ИСТОЧНИКИ ПО НОВОЙ ИСТОРИИ АФРИКИ



Корпус источников по истории Тропической и Южной Африки в новое время имеет свои особенности. Они связаны, в частности, с тем, что большинство народов континента практически до конца ХIХ века были бесписьменными. Следовательно, большое значение имеют другие источники – археологические, лингвистические, так называемая устная историческая традиция и пр. С другой стороны, существуют письменные источники этого периода, созданные не африканцами, а европейцами – путешественниками, военными, купцами, миссионерами и пр. К этой группе источников надо относиться с осторожностью – в свое время крупный отечественный историк Н.А. Ерофеев справедливо назвал отраженную в них реальность «Африкой в королевстве кривых зеркал». Таким образом, мы различаем источники африканского и неафриканского происхождения. Первые адекватно отражают исторические реальности, но зато с ними труднее работать (в частности, надо знать африканские языки), а вторые более доступны, но часто имеют субъективный характер и требуют перепроверки.

 

ИСТОЧНИКИ АФРИКАНСКОГО

ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

Археологические источники. Это – результаты раскопок, которые активно ведутся в Тропической и Южной Африке. Среди наиболее известных – раскопки Великого Зимбабве в междуречье Замбези и Лимпопо в Южной Африке, или, например, Кильвы Кисивани в островной части современной Танзании. Определено, что расцвет этих цивилизаций падает на средневековье. А вот раскопки, связанные с миграциями народов банту на юг африканского континента на заре нового времени – в Мапунгубве, например, имеют не только научное, но и политическое значение, так как доказывают, что народы банту пришли на территорию сегодняшней ЮАР раньше первых белых поселенцев.

Лингвистические источники. Исследование африканских языков может многое дать историку. Например, сведения о происхождении и родстве этносов. Так, исследование языков нама (так называемых готтентотов) и санов (так называемых бушменов) показало, что у них разный грамматический строй, и объединение их в единую языковую семью ошибочно. Анализ заимствований в африканских языках может также многое пояснить в их истории. Например, в языке суахили слово dini (религия) – заимствование из арабского языка, слово bendera (знамя) – из португальского, а слово shule (школа) – из немецкого. Эти примеры красноречиво показывают, как лексические заимствования могут характеризовать внешние контакты суахилийцев или других африканских народов.

Устная историческая традиция. Так называют отраженные в устном творчестве африканских народов исторические сведения. В силу нерасчлененности архаического сознания в эпосе некоторых народов собственно исторические сведения выделить трудно. Однако у некоторых народов существовали специальные жанры, отражающие исторические события, например, героические песни у баньянкоре – одного из народов современной Уганды. У других народов существовал даже институт хранителей устной традиции, обязанностью которых было помнить и передавать следующим поколениям исторические сведения. Наиболее известными среди них являются гриоты  народов мандинго в Западной Африке.

 В устной исторической традиции содержатся живые данные по истории африканских народов, отражаются их взгляды на собственную историю. С другой стороны, работа с этим видом источников представляет значительную трудность. И не только потому, что в стратифицированных обществах существовали «клановая» и «королевская» традиции, которые нередко противоречили друг другу. Главной трудностью представляется отсутствие общепринятых датировок, естественное вследствие собственных представлений африканцев о ходе времени. Специалисты разработали различные методики хронологических привязок устной традиции – опора на упоминание природных явлений (солнечные затмения и пр.), поддающихся датировке, с использованием вычисленной средней продолжительности жизни одного поколения и средней продолжительности одного правления. Результат получается, конечно, весьма приблизительный, но это все же лучше, чем ничего. Ведь устная традиция остается основным источником по истории большинства народов Черной Африки. По словам крупного западноафриканского ученого Ж. Ки-Зербо, «никто не может воссоздать историю африканских народов без устной традиции»[2].

Письменные источники. Ряд народов Африки имел в новое время свою письменность – либо на основе собственного алфавита, либо на основе заимствованного, главным образом, арабского. Из числа собственной графики наиболее известно эфиопское письмо, на основе которого были написаны на языке гэыз жития святых и знаменитые Фэтха-Нэгэст (Право царей) и Кыбрэ-Нэгест (Слава Царей, собрание царских хроник). Позднее хроники писались в Эфиопии и на амхарском языке. Также большое значение представляют написанные арабским письмом хроники городов-государств суахили в Восточной и городов-государств хауса в Западной Африке. Это первоклассные письменные источники, с которыми работает не одно поколение специалистов.

С появлением в Африке европейских миссионеров ряд местных языков обрел письменность на основе латинского алфавита. На Мадагаскаре, в государстве Имерина, уже в начале 20-х годов XIX века появилась первая типография, а с 1866 года издавалась газета на малагасийском языке – «Тени суа» (Благородное слово). Были записаны хроники королей Мадагаскара. В других частях Африки также появились свои газеты на местных языках на основе латинской графики, а к рубежу ХХ века и свои историки- непрофессионалы, как правило, записавшие на родном языке устную традицию своих народов. Одним из наиболее известных таких историков является угандиец Аполо Каггва, написавший как минимум пять книг по истории своего народа – баганда.

Особую, правда, достаточно редкую, но тем более ценную группу письменных источников африканского происхождения этого периода составляют письма африканских правителей. Их оригиналы, как правило, хранятся в различных архивах.


ИСТОЧНИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО

ПРОИСХОЖДЕНИЯ.

 

К ним относятся многочисленные свидетельства путешественников, в том числе давшие пищу для популярнейших приключенческих колониальных романов. Именно литературу такого рода в первую очередь и назвал «Африкой в королевстве кривых зеркал» Н.А. Ерофеев[3]. Конечно, степень достоверности таких свидетельств определялась целым множеством факторов.

Однако существуют и важные документальные источники, относящиеся, как правило, к позднему новому времени. Это прежде всего официальные публикации стран-метрополий – британские «белые» и «синие» книги, французские и немецкие дипломатические документы, записи парламентских дебаты, колониальные отчеты. Эти виды источников достаточно известны историкам.

Особую группу составляют договоры между европейскими колониальными деятелями и африканскими правителями. В ряде случаев такие договоры заключались после серьезных переговоров, как это было с соглашением 1900 г. между Англией и Бугандой. Творцами таких текстов, пусть и в неравной степени, но все же можно считать обе стороны – европейцев и африканцев. Но чаще африканского правителя или старейшину заставляли подписать текст, составленный европейцами на европейском же языке. В таких случаях не только суть документа, но суть самого акта подписания вряд ли толком понималась африканской стороной. Это, следовательно, документы европейского происхождения.

   Особо следует сказать об архивных источниках. В различных архивах содержится ряж ценнейших документов по новой истории Африки, причем как европейского, так и африканского происхождения. Из отечественных стоит упомянуть Архив внешней политики Российской Империи, Архив Военно-Морского Флота, Архив Российского географического общества. Понятно, что документов по Африке в этих архивах в силу конкретных исторических причин немного и касаются они, главным образом, Южной Африки и Эфиопии.

Основной же корпус архивных источников по новой истории Африки сосредоточен прежде всего в архивах бывших стран-метрополий (Великобритания. Франция, Германия. Португалия, Бельгия), архивах миссионерских обществ и в национальных архивах самих африканских стран. Однако львиную долю в этих архивах составляют все же документы по новейшей истории Африки. Поэтому подробней речь о них пойдет позже.


3.Миграции и этногенез в Тропической и Южной Африке в новое время.

Этническая карта Африки.

К началу нового времени современная этническая карта Африки, в основном, уже сложилась, но события в разных концах континента продолжали «подправлять» ее.

Стоит, вероятно, напомнить, что сейчас считается установленным, что и предки современного человека, и сам Homo Sapiens и Homo Sapiens Sapiens  появились в Африке и распространились отсюда по всему миру, причем исходная группа, покинувшая континент 40–60 тыс. лет назад, была невелика. Этим и объясняют большее генетическое, физическое и лингвистическое разнообразие населения этого континента, по сравнению с населением других регионов мира. Здесь и необыкновенно высокие нилоты с иссиня–черным цветом кожи, и совсем низкорослые сан, или саан (прежде их называли бушменами) с желтовато–коричневой кожей и монголоидными чертами, и светлокожие фульбе с европеоидными чертами. Но физическое сходство – или отличия – самый неточный с позиций соврменно науки и политически скомпрометированный способ выделения какой бы то ни было группы населения; африканские народы определяют, в основном, по языковому признаку.

По древнеегипетским свидетельствам более чем пятитысячелетней давности, Африка южнее Сахары и тогда была населена темнокожими народами, но какими именно, и какое отношение они имеют к народам, населяющим континент сейчас, судить очень трудно. Исключение здесь – все те же сан, до сих пор живущие в пустынных районах ЮАР и Намибии. В пещерах по всему Югу Африки, они оставили наскальные рисунки, изображающие зверей, ритуальные сцены, охоту, войну, и т.д. Рисунки эти сходны по типу с наскальными рисунками в оазисах Сахары и пещерах Франции, но в Тропической и Южной Африке – это единственный подобный источник. Самым ранним из этих рисунков 27 тысяч лет. Это означает, что, скорее всего, сан и близкие к ним народы, населявшие всю южную оконечность африканского континента – вплоть до широты Великих озер – были самым древним автохтонным населением этой части континента. Сан были охотниками и собирателями, жили небольшими общинами и не имели выраженной системы неравенства.

Около 500 г. до н.э. на юге континента, в районе современной Ботсваны, появились первые скотоводы – койкой, или готтентоты. Они говорили на языках, родственных языкам сан, и по всей видимости тоже были автохтонным населением. Постепенно они мигрировали к югу, и к I в. н.э. достигли Мыса Доброй надежды. Кои жили большими группами и были первым населением этого региона, у которого появилась социальная иерархия и неравенство.

Распространение на этой части континента земледелия и орудий железного века связывают с приходом сюда народов, говоривших на языках банту. Около полутора тысяч лет до н.э. они начали мигрировать сюда с территории современного Камеруна – возможно, под воздействием высыхания и расширения Сахары. Это была не совсем миграция – скорее постепенное распространение бантуязычного населения по южной части материка, длившееся столетиями. Шло оно двумя потоками. Один двигался вдоль побережья Атлантического океана и достиг современной Намибии. Движение этой группы на юг остановила пустыня Намиб. Другие группы, расселившись в долине реки Конго, достигли Великих Озер к 1000 году до н.э. Во втором тысячелетии н.э. они двинулись из района современной Танзании дальше к югу тремя путями: на территорию современной Замбии; на территорию современного Зимбабве через Малави и на территорию современной южноафриканской провинции Квазулу–Натал через Мозамбик. Это движение шло поразительно быстро: к XIII в. бантуязычное население достигло границ современной ЮАР, а к XIV в. распространилось по всей восточной и центральной части территории страны.

Банту были высокоорганизованными народами с развитой социальной иерархией, и именно они дали начало первым государственным образованиям в этой части континента. Их отношения с сан и кои были сложными: они сосуществовали, обменивались различными товарами и продуктами, смешивались и перенимали языки друг друга, но они и воевали. Отступление родственных сан народов из Восточной Африки, а затем на запад на территории Южной Африки, было, несомненно, связано с продвижением на юг лучше вооруженных и организованных банту.

Вопрос, когда пересекли Замбези и особенно Лимпопо банту, является политическим вопросом. Дело в том, что в 1652 г был основан Кейптаун, что положило начало белой поселенческой колонии на Юге Африки. Потомки первых белых поселенцев – африканеры – заявляют, что бантуязычные народы региона, в частности, коса – такие же пришельцы в Южную Африку, как и они сами, и пришли они туда не ранее середины XVII в. , т. е. к моменту появления первых европейцев. Однако археологические раскопки и данные лингвистики показывают достаточно давнее проникновение банту в Южную Африку, во всяком случае на несколько столетий раньше, чем здесь появились европейцы. К моменту появления европейцев этногенез у банту еще был далек от своего завершения и продолжался практически все Новое время.

В Южной Африке сложилось три основные группы банту: сото-тсвана (южные – басуто, западные – собственно тсвана, северные – лобеду и педи), венда и шангаан на севере и нгуни (северные – ндандве, мтетва и др. – из них возникли зулусы, южные – коса, тембу и пондо).

У банту Южной Африки к Новому времени сложилось имущественное неравенство: появились верховные старейшины, у них были советники, ниже стояли старейшины экзогамных кланов. Издавна их объединения были не родовыми, а территориальными. Хотя клан был основной единицей социальной организации, где-то уже сложился конический клан, а где-то уже формировались вождества.

Картина к северу от широты Великих озер и до пустыни Сахары, в регионе, называемом Суданом, значительно более сложна и запутана. Историки полагают, что когда–то во всей западной части Судана преобладали народы, говорившие на бантоидных языках, сходных с языками банту, но сейчас эти языки немногочисленны и сохранились только в центральной части Западного Судана. К северу от них распространены – нило–сахарские языки (например, сонгаи в среднем речении р. Нигер), на которых говорило население средневековых государств Западного Судана, а также афро–азийские языки, самым крупных из которыс является язык хауса на севере современной Нигерии. Эти языки близки к языку берберов Северной Африки и населения древнего Египта – свидетельство того, что говорящие на них народы мигрировали на юг в результате высыхания Сахары. Здесь не было единых потоков крупных миграций. Численность населения росла в хорошие годы и уменьшалась в плохие, и отдельные группы двигались хаотично, селясь в местах, которые можно было защитить, и где была вода. Местами разнообразие языков здесь так велико, что жители деревень, расположенных в нескольких сотнях метров друг от друга, не понимают языка соседей. Вдоль побережья Гвинейского залива живут народы, говорящие на гвинейских языках, родственных бантоидным, но сильно от них отличающихся.

Этно-лингвистическая ситуация в Восточном Судане еще более сложна и запутана. На протяжении столетий этот район страдал от набегов арабских работорговцев и междоусобных войн. Чересполосица языков и их многочисленность заставляет думать, что более или менее крупные группы населения были разбиты здесь в результате хаотичной миграции с запада и севера. Одна из самых многочисленных языковых групп здесь – нилотская. Нилоты населяют сейчас верховья Нила и резко отличаются от своих соседей и языком, и физическим обликом. Они мигрировали сюда с севера: египетские памятники сохранили их избражения. Двигаясь на юг, часть из них достигла района Великих озер и покорила живших там народы банту. Постепенно они смешались с местным населением и переняли его язык, но сохранили свой физический облик.

Многие народы Северо–Восточной Африки – современных Эфиопии, Эритреи и Сомали – говорят на кушитских языках, но языки амхара, тигрэ и некоторых других народов Эфиопии – семитские. Эта группа появилась здесь в результате переселения на территорию нынешней Эритреи южноарабских племен. Они смешались с местным населением, но сохранили язык, хотя и подвергшийся сильной «кушитизации».

Сильному воздействию арабского подвергся один из языков Восточной Африки, суахили. По структуре он относится к группе языков банту, но в вокабуляре его множество арабских слов. Суахили – первоначально язык смешанного африканско–арабского населения городов-государств восточноафриканского побережья – постепенно, отчасти из­-за работорговли, превратился в язык межэтнического общения всей восточной части континента. Ныне на суахили говорят более 100 млн. чел.

Восточная и центальная часть самого большого острова Африки, Мадагаскара, заселена народом, говорящим на языке, близкородственном языкам Юго-Восточной Азии и имеющим сходные с индонезийцами физические черты. В преданиях малагасийцев упоминается переселение с Востока, однако установить какие бы то ни было подробности этой миграции пока не удалось. На востоке острова преобладают группы, говорящие на языках банту, сходных с языками банту Мозамбика.   

В новое время большое воздействие на процесс этногенеза на континенте оказазали такие события, как работорговля, формироване предгосударственных политических образований и появление европейцев.

Одним из результатов транс-атлантической работорговли явилась дестабилизация и дробление этнических групп в районах, служивших источниками поставки рабов. В Западной Африке это районы верхнего течения р. Вольта и слияния рек Нигер и Бенуэ, а в Центральной – район среднего и нижнего течения р. Касаи – притока Конго. Арабская работорговля в Северо–Восточной Африке оказала такое же воздействие на южные районы соверемнного государства Судан, а в Восточной – на Восточную часть современного государства Конго, между оз. Танганьика и р. Луалабой – верхним течением реки Конго. В то же время необходимость сплочения для защиты от работорговли или стремление участвовать в ней в качестве посредников способствовала консолидации некоторых прежде разрозненных кланов в сплоченные и хорошо оргнизованные группировки, как это произошло с народом ньямвези на территории современной Танзании и народом яо на территории современного Мозамбика.

Расселение в ряде районов Африки португальцев привело к появлению первых групп смешанного населения. В первую очередь это относится к району долины Замбези, где в XVII–XVIII веках португальские поселенцы и потомки их браков с местными женщинами – жили в своих поместьях – празу, полностью оторвавшись от метрополии и от колониальных властей, создавали свои вооруженные отряды – чикунда – и занимались торговлей и работорговлей. Чикунда, набранные из самых разных этнических групп постепенно стали самостоятельной этносом, а празейруш – владельцы празу дали начало смешанному населению Мозамбика.

Сходная картина складывалась и в Южной Африке, где с середины XVII в. браки голландцев с женщинами кои (поначалу официальные) и рабынями, привезенными из Индонезии, с Цейлона и с Мадагаскара, привели к появлению многочисленного цветного населения. Большая его часть проживает в южноафриканских провинциях Западный и Северный Кейп, но часть мигрировала в другие районы. К концу XVIII в. несколько групп кои и потомков рабов покинули Капскую колонию и поселились в районе слияния рек Оранжевой и Вааль. Это были кора (корана)[4], бастеры (которые позже переименовали себя в гриква) и бергенаар, ставшие самостоятельными этническими группами. Бастеры откочевали сначала в южные районы Намибии, и часть из них поселилась там среди нама, одной из групп кои. Смешавшись с местным населением, они дали начало группе орлам. Бастеры носили голландские имена, и именно они впервые назвали себя «африканерами» – африканцами.

Самые крупные миграции, переселения и войны, приведшие в новое время к заметным изменениям этнической карты Юга Африки, были связаны с возникновением и ростом зулусского вождества в юго-восточной части современной ЮАР в первой трети XIX в. Его создателем был Чака. Сам зулусский этнос возник в процессе объединения нескольких кланов, говоривших на языках северной группы нгуни, вокруг одного из них, далеко не самого крупного – зулу. Процесс этот отнюдь не был добровольным: вождество создавалось в войнах и жестокой борьбе. Однако появившийся в результате зулусский этнос – самая крупная и самая сплоченная этническая группа в ЮАР.

Наконец, важным этническим элементом Юга Африки в новое время стали потомки голландских переселенцев – буры. Их обособление в отдельный этнос обусловливалось несколькими факторами: смешением с кои, поглощением новых переселенцев–гугенотов из Франции, неизбежным «вбиранием» потомков рабов, развитием языка африкаанс на базе голландского, но под воздействием местных условий и новых этнических элементов, а также английской колонизации, оторвавшей буров от метрополии. Именно развитие африкаанс привело к тому, что буры стали называть себя африканерами (африканцами) и осознали себя самостоятельной нацией. Завершился этот процесс только к концу XIX в.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!