Раздел 4.   Культура речевого общения.



4.1. Речевые игры. Мелкогрупповые этюды с элементами речевого этикета. Возможно, с участием педагога, как одного из персонажей конфликтной ситуации. «Ссора на перемене», «Подарок, который не нравится» и др. с условиями элементов вежливого, спокойного разрешения конфликта. 

5.    Итоговый показ в форме концерта. «А вот был такой случай…» по рассказам от первого лица.

Четвёртый год обучения

Таблица 6

 

 

№№

 

 

Наименование раздела, темы

 

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
66 33 33
1 Техника речи. 1.1.Дыхательно - артикуляционные комплексы. 1.2.Дикционные комплексы. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Пословицы и поговорки Урок 18 4   6 4 4 9 2   3 2 2 9 2   3 2 2
2 Орфоэпия. 2.1. Ударение в слове. 2.2. Двойные согласные Урок 14 2 5 7 2 5 7 2 5
3 Логический анализ текста. 3.1.Основы работы над стихотворным произведением. 3.2. Знаки препинания в стихотворном произведении. 3.3.Фантазия и воображение. 3.4.Исполнение поэтического произведения лирического характера Урок 22 2   2   2 16 11 1   1   1 8 11 1   1   1 8
4 Культура речевого общения. 4.1.Речевые игры Урок 10 5 5
5 Итоговый показ Поэтический концерт 2   2
6 Консультации   4   4
  Итого с консультациями:

70 часов

Годовые требования

Раздел 1. Техника речи.

1.1.Дыхательно-артикуляционные комплексы. Осанка и дыхание. Упражнения в игровой форме. Упражнения на тренировку мышц дыхательного аппарата для воспитания опоры звука (сознательного замедления фазы выдоха) с элементами артикуляционной гимнастики. Например, Насос и мячик, Корова и др.

1.2. Дикционные комплексы. Комплекс, состоящий из упражнений на развитие активности согласных в сочетании с гласными звуками. «Жонглируем слогами», «Мяч» и др.

1.3. Развитие силы голоса.Упражнения на правильное направление звука (полётность) с использованием сонорных «м», «н», «л».

1.4. Пословицы и поговорки. Понижение и повышение голоса при произнесении скороговорки нараспев.

Раздел 2. Орфоэпия.

2.1. Ударение в слове.Ударения в сложных, многокорневых словах. Ударения в именах и фамилиях. Изменение ударения при склонении и спряжении.

2.1.Двойные согласные.Упражнения для тренировки произношения двойных согласных гг, дд, твёрдых и мягких, двойных вв, фф, нн.        

Раздел 3.Логический анализ текста.

3.1.Основы работы над стихотворным произведением. Ритмические законы стиха. Размер. Ритм. Рифма. Межстиховая пауза. Стих. Строфа.

3.2.Знаки препинания в стихотворном произведении. Отличие стихотворной речи от прозаической. Совпадение и несовпадение ритмической межстиховой паузы со смысловой паузой.

3.3.Фантазия и воображение. Видения. Исполнительская задача передачи видений в поэтическом произведении. 

3.4. Исполнение поэтического произведения лирического характера. Разбор произведения. Тема и идея автора. Личное отношение к поэтическому произведению. Закон авторского ударения в слове. Звукопись. Чувство ритма. Донесение раскрытия красоты рождения поэтических сравнений.

Раздел 4.   Культура речевого общения.

4.1. Речевые игры. Этюды на групповое общение. Беседа. Обсуждение прогулки в парке, красоты поэзии.           

5. Итоговый показ в виде поэтического концерта из произведений русских классических поэтов на темы «Поэзия о музыке», «Природы русской красота…» и т.п.

Пятый год обучения

Таблица 6

 

 

№№

 

Наименование раздела, темы

 

 

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
66 33 33
1 Техника речи. 1.1.Дыхательно- артикуляционные комплексы с движением. 1.2.Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки с сюжетно - ролевым компонентом Урок в индивидуальной форме   10 2 2   2 4 5 1   1   1 2 5 1   1   1 2
2 Орфоэпия. 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки согласных Урок в индивидуальной форме   8 4   4 4 2   2 4 2   2
3 Логический анализ текста. 3.1.Логика словесного действия и композиционный анализ произведения. 3.2.Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача. 3.3. Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман). Урок в индивидуальной форме   36 4     6   26 18 2     3   13 18 2     3   13
4 Культура речевого общения. 4.1.Этюды  «Культура Диалога». Урок в индивидуальной форме 4 2 2
5 Сценическая речь   5.1.Общение. Чтецкий дуэт. 5.2.Конфликт. 5.3. Действенные задачи, приспособления для их решения Урок в индивидуальной форме   6 2 2 2 3 1 1 1 3 1 1 1
6 Итоговый показ   2   2
7 Консультации   4   4
  Итого с консультациями:

70 часов

 

Годовые требования

Раздел 1.Техника речи.

1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением.Упражнения на развитие длинного дыхания и правильного голосообразования в движении.

1.2. Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом.Использование стихотворных сюжетов для выполнения комплексов с активным движением с элементами музыкально-ритмического оформления.

1.3. Развитие силы голоса.Повышение и понижение голоса при произнесении стихотворных строчек построчно нараспев.

1.4. Скороговорки с сюжетно- ролевым компонентом.       Составление и исполнение небольшого монолога из скороговорок с использованием навыков по всем темам раздела. Образ рассказчика. Построение сюжета. Конфликт.

Раздел 2. Орфоэпия.

2.1. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных.Произношение и запоминание пословиц и поговорок на пары гласных в ударном и безударном положении: а-я; о-ё; и-ы; е; у-ю. Например: Язык болтает, а голова не знает. Каковы встречи, таковы и речи и т.п.

2.1. Пословицы и поговорки для тренировки согласных.Произношение и запоминание пословиц и поговорок нап-б, к-г-к, г-д, с-з,Например:Не всё то золото, что блестит. Век живи, век учись.

Логический анализ текста.

3.1. Логика словесного действия и композиционный анализ произведения.Завязка. Кульминация. Развязка. Исходное событие. Центральное событие. Главное событие. Сюжетная линия.

3.2. Разбор произведений. Тема. Идея. Сверхзадача. Несколько сюжетных линий в повести, романе.Определение основной идеи всего произведения. Идеи исполняемого отрывка .

3.3. Исполнение отрывков из сюжетных произведений крупных эпических форм (повесть, роман).Образ рассказчика. Сверхзадача. Сквозное действие. Умение самостоятельно выбрать отрывок.      

Культура речевого общения.

4.1. Этюды «Культура диалога». Самостоятельный выбор тем для предложения к обсуждению в ходе диалога.   

Сценическая речь

5.1. Общение.      Чтецкий дуэт. Этюды на сценическое общение при помощи междометий и слогов в ситуации оправданного молчания. Например: В кинотеатре. Разведка. Иностранец. Инопланетяне. И т.п. Выбор художественного произведения для исполнения дуэтом. Например, отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (битва Руслана с Черномором) или «Сказки о царе Салтане…» (Лебедь и князь Гвидон). С.Михалков «Где тут Петя, где Серёжа» и т.п. Исполнение с опосредованным и непосредственным общением.

5.2. Конфликт. Умение определять конфликт, действие и контрдействие в произведении.

5.3. Действенные задачи и приспособления для их решения.         Авторская идея и сверхзадача актёра. Темпо-ритм исполняемого отрывка. Ключевые фразы и слова. Главное событие. Элементы речевой характерности, как приспособления для решения исполнительских задач.

6.    Итоговый показиз отрывков какой-либо повести или романа. Например, Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность» или В.Катаев «Белеет парус одинокий». Могут быть использованы любые произведения из русской классики на усмотрение педагога в зависимости от уровня группы и поставленных творческих задач.  

Шестой год обучения

Таблица 7

 

 

№№

 

Наименование раздела, темы

 

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
66 33 33
1 Техника речи. 1.1.Дыхательно- артикуляционные комплексы с движением. 1.2.Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом. 1.3.Развитие силы голоса. 1.4. Скороговорки, загадки, народные заклички с сюжетно - ролевым компонентом Урок в индивидуальной форме   10 2 2   2 4 5 1   1   1 2 5 1   1   1 2
2 Орфоэпия. 2.1.Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных 2.2..Пословицы и поговорки для тренировки согласных 2.3.Элементы народного говора. Урок в индивидуальной форме   8 2     2   4 4 1     1   2 4 1     1   2
3 Логический анализ текста. 3.1.Темпо-ритм произведения.  3.2. Фантазия и воображение. Создание рассказчиком атмосферы произведения. 3.3. Предлагаемые обстоятельства. 3.4.Разбор произведений. Исполнение русских народных или авторских сказок Урок в индивидуальной форме   36 4 6     26 18 2 3     13 18 2 3     13
4 Культура речевого общения. 4.1.Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации Урок в индивидуальной форме 4 2 2
5 Сценическая речь   5.1. Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение Урок в индивидуальной форме 12 6   6  
6 Экзамен Литературный спектакль или литературно-музыкальная композиция 2 1 1
7 Консультации   4   4
  Итого с консультациями:

70 часов

Годовые требования

Техника речи.

1.1. Дыхательно-артикуляционные комплексы с движением. Упражнения на развитие длинного дыхания и правильного голосообразования в движении.

1.2. Дикционные комплексы с движением и ролевым компонентом.Использование поэтических форм народного фольклора для выполнения комплексов с активным движением с элементами музыкально-ритмического оформления.

1.3. Развитие силы голоса.Повышение и понижение голоса при произнесении стихотворных строчек построчно нараспев.

1.4. Скороговорки, загадки, народные заклички с сюжетно - ролевым компонентом.Составление и исполнение небольшого монолога из скороговорок с использованием навыков по всем темам раздела.. Образ рассказчика. Построение сюжета. Конфликт.

Орфоэпия.

2.1. Пословицы и поговорки для тренировки ударных и безударных гласных.Произношение и запоминание пословиц и поговорок на пары гласных ударном и безударном положении а-я; о-ё; и-ы; е; у-ю.

2.1. Пословицы и поговорки для тренировки согласныхПроизношение и запоминание пословиц и поговорок на ч-щ, л-р.

2.3.Элементы народного говора.           Использование авторами говора, как элемента характерности героя. Говоры и диалекты. Севернорусский. Южнорусский. Среднерусский. Зона говоров Сибири и Дальнего Востока.

Логический анализ текста.

Темпо-ритм произведения.

3.2. Фантазия и воображение. Создание рассказчиком атмосферы произведения. Речевые этюды«Сочинители сказочных историй», «Продолжи сказку», «Необычный поворот сюжета».

3.3. Предлагаемые обстоятельства. Обстоятельства времени, места действия ситуативно-личностного характера и их роль в развитии сюжетно-действенной линии.

3.4.Разбор произведений. Исполнение русских народных или авторских сказок. Сказка, как маленький спектакль.Образы русских сказительниц прошлого. Собиратели сказок. Элементы аутентичного исполнения (с говором). Современное исполнение. Юмор рассказчика.     

Культура речевого общения.

4.1.Обсуждение спектакля, концерта. Виды аргументации.Беседа с педагогом. Логические, этические и чувственные аргументы. Преимущества и недостатки.

Сценическая речь

5.1. Действенный анализ монолога из пьесы и его исполнение.Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, оценка события. Линия роли. Второй план. Внутренний монолог. Видения. Характерность.

6. Экзамен .Литературный спектакль или литературно-музыкальная композиция по сказочным сюжетам с использованием монологов из пьес со сказочным сюжетом. А.Островский «Снегурочка». С.Маршак «Двенадцать месяцев», «Теремок», «Сказка про козла», «Кошкин дом». Л. Шварц «Два клёна», «Дракон», «Сказка о потерянном времени», «Красная шапочка», «Обыкновенное чудо» и др.

Седьмой год обучения

Таблица 8

№№

Наименование раздела, темы

 

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
      66 33 33
1 Техника речи. 1.1.Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные  и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом. 1.2..Развитие силы голоса. Гекзаметр Урок в индивидуальной форме   6 4     2 3 2   1 3 2   1
2 Орфоэпия. 2.1.Сюжетно-ролевые комплексы на основе отрывков из поэтических произведений для тренировки согласных. Урок в индивидуальной форме 8   4 4
3 Логический анализ текста. 3.1.Действенный анализ текста.  3.2. Общая сверхзадача и задачи эпизодов. 3.3.Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра. 3.4.Разбор произведений. Исполнение произведений различных жанров Урок в индивидуальной форме 34 2 2   2   30 17 1 1   1   15 17 1 1   1   15
4 Культура речевого общения. 4.1.Искусство дискуссии Урок в индивидуальной форме 4 2 2
5. Сценическая речь   5.1. Исполнение монологов из пьес различных жанров. Характерность. Приспособления. 5.2. Внутренний монолог. Второй план. 5.3. Объекты сценического внимания Урок в индивидуальной форме   6 2     2 2 3 1     1 1 3 1     1 1
6 Итоговый показ Концерт из произведений различных жаров 2   2
7 Консультации   4   4
  Итого с консультациями:

70 часов

Годовые требования

Техника речи.

1.1. Тренинги-разминки, включающие в себя дыхательно- артикуляционные и дикционные комплексы с движением и сюжетно-ролевым компонентом.Сюжетные упражнения на основе поэзии, фольклора с более интенсивными и темповыми элементами движения и поставленной актёрской задачей.

1.2. Развитие силы голоса. Гекзаметр.Гомер. Илиада. Одиссея. Отрывки для исполнения с повышением и понижением силы и высотности голоса. Исполнение с элементами движения.

Орфоэпия.

2.1. Сюжетно-ролевые комплексы на основе отрывков из поэтических произведений для тренировки согласных. Комплекс с усложненным сочетанием согласных. Освоение самостоятельного ведения тренинга с учётом возрастных категорий.          

Логический анализ текста.

3.1. Действенный анализ текста.Предлагаемые обстоятельства, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие, события, оценки. Линия роли. Второй план. Внутренний монолог. Видения. Характерность.

 3.2. Общая сверхзадача и задачи эпизодов.Сверхзадача, как идея в действии. Развитие задач и оценок фактов от эпизода к эпизоду. Выделение ключевого эпизода в тексте. Сквозное действие.

3.3. Понятие перспективы словесного действия чтеца и актёра.Последовательность повествования для постепенного раскрытия рассказчиком темы и авторской идеи произведения. Структура и этапность рассказа. Интрига. Атмосфера.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 668; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!