научно-массовые (направленные на изучение творчества писателя); собрание сочинений, избранные произведения, дневники; массовые (для широкого чтения).

II. По ГОСТу:

1) альманах – издание, включающее преимущественно новые, еще не публиковавшиеся произведения одного или различных жанров;

2) антология – издание, включающее лучшие лит образцы разных авторов на основе какого-либо признака;

3) документально-художественное издание – изд, содер-е произведения, основа которых – документ, реальное событие/деятельность исторического лица (Напр., повесть «Последние дни Романовых»);

4) научно-художественное издание – когда в основе произведения – научный факт («Приключение Гарика и Вали»: с научной т. з. опис-ся жизнь насекомых);

5) песенник – сборник текстов песен, собранных по различным признакам/тематике/нередко сопровождающийся нотами.

III. Классификация по структуре (по Антоновой):

1. Полное собрание сочинений – все написанные автором худ и нехуд законченные и незавершенные тексты. Особенность – обширные комментарии.

2. Собрание сочинений – издание, содержащее все основные худ произведения автора. Они служат для представления творчества в целом.

3. Избранные сочинения – издание, включающее основные произведения автора, отобранные по какому-либо признаку и характеризующие творческое своеобразие автора в целом.

4. Лит сборник – издание, объединяющее ряд произведений одного или нескольких авторов по какому-либо признаку. Альманах и антология – разновидности сборника.

5. Хрестоматия – учебное пособие, содержащее литературно-художественные или иные произведения, составляющие объект изучения дисциплины.

6. Антология.

7. Альманах.

8. Песенник.

IV. Литературная типология.

Литературно-художественные произведения:

1. Эпос (роман, повесть, рассказ, новелла, эпопея, героическая поэма, басня). В нем всё строится на объективном описании событий.

2. Лирика (стихотворение, поэма, баллада, песня, элегия). Субъективное отношение.

3. Драма (комедия, трагедия, драма, мелодрама). Действие, динамизм.

4. Роман – повествовательное произведение, в котором отражен обширный круг жизненных явлений. Типы: исторический, приключенческий, любовный, психологический, философский, социальный. Редактор оценивает объем произвденеия, целостность и единство, сюжет и композицию, систему персонажей.

5. Рассказ – повествовательное произведение небольшой формы, в котором исследуется частное явление или жизненный случай. Типы: лирическией, эпический. Гл в рассказе – лаконизм. Редактор оценивает его в 2 аспектах: воплощён ли замысел до конца, большое внимание к словесной форме, оценка авторской манеры письма.

Художественная публицистика:

1. Очерк – публицистическое произведение, формирующее общественное мнение. Злободневный, докум., худож. Документальная повесть близка очерку. Редактор может заказать очерк. Он оценивает актуальность и необходимость. Он должен прогнозировать реакцию общественности. Он выбирает способ подачи материала, должна быть экспрессия.

2. Эссе – размышление автора, представленное в худ форме.

3. Фельетон – сатирическое произведение, посвящ злободневной тематике. Лирические жанры: поэма (сюжет/герой, большое); басня (аллегор.); баллада (мистич/героич сюжет); эпиграмма (высмеив); элегия (ностальгия героя).

Читательский адрес литературно-художественных изданий. В широком смысле – широкая читательская аудитория, все. В узком смысле – отдельно для детей и для взрослых; одновременно для детей и для взрослых; лит-ра для специалистов (для научных целей, исследования, содержит текст, кот научно откомментирован, может быть фрагментирован) и для массового читателя (адаптированная лит). Специалисты: литературные критики, историки лит, теоретики лит, текстологи, лингвисты и т.д.

Виды иллюстраций в ЛХИ:

1) по значению и месту в книге на странице: иллюстрации-заставки (указывают на начало к-то части повествования, став-ся вверху стр., в отрыве от текста); иллюстрации-концовки (в конце частей/глав/книги; показывают заключительное действие или главные идеи книги: сюжетно-тематические, символические); полосные рисунки на полях (внутри текста, по смыслу связаны с текстом); фронтиспис (перед тит. листом, занимает всё поле стр., отражает идею, концепцию, стиль); на обложке/в переплёте (иллюс-т издат-ю идею, функция – привлечь читателя); на титулах и шмуцтитулах (более лаконична, д/украшения, доп-т шрифт);

2) по связи иллюстрации с литературным текстом: иллюст.-действия (жесты, ракурсы, показывают наиболее характер-е поступки);иллюст.-портрет (хар-т героя); предметно-познавательные (изобр-т предметы быта, строения, пейзажи, цель – показать ч-то незнакомое чит-лю); психологические (отношения героев друг к другу); иллюстр.-настроения/состояния (цель – вызвать эмоции); иллюст.-аллегории (иносказательно передают мысли автора).

Издательства, выпускающие ЛХИ: Амфора (элитарная лит), Вагриус, Эксмо, АСТ, Азбука, Иностранка, ОЛИМАПРЕСС, Е-зебра (молодая лит элитарного типа), Сократ (преимущ детская).

Редакторская подготовка лит.-худ. изд.: 1) прием, сортировка и прочтение рукописей, пришедших в издательство; 2) оценка рукописи; 3) создание рецензии; 4) работа с автором; 5) доп рецензирование; 6) направление в печать.

Критерии отбора материала: потребности самого издательства (на каких видах специализируется) – предпочтительны массовая лит-ра, известные авторы с именем; качество текста (авторы с именем печ-ся независимо от качества их текста, качество текста влияет на потребности современного лит-го процесса, качество массовой лит-ры особо важно). При оценке рукописи редактор может использовать субъективный подход (ред-р выступает как читатель: нравится/нет) или объективный (как профессионал: качественно/нет, что именно недоработано). Аспекты, которые оценивает редактор в рукописи: идейно-эстетический (о чём, идея и как она выражена); худож-я правда (убеждает/нет, оценка сюжета, персонажей, точности в изображении предмета мира/психологического мира); аспект художественности (авторская манера и её оригинальность, богатство текстов в плане лит-х приёмов, целостность текста – все эл-ты работают на одну идею); 3) редактирование текста: отчётливо выд-ся 2 ф-ции – собственно редактора (оценивает план содержания) и литер-го ред. (оцен-т наличие/отсутствие речевых/к-н других ошибок).

Работа редактора над изданиями разных типов: с моноизданиями проще работать, чем со сборником; при работе со сборником у редактора появляется ф-ция составителя по определенным критериям, ф-ция исследователя (предисловие, комментарии может писать), редактор придумывает имя сборнику, сборник интерпретирует творчество автора.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!