А) Буржуазная психологическая наука и исследование международных отношений



ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БУРЖУАЗНОЙ

НАУКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

"Идеализм" укоренился на американской почве, переняв традиционную буржуазно-либеральную ханжескую фразеологию "свободы" и "демократии", щеголяя изречениями Вашингтона, Джефферсона, Линкольна. "Идеалисты" неизменно восхваляли внешнюю политику США как защитницу "свободы" и "демократии" на международной арене под флагом антикоммунизма. Наиболее видными представителями "политического идеализма" стали теоретики Д. Перкинс, Ф. Танненбаум, Т. Кук, М. Мус, Ф. Джессап, У. Липпман, Т. Мюррей, В. Дин, а также некоторые историки. К "идеалистам" в американской литературе причисляют также Дж. Бэрнхема и таких практиков, как бывший государственный секретарь США Дж. Ф. Даллес

"Политический реализм" восходит к идеям одной из наиболее распространенных в XX в. школ буржуазной философии позитивизма, отрицающей объективность законов развития природы и общества, проецирующей на них человеческое сознание

Если подходить к вопросу об источниках политической мысли "реалистов" в плане их основной идеи - "силы", то следует пренебречь их собственными генеалогическими поисками, когда они стремятся представить своими отдаленными предшественниками греческого историка Фукидида, средневекового богослова Августина Гиппонского, итальянского политика и мыслителя Николо Макиавелли, наконец, английского философа Томаса Гоббса, подарившего миру понятие "война всех против всех". Как и "идеалисты", представители "политического реализма" ссылаются обычно на авторитет Джорджа Вашингтона. Духовным предтечей "политического реализма" был видный теоретик Р. Нибур, который своей книгой "Моральный человек и аморальное общество", выпущенной еще в 1936 г., а затем и другими работами, подтолкнул мысль "реалистов", помог им сформулировать свои основные идеи.

Г. Моргентау - основоположник и лидер современного "политического реализма" сочетает в своих трудах пристальное внимание к социальной, прежде всего внешнеполитической, эмпирии в духе неопозитивизма с неослабевающим интересом к "силовым" концепциям. Стремясь выделить центральную “надысторическую” категорию "реальности" общественной жизни во все исторические эпохи, Моргентау определил ее как "постоянную борьбу за власть".

Надо сразу же оговориться, что понятие "пауэр", употребляемое Г. Моргентау, не тождественно русскому слову "власть". Оно одновременно включает в себя представление о силе, могуществе. Смысл этого термина многогранен и подвижен в зависимости от контекста. "Борьба за власть (силу)" - весьма гибкое и активное понятие, позволяющее Моргентау оперировать им в области внутренней и внешней политики американского империализма с большим чувством "реальности", чем это делали "идеалисты" с их стертым лексиконом "свободы" и "демократии".

Г. Моргентау представил эту категорию сутью любого политического процесса, более того, жизненной сутью человека как "политического животного", по определению Аристотеля. Моргентау хотел бы "отысканной" им категорией "силы" обосновать "политический детерминизм", т. е. детерминизм, якобы порожденный, в отличие от всех прочих видов детерминизма, непосредственно самой политикой и изучаемый соответственно политической наукой, как ее "кровный" объект. Это противопоставляется, по схеме "реалистов", придуманному ими будто бы марксову "экономическому детерминизму" как чему-то чужеродному политике, отрывается от экономики и противостоит ей. Тем самым Моргентау претендует на открытие некоей основной имманентной категории политической науки, что, как утверждает он, и делает ее отныне подлинной наукой.

"Силовой" подход "реалистов" к исследованию международных отношений несет в себе органический порок, выражающийся в абсолютизации "силы" применительно к любому политическому процессу вообще. Концентрируя свое внимание на вневременной, не связанной ни с какой конкретной ситуацией во внутренней и международной политике категории "силы", "реализм" не имеет ничего общего с анализом материальных общественных отношений, с изучением классовой природы и содержания тех или иных политических явлений и процессов. "Сила" служит, по схеме "реалистов", только одному суммирующему и унифицированному интересу - обеспечению "выживания".

Умеренное крыло "политического реализма" в практической политике возглавляет, причем это усиливается с эволюцией его собственных взглядов, Г. Моргентау. К его единомышленникам относятся К. Томпсон, Г. Киссинджер, Дж. Кеннан, А. Шлезингер, Дж. Гэлбрейт, У. Фулбрайт, Дж. Грюнинг, Дж. Гэйвин. Центристские позиции занимают У. Ростоу, Р. Осгуд, Г. Кан, М. Тэйлор. Более воинственные, во многом антикоммунистические позиции свойственны представителям Пенсильванского университета, сконцентрированным вокруг Р. Страуса-Хюпе, и группе У. Кинтнера - С. Поссони.

"Политические реалисты" - динамичная и влиятельная группа, которая сразу же оказалась в фарватере послевоенного курса напористой, "силовой", агрессивной политики американского империализма - последовательно оттесняли "идеалистов", чьи позиции защищали профессора истории, философии и права, безнадежно устаревшие по своим идеям и фразеологии. Спор решился в пользу "реалистов". Они стали доминировать не только в "академическом обществе", но и в государственном аппарате (где "идеалисты" никогда не имели прочных позиций), быстро оказались интегрированными в состав технократического слоя правящей элиты. Они имеют влияние на разработку государственных внешнеполитических доктрин и практического курса внешней политики. Среди них выделились фигуры Шлезингера, Ростоу и особенно Киссинджера, а также таких, как Гэлбрейт, Кан, Бжезинский, Кинтнер, которые последовательно сменяли друг друга в ближайшем окружении президентов и на разных этапах были близки к государственному департаменту или военному ведомству.

"Политические реалисты" подвергли "идеалистов" резкой критике за "абстрактность", оторванность от реальной почвы международных отношений. В начале 50-х годов вопросы развития американской науки под углом зрения наступательной борьбы "политического реализма" против "идеализма" освещал Г. Моргентау. Этот же этап развития американской науки международных отношений с позиций защиты "идеализма" описывал Т. Кук.

Были сделаны попытки не только создать методы сбора данных и их корреляций, но и определить на их основе качественные описания политических характеристик ряда стран. Этим занимались, прежде всего, А. Бэнкс и Р. Тэкстор. Более высокий уровень математического анализа присущ работе Б. Рассетта, X. Олкера, К. Дойча и Г. Лассуэлла - "Мировой справочник политических и социальных индикаторов". Сборник под редакцией Р. Меррита и С. Роккана "Сравнение государств" также оказал влияние на развитие американской науки. В дальнейшем это направление было развито Д. Сингером, Б. Бассеттом, X. Олкером н другими.

а) Буржуазная психологическая наука и исследование международных отношений

Наибольшее значение среди "сопутствующих" наук в 50-60-х годах приобрела психология, проникновение которой в область науки международных отношений впервые началось еще в довоенный период. Между серединой 20-х и серединой 30-х годов сильный толчок к исследованию политических проблем и процессов в духе психологии и ее методами дали работы Ч. Мерриама и Г. Лассуэлла.

Дальнейшему приспособлению буржуазной политической теории к исследованиям в области психологии и психиатрии, растущим по объему и претензиям на универсальное значение, в решающей мере способствовали работы Г. Лассуэлла. Начало его деятельности было положено книгой "Психопатология и политика", появившейся в 1934 г. и переизданной с новой его статьей в 1960 г. В этой работе Г. Лассуэлл пошел дальше своего учителя Мерриама, выдвинув требование применять в исследовании политических ситуаций и поведения индивидов методы психологической науки. Он создал неофрейдистское направление в политической науке США, связанное с социальной психологией. Однако интеграция эмпирических и психологических методов в рамках политологии развивалась все же медленно, с большими внутренними трудностями и вплоть до второй мировой войны не сыграла серьезной роли в изучении международных отношений. В науке еще верховенствовали "идеалисты" с их философско-правовыми категориями.

В 1948 г. Лассуэлл вернулся к идеям своей первой книги сначала в работе "Власть и личность", а затем и в совместной с А. Роговым монографии "Власть, коррупция и честность". В 1950 г. Лассуэлл опубликовал работу "Мировая политика и личная небезопасность". Комплекс психологических идей и понятий, освоенных политологией на основе работ Лассуэлла, был достаточно обширен. Но он не был адекватен более широкому потоку, который шел и все еще идет поныне из сферы психологии в область политической науки, включая и исследования международных отношений.

. Бихевиоризм возник на американской почве. Идеи этого направления развернуто объяснены в книге Дж. Уотсона "Бихевиоризм", появившейся в 1924 г. Расцвет бихейвиоризма в США в философском плане был подготовлен распространением прагматизма, который формулировался как специфическая "деловая" философия американского бизнеса.

Бихейвиористы декларировали отказ от изучения психики и сознания. Они объявили своей задачей установление некоторых параметров и закономерностей поведение. Поведение они отождествляли со всякой деятельностью человека или животного, независимо от того является ли оно простым движением, чувством или мыслью. Основными объектами их исследования и категориями стали "действие" и “окружающая среда”. Любое из проявлений рассматривалось бихейворизимом лишь как "реакции" организма, которые возникают в ответ на "стимулы" окружающей среды. Сами "стимулы" понимаются бихейвиористами не как объективно существующие явления, а лишь как нечто воздействующее на организм и воспринимаемое через его "реакции". Судить о "стимулах", как доказывают Бихейвиористы, можно лишь по "реакциям". В этой концепции окружающая среда утрачивает объективность своего существования. Сфера, в которой появляются непосредственные связи между "стимулом" и "реакцией", вызывает особый интерес бихейвиористов. Они видят во взаимодействии "стимул-реакция" прямую детерминистскую связь, постоянно существующую и не поддающуюся изменениям. Согласно их метафизическим представлениям, всякое внешнее воздействие при любых условиях должно непосредственно вызывать одну и ту же "заданную" реакцию. Бихейвиоризма стал каналом проникновения в политическую науку - и отсюда в исследование международных отношений - понятий, категорий и методов самых различных "бихейвиоральных" ("поведенческих") наук: социологии, социальной психологии, антропологии. Для бихейвиоралистов политический процесс раскрывается сквозь призму поведения индивидов, участвующих в этом процессе.

"Бихейвиорализм" в политической науке, связанный с именами Д. Истона, Р. Макридиса, С. Элдерсфельда, М. Яновица, Д. Трумэна, Э. Лейзерсона, С. Липсета, был, однако, сам по себе вторичным по отношению к социологии, откуда он и был заимствован.

Известным событием в "бихейвиоральном" вторжении в исследование международных отношений был выпуск сборника под редакцией крупного психолога Г. Келмана "Международное поведение". По мнению Келмана, отраженному в этой книге, не может существовать психологической теории международных отношений, а должна быть общая теория международных отношений, где “психологические факторы играют роль только пунктов в процессе, в котором они применимы”. Келман подчеркивал, что психологический анализ международных отношений во все большей мере ведет именно к тому, чтобы рассматривать их в контексте самих международных отношении. Он отмечал, что следует говорить не о развитии социальной психологии международных отношений, а о "развитии подходов к исследованию международного поведения, в котором социально-психологические концепции я методы составляют интегральную часть", поскольку с одной из ключевых характеристик бихейвиорального исследования международных отношений является то, что оно, по всей вероятности, не может быть сведено в единую дисциплину".

Келман в то же время отмечал: "Изменение пропорций в социально-психологическом исследовании международных отношений на протяжении последних лет оказалось таким, что было бы справедливо изображать эту область как достигшую новой стадии в ее развитии". Он подчеркивал, что речь идет не только об объеме исследований, но и о "росте качества и изощренности".

В стремлении представить коллективный вклад бихейвиористов в науку международных отношений Сингер не был одинок. Еще задолго до появления его антологии натиск бихейвиоризма на теоретические исследования в области международных отношений отразился в вышедшем под редакцией К. Норра и С. Вербы сборнике "Международная система: теоретические статьи", в котором участвовали тот же Д. Сингер, Ч. Маклелланд, Ф. Риггс и др. В сборнике О. Рэнни "Статьи по бихейвиоральным исследованиям политики" появился обзор Р. Снайдера. Р. Фишер предпринял издание "Международный конфликт и бихейвиоральная наука". Разработка проблем поведения малых групп с точки зрения их политического значения содержится в исследовании С. Вербы.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 506; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!