РАБСТВО, РАБОВЛАДЕНИЕ И РАБОТОРГОВЛЯ В АФРИКЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ



Термин «раб» по отношению к Африке нового времени применяется с осторожностью. В Тропической и Южной Африке в этот период рабы существовали, но практически нигде они не были основной производительной силой.

Наиболее часто встречавшийся в это время вид рабства – патриархальное рабство. Это – целая гамма переходных форм от вольных членов семьи к эксплуатируемым. В результате половозрастного разделения труда происходит перекладывание основных тяжелых работ на плечи женщин, молодежи и пр. «Рабы» при этом являются членами большой патриархальной семьи.

Продолжением патриархального является домашнее рабство.  Раб при этом является не членом семьи, а домашним слугой. Место его деятельности – не в производстве, а в домашнем хозяйстве. В Тропической Африке в новое время рабы могли занимать и другое, довольно заметное место в обществе. Они могли быть чиновниками, воинами различных категорий вплоть до гвардейцев, придворными слугами и фаворитами, торговыми агентами, оброчными ремесленниками и торговцами, наконец, евнухами, а рабыни – наложницами, в том числе царскими. Источниками пополнения групп рабов являлись в основном внешние войны, а также внутренние распри. Например, у народа нгонде (современная Малави) рабами становились родственники изменников (самих изменников убивали).

Работорговля в Африке существовала и до прихода европейцев, но именно с Великими географическими открытиями она приняла гигантские масштабы.

Наиболее известна так называемая Трансатлантическая работорговля.Такая работорговля в Новое время - часть истории Африки, Европы и обеих Америк. Она продолжалась более четырех столетий и стоила Африке, по разным подсчетам, потери от пятидесяти до ста миллионов человек.

    

Историю Трансатлантической работорговли принято делить на три периода:

1. Середина ХV в. - середина ХVII в. Он делится на два подпериода: до и после 1510 г., когда начался вывоз рабов в Новый Свет. В этот период рабов из Африки вывозили с каждым годом все больше, но в целом все же не очень много, причем почти исключительно с побережья Западной Африки.

2. Середина ХVII в. - 1807/08 г. Это - период так называемой «свободной», т.е. ничем не ограниченной работорговли, когда за невольниками посылали в Африку свои корабли и большие компании, и отдельные купцы. Формально он продолжался до запрета торговли рабами в Англии и Соединенными Штатами, самых крупных в то время работорговыми державами. Но на самом деле он закончился раньше, с Великой Французской революцией. Ее гуманистические идеи и аболиционистское движение в Англии и Америке сыграли тут свою роль. Однако запрет на работорговлю в Англии и Соединенных Штатах произошел далеко не только из гуманистических соображений. Развитие капитализма, в частности промышленный переворот, поставили на первый план другой африканский товар: африканский товар - пальмовое масло, необходимое для смазки многочисленных механизмов, и другое сырье; становится более выгодным также прямой товарообмен с Африкой.

3. 1807/08 гг. - 1890 г. период контрабандной работорговли. Он закончился в основном в 1890 году, когда на международной Брюссельской конференции был принят генеральный акт по борьбе с работорговлей. К этому времени победа северян в Гражданской войне в Соединенных Штатах свела на нет значимость крупнейего очага применения рабского труда в Новом Свете, а в самой Африке колониальные захваты осложняли вывоз невольников, да и шли они в основном под флагом борьбы с работорговлей.

В период расцвета работорговли африканских рабов покупали за огнестрельное оружие, алкоголь, металлы, ткани и безделушки- те товары, которые пользовались спросом на Черном континенте. Система оплаты иногда была очень сложной. Например, одна молодая африканка была продана европейским работорговцам за пачку табаку, два куска материи, 24 платка, ружье, кувшин и четыре кружки.

Работорговля имела самые пагубные последствия для народов Африки. Прежде всего, Черный континент лишился огромного количества людей, которых вывезли за его пределы. Существуют разные подсчеты общих людских потерь Африки за четыре века европейской работорговли. Называются разные цифры, они доходят до 100 миллионов человек – огромные потеритрудоспособного населения по меркам любого времени.

Многие из этих африканцев, по некоторым подсчетам - до одной четверти, Нового света так и не увидели - ведь их перевозили на кораблях в нечеловеческих условиях. Вот как описывал невольничье судно, встреченное в Южной Атлантике в 1829 году, один пассажир английского фрегата:

«Груз корабля состоял из 505 мужчин и женщин (за 17 дней плавания матросы выбросили на берег 55 трупов). Все они находились между палубами в зарешеченном трюме. Он был так низок и мал, что людям приходилось сидеть тесными рядами между ног друг у друга, так что ни днем, ни ночью они не могли прилечь или даже изменить позу. На коже их виднелись клейма - разные, поскольку рабы принадлежали нескольким хозяевам. Эти клейма, как с полным равнодушием рассказал помощник капитана, выжигают раскаленным железом на груди или на руке раба».

Кроме того, работорговля оказала большое влияние на саморазвитие африканских народов. Считается, что в целом в результате работорговли оно было замедлено, а распад таких крупных государств Атлантического побережья, как Конго и Бенин, был напрямую связан именно с работорговлей.

Интересно, что сами африканские рабы совсем не представляли своего будущего в Новом Свете, но ожидали его с ужасом. Европейский путешественник в Западной Африке описал свою встречу с перегоняемыми к океанскому побережью рабами в конце XVIII века:

«Они смотрели на меня с ужасом и непрестанно спрашивали меня, едят ли мои соотечественники человеческое мясо. Им было очень интересно узнать, что случилось с их соплеменниками после того, как те пересекли соленую воду. Я сказал им, что их заставили обрабатывать землю, но рабы никак не хотели мне верить».

С другой стороны, в результате европейской работорговли в самой Африке в корне изменилось отношение к рабам и рабству. Европейские работорговцы же научили африканцев, что за рабов можно получить у них множество красивых и нужных заморских вещей. Следовательно, рабы стали источников накопления богатств - чем больше поймаешь и продашь их, тем богаче станешь. А значит, надо специально захватывать рабов во внутренних районах Африки и отводить их к океанскому побережью, где их охотно купит работорговое судно. Постепенно появлялось все больше африканцев, наживавшихся на невиданном прежде деле - торговле людьми.

В результате возникли целые государства-паразиты, где ничего не выращивали, и не разводили скот, но все существовали за счет торговли живым товаром. Крупнейшими из таких государств-посредников, как их называли, в Западной Африке были Ардра (Аллада), Вида и другие. Они росли и процветали не только за счет собственно продажи людей в рабство, но и за счет многочисленных сборов с европейских работорговцев. Современник свидетельствовал:

«В Великой Ардре вошло в обычай, что европейцы, желающие получить разрешение на торговлю, должны вручить королю товаров на сумму, равную стоимости 50 рабов. Такая дань взимается с каждого судна. Кроме того, европейцы должны выдать сыну короля стоимость двух рабов за разрешение пополнить запас воды и четырех рабов, чтобы получить топливо... Произведя закупки, они должны снова сделать подарки королю - два мушкета, 25 фунтов пороха и товары, равные по стоимости цене девяти рабов».

Существовали и другие поборы - например, за наем лодок для перевозки товаров и рабов с берега на корабль или, соответственно, с корабля на берег - а ведь без этих лодок этих европейским работорговцам было не обойтись.

Работорговля в Африке, однако, не ограничивалась ее Атлантическим побережьем. Другой важной областью ее распространения было побережье Индийского океана. Одним из ее важных центров был остров Мозамбик, давший название целому государству, у побережья которого он находится. Отсюда рабов вывозили в Бразилию, а впоследствии - и во французские владения в Индийском океане - острова Реюньон и Маврикий. Таким образом, Восточноафриканское побережье играло свою роль в европейской работорговле, в том числе и трансатлантической. Правда, роль значительно меньшую, чем западное побережье Африки - отсюда в европейские заокеанские владения вывозилось значительно меньше рабов.

Зато Восточноафриканское побережье играло огромную роль в арабской работорговле. Рабы из Восточной Африки вывозились на Ближний Восток издавна. Одним из узловых центров на пути рабов из Восточной Африки на Ближний Восток был Каир. Другим стал Занзибарский султанат.

Занзибар был выбран оманским султаном Сейидом Саидом в качестве новой столицы своего султаната. Султан переехал на этот прекрасный остров, от которого было несколько часов морского пути до материка и постепенно перевез туда свой двор к концу 30-х годов XIX века. Остров Занзибар имел удобную естественную гавань, у которой расположился удивительный средневековый город того же названия, построенный во времена расцвета суахилийской цивилизации.

 У Восточноафриканского побережья сходились целых три торговых пути из глубинных районов материка. Этими маршрутами торговцы вывозили на побережье различные товары, главными из которых были слоновая кость и рабы. По этим дорогам почти непрерывно двигались караваны. В Восточной Африке под словом «караван» понималась длинная вереница пеших людей - муха цеце не давала возможности использовать там вьючных животных. Слоновые бивни несли по несколько носильщиков, а рабы передвигались сами. Для того чтобы они не разбежались, их объединяли в группы по 10-20 человек, и каждому на шею надевали железный обруч, соединенный цепью с кандалами на ногах. Обруч каждого раба соединялся цепью с обручем следующего, идущего сзади. Если железных обручей и цепей не хватало, в дело шли деревянные рогатины и лианы. Немудрено, что большая часть рабов гибла уже в этом трудном дальнем пешем пути.

Одним из крупнейших работорговцев середины XIX века в Восточной Африке был Ахмед бен Мухаммед, прозванный Типпу-Тип (собиратель сокровищ). Он сумел скопить за счет торговли рабами большое богатство и стать фактическим правителем целой огромной страны во внутренних районах Африки.

В Восточной Африке в XIX веке возникли и расцвели ядовитым цветом крупнейшие невольничьи рынки. Об ужасах работорговли напоминает название города, где находился один из таких рынков - «Багамойо» (попрощайся со своим сердцем, то есть оставь всякую надежду). Там до сих пор можно увидеть множество вбитых в землю свай на морском берегу, к которым привязывали рабов.

Другой крупнейший невольничий рынок находился на острове Занзибар. Занзибар был одним из крупнейших центров работорговли XIX века. С материка рабов переправляли туда на небольших парусниках - доу. По прибытии на остров таможенному чиновнику султана предъявляли лишь самых здоровых рабов, остальных, ослабленных долгими переходами и непригодных для работы, просто бросали на берегу. Часть купленных на невольничьем рынке Занзибара рабов оставалась здесь же - в качестве домашних слуг и работников на гвоздичных плантациях, заложенных по приказу Сейида Саида на его любимом острове и соседней Пембе. Другие отправлялись в дальний морской путь.

Работорговля в Восточной Африке в XIX веке, несмотря на свой бурный рост, приобретала все более и более нелегальный характер. Владычествовавшая в то время на морях Британия заставила султана Сейида Саида и его преемников, начиная с 1822 года, подписывать все новые и новые договоры, ограничивающие, а затем и сводящие на нет работорговлю. Тем не менее, торговцы живым товаром ловко обходили все запреты. Современник свидетельствует в 70-х годах XIX века:

 «Работорговля “легальных торговцев” означает, что торговцы, легально перевозящие в своих доу слоновую кость, рис и зерно, одновременно нелегально провозят на борту столько рабов, сколько могут, не особенно рискуя... Капитан покупает в каждом порту, куда заходит по дороге, по несколько рабов, и продает их всех в порту назначения. Пассажиры- арабы часто оплачивают капитану свой проезд на его судне вместо денег также одним-двумя рабами».

 Окончательно работорговля прекратилась только с колониальным разделом Африканского материка европейскими державами. Причем проводился раздел Африки именно под флагом борьбы с работорговлей.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1654; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!