АНТИКОЛОНИАЛИЗМ В МЕЖВОЕННЫЕ ГОДЫ 1 страница



 

В этот период антиколониализм развивается в новых условиях.

Во-первых, колониальная система уже почти сложилась, для африканцев стали очевидны большинство минусов и плюсов (а были и таковые!) жизни в новых условиях.

Во-вторых, антиколониализм в отдельно взятых африканских колониях мог заимствовать опыт других аналогичных выступлений. Он развивался в сотрудничестве с межрегиональными движениями, где антиколониальный компонент играл все более важную роль. Более близким, в определенной степени – более примитивным и тем самым более понятным для африканцев стал панафриканизм, сторонники которго призывали не столько к ликвидации колониализма, сколько к расовой солидарности, что вполне отвечало настроениям большинства народов колоний, осознавашим себя не столько нигерийцами или угандийцами, сколько африканцами, стремящимися достучаться до властей в метрополиях с целью исправления несправедливостей или злоупотребелений на местах. Гораздо более сложным в идеологическом плане, но намного более влиятельным и перспективным стало для африканцев сотрудничество с международноым рабочим и коммунистическим движением.

 

В межвоенные годы возникли или продолжили свое развитие новые формы антиколониализма. Это были:

Афрохристианские движения (создание или «отпочкование» африканских церквей в рамках традиционных христианских конфессий), в которых христианская риторика была направлена на критику колониализма, но не на отрицание его основных установлений.

Мусульманские движения против власти «неверных», в роли которых стали выступать европейцы.

Объединения представителей пока еще немногочисленной интеллектуальной элиты (не совсем справедливо называемой «интеллигенцией») вокруг газет и журналов, издаваемых африканцами, подчас – уже на африканских языках.

«Туземные» ассоциации – культурно-просветительские движения за расширение прав того или иного этноса в рамках колониального общества, широко практиковавшие направление петиций или специальных миссий в метрополии.

Профсоюзное движение, преимущественно в городах или местах концентрации отходников.

Коммунистическое движение и марксистские кружки.

Из афрохристианских движений самым известным, пожалуй, является Кимбангизм. Движение получило название по имени своего основателя и лидера, Симона Кимбангу, жителя Бельгийского Конго. Он объявил в 1921 г., что царство справедливости в Конго наступит с воскрешением предков. Поэтому, проповедовал он, надо украшать их могилы и ждать воскрешения. Он выдвинул лозунг: «Конго – конголезцам», за что был в том же 1921 г. брошен бельгийскими властями в тюрьму, где и провел 30 лет, до самой смерти в 1951 г.

Рабочее движение в Африке в межвоенный период только зарождалось. Всерьез можно говорить о нем только в ЮАС, где еще в 1919 г. возникла организация под названием Союз работников промышленности и торговли, представлявшая собой гибрид профсоюза и политической партии. В остальных регионах Черной Африки под термином «рабочее движение» чаще всего имеют ввиду не всегда организованные крестьянские выступления.

 


15.3. АНТИКОЛОНИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

 

 С самого начала Второй мировой войны колониальный мир по-новому ощутил свою значимость для громадных колониальных империй, вступивших в схватку за очередной передел мира. На всем протяжении военных лет метрополии опирались на ресурсы африканских колоний, внимательно следили за настроениями в них. В августе 1941 года лидеры Великобритании и США адресуют т.н. «малым народам», еще не сделавшим выбор в сложной расстановке сил, свою Атлантическую хартию. В этом коротком но очень действенном документе были даны прямые гарантии всем союзникам антигитлеровской коалиции по-новому выстроить отношения метрополия-зависимая территория в послевоенном мире. На встречах «Большой тройки» были заложены основы послевоенного переустройства мира, отраженные в Уставе создаваемой ООН. Колониальные народы на африканском континенте повсеместно поддержали свои метрополии. Сотни тысяч африканцев сражались бок о бок с белыми на фронтах, работали для общей победы и смогли вкусить ее радость. Предвоенный захват Эфиопии фашистской Италией был не просто «исправлен» англичанами, произошло триумфальное возвращение императора Хайле Селассие в Аддис-Абебу, к чему призывали многие общественно-политические силы в колониях и африканской диаспоре.

Возникали новые и разрастались и укреплялись уже сложившиеся в межвоенный период региональные организации: в августе 1944 г. был оформлен в виде политической партии Национальный совет Нигерии и Камеруна, а в октябре 1946 г. – Демократическое объединение Африки (ДОА) во Французской Западной Африке.

Концентрация рабочей силы в военные годы, увеличение числа лиц наемного труда (не всегда рабочих) привели к значительному количественному росту профсоюзов в Африке и повышению их влияния и авторитета. Именно профсоюзные активисты представляли Африку на Пятом панафриканском конгрессе в 1945, где прозвучали вполне отчетливые призывы к независимости. 1945 и 1949 годы были годами всеобщих забастовок сразу в нескольких африканских колониях, в частности, в Нигерии и Уганде.

В каждой колонии в эти годы на смену культурно-просветительским организациям пришли политические партии. Возникали они, как правило, на этнической или конфессиональной основе и в их функционировании большую роль играли традиционные или квазитрадиционные институты, главным образом – институт вождей. Но идеи антиколониализма генерировались теперь самими африканцами, в основном – из числа интеллектуальной элиты, получившей европейское образование .

Ширились и приобретали большую организованность крестьянские выступления. В частности, в 1947 г. произошли крупные выступления на Мадагаскаре, а в 1949 г. – в Береге Слоновой кости. В ряде случаев эти несколько потоков сливались в крупные и затяжные кризисы и войны, как, например, кризис 1953-1955 гг. в Буганде или восстание Мау-Мау в Кении в 1952-1956 гг.

 


ПОБЕДА АНТИКОЛОНИАЛЬНЫХ

ДВИЖЕНИЙ В АФРИКЕ

 

Антиколониальные движения в Африке после второй мировой войны заставили власти метрополий не только вспомнить об обещаниях Атлантической хартии, но провести некоторые реформы по либерализации колониальных режимов. Во Франции в 1946 г. был принят закон о «Союзе с заморскими народами», а в 1956 г. – знаменитый «закон-рамка», расширявшийий права территориальных законодательных ассамблей. В 1958 г. на фоне алжирских событий, грозивших кризисом всей империи, во французских колониях был проведен референдум, на котором жителям было предложено либо остаться во Французском сообществе, либо выйти из него. Настроения в общественном сознании населения колоний были таковы, что все колонии проголосовали за то, чтобы остаться в Сообществе, кроме одной. Это была Гвинея, немедленно получившая в октябре 1958 г. независимость. Но всего лишь два года спустя- в 1960 г., вошедшем в историю как Год Африки, остальные 17 стран Французской Африки получили независимость.

Первой государством Черной Африки, провозгласившим независимость, стал в 1957 г. Золотой Берег, принявший название Гана. Там, как и в других британских колониях, сразу по завершении войны начался процесс «приготовления» к самоуправлению, метрополия все активнее привлекала к управлению самих африканцев, меняя колониальные конституции. В результате специальных конституционных конференций (как правило – нескольких подряд) и переговоров колониальных властей и представителей все умножавшихся политических организаций независимость в конце концов получили и другие британские колонии: Нигерия в 1960 г., Танганьика в 1961 г., Уганда в 1962 г., Кения в 1963 г.,

 Несколько сложнее была ситуация в британских владениях на юге континента. Три территории – Северная и Южная Родезия и Ньясаленд в 1953-1963 гг. были объединены в Федерацию Родезии и Ньясаленда. В 1964 г. в результате серьезной политической борьбы Северная Родезия получила независимость и стала называться Замбией. Федерация распалась, а в Южной Родезии представлявший интересы белых поселенцев Я. Смит в 1965 г. в одностороннем порядке объявил о создании «независимого государства Родезия». Идеалом режима Смита было создание государства белого меньшинства наподобие ЮАР. Лидеры антиколониальных движений были брошены в тюрьмы, начался затяжной родезийский кризис, быстро переросший в партизанскую войну африканских освободительных движений против самопровозглашенного правительства белого меньшинства. Благодаря международной поддержке, в том числе ощутимой помощи независимых африканских стран, партизанская стадия переросла в переговоры, завершившиеся выборами и провозглашением независимой Республики Зимбабве в 1980 г.

Очень похожие процессы проходили в Юго-Западной Африке, которая стала независимой в результате победы партии-движения СВАПО лишь в 1990 г., под названием Намибия. В самой ЮАР десятилетия сложнейшей политической и вооруженной борьбы, возглавленной прежде всего Африканским национальным конгрессом (АНК, старейшая политическая африканская организация, действующая с 1912 года) завершились первыми демократическими выборами в 1994 г., к власти там впервые пришло правительство черного большинства.

Не менее сложную и напряженную антиколониальную войну, подпольную и партизанскую, вели африканские антиколониальные партии-движения в португальских колониальных владениях. Независимость португальских колоний стала возможна после апрельской революции 1974 г. в Португалии, свергнувшей фашистский салазаровский режим и начавшей диалог с африканскими антиколониальными движениями. Мозамбик стал независимым 25 июня 1975 г., а Ангола – 11 ноября 1975 г.

 

Таким образом, деколонизация Африканского континента не была прямолинейным процессом с заранее обозначенной целью. На первом этапе с конца Х1Х века и вплоть до завершения Первой мировой войны борьба африканцев развивалась не столько против колониализма как такового, сколько за упорядочивание отношений колония-метрополия там, где сложились силы, способные вести подобный диалог.

В межвоенное двадцатилетие по мере укрепления и совершенствования колониальной системы на континенте усложнялась и дифференцировалась политическая структура колониального общества. В общественном сознании африканцев стали складываться представления о возможности альтернативных путей развития – не только под эгидой европейских метрополий, но в рамках самоуправления, принципы которого широко обсуждались возникшими в это время многочисленными общественно-политическими организациями африканцев. Именно эти организации возглавили движение за получение политической независимости на третьем этапе деколонизации, начавшемся с завершением Второй мировой войны. Союзниками в этой борьбе, носившей мирные и вооруженные формы, для народов Африки стали прежде всего страны Восточного блока и различные международные, региональные и национальные неправительственные организации. Большое влияние на оформление общих принципов процесса деколонизации оказала ООН и ее специализированные органы, постоянно обогащавшие международноправовые основы этого процесса. Затягивание процесса деколонизации континента в его южных регионах может быть объяснено прежде всего особенностями развития т.н. «внутреннего колониализма» в странах, имеющих сложный этнический состав населения. Помимо этого следует учитывать, что деколонизация всегда рассматривалась как важный аспект противостояния в идеологической борьбе Восточного и Западного блоков, допускавших или сознательно провоцировавших возникновение «горячих точек» в рамках «холодной войны».

 

Деколонизация Африки не привела к разрешению всех ее прежних проблем. Более того, в ходе деколонизации наметились или возникли новые. В частности, серьезнейшей проблемой, с которой многие африканские страны столкнулись либо накануне независимости, либо вскоре после ее провозглашения, стал сепаратизм. В Уганде накануне независимости попытку отделения сделала Буганда. В Заире (бывшее Бельгийское Конго, ныне - Демократическая Республика Конго) сразу после независимости попытались отделиться две провинции – Катанга и Касаи. В Нигерии в 1967-1970 г. шла гражданская война с отделившейся «Республикой Биафра». Вплоть до сегодняшнего дня продолжается напряженное балансирование между необходимостью соблюдения права народов на самоопределение, зафиксированном во многих международных документах, включая основопологающие документы ООН, и принципом сохранения территориальной целостности, защищаемым каждым дееспособным современным государством.

Другая проблема – поиск африканскими странами своего места в мире, включая проблему выбора модели социально-экономического и политического развития, союзничества с ведущими мировыми и региональными блоками.

Еще одной важной проблемой, с которой столкнулись африканские страны, стала необходимость духовной деколонизации о необходимости которой с середины ХIХ века говорили выдающиеся представители африканской интеллектуальной элиты, считая подобное освобождение первоочередным и намного более важным делом в сравнении с получением статуса независимого государства.

  


16. ГАНА

 

Гана – бывшая британская колония Золотой Берег. Под этим названием в 1901 г. были объединены три колониальных владении Великобритании: собственно колония Золотой Берег на побережье Атлантики, Ашанти («территория, завоеванная войсками Ее Величества»), и протекторат Северные территории. По Версальскому мирному договору 1919 г. к Золотому Берегу было присоединено Британское Того, западная часть бывшего Германского Того, мандат на управление которой Лига Наций передала Великобритании.

Главными отраслями колониальной экономики Золотого Берега были выращивание на экспорт какао-бобов в хозяйствах африканцев и горнодобывающая промышленность (добыча золота, алмазов, марганцевой руды), которую контролировал иностранный капитал. Оба сектора динамично развивались. Золотой Берег, занимавший менее 1% площади Африканского континента, прочно удерживал мировое лидерство среди мировых экспортеров какао-бобов и вышел на третье место по вывозу алмазов и марганцевой руды. Внутри колонии сложилась региональная специализация. Собственно колония и Ашанти стали «производящими» районами, Северные территории – поставщиком рабочей силы.

Созданная в соответствии с принципами косвенного управления «туземная» администрация существенно отличалась от своего доколониального прототипа и имела региональную специфику. В собственно колонии большинство традиционных правителей вошли в «туземную» администрацию. В Ашанти верхушка местной знати, руководившая вооруженным антиколониальным сопротивлением, была отстранена от управления до 1935 г., когда была «восстановлена» Конфедерация Ашанти во главе с возвращенным из ссылки верховным правителем (асантехене Премпе I). Наибольшей деформации подверглись властные структуры Северных территорий. В одних районах там был насажден институт назначенных колониальных вождей, в других – предпринята попытка совместить доколониальные и колониальные институты власти.

Наиболее многочисленным социальным слоем колониального общества было крестьянство, состоявшее из отходников (издольщики, арендаторы, контрактовые работники, поденщики), мелких и средних производителей товарных культур, общинников, которые вели натуральное хозяйство. Типичной фигурой деревенской верхушки был крупный производитель какао-бобов, занимавшийся ростовщичеством и скупкой урожая для иностранных оптовых фирм. Основную часть образованной прослойки составляли клерки и учителя с начальным и средним образованием. Несколько сотен специалистов с дипломами европейских университетов, главным образом юристов, были элитарной группой, но их участие в управлении ограничивалось правом обсуждать законопроекты в Законодательном совете – консультативном органе при британском губернаторе, где большинство мест принадлежало чиновникам колониальной администрации и вождям. Высший слой местной элиты составляли крупные вожди.

Наиболее массовым движением антиколониального протеста были бойкоты иностранных фирм, скупавших какао-бобы крестьянами, которые требовали повышения закупочных цен. Созданное в 1897 Общество защиты прав аборигенов Золотого Берега в середине 1920-х перешло под контроль приверженцев «культурного национализма», идеологом которого был юрист Кобина Секий. Он признавал необходимым заимствовать технические достижения Запада, но главным считал сохранение традиционных ценностей и институтов от «разъедающего» воздействия европейской цивилизации. Сторонники буржуазной модернизации объединились вокруг Национального конгресса Британской Западной Африки. Конгресс был учрежден в 1920 г. на конференции представителей Гамбии, Золотого Берега, Нигерии и Сьерра-Леоне. Его программа предусматривала либерализацию колониального управления путем конституционных реформ и содержала ряд общедемократических требований в интересах коренного населения Западной Африки. Наиболее радикальные антиколониальные позиции занимала Лига младозападноафриканцев, созданная в 1933 г. выпускником Коммунистического университета трудящихся Востока в Москве журналистом сьерра-леонского происхождения Исааком Уоллес-Джонсоном. В 1936 г. он был арестован и за «подрывную деятельность» выслан из Золотого Берега.

Созданный в 1947 г. Объединенный конвент Золотого Берега выдвинул требование предоставления независимости «в возможно более короткий срок». В 1949 вернувшийся на родину после учебы в США и Англии Кваме Нкрума основал Народную партию конвента (НПК), первую в Тропической Африке массовую политическую партию современного типа, и провозгласил лозунг «Независимость немедленно!». Используя различные формы политической агитации и протеста (забастовки, бойкот европейских товаров, кампания гражданского неповиновения), НПК в короткий исторический срок добилась поставленной цели. На первых всеобщих выборах в Законодательное собрание 1951 г. она завоевала 33 из 38 выборных мест. Нкрума возглавил правительство, в котором большинство составили африканцы. НПК выиграла выборы 1954 и 1956 годов. 6 марта 1957 г. Золотой Берег стал независимой Ганой.

1 июля 1960 г. большинство избирателей одобрило новую конституцию, провозгласившую Гану республикой, первым президентом был избран Нкрума. После провозглашения независимости он поставил цель «вслед за политической добиться экономической свободы». Поначалу ставка делалась на привлечение иностранных инвестиций и займов. Такая стратегия не обеспечила выполнения амбициозных планов Нкрумы по форсированной индустриализации страны. Официальной идеологией Ганы была провозглашена разработанная Нкрумой теория нкрумаизма. Она состояла из трех основных компонентов – концепции африканской личности, панафриканизма и социализма. Принятая в 1962 г. съездом НПК новая партийная программа провозгласила конечной целью построение социалистического общества, а идеологией партии – нкрумаизм, основанный на «научном социализме». Определяющими принципами внешней политики Нкрумы были антиколониализм, панафриканизм и позитивный нейтралитет, который постепенно разворачивался в сторону советского блока. Превращение Ганы в однопартийное государство вылилось в создание авторитарного вождистского режима, когда отсутствовала обратная связь между правящей верхушкой и массами. Корпоративные интересы аполитичной или прозападно настроенной бюрократии были далеки от официально декларируемых целей. Это дало универсальные для стран с подобными режимами результаты: убыточность государственных предприятий, провал насаждаемой сверху кооперации крестьянства, огромные затраты на сооружение престижных объектов, дефицит товаров, повышение цен и налогов. У многих ганцев социализм стал ассоциироваться с лишениями, невыполненными обещаниями власти, отсутствием гражданских свобод.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!