Раздел третий. Обоснование содержания и методики проведения урока
Обоснование содержания
В подростковом возрасте наблюдается рост интереса к различным внешкольным занятиям, стремление к поиску и приобретению знаний,к формированию полезных умений и навыков, что называется познавательной самодеятельностью. «Стремление к самообразованию — характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста».[1, стр. 122]. Руководствуясь этим, была выбрана тема, которая не входит в школьную программу, но которая будет полезна ребятам в плане художественного обогащения и получения нового полезного навыка.
В подростковом возрасте активно развивается чтение, монологическая и письменная речь.В средних и старших классах навык чтения развивается от правильного беглого и выразительного до декламирования наизусть. Монологическая речь развивается иначе: «от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их»[1, стр 122]. Поэтому именно в этом возрасте актуально сделать акцент на умении оценить выразительную речь и обогатить средствами выразительности свою собственную.
Содержание урока обусловлено поставленной целью при проведении урока. Цель урока заключалась в научении учеников воспринимать и анализировать художественное чтение.Для достижения поставленной цели необходимо было ознакомить учеников с возможными речевыми средствами выразительности художественного чтения. Для этого все они были подробно описаны и разобраны каждый в частности на конкретном примере исполнения Михаилом Козаковым произведения Александра Пушкина «Медный всадник».
|
|
Воспитать в учениках культуру восприятия художественного чтения возможно при совместном прослушивании и проведения анализа выступлений чтецов. Полноценное знакомство учеников с художественным чтением возможно только при ознакомлении их с выдающимися представителями данного вида творчества. В данном случае, исходя из отведенного времени (2 урока по 45 минут) и оптимального количества объектов, которые смогут запомнить, обусловленных их возрастными особенностями, были выбраны примеры выступлений 4 выдающихся чтецов: Василий Качалов, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский.
«Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника» [1,стр 118].Это обеспечивает возможность при работе с данным возрастом проводить анализ произведения, при этом как обучить самому анализу, так и ознакомить с новым материалом.
|
|
В подростковом возрасте идет активное совершенствование самоконтроля деятельности, сначала по результату или заданному образцу, а затем и избирательно любой отдельный момент деятельности. Следовательно, становится возможным заинтересовать ребят использовать новые возможности, контролировать выразительность своей речи при каком-либо публичном выступлении или при чтении стихов. «Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы» [1,стр 119]. Это также объясняет возможность и актуальность совмещения различного вида деятельности ребят в ходе урока.
Выступления современных исполнителей были включены в программу урока с целью ознакомления учеников с современными представителями художественного чтения.
|
|
Обоснование методики
Для проведения урокапо цели были выбраныследующиеметодики: ознакомление с новым материалом и закрепление в конце урока. Выбор методики был обусловлен количеством встреч с учениками. Состоялась одна встреча, в течение которой было необходимо познакомить ребят с новой темой, которая отдельно в школьную программу не включена. В конце урока было отведено время для повторения, которое позволило систематизировать и «уложить в голове» новые полученные знания. Провести контроль не оказалось возможным, т.к. последующие уроки не планировались.
«Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения,причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями)» [1, стр. 121].
Исходя из этого, были скомбинированы три метода преподавания по типу деятельности учеников: репродуктивный (ознакомление с творчеством исполнителей, с возможными речевыми средствами выразительности, запись информации в рабочую тетрадь), проблемно-поисковый (прослушивание выступлений, поиск ранее озвученных средств выразительности в прослушиваемых выступлениях), творческий (домашнее задание – написать эссе). Все эти методы были скомбинированы для того, чтобы максимально разнообразить деятельность учеников с целью привлечения внимания ребят к изучаемой теме.
|
|
Ребятам были даны задания, выполнив которые, они могли на практике опробовать свои силы в художественном чтении и убедиться в важности знания основных средств речевой выразительности, для того, что активно применять их. «Чертой, которая впервые полностью раскрывается именно в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности».[1, стр. 121]. Это объясняет активное участие ребят в выполнении практического задания, выполнив которое ученики с большим интересом воспринимали преподносимую им информацию.
Основные элементы сценария
Пролог: развесить портреты выдающихся чтецов, афиши на литературные вечера.
Экспозиция: знакомство с учениками, предложить ученикам билеты на литературный вечер. Спросить у ребят: знают ли они что такое литературный вечер? Захотелось ли им на него пойти?
Завязка: есть такой жанр эстрадного искусства как художественное чтение. Давайте, вместе с вами разберемся, что это за жанр и какие у него особенности. Подготовка ребятами собственного выступления (для прочтения предлагается стихотворение “Я маму мою обидел” Э. Мошковской). Сравнение с профессиональным исполнением: что они такое особенное знают, что у них так хорошо получается?
Развитие:Ознакомление с новым материалом, прослушивание аудиоматериала, анализ выступлений.
1) Василий Качалов (В. Маяковский «Во весь голос», А.Пушкин «Ворон к ворону летит», «Зимний вечер», «Няне»);
2) Поэты-шестидесятники: Евгений Евтушенко («Москва Товарная»), Белла Ахмадулина («Памяти погибших поэтов»), Роберт Рождественский («Винтики»).
Кульминация: задать ребятам вопросы и поразмышлять вместе с ними: почему вы знаете что значит кино, но сегодня в первый раз услышали про литературный вечер? Какой период художественное чтение переживает сегодня?
Развязка: «Для того, что художественное чтение продолжило свое существование важны не только исполнители, но и грамотные слушатели, способные его воспринять и оценить. Следовательно, ребята, от вас зависит жить этому жанру или нет». Современные исполнители есть (просмотр выступлений актера Сергея Безрукова (М.Лермонтов «Валерик»), поэтессы ВерыПолозковой («Смех»), есть ли современные зрители?
Эпилог: ответы на вопросы, домашнее задание.
Ход урока
Время (хрономе-траж урока) | Действия учителя | Действия учащихся | Комментарии |
12.55 | Развесить портреты выдающижся чтецов, афиши на литературные вечера. | Ученики могут свободно перемещаться по классу, изучать развешенные рисунки | |
13.00 | Начало урока, знакомство с учениками | Знакомство с учителем | |
13.05 | Предлагает ученикам билеты на литературный вечер, спрашивает пойдут ли они? знают ли они, что такое литературный вечер? | Каждый ученик получает билет, ребята отвечают на вопросы. | |
13.10 | Ребята, у меня есть одно очень интересное стихотворение. Давайте разделимся на несколько групп, и каждая группа подготовит свое исполние стихотворения. Предлагается для прочтения стихотворение “Я маму мою обидел” Э. Мошковской. | Класс делится на несколько групп, знакомятся со стихотворением, готовят исполнение. По готовности читают, а остальные оценивают. | |
13.20 | А теперь, давайте посмотрим как это же стихотворение читают актеры. | Просмотр видеоролика из кинофильма «Мамы» | |
13.25 | Правда, у них хорошо получается? А знаете почему? Они знают некоторые секреты, которые я вам сегодня расскажу. | ||
13.27 | Ознакомление учеников с основными средствами речевой выразительности на примере исполнения Михаилом Казаковым произведения А.С. Пушкина «Медный всадник». | Ученики следят за рассказом, вписывают необходимые данные в рабочую тетрадь, просматривают видеозапись. | |
13.45 | Перерыв | ||
13.55 | Начало второго урока. Напоминает про что шла речь. Далее на конкретных примерах рассматриваются средства выразительности. | Ребята слушают. | |
14.00 | Рассказывает о М.Качалове. | Слушают информацию, делают записи в рабочую тетрадь. | |
14.05 | Демонстрация видеоролика. | Просматривают видео, совместно с учителем в представленных выступлениях учатся находить средства выразительности. | |
14.15 | Рассказывает о поэтах-шестидесятниках. | Слушают информацию, делают записи в рабочую тетрадь. | |
14.20 | Демонстрация видеоролика. | Просматривают видео, совместно с учителем в представленных выступлениях учатся находить средства выразительности. | |
14.30 | Рассказывает о современных исполнителях (Сергей Безруков, Вера Полозкова). | Слушают информацию, делают записи в рабочую тетрадь. | |
14.32 | Демонстрация видеозаписи выступлений современных исполнителей. | Просматривают видеоролики. | |
14.36 | Повторение пройденного материала на уроке по вопросам. Учитель задает ребятам вопросы. Дает домашнее задание. | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание: написать эссе на тему: «Художественное чтение: пересохший ручей или подземная река?..» | По ходу урока ребята тоже могут задавать вопросы. Объем эссе - максимум 1 страничка. |
14.40 | Окончание урока. Прощание с ребятами. |
3.5 Страница рабочей тетради
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Немов, Р.С., Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
2. Кнебель, М.О. Слово в творчестве актера/ М.О. Кнебель, 3-е изд. испр. М.: ВТО, 1970. 160 с.
3. Козлянинова, И.П. Сценическая речь: учеб. пособие для сред, театр, и культ.-просвет. учеб. заведений и ин-тов культуры/ под ред. И. П. Козляниновой. М., 1976.
4. Кулагина, И.Ю. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос.акад. образования. – 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175с.
5. Подласый, И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2: Теория и технологии обучения: учеб.для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика»/ И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 575 с.: ил. – (Педагогика и воспитание).
6. Шагидевич, А.А. Сценическая речь/ А.А.Шагидевич– Минск: Изд-во «Дизайн ПРО», 2000.
7. http://www.stihophone.ru/ – виртуальный поэтический театр, дата использования 27.12.2012г.
8. http://www.myshared.ru/slide/275346/ – презентация «Поэзия периода оттепели», дата использования 08.01.2013г.
9.http://my.mail.ru/video/mail/111039rep2006/8222/17836.html#video=/mail/111039rep2006/8222/17836 – архив видеозаписей, дата использования 08.01.2013г.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!