Свободное использование произведений



Понятие и особенности интеллектуальной собственности

Право интеллектуальной собственности представляет собой условное, собирательное понятие, объединяющее авторское право и право промышленной собственности. Объекты права интеллектуальной собственности – это комплекс объектов авторского права и права промышленной собственности. Таким образом, право интеллектуальной собственности как самостоятельная отрасль международного частного права объединяет в себе две подотрасли – авторское право и право промышленной собственности. Конкретное регулирование правоотношений, связанных с интеллектуальной деятельностью, осуществляется в национальном праве не в соответствии с законодательством о собственности, а по нормам авторского и изобретательского права. Объекты права интеллектуальной собственности – это все права, относящиеся к изобретениям, открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям; защита против недобросовестной конкуренции; права на литературные, художественные и научные произведения; другие права, связанные с интеллектуальной деятельностью в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Понятие «интеллектуальная собственность» определено в Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. Однако конкретные способы регулирования и защиты авторских прав и права промышленной собственности (составных частей права интеллектуальной собственности) предусмотрены в специальных международных соглашениях по авторскому праву и праву промышленной собственности. Правовой статус интеллектуальной собственности в целом определен и в Соглашении об относящихся к торговле аспектах права интеллектуальной собственности 1993 г. (Соглашение ТРИПС принято на Уругвайском раунде ГАТТ/ВТО). Объекты охраны – авторские и смежные права, патентное и изобретательское право, ноу-хау. Особенности прав на интеллектуальную собственность в международном частном праве – это исключительный характер неимущественных прав, специфические условия наследования части прав, ограничение сроков обладания правами, возможность передачи имущественных прав по договору. В российском праве правовой статус и понятие интеллектуальной собственности закреплены в ст. 71 Конституции и ст. 138 Гражданского кодекса.

Существуют две основные ветви исключительных прав, которым присущи свои системы охраны: форма как результат творческой деятельности (охраняется авторским правом) и существо творческой деятельности (охраняется изобретательским правом). Соответственно действуют две системы охраны: фактологическая (авторское право возникает в силу самого факта создания произведения, «произведение обособляет самое себя») и регистрационная (право промышленной собственности, которое должно сопровождаться специальными действиями по обособлению результата, его регистрации). В настоящее время установилась третья система охраны результатов интеллектуальной деятельности, относящаяся к секретам производства (ноу-хау). Охрана распространяется на содержание объекта, но осуществляется без регистрации. В рамках фактологической системы охраны существует промежуточная, «факторегистрационная» подсистема (охрана компьютерных программ).

Иностранный элемент в праве интеллектуальной собственности может проявляться только в одном варианте – субъектом этого права выступает иностранное лицо. Такое положение вещей связано с тем, что право интеллектуальной собственности имеет строго территориальный характер. Оно возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано произведение, зарегистрировано изобретение или открыт секрет производства (в изобретательском праве территориальный характер проявляется более рельефно, чем в авторском). Единственным способом преодоления территориального характера этого права является заключение международных соглашений (универсальных, региональных и двусторонних) о взаимном признании и защите прав на результаты творческой деятельности, возникших в других государствах. Специфика правового регулирования права интеллектуальной собственности как отрасли международного частного права заключается в наиболее значимой роли МПП, чем во всех других отраслях международного частного права. Необходимо отметить особую роль и значение ВОИС и других международных организаций, в функции которых входит регулирование международной охраны права интеллектуальной собственности.

 

2) Исключи́тельное пра́во – совокупность принадлежащих правообладателю (гражданину или юридическому лицу) прав на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если законом не предусмотрено иное.

Распоряжение исключительным правом возможно двумя способами: путем отчуждения права (заключения договора об отчуждении исключительного права) или путем предоставления права использования объекта интеллектуальной собственности в установленных договором пределах (заключения лицензионного договора).

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).

По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

По общему правилу, данные договоры носят возмездный, консенсуальный и взаимный характер.

При отсутствии в возмездном договоре о распоряжении исключительным правом условия о цене (размере вознаграждения или порядке его определения) договор считается не заключенным.

Договоры о распоряжении исключительным правом заключаются, как правило, в письменной форме, а в случаях, указанных в ГК РФ, подлежат государственной регистрации.

Виды лицензионных договоров:

  1. простая (неисключительная) лицензия – лицензиар сохраняет право выдавать лицензии другим лицам;
  2. исключительная лицензия – лицензиар не вправе выдавать лицензии другим лицам в отношении данного способа использования объекта интеллектуальной собственности.

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Сублицензионный договор – договор, по которому лицензиат при письменном согласии лицензиара может предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу.

Принудительная лицензия – предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности на основании решения суда в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Специальное правовое регулирование предусмотрено Гражданским кодексом РФ для использования результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта(кинофильма, театрально-зрелищного представления, единой технологии и т. п.). Организатор создания сложного объекта приобретает право указывать свое имя (наименование) и право на использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности по договорам об отчуждении права (если интеллектуальный продукт специально создан для сложного объекта) или лицензионным договорам. При этом лицензионные договоры заключаются на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Защита исключительных прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 11-16 ГК (в тех пределах, в которых эти способы применимы к исключительным правам и не противоречат существу исключительного права), а также в законах, регулирующих отдельные виды исключительных прав. Одним из основных способов защиты, применимым ко всем видам исключительных прав, является требование о признании права, так как из-за нематериального характера таких объектов для правообладателя гораздо важнее подтвердить свое право использовать объект, чем получить над ним физический контроль. Существенное значение имеют также восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, восстановление искаженного текста произведения), и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (например, запрет распространять товар, изготовленный с нарушением исключительного права). Универсальным средством защиты является возмещение убытков.
Особенности защиты исключительных прав устанавливаются в специальном законе. Например, ст. 49 Закона об авторском праве предоставляет правообладателю возможность вместо возмещения убытков взыскать в свою пользу компенсацию либо в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн руб. (определяемом по усмотрению судебных органов исходя из характера нарушения), либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков, что упрощает ее взыскание для правообладателя.
В Законе о товарных знаках назван такой способ защиты, как удаление за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака, наименования места происхождения товара либо сходного с ними до степени смешения обозначения либо уничтожение за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них соответствующего обозначения.

 

3)Понятие «авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право– это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства (выступает в качестве подотрасли гражданского права). В субъективном смысле авторское право– совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Термин «авторское право» понимается не только как право автора (создателя) произведения, но и как право законного обладателя авторского права.
Основной задачей авторского праваявляется, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны – интересы общества в целом.
Принципы авторского права:
а) принцип свободы творчества– означает, что каждый свободен в выборе сферы творческой деятельности, способа ее осуществления, презюмируется равенство в осуществлении своих прав автора;
б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества– заключается в том, что наряду с исключительным правом автора использовать свое произведение (воспроизводить любым способом, передавать права третьим лицам и т. д.) законом предусмотрены случаи, когда обеспечивается общественный интерес (случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения). Общество заинтересовано не только в эффективной защите авторского права, но и в свободном доступе к авторским произведениям;
в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора– означает, что ни при каких обстоятельствах права, относящиеся к личным неимущественным, не подлежат какой либо передаче третьим лицам в силу их неотчуждаемой природы. Личное неимущественное право автора неотъемлемо от личности, неразрывно связано с личностью автора и не передается третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. В целях эффективного использования произведения и защиты авторского права из этого принципа есть изъятия (право обнародовать произведение, право на защиту чести, достоинства и деловой репутации автора);
г) принцип свободы авторского договора– данный принцип означает, что автор свободен в выборе контрагентов, условий авторского договора, а также предусматривает недействительность договора при отсутствии добровольного волеизъявления автора заключить договор.

Объекты авторского права– произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
В Законе содержится примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права:
а) литературные произведения (включая программы для ЭВМ) – художественные, документальные, учебные произведения, тексты песен и др.;
б) драматические и музыкально драматические произведения, сценарные произведения – постановки в театре, мюзиклы и др.;
в) хореографические произведения и пантомимы – танцевальные произведения, балетные шоу, сцены изображения действий без словесного сопровождения;
г) музыкальные произведения с текстом или без текста – песни, мелодии для фильма и др.;
д) аудиовизуальные произведения (кино, теле и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино и телепроизведения);
е) произведения живописи (отображение объективного мира на плоскости), скульптуры (объемные, трехмерные произведения), графики (рисунки, их печатное воспроизведение), дизайна (внешний и внутренний облик здания), графические рассказы (рассказ при помощи рисунков), комиксы (рассказ при помощи рисунков и словесных пояснений) и другие произведения изобразительного искусства;
ж) произведения декоративноприкладного (двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом) исценографического искусства (оформление образа актера для сценического произведения);
з) произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства – здания, сооружения и т. д.;
и) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, – отпечатки негативов фотографической пленки, отпечатки кадров с цифровых носителей и др.;
к) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
л) другие произведения – такие произведения, например, которые сочетают в себе элементы нескольких произведений.

 

4)Личные неимущественные права– права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.
Различают:
1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;
2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.
Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующиеличные неимущественные права автора:
1) право признаваться автором произведения (право авторства);
2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора,псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);
3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Право авторства
– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.
Признаки права авторства:
а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;
б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.
Право на имя– возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.
Право на обнародование– право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
Право на отзыв– право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.
Право на защиту репутации автора– право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.

 

Свободное использование произведений

В интересах общества ГК установлены случаи, когда допускается использование произведений без согласия автора (без выплаты или с выплатой вознаграждения). Эти случаи представляют собой свободное использование произведений и имеютследующие характеристики:

а) свободное использование не должно наносить неоправданный ущерб обычному использованию произведений;

б) свободное использование не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы правообладателей;

в) данные случаи касаются, как правило, лишь правомерно обнародованных произведений;

г) право авторства, право на имя и на неприкосновенность произведения не должны нарушаться при использовании произведения без согласия автора;

д) каждый случай свободного использования произведения носит строго ограниченный характер, а сам перечень случаев является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Свободное использование произведений допускается в следующих случаях.

1. В личных целях.

2. В информационных, научных, учебных или культурных целях:

  • цитирование;
  • использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио– и телепередачах, звуко– и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизведение в информационных целях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам; публично произнесенных политических речей, обращений, докладов;
  • воспроизведение в информационных целях в обзорах событий произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий;
  • воспроизведение произведений специальными способами для слепых;
  • предоставление экземпляров произведений библиотеками во временное безвозмездное пользование и др.

3. Репродуцирование:

  • правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
  • отдельных статей и малообъемных произведений библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

4. Публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон.

5 Воспроизведение произведения для целей правоприменения.

6. Запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования.

7. Воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных в целях обеспечения их функционирования в соответствии с назначением.

 

6) Служебное произведение - это произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Необходимость в создании авторского и патентного права может возникнуть в любой организации.

Некоторые организации ежедневно создают объекты авторских прав (конструкторские бюро, издательства, музыкальные студии и т.д.).При создании служебных произведений неимущественные права на созданное произведение принадлежат его автору, а имущественные — работодателю автора.

Относительно принадлежности имущественных прав Закон позволяет сторонам трудовых отношений установить в договоре иное. То есть если в договоре между автором и работодателем это «иное» не было предусмотрено, то обладателем исключительных имущественных прав на использование служебного произведения является работодатель. Автор созданного служебного произведения имеет возможность использовать его самостоятельно, но в этом случае он должен предварительно получить разрешение у своего работодателя. Разрешение оформляется договором о передаче авторских прав (исключительных или неисключительных), содержащим все существенные условия, без согласования которых автор не вправе использовать служебное произведение и тем более разрешать его использовать третьим лицам.

Но не всякое произведение может считаться служебным.

Служебным произведение будет считаться тогда, когда имело место служебное задание на его создание: в трудовой договор с работником включаются положения, согласно которым работник должен выполнять подобные задания, или служебные обязанности работника должны быть изложены в должностной инструкции.

При поручении задания работнику на создание служебного произведения это задание должно быть четко сформулировано работодателем, то есть, что именно должен представить работник.

Пример 1. Физическое лицо, заключая трудовой договор с работодателем (учреждением культуры), принимается на штатную должность костюмера. Его трудовыми обязанностями согласно трудовому договору является создание костюмов для действующих лиц в спектаклях, тематику которых определяет работодатель. В служебном задании указываются название произведения и краткое описание сюжета, размер и материал. Для его выполнения работодатель предоставляет соответствующее оборудование, организует рабочее место, обеспечивает безопасность труда, то есть создает необходимые условия для реализации работником своей трудовой функции (ст. 22 ТК РФ).

Поскольку работа над художественным продуктом осуществляется в пределах трудового договора и согласно выданному служебному заданию, результат интеллектуальной деятельности костюмера является служебным произведением.

Приведем другой пример.

Пример 2. Режиссер-постановщик, работающий по трудовому договору в драматическом театре, в свободное от основной работы время поставил спектакль "Красная шапочка" в детском театре. Из условий трудового договора, заключенного с драмтеатром, не вытекает, что созданные в свободное от основной работы время произведения также являются служебными для драматического театра.

Таким образом, для драмтеатра постановка спектакля "Красная шапочка" не является служебным произведением.

Или вот еще пример.

Пример 3. Главный бухгалтер дворца культуры в рабочее время, используя писчие принадлежности и компьютер работодателя, придумал сценарий к празднику и продал исключительное право на него дому культуры. Узнав об этом, работодатель стал оспаривать исключительные права на этот сценарий.

Поскольку в трудовые обязанности работника не входило создание произведений, сценарий праздника не является служебным произведением для дворца культуры, поэтому последний не вправе претендовать на исключительное право на него (ст. 1295 ГК РФ).

 

7)

 

8) Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права,и ее результаты не являлись объектом авторского права. В России правовая охрана смежных прав регулируется разделом 3 «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Смежные права– права, близкие к авторскому праву и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они врезультате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.
Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Необходимость правовой охраны смежныхправ обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т. д.
После того как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересовсубъектовсмежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.
Основное назначение смежных правсостоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а так же творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.
По Закону «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма– любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.
Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:
1) права исполнителей;
2) права производителей фонограмм;
3) права организаций эфирного и кабельного вещания.
У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

Объектами смежных прав являются:

  • исполнения (включая постановки), фонограммы;
  • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Фонограмма - это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

Радио– или телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 Гражданского Кодекса). В соответствии со ст. 1305 Гражданского Кодекса изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

  1. латинской буквы «Р» в окружности;
  2. имени или наименования обладателя исключительного права;
  3. года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Подотображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 Гражданского Кодекса, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 Гражданского Кодекса), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.

В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 Гражданского Кодекса).

 

9) Программа для ЭВМ– объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Под программой для ЭВМ подразумеваются также подготовительные материалы, полученные в ходе ее разработки, ипорождаемые ею аудиовизуальные отображения.
База данных– объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Автором программы для ЭВМпризнается физическое лицо, в результате творческой деятельности которого они созданы. В случае создания этих объектов совместной творческой деятельностью двух или более физических лиц независимо от того, состоит ли программа для ЭВМ или база данных из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение, или является неделимой, каждое из этих лиц признается автором такой программы для ЭВМ.
Авторское право распространяется на любые программыдля ЭВМ, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, независимо от их материального носителя, назначения и достоинства. Автору программы для ЭВМ независимо от его исключительных прав принадлежат следующие личные права:
1) право авторства – т. е. право признаваться автором программы для ЭВМ;
2) право на имя – т. е. право определять форму указания имени автора в программе для ЭВМ: под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно;
3) право на неприкосновенность (целостность) – т. е. право на защиту как самой программы для ЭВМ, так и их названий от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора;
4) право на обнародование программы для ЭВМ – т. е. право обнародовать или разрешать обнародовать путем выпуска в свет (опубликования)программы для ЭВМ, включая право на отзыв.
Личные права являются непередаваемыми и не отчуждаемыми.
Автору программы для ЭВМ или иному правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять и (или) разрешать осуществление ряда действий:
1) воспроизведение программы для ЭВМ (полное или частичное) в любой форме, любыми способами;
2) распространение экземпляров программы для ЭВМ (любым способом);
3) модификация программы для ЭВМ;
4) иное использование программы для ЭВМ.

 

10) Авторский договор– соглашение, по которому одна сторона (автор) передает или обязуется передать в будущем имущественные права на произведение, а другая сторона (правообладатель) обязуется выплатить обусловленное сторонами вознаграждение, обеспечив при использовании указанных прав личные неимущественные права автора.
В зависимости от вида произведения и способа его использования выделяют:
1) договоры на создание и использование литературных произведений;
2) договоры на создание и использование музыкальных произведений;
3) договоры на создание и использование архитектурных произведений;
4) договоры на создание и использование иных произведений (аудиовизуальных, графических и т. д.).
В зависимости от степени готовности произведения выделяют:
1) авторский договор заказа;
2) авторский договор на готовое произведение.
Также выделяют:
1) авторский договор на обнародованное произведение;
2) авторский договор на необнародованное произведение.
В зависимости от характера передаваемых прав выделяют:
1) авторский договор о передаче исключительных прав;
2) авторский договор о передаче неисключительных прав.
В зависимости от способа использования произведения выделяют:
1) издательский авторский договор;
2) постановочный авторский договор;
3) сценарный авторский договор;
4) авторский договор о депонировании рукописи;
5) авторский договор художественного заказа;
6) авторский договор об использовании в промышленности произведений декоративно прикладного искусства;
7) авторский договор о передаче произведения в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю.
В авторском договоре должны быть отражены условияо предмете авторского договора, способах использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору), сроках предоставления произведения, размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты, срок и территория, на которые передается право, и другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствиивавторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При отсутствиив авторском договоре условия о территории, на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией РФ.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 180; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ