АНТИКОЛОНИАЛИЗМ В МЕЖВОЕННЫЕ ГОДЫ 7 страница



Под знаменем теории «уджамаа» была предпринята мас­штабная кампания, направленная на построение нового общества с учетом традиций солидарности и совместного труда крестьян. В 1973 г. Национальный исполком партии ТАНУ принял решение о пе­реселении всех крестьян в «деревни уджамаа» уже к концу 1976 г. В 1981 г. число зарегистрированных деревень составило 8.180 и охватило 14 млн. че­ловек или 90% всего сельского населения.

Предполагалось, что переселение крестьян на более плодородные участки, укрупнение деревень, переход на новые методы хозяйствова­ния - все это со временем должно принести повышение производитель­ности труда в сельском хозяйстве, рост жизненного уровня населения. Кроме того, принципы самоуправления и самодеятельности в «деревнях уджамаа» должны были превратить эти деревни в школу политического и культурного воспитания масс, сделать их прочной базой государства и общества.

Создание «деревень уджамаа» рассматривалось как гибкая форма кооперирования крестьянства. Оно предусматривало добровольное участие кре­стьян в совместном труде, однако в ходе данной кампании был нарушен этот важнейший принцип. При создании «деревень уджамаа» и попытках внедрения в них прин­ципов коллективного производства государство зачастую наталкивалось на сопротивление крестьян любым формам вмешательства с его стороны в сферу их производствен­ной деятельности. Большинство жителей «дере­вень уджамаа», не имея стимулов к расширению производства, продол­жало вести традиционный образ жизни и заниматься главным образом своими индивидуальными наделами. Многие крестьяне отказывались ра­ботать на коллективном поле, покидали деревни и порывали с сельским хозяйством. Больше того, оказалось, что уровень производства на инди­видуальных наделах крестьян этих деревень был на 75% выше, чем на об­щественном поле.

 

 

 Многие элементы концепции «уджамаа» за годы практической деятельности Ньерере изменялись. Главными остались политика опоры на собственные силы и строительство единой нации. Социалистическая политика президента Ньерере позволила стране достигнуть значительных для стран африканского континента успехов в области науки и образования. Помощь государства позволила ликвидировать неграмотность в стране, где на момент провозглашение независимости только каждый второй ребёнок получал начальное образование в четырёхлетней школе, а среднее образование имели чуть больше 5 % населения. К 1965 г. в Танзании была создана разветвлённая система средних школ, и каждому ребёнку были предоставлены обязательное семилетнее образование и возможность продолжить обучение в за границей или в одном из высших учебных заведений страны. Уже через 15 лет научно-техническая интеллигенция Танзании, кадры которой пополнялись выпускниками советских и восточноевропейских высших учебных заведений, количественно и качественно превосходила все остальные страны Тропической Африки. Социальная сфера в целом при Ньерере была одной из лучших в Африке, а военные расходы оставались чрезвычайно низкими.

Последующая практика показала недостаточную экономическую эффективность «деревень уджамаа» - Танзания осталась сельскохозяйственной страной с сохранившейся от колониального периода экспортной специализацией производства

В политической области был завершен переход на однопартийную систему, когда в 1977 г. правящие в материковой и островной части страны партии, соответственно ТАНУ и Афро-Ширази, были объединены в единую ЧЧМ - Чама ча Мапиндузи (Революционная партия - на языке суахили). В 1985 г. президент Ньерере ушел в отставку. В руководстве ЧЧМ началось брожение, было принято решение отойти от курса Ньерере, постепенно перейти к рыночной экономике.

 В феврале 1992 г. чрезвычайный съезд ЧЧМ принял решение о переходе к многопартийной системе. Однако первые парламентские и президентские выборы на многопартийной основе выиграла в 1995 г. все та же ЧЧМ. На парламентских выборах она получила 59,22%, а на президентских – 61, 82%. Ее председатель Б.У. Мкапа стал новым президентом страны.

На Занзибаре, пользующемся определенной автономией в Объединенной республике, избирается свой президент, являющийся главой правительства по внутренним делам островной части страны. Там политические процессы проходили несколько более бурно. Первый президент шейх Абеид Каруме после убийства 7 апреля 1972 г. сначала возвеличивался, его музей был одной из главных достопримечательностей Занзибара, а затем был предан забвению. После него правило еще четыре президента, пока в 2000 г. не был избран его сын Амани Рашид Абейд Каруме. В 2005 г. Амани Абейд Каруме в условиях сложной внутриполитической борьбы был вновь избран президентом Занзибара.

В 2005 г. истекли определенные конституцией страны два срока полномочий президента Танзании Б. Мкапы, и состоялись новые президентские выборы. На них с большим отрывом победил кандидат от правящей Революционной партии министр иностранных дел Джакайя Киквете.

 


КЕНИЯ

 

В колониальные годы Кения имела статус «протектората и колонии». Протекторатом считалась узкая полоса побережья Индийского океана, колонией — остальная территория.

К концу первой мировой войны Кения в большой мере стала поселенческой колонией. В 1915 г. все земельные угодья были объявлены собственностью британской короны, и наиболее плодородные земли в центре страны, в ос­новном на Центральном нагорье, были закреплены за европей­цами. В 30-е годы площадь зарезервированной за европейцами земли достигла 35% всей пригодной к обработке территории. Африканцам были оставлены резерваты, где земли были худшего качества и в недостаточном количестве. Европейским поселенцам (здесь было около 2 тыс. фермерских хозяйств) была предоставлена монополия на производство всей экспортной и значительной части товарной продукции. Они выступали в качестве непосредственных и основных эксплуата­торов естественных и людских ресурсов страны.

Большинствo трудоспособных африканцев должны были работать на европейских плантациях и фермах, а их семьи в резерватах должны были обеспечивать себя (а порой и главу семьи) продовольствием. Для ужесточения контроля над рабочей силой после первой мировой войны была проведена регистрация всего взрослого мужского населения. Мужчин обязали всегда иметь при себе удостоверение личности (кипанде) с отпечатками пальцев и записями работодателей. Африканцев заставляло идти на заработки и обезземелива­ние: численность африканского населения в 20—30-е годы резко возросла, а размеры резерватов почти не увеличивались. Сти­мулировал отходничество и действовавший до середины 50-х годов запрет на выращивание экспортных культур (чая, кофе и др.). В этих условиях работа по найму очень часто станови­лась единственным источником средств для уплаты налогов.

В основе поддержки поселенческих хозяйств британской администрацией лежало стремление не только привлечь част­ный европейский капитал в колонию, но и обеспечить надежную политическую опору колониальному режиму. Уже в 1907 г. в Кении был создан законодательный совет — совещательный ор­ган, в который вошли представители европейской общины и не­сколько индийцев. Индийцы пытались добиться равного с евро­пейцами представительства, однако в 1923 г. английское прави­тельство отказало им в этом, официально заявив, что Кения — «преимущественно африканская страна».

Власть белых поселенцев Кении колониальная администра­ция намеревалась распространить и на соседние территории, создав Федерацию Восточной Африки. Этот вопрос широко дис­кутировался в конце 20-х годов в колониальных кругах, но из-за небольшой численности европейского населения и (влияния мирового экономического кризиса на европейский сектор) кризиса европейского сектора сельскохозяйственного производства в начале 30-х годов он временно был снят с повестки дня.

Главным социальным следствием политики колониальных властей было появление в Кении довольно много­численной прослойки отходников. К началу второй мировой войны их насчитывалось более 180 тыс. В некоторых резерватах (в основном гикуйю, луо и луйя) уже в это время уходило на заработки до 75% взрослого мужского населения. Кроме то­го, в Кении существовала прослойка скваттеров — работников с наделами, постоянно живших с семьями на территории евро­пейских плантаций и ферм. В середине 30-х годов их было око­ло 150 тыс. человек. Они должны были работать на фермера от 90 до 180 дней в году за минимальную плату.

Колониальная администрация поощряла в Кении лишь «тех­ническое» обучение африканцев — подготовку кадров квалифи­цированных рабочих, ремесленников. Кенийцев с высшим обра­зованием в межвоенный период почти не было. Светское гуманитарное образование давали только педагогические училища. Столяры, плотники, каменщики, санитары, телефонисты, телеграфисты составляли большинство весьма немногочисленной образованной прослойки и играли ведущую роль в антиколониальном движении.

В Кении наиболее важным услови­ем накопления богатства (прежде всего земли и скота) в од­ной семье была работа одного или нескольких ее чле­нов в системе колониального управления. В наилучшем положении с этой точки зрения находились назначавшиеся колониальной ад­министрацией вожди, старосты, члены «туземных судов», поли­цейские, «королевские африканские стрелки» (солдаты афри­канского корпуса британской колониальной армии). Большин­ство этих союзников колониальных властей использовали свое служебное положение для ограбления соотечественников, прибирая к рукам земельные участки бедневших и разорявших­ся своих соперников и врагов.

 

Эти социальные изменения наиболее интенсивно шли в цент­ральных районах страны, больше всего — среди гикуйю. Засушливые и пу­стынные области на севере и северо-востоке, населенные кочев­никами-скотоводами были затронуты со­циальными изменениями значительно меньше. Колониальная эксплуатация сводилась здесь к сбору налога, по форме больше напоминавшего дань. Почти то же можно сказать и о южных районах, куда в 1904—1912 гг. были выселены масаи.

Первой антиколониальной организацией в стране стала Ассоциация молодых гикуйю, возникшая в 1921 г. и потребовавшая отмены кипанде, уменьшения налогов, возвращения отнятых земель. С 1925 г. она стала называться Центральной ассоциацией гикуйю, с 1928 г. во главе ее встал Джомо Кениата — будущий первый президент независи­мой Кении. Основное место в резолюциях, петициях и меморан­думах Ассоциации занимало требование возвращения отнятых европейцами земель. Ассоциация приняла активное участие в органи­зации независимых от колониальной администрации и миссио­неров школ, а в 1939 г. открыла свой учительский колледж. Немалую роль в становлении национально-освобо­дительного движения африканцев Кении сыграли различные организации индийского населения, прежде всего Индийский национальный конгресс Кении.

30-е годы стали временем первых крупных забастовок в ко­лонии. Самая значительная из них произошла в 1939 г. в Момбасе и Танге.

Во время второй мировой войны на территории Кении во­енные действия почти не велись. Однако в дру­гих районах мира в боях участвовало около 97 тыс. кенийцев. Обучение и служба в других странах расширили их политиче­ский кругозор. Большое воздействие на их взгляды оказало развитие антифашистского и демократического движения во всем мире.

В колонии в годы войны усилилась эксплуатация отходни­ков и скваттеров, в резерватах резко уменьшилось число муж­ских рабочих рук. Про­цессы социального расслоения в африканской среде за годы войны углубились. Колониальная администрация использовала условия военно­го времени для «закручивания гаек». В 1940 г. была запрещена Центральная ассоциация гикуйю и все другие африканские ор­ганизации, деятельность которых хотя бы в небольшой степени была связана с политикой. Политические полномочия поселен­цев были расширены. Однако социально-экономические измене­ния, происходившие в стране, не могли не повлечь за собой новый подъем национально-освободительной борьбы.

Послевоенные годы стали для сельскохо­зяйственного производства Кении временем настоящего бума. В политическом лексиконе колониальных властей после войны появилось слово «многорасовость». В соответствии с «многорасовыми» конституциями 1948, 1951 и 1954 гг., африкан­цы были впервые допущены в законодательный совет колонии, однако их представителей было там значительно меньше, чем европейцев и индийцев, и они не выбирались, а назначались гу­бернатором.

Сразу после войны резко усилилась забастовочная борьба. В 1947 г. состоялась всеобщая забастовка рабочих Момбасы. В ходе за­бастовки возник зародыш профсоюзной организации — Федера­ция африканских рабочих под руководством Ч. Кибачиа. Че­рез несколько месяцев ее руководство было арестовано, и орга­низация распалась. В 1949 г., под руководством М. Сингха и Ф. Кубаи был создан Восточноафриканский конгресс проф­союзов, объединивший индийских и африканских рабочих. Вско­ре его постигла судьба его предшественницы, однако он успел провести несколько забастовок. Отраслевые профсоюзы продол­жали действовать.

Самой массовой формой антиколониальной борьбы были дини — афро-христианские движения. Число их последователей в Кении к концу колониальной эпохи составляло около 120 тыс. Наиболее наступательным характером отличалась деятельность «Дини я мсамбва» в Западной Кении, которую возглавлял Э. Масиндэ. В 1948 г. «Дини я мсамбва» была запре­щена, Масиндэ арестован, но движение не прекратилось. До 1962 г. колониальные суды каждый год выносили десятки при­говоров приверженцам этого движения.

В 1944 г. возникла общенациональная политическая орга­низация - Союз африканцев Кении. В 1947 г. Союз возглавил возвратившийся из эмиграции Кениата. Организация требовала увеличения представительства африканцев в законодательном совете, уничтожения расовой дискриминации во всех сферах, возвращения отнятых европейцами земель. Требование незави­симости не выдвигалось, но колониальная администрация все равно считала организацию «подрывной».

На рубеже 40-50-х годов в Кении развернулось антиколо­ниальное движение, вылившееся затем в восстание (1952-1956). Европейцы дали ему название «Мау Мау». Движение объединило несколько потоков национально-освободительной борьбы: борьбу крестьян за землю, борьбу рабочих за улучше­ние условий труда, борьбу всех слоев населения против расовой дискриминации. В движении был очень силен религиозный ас­пект; в его обрядах соединились элементы традиционных веро­ваний и христианства. Однако по сути оно было политическим, направленным на свержение колониального режима в Кении.

21 октября 1952 г. в стране было объявлено чрезвычайное положение. 180 африканских лидеров, в том числе все руковод­ство Союза африканцев во главе с Кениатой, были арестованы. Члены движения бежали в леса, где бы­ла организована партизанская армия. Началась длительная и кровопролитная вооруженная борьба. Военными действиями повстанцев руководил Дедан Кимати, назвавший себя генералом Россия. Больше 80 тыс. че­ловек, обвиненных в причастности к May May, были отправлены в концентрационные лагеря. К концу 1953 г. против восставших были выставлены регулярные войска, авиация, ополчение посе­ленцев и «лоялистов» — африканцев, поддерживавших прави­тельство. Постепенно им удалось отрезать партизан от источ­ников продовольствия и оружия, но борьба продолжалась до конца 1956 г. Дедан Кимати был захвачен и в 1957 г. казнен.

Восстание было подавлено, но оно облегчило борьбу за освобождение не только в Кении и соседних с ней странах, но и в других британских колониях. Оно показало англичанам необходимость политических реформ и изменения социальной тактики. Уже в ходе восстания колониальная администрация Кении начала проводить реформу в землепользовании. Ее суть заключалась в сведении разрозненных участков в резерватах в единые наделы и закреплении их в частную собственность глав семей. Эта мера способствовала углублению социального раз­межевания и созданию прослойки зажиточного крестьянства в деревне. В городе африканцам была в несколько раз увеличена заработная плата. Теперь они могли содержать здесь свои семьи.

Это был важный шаг на пути социальной трансформации отходников в рабочих, служащих, интеллигенцию.

Колонизаторы пошли и на некоторые политические уступки. В 1957 г. в Кении были впервые проведены выборы африкан­ских представителей в законодательный совет. В число избира­телей могли войти только «лоялисты», и все же большинство избранных депутатов решительно выступило против расовой дискриминации. В знак протеста против «многорасовой» кон­ституции 1957 г. они бойкотировали заседания законодательно­го совета, хотя некоторые и вошли вместе с лидерами поселен­цев в проколониальные «многорасовые» партии. Радикальное крыло движения возглавляли Том Мбойя и Огинга Одинга. Они требовали немедленного освобождения Джомо Кениаты, провозглашения независимости Кении, прекращения расовой дискриминации, в том числе и в землепользовании, выборов в законодательный совет на основании принципа «один чело­век - один голос».

 После подавления восстания Мау-Мау к руководству широким антиколониальным движением, за редким исключением (каковым был, например, О. Одинга), пришли сторонники неоколониалистского курса. В новых условиях даже им была им выгодна антиколониальная программа. С этой программой в 1960 г. африканская делега­ция прибыла на конституционную конференцию в Лондон. Колониальные власти не выполнили главных требований африканцев, но все же решили отказаться от расовой дискриминации в землепользовании и предоставить африканцам возможность покупать землю на «Белом нагорье».

После конференции в том же, 1960 г в антиколониальном движении организационно оформились радикальная и уме­ренная тенденции. Первым возник Национальный союз африканцев Кении (КАНУ). Его возглавили Т. Мбойя и О. Одинга. Позже появился Демократический союз африканцев Кении (КАДУ) во главе с Р. Нгалой. Отлича­лись они главным образом по национальному составу. В Нацио­нальный союз вошли представители двух крупнейших народов страны — гикуйю и луо, Демократический союз объединил орга­низации других народов. Колониальная админи­страция и поселенцы поддержали Демократический союз, но это только скомпрометировало его в глазах африканцев.

Национальный союз сумел завоевать большую популярность в стране, особенно возросшую в 1961 г., когда КАНУ возглавил вернувшийся из ссылки Дж. Кениата. На первых всеобщих выборах в 1963 г. Демократический союз потерпел поражение. Кениата возглавил первое африканское правительство страны. 12 декабря 1963 г. Кения стала неза­висимой.

Социально-экономическая политика руководства независи­мой Кении. Перед страной встали новые социальные и политические проблемы. В африканском обществе быстро шло социаль­ное расслоение. Зажиточные крестьяне и растущая националь­ная буржуазия ждали прибылей, безземельное крестьянство и городская беднота — немедленного облегчения своего положе­ния. В Национальном союзе, разнородном по социальному со­ставу, отчетливо проявились разногласия по многим вопросам внешней и внутренней политики. Большинство его руководителей во главе с Кениатой отказались от радикальных преобразова­ний и вступили на путь поддержки развития капиталистических отношений и укрепления связей с иностранным капиталом. Их позиции бы­ли усилены самороспуском в 1964 г. Демократического союза и присоединением его руководства к Национальному союзу.

Программа капиталистического развития страны была наи­более отчетливо изложена в опубликованном в 1965 г. докумен­те «Африканский социализм и его применение к планированию в Кении». На практике эта программа реализовалась в основ­ном в рамках африканизации существующей хозяйственной структуры. Правительство продолжало реформу землепользова­ния, начатую колониальными властями. Оно выкупало фермы поселенцев, решивших покинуть Кению, и перепродавало их аф­риканцам. Крупные фермы переходили в руки самих членов правительства, парламента, партийных руководителей. Землю на Центральном нагорье предоставляли и крестьянам. Всего там получили участки около 500 тыс. человек. Некоторые из них разорились, но большинство пополнили зажиточную прослойку, являющуюся основной массовой опорой режима.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 571; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!