Графическое наследие Гольбейна Ганса Младшего.



Историческая репутация Гольбейна Ганса Младшего.

Историческая репутация Ганса Младшего твёрдо установилась и не подвергается сомнениям. Его имя называют в числе первых, наряду с именами Дюрера и Грюневальда. Его искусство- одна из самых замечательных и своеобразных порождений этой великой творческой эпохи.

Таланту Ганса были доступны монументальные росписи и эскизы ювелирных изделий, портреты и витражи, станковая живопись и книжные заставки. Что бы он ни делал, везде целостный образный мир художника, везде и всегда он верен себе: в своём трезвом взгляде на мир в своём честном и преданном отношении к искусству, в высоком мастерстве своего зрелого творчества.

Художественный облик Гольбейна принято считать ясным, более спокойным и гармоничным. Классическая ясность, созерцательность, рационализм – эти эпитеты традиционно закрепились за Гольбейном и кажутся определениями его творчества.

Между тем открытое искусство Гольбейна на самом деле тоже полна загадок и парадоксов. Оно и цельно и ВТО же время очень неровно. Внешне холодно, он мог лирически проникновенным и сочувствующим, сдержанный и замкнутый, он умел весело и остроумно шутить.

Никогда не придавая своим рисункам самостоятельные значения, художник отдавал им много сил на протяжении своей жизни. По целям, по характеру, по технике это были работы очень разные. В одних случаях Гольбейн брался за перо или карандаш, чтобы набросать композицию будущей фрески или витража, в других- с целью сохранить на бумаге впечатление от живого человека, чей портрет ему предстояло выполнить в живописи; то он рисовал образец броши для ювелира или модель кубика для золотых дел мастера, то сочинял подробный рисунок будущей гравюры, который по обычаю его времени, переводился в материал уже не им самим, а мастером-резчиком.

Тем не менее безусловная и абсолютная ценность Гольбейновской графики, так же как и её чрезвычайная роль в суждении о художественном облике мастера графического искусства и прежде всего как величайшего рисовальщика всех времён.

Конечно, нельзя учитывать, что всякие сравнения и сопоставления в творчестве мастера для нас затруднены и рискованны, с одной стороны, время и исторические бури безжалостно уничтожили многие живописные и все монументальные работы художника, не сохранились хрупкие витражи и изделия прикладного искусства- только рисунки дают известное представление об этих исчезнувших или неосуществлённых произведениях. С другой стороны, в оценке печатной графики приходиться делать поправку на следующую. Роль гравера, более или менее точно исполнявшего замысел автора. Однако при всех оговорках одно очевидно6 Гольбейноская- явление высшей степени увлекательное и многозначное, щедро дарящее зрителя безотчётным художественным наслаждением и одновременно помогающее объяснить особенности творчества личности художника, его стиль, характер его связи с проблемами современного ему искусства.

Красота ренессансного искусства Германии, особенно в графике, порожает своей сложностью. Она- полный контраст простоте, величавому покою и светлой гармонии, с которым обычно связывается представление о произведениях итальянского возрождения. В немецком искусстве всегда есть место тревоге, драматической взволнованности, обострённым эмоциям. Смятённость и хаотическая усложненность отличают его изобретательную речь.

На этом фоне классически ясное, уравновешенное искусство Гольбейна словно не выпадает из общего русла. Из всех немцев он ближе других подошёл к Итальянскому Ренессансу, к свойственному тому чувству формы.

Книжные инициалы Гольбейна Ганса Младшего

 

С работой над книгой связан длительный и важный этап творчества Гольбейна: этап созревания таланта и обретения собственного стиля. Эта же работа утверждает начинающего художника в интеллектуальной среде города, делает его имя известным .

В 1516 году Гольбейн получает первый заказ от «короля печатников» Иоганна Фробена.

 Все изображения в книге делались в гравюре, причем не автором, а резчиком-исполнителем. Исполнение же это, как правило, не поднималось выше заурядного ремесленного стандарта, а в силу массовости продукции даже не подлежало авторскому контролю. По иронии судьбы именно с резчиками Базелю в эти годы не повезло. За единственным исключением здесь не оказалось мастеров, равных нюрнбергским или аугсбургским помощникам Дюрера и Бургкмайра, и Гольбейн, пережил много горьких разочарований при виде того, во что превращались его рисунки под неуклюжей рукой резчика. Поэтому как искусство гравюры гольбейновские книжные произведения в массе своей представляют лишь относительный интерес. Только лучшие из них, равно как и общая концепция рисунка, позволяют с уверенностью говорить об устремлениях Гольбейна, о направлении его интересов, о складе его художественного мышления.

 Надо думать, книга привлекала молодого художника не только возможностью обеспеченного заработка. Сам вид деятельности был нов, заманчив, популярен, и увлекательно было испробовать здесь свои силы. К тому же виденное дома, в Аугсбурге, городе процветающей ксилографии, где Бургкмайр дал ряд любопытнейших образцов в этой области, где благодаря тесным контактам с Югом Гольбейн мог ознакомиться с новейшими достижениями итальянских печатников, должно было отложиться в памяти и дать опору для собственных исканий.

Ко времени Гольбейна была разработана определенная система декорировки книги. Она содержала титул с историческим или аллегорическим сюжетом в архитектурном обрамлении, орнаментальную рамку для первой страницы текста, заставки, инициалы, издательский знак. В пределах этой программы и современных ему требований молодой художник не только оказался на высоте задачи, но и очень скоро превзошел все, что было создано в базельских типографиях до него.

 В соответствии с характером литературы мотивы для украшения книг черпались или из Библии и современных аллегорий, или из античной мифологии. Последнее, видимо, было Гольбейну особенно по душе. Всеобщее внимание к Италии в гуманистическом Базеле, большое количество привозной продукции венецианских печатников подогревали личную симпатию юноши к южному искусству. Поездка в Ломбардию не могла не потрясти воображение. Художник пользуется каждым удобным случаем, чтобы излить свой восторг перед увиденным за альпийскими хребтами. Жизнерадостный языческий мир наполняет его титулы и алфавиты. При этом он не чувствует потребности подражать или копировать.

Работа с книгой была для художника хорошей школой. Можно ясно проследить, как со временем крепнет его рука, приобретается навык в изображении человеческой фигуры, больше изысканности и свободы появляется в композиции. От ранних титулов с немного беспорядочным смешением плоского орнамента, сценок и фигур в духе иллюстраций к «Похвале Глупости» Гольбейн приходит к ясной тектонической структуре листа, от угловатого и примитивного рисунка - к полновесной пластической форме. Сравнение с произведениями брата художника Амброзиуса показывает, что повышенный интерес к пластике, предметности с самого начала отличал Ганса. Там, где Амброзиус жесткими, ломкими линиями чертит лишь схему человеческой фигуры, условную и невнятную по форме, там его младший брат уже в первых своих работах пытается понять структуру тела, достигнуть впечатления осязаемости предметов. Округлы и объемны фигурки путти в многочисленных «детских» алфавитах, в реальном пространстве реальной архитектуры резвятся они в титулах, скульптурным рельефом рисуется обильно рассыпанный всюду орнамент. Даже вопреки зачастую грубой, монотонной резьбе, искажавшей и обеднявшей пластический эффект, видно, что Гольбейн этот эффект любит, ищет и всячески стремится подчеркнуть. Только что завоеванный немецким искусством объем, трехмерное пространство, перспектива, наверно, чрезвычайно привлекали художника, и он использует любую возможность поупражняться и насладиться своим умением изображать реальные вещи похоже и достоверно.

 Совершенствуясь на этом пути, он вырабатывает свой зрелый книжный стиль.

 На счету Гольбейна около пятидесяти алфавитов, включающих около тысячи инициалов. Самые большие из них занимают площадь в десять квадратных сантиметров, самые маленькие измеряются миллиметрами. То, что художник умудряется вместить в эти крошечные квадратики, поистине невероятно. Многие из них и разглядеть нелегко, в чем главным образом повинна далекая от идеала техника резьбы и печати. Но разглядев и поняв замысел Гольбейна, приходишь в изумление от головокружительной смелости и, хочется сказать, «врожденного» артистизма молодого художника.

 Чисто орнаментальные инициалы, популярные и достигшие совершенства в продукции венецианских и французских типографов, в Базеле применялись сравнительно редко. Гольбейн сочинил несколько великолепных образцов такого рода, но подлинной его стихией была фигура человека, и прежде всего в данном случае ребенка. Среди гольбейновских алфавитов более дюжины носят название «детских». Собственно, ребенок в виде крылатого ангелочка или путто был одним из самых любимых и всеобще употребимых Ренессансом декоративных мотивов. Не был он новостью и в Базеле: Урс Граф, к примеру, применял его непосредственно до Гольбейна. Но в гольбейновских гравюрах этот мотив приобрел такое значение и такой качественный уровень, что стал своего рода маркой базельской печатной продукции, найдя подражателей и последователей как в Германии, так и во Франции.

Чего только не вытворяет расшалившаяся гольбейновская детвора за строгими очертаниями светлых букв. Влюбленный в своих маленьких проказников, художник позволяет им, кажется, все: музицировать и плясать, тузить и дразнить друг друга, возиться с животными и мастерить, ловить рыбу и мылить друг другу головы. И как ребенок не знает в своих играх пределов затеям и выдумкам, так художник не знает пределов своему умению ухватить глазом и зафиксировать эту бесконечно богатую жизнь детской пластики. Надо думать, именно она - эта уникальная в своей непосредственности и эмоциональной насыщенности пластика ребенка - делала его фигурку такой привлекательной для Гольбейна. Это отвечало и его врожденному интересу к пластическому началу, это было и превосходной школой мастерства, если не сказать - виртуозности, ибо молодой Гольбейн не просто стремительно осваивает все трудности изображения тела во всевозможных ракурсах, но делает это почти в микроскопических масштабах и с такой же свободой и непринужденностью, с какой в то же время, в те же дни и месяцы компонует свои витражи, алтарные картины и многометровые фрески Базельской ратуши. Эта исключительно редкая в одном художнике, и особенно в художнике немецком, способность быть монументалистом и миниатюристом одновременно, умение естественно сочетать оттенки индивидуального с безукоризненной построеностью целого будут удивлять нас на протяжении всего творчества Гольбейна.

 

В инициалах, как и в других гравюрах, эта черта достигает своего апогея с конца 1522 года, с момента встречи с Лютцельбургером. Нет сомнений, что, только найдя мастера, способного на самую тонкую работу, Гольбейн дает, наконец, полную волю своей страсти к композиционной и рисовальной акробатике. Тематика гольбейновских инициалов не ограничивалась изображением детей. Пожалуй, созданное мастером именно для книги впервые и особенно ясно показывает, что вряд ли вообще можно было чем-либо ограничить его всесильный карандаш. Художник обнаруживает себя одинаково искушенным в изображении зверей и птиц, растений и орнамента, в сюжетах библейской и античной истории и в грубоватой стихии народной жизни. Попугаи, кролики, медведи, павлины, олени, цветы, герои легенд и мифов, танцующие крестьяне - все, что во всевозможных преломлениях в разные годы появляется и в других произведениях Гольбейна, здесь отличается особым декоративным изыском, поражает острой наблюдательностью и неизменным чувством меры.

 На службе у типографов Гольбейн работал интенсивно и долго - до окончательного отъезда в Англию в 1532 году; отдельные гравюры были исполнены им и позже. С 1519 по 1526 год - в пору наибольшей активности работы в книге - насчитано в общей сложности более тысячи трехсот отдельных печатных досок, связанных с его именем. Уже такая массовость продукции предопределяла невысокое качество значительной ее части, сплошь и рядом подвергавшейся печальным метаморфозам в гравюрных мастерских. Но для Гольбейна эта работа имела большое значение. Книга дала возможность развиться природным склонностям молодого художника; любви к пластической форме, к рассказу, к ренессансному орнаменту. Она должна была чрезвычайно способствовать развитию его удивительного композиционного дара, умению решать самые сложные пластические и пространственные задачи в маленьком формате, что, надо думать, сыграло не последнюю роль в блистательном успехе «Пляски смерти», помогло в работе над ювелирными эскизами и в конечном счете над монументальной живописью. Оглядывая хронологию творчества Гольбейна, любопытно наблюдать, как многие проблемы он решает параллельно в иллюстрациях и во фресках Базельской ратуши, в алтарных картинах, в эскизах к витражам. Наконец, через его руки проходили новинки прогрессивной литературы, на почве книги он общался с самыми образованными и интересными своими современниками, и это тоже не могло не отразиться благотворно на культуре и взглядах художника.

 

           "Пляска Смерти" Ганса Гольбейна Младшего

В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти - произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на целый жанр средневекового искусства. В работе Гольбейна Смерть все еще (по традиции Плясок Смерти) агрессивна, тем не менее она уже не танцует с мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей.

В Средние Века в работах художников доминировала парижская версия Танца Смерти, но с 1538 года работа Гольбейна становится эталоном. Серия из 41 гравюры на дереве была создана приблизительно в 1526 году и опубликована двенадцатью годами позже в Базеле. Гольбейн был не первым кто использовал технику резьбы по дереву вместо традиционной фрески для создания Танцующей Смерти. Но, изменив материал, Гольбейн преобразовал и нравоучительный потенциалсвоей работы. Теперь люди могли постигать уроки Смерти в одиночестве, читая книгу, а не толпой разглядывая большую фреску.

Композиция Танце Смерти Гольбейна тоже изменилась: Смерть теперь не вела танец, а появлялась в различные моменты повседневной жизни. Сам Гольбейн жил во времена Реформации и Крестьянских войн (1524) на юге современной Германии. Его гуманистические убеждения хорошо просматриваются в созданном им Танце Смерти, в котором Смерть чаще всегда вершит правосудие, обличая алчность и злоупотребление властью.

За первыми четыремя гравюрами со сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский [Рис.2 стр.21], а за ним еще 34 жертвы.Гравюры с изображениями Судного Дня [Рис.20 стр.24] и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.

В своей Пляске Смерти Гольблейн часто использует образ песочных часов, символизрующий течение времени. Они впервые появляются в сцене из Бытия, где Адам обрабатывает землю (а Смерть ему помогает), а Ева кормит грудью Каина. В двадцати пяти сценах из тридцати пяти присутствуют песочные часы.

 В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например в сцене с Папой Римским [Рис.2 стр.21], который еще не знает, что Смерть пришла чтобы забрать его в самый важный момент его жизни - во время коронации Императора.

Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню [Рис.12 стр. 22],  молящуюся в своей богатой комнате и похотливо поглядывающую на любовника. Смерть появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу монахини.

Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у Гольбейна сарказма. В то время и в городах, и в сельской местности низшие слои духовенства были симпатичны бедноте, так как были далеки от напыщенности и богатства клерикальной элиты. Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей.

Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает корону с Императора [Рис.3 стр 21 ], в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.

На другой картине Смерть склоняется над Судьёй [Рис.8 стр.22] чтобы забрать его жезл - символ судейского долга. Судья же, готовый принять взятку богача, даже не замечает этого. Для суда деньги значат больше чем справедливость И бедный всегда проиграет дело.

Смерть появляется между Доктором и его пациентом [Рис.14 стр.23] Гольбейн, видимо, пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, Доктор умрет сам. Как и его пациенты.

Рыцарь [Рис.16 стр.23], Дворянин [Рис.7 стр.21] и Граф [Рис.17 стр.24 ], которые прославились в великих битвах, в основном против крестьян - подавляя бунты, теперь сталкиваются с гораздо более опасным и непобедимым оппонентом - Смертью. Дворянин отчаянно пытается защитить себя, но могила под его ногами недвусмысленно намекает на исход противостояния.

Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель провосудия. Она жестока когда отнимает ребенка у его семьи [Рис.19 стр. 24].

На последней картине - Судный День [Рис.20 стр. 24] - Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.

В 1545 году, в пятом лионском издании Пляски Смерти Гольбейна ряды "танцующих" пополнились. 12 новых персонажей скорее всего были нарисованы не Гольбейном, а неизвестным художником, который позже добавил их к оригинальным сценам.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Блестящий мастер портрета, художник создал выразительные образы своих современников, среди которых ученые гуманисты и исторические деятели. Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкою выработкою прекрасного рисунка, пластичною моделировкою, прозрачностью светотени, сочностью и шириною кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки.

Графика мастера показывает, насколько его щедрый и многосторонний талант преломлялся в каждом новом жанре.

Вывод:

Внимательно всмотревшись в графическое наследие Гольбейна можно увидеть как одни и те же рисунки и гравюры обретают различный смысл в зависимости от того рассматриваешь их в отдельности или в сопоставлении их назначения или самостоятельной художественной ценности как произведений рисовального искусства.

Художник рисовал всю жизнь увлечено, то вдумчиво и тщательно, то свободно и вдохновенно и полётом фантазии, вероятно он меньше всего рассчитывал на зрителя. И этот душевный взлёт, высокая художественная образность лучших его работ. Сплетённые с удивительным чувством материала, пластической формой, умением выявить прелесть самой природы рисунка и гравюры, составляют вечное и не преходящее обоняние его графических произведений.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 В.А.Пахомова, “Графика Ганса Гольбейна Младшего”,”Искусство”,

 Ленинградское отделение, 1989.

2 Александр Николаевич Бенуа “История живописи”.

3 Д. К. Самин “Сто великих художников”

4 Вольф Норберт “Ганс Гольбейн младший. Немецкий Рафаэль”.

5 Карл Вёрман “История искусства всех времён и народов”.

6 Валентин Пикуль , “Пляска смерти”, Гольбейн Ганс Младший.

7 Эрнст Гомбрих “История искусства”, Москва 1998г.

8 Елена Матвеева “История мировой живописи. Германская живопись XV-XVI веков” 2009 г.

 

ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ

9 http://smallbay.ru/holbein.html

10 http://www.rudata.ru/wiki/Ганс_Младший

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

                                

Рис. 1 Изгнание Адама и Евы   из Рая      Рис. 3 Император

                                                                 

                              

Рис. 6 Герцог                                                Рис. 7 Дворянин

 

                              

 Рис. 8 Судья                                           Рис. 9 Адвокат

 

 

                             

Рис. 10 Сенатор                         Рис.12 Монахиня

 

                                

Рис. 13 Старуха                                      Рис. 14 Доктор

 

 

                             

Рис. 14 Врач                                       Рис. 16 Рыцарь

 

                                

Рис. 17 Граф                                                 Рис. 18 Старик

 

 

                        

Рис. 19 Ребёнок                                       Рис. 20 Судный день

                              

Рис. 5 Епископ                                    Рис. 4 Кардинал

 

                    

Рис. 11 Монах                                              Рис. 2 Папа Римский

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 741; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!