Смежные права: объекты, субъекты, охрана.



Смежные права производны от авторских прав; их обладатели обязаны соблюдать права авторов и пользоваться ими в рамках, установленных законом или договором.

Содержание смежных прав составляет исключительное (имущественное) право и личные неимущественные права в случаях, установленных законом.

Объектами смежных прав являются:

1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2. фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);

3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;

4. базы данных (материалы, составляющие их содержание);

5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Субъектами смежных прав являются

1. Исполнитель (автор исполнения) – гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. После смерти исполнителя исключительное право на установленный срок переходит к его наследникам.

2. Изготовитель фонограммы – лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Согласно установленной Гражданским кодексом презумпции, изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке, пока не доказано иное. Исключительное право изготовителя фонограммы переходит к его наследникам или иным правопреемникам в пределах установленных сроков действия.

3. Организация эфирного или кабельного вещания – юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио– или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

4. Изготовитель базы данных – лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

5. Публикатор – гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Международные источники охраны смежных прав.

1.В числе наиболее важных многосторонних договоров в сфере смежных прав следует отметить Международную конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, принятую в Риме в 1961 году (Римская конвенция).Основной принцип данной Конвенции — принцип национального режима, в соответствии с которым, в любой стране, которая ратифицировала Римскую конвенцию, граждане других стран (членов Конвенции) получают такую же защиту, как и собственные граждане этой страны, то есть, иностранные правообладатели подпадают под действие национального режима. Национальный режим предоставляется:

А) артистам-исполнителям, являющихся гражданами государства, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир либо первой записи;

Б)производителям фонограмм, которые являются гражданами государства, в отношении фонограмм, которые впервые были записаны или впервые опубликованы на его территории;

В)вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на территории государства, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.Римская конвенция не имеет обратной силы.

2.Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм была принята в Женеве в 1971 г.

3.Принятие в 1974 г. в Брюсселе Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция) обусловлено появлением новых средств связи с использованием искусственных спутников Земли, в связи с чем прием передач стал возможным в странах с различным законодательством в области охраны авторских прав. Основной целью Конвенции стало обеспечение охраны интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

4.В связи с развитием техники, появлением новых способов использования объектов авторских и смежных прав, в частности в сети Интернет, в 1996 г. были приняты Договор ВОИС об авторском праве и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!