ЛИНКОЛЬН СТЕФФЕНС, АМЕРИКАНСКИЙ «МАКРЕЙКЕР» 9 страница



Джозеф Пулитцер следовал следующим принципам организации работы:

- прежде всего - новости, собираемые репортерами (они должны были быть поданы настолько красочно, насколько это возможно), затем так называемые «крестовые походы» (их целью было какое-либо благое деяние, к примеру, спасти индейскую девочку);

- на редакционной странице должны размещаться статьи, повествующие о причинах похода или другой публикации со страницы новостей;

- необходимо в больших количествах и с умением использовать в газете иллюстрации;

- необходимо не жалеть слов похвалы в свой адрес;

- всячески продвигать газету как коммерческое предприятие;

- напоминать читателям, что газета продается по той же цене, несмотря на увеличение объема полос.

Главным жанром для Пулитцера стали «истории человеческого интереса». Он требовал от своих журналистов не столько "таскать сенсации", сколько уметь их подавать. Набранные аршинными буквами заголовки типа "Дыхание смерти", "Террор на Уолл-стрит" или "Любовники малышки Лизы" привлекали внимание. Также выходило воскресное приложение, заполненное иллюстрациями - Пулитцер пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов (газета стала первой, постоянно помещавшей политические карикатуры на первой полосе), он придавал особое значение иллюстративному ряду. «Нью-Йорк уорлд» стала первой американской газетой, использовавшей цветные приложения и комиксы в цветах.

Пулитцер также широко и ежедневно практиковал так называемые «сториз», к которым добавлялись редакционная страница, забавные истории, сцены нравов, полицейские будни. Нашлось в газете Пулитцера место и для так называемой «журналистики замочной скважины». Важное место занял «динамический репортаж», неотделимый от «детективного» аспекта освещения материала (проникновение репортера в дом для умалишенных, путешествие корреспондента «Нью-Йорк уорлд» вокруг света для выполнения специального редакционного задания и т.д.), написание которого требовало от репортера чуть ли не сверхчеловеческих усилий.Все эти нововведения вместе составляли созданный Пулитцером новый газетный стиль, названный позже «новым журнализмом».

 

ЭФФЕКТНЫЙ ЖУРНАЛИЗМ

Еще к одному из нововведений Пулитцера стоит отнести особый вид сенсационного, или, как он говорил, динамического репортажа, появление которого в газете требовало от репортера какого-либо выдающегося поступка. В 1889 Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец эффектного журнализма. Он отправил известную журналистку Нелли Блай (Элизабет Кохран) повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Н.Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна.

В этом заключалась еще одна принципиальная особенность нового журнализма, исповедуемого Джозефом Пулитцером. Центр внимания перемещался с факта на сюжет: репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности - важный аспект нового журнализма.

 

Элизабет Джейн Кокран родилась 5 мая 1864 года в Кокранс-Миллз, штат Пенсильвания. Однажды в местной газете 'Pittsburgh Dispatch' появилась сексистская колонка, настолько оскорбившая Блай, что она написала редактору яростное опровержение под псевдонимом 'Одинокая сиротка'. Редактор был настолько впечатлен, что предложил автору письма работу. Узнав, что это юная девушка, он попытался было пойти на попятную, но Кокран убедила его дать ей шанс. Поскольку женщины-журналисты в то время, как правило, пользовались псевдонимами, Элизабет Кокран стала Нелли Блай в честь героини популярной тогда песни Стивена Фостера (Stephen Foster).

Обычно дамы от журналистики конца 19-го столетия писали о новинках моды, светской жизни и садоводстве, но Блай начала с серии статей о положении работающих женщин, что в газете не одобрили. Затем она в 21 год по собственной инициативе в качестве иностранного корреспондента отправилась в Мексику (Mexico) и провела там почти полгода, отправляя в редакцию статьи о жизни и обычаях мексиканского народа, которые позже были опубликованы в виде книги. В одной из статей Блай протестовала против ареста местного журналиста и обличала тираническое правление Порфирио Диаса (Porfirio Díaz), и в результате под угрозой ареста была выдворена из страны.

В 1887-м Блай сменила Питтсбург на Нью-Йорк (New York City), провела там четыре месяца без цента в кармане, но в итоге ей удалось договориться с газетой Джозефа Пулитцера (Joseph Pulitzer) 'New York World' о тайном расследовании в женском приюте для умалишенных. Симулировав душевную болезнь и амнезию и обманув нескольких докторов, Блай добилась своего и провела десять дней в лечебнице, чтобы позже выступить с разоблачительной статьей об ужасающих условиях, в которых существуют пациентки лечебницы, об издевательствах персонала и о том, что часть пациенток явно попала туда по ошибке. Статья стала сенсацией и привела к тому, что положением в лечебницах такого рода заинтересовалась не только общественность, но и власти, существенно увеличив бюджет Департамента общественной благотворительности и исправительных учреждений.

Следующим громким предприятием Нелли Блай стало кругосветное путешествие 1889 года, которая она ухитрилась завершить за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд, установив новый мировой рекорд и посетив при этом Англию, Францию, где встретилась с Жюлем Верном, Италию, Суэцкий канал, Цейлон, Сингапур, Гонконг и Японию.

УИЛЬЯМ ХЕРСТ

Уильям Ренфольд Херст (1863–1951) считается второй крупнейшей фигурой американской журналистики конца XIX – начале XX в. Его имя во многом стало символом многих отрицательных сторон американской капиталистической прессы.Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодого Херста еще в студенческие годы. В Гарвардском университете незадолго до окончания он написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Пасквиль», за что был исключен из университета.В 1885-1887 годах Херст прошел школу репортёрской работы в газете Джозефа Пулитцера«Нью-Йорк уорлд». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско.

В 1895 году при финансовой поддержке со стороны матери, он купил «Нью-Йорк Морнинг Джорнэл». Газета имела ничтожный по сравнению с конкурентами тираж в 30 тысяч экземпляров, её называли «газетой горничных». Херст расширил штат, включив в его состав несколько университетских приятелей, нанимает выдающихся публицистов того времени Стивена Крэйна и Джулиана Готорна, много работает сам. В 1896 г. Херст убедил перейти к себе создателя первого комикса Ричарда Аутколта. Он снизил цену до одного цента за номер и тираж газеты резко вырос. После этого началась так называемая «газетная война» между Херстом и Пулитцером.

С самого начала своей деятельности Уильям Херст становится сторонником «нового журнализма», предложенного Пулитцером массам американских иммигрантов, первейшей особенностью которого были предельно упрощенный английский язык, рисунки и комиксы и от которого неотделим сенсационализм, но сенсационализм «по Херсту» был несколько необычен. Собрав своих редакторов, Херст сказал им: «Моя газета должна быть написана и издана так, чтобы ее могли и хотели читать полуграмотные эмигранты, невежды, обитатели городского дна, подростки — все».3

Основным предметом своей журналистики Херст считал эксплуатацию любопытства народной публики во всем том, что касается самых глубин человеческой психики, и в первую очередь проблем сексуальных отношений. Для Херста более не существовало барьера благопристойности. Все новости, касающиеся личной жизни знаменитостей - шла ли речь о политике или театре – хороши, так как из них можно извлечь необходимый эффект. И обязательно должны присутствовать изображения, чем откровеннее и сенсационнее, тем лучше.

Вот правила, которые позже (в 1927 году) он рекомендовал своим журналистам:

«Читатель интересуется, прежде всего, событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы. Таковыми (элементами) являются:

1) самосохранение,

2) любовь и размножение,

3) тщеславие.

Материалы, содержащие один этот элемент, хороши. Если они содержат два этих элемента, то они лучше. Но если они содержат все три элемента, то это первоклассный информационный материал.

Элемент самосохранения содержится во всех информациях об убийствах, самоубийствах, несчастных случаях, драках, а также в сообщениях о здравоохранении, о продуктах питания, об алкоголе.К теме «любовь и размножение» следует отнести описание свадеб, сексуальные скандалы, разводы, любовь втроем, романтические истории об исключительных успехах, достигнутых на почве любви, драмы на почве ревности – короче, все интересное в вопросах пола.

Тщеславие вызывается таинственным во всей этой истории...Мы отвергаем все сообщения, которые не содержат ни одного из трех названных элементов. Мы пренебрегаем всем, либо совершенно обходим молчанием все, что является только важным, но неинтересным.Мы признаем тот же принцип при подаче заголовка, а также при выборе телеграфных сообщений и развлекательного материала»4.

Ульям Херст выделил для своей газеты выделил пять аспектов, которые необходимо использовать при подачи новостей:

Взрывной характер - проявлялся не только в самих текстах газеты, но и в заголовках, которые заинтересовывали, привлекали внимание к проблеме. Необходимо сконцентрировать внимание и преувеличивать.

Смех, угодный читателю – искали необычные аспекты в истории или по отношению к личности, если случай смешной сам по себе – еще лучше.

Допущение большего, чем возможно. Можно было взять какое-либо историческое событие и преподнести его так, будто журналист был его свидетелем.

Сцены массовых убийств при воспроизведении картин и других произведений искусства. Херст испытывал особое пристрастие к иллюстрации сцен насилия, оружия, схем готовящихся террористических актов и т.д.Развлекать, развлекать, развлекать. Публикации должны были взрывать интерес читателя, волновать и приводить в восторг.

Херст умел подделывать свою газету под вкус толпы. Его рекомендации приносили успех «желтой» прессе, его репортеры не только усовершенствовались профессионально, они стали делать авторские материалы, разнообразные в языковом плане, индивидуальные и яркие.К 1922 г. корпорация Херста включала в себя 20 ежедневных газет, 11 воскресных изданий, 2 радиостанции, компанию по производству документальных фильмов и кинокомпанию. В 1924 г. Херст реструктурировал свой бизнес: газеты, журналы, кинопроизводство и радиостанции разделил между отдельными компаниями, объединенными в холдинг. Была создана компания Hearst Consolidated Publishers Inc., выпускавшая необеспеченные акции.

РАЗГРЕБАТЕЛИ ГРЯЗИ

Разгреба́тели гря́зи (англ. Muckrakers) — так называют репортёров, которые специализируются на разоблачениях. Жанр под условным названием «разоблачи́тельная журнали́стика» сформировался в середине девятнадцатого века, в США, где в тот период публиковались обличающие коррупцию репортажи и очерки[1]. Работа журналиста в этом жанре напоминает деятельность частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли (или пытаются укрыть) от общества[2].

Изначально, в конце позапрошлого так называлась группа американских писателей, журналистов, публицистов, социологов, выступившая с критикой тогдашнего американского общества.

К началу XX века такие журналы как Collier's Weekly, Munsey’s and McClure’s завоевали лояльного читателя в среде т. н. среднего класса [3][4].Издания, сделавшие ставку на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы — нью-йоркский The Forum (1886—1950) и бостонский The Arena (1889—1909), предложили своим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни и быстро завоевали популярность.

Тем не менее принято считать что старт этого литературного движения исчисляется со статьи Джозефа Стеффенса, направленной против коррупции (1902)[5]:

Воспитанные на идеалах Просвещения, «Разгребатели грязи» ощущали резкий контраст между принципами демократии и неприглядной реальностью Америки, вступившей в империалистическую фазу; однако они ошибочно полагали, что мелкими реформами можно искоренить зло, порожденное антагонистическими общественными противоречиями. Социально-обличительные тенденции сохранились в литературе американского критического реализма — романах С. Льюиса, Э. Синклера и др.

Термин впервые употребил президент Теодор Рузвельт в своей речи 14 апреля 1906 года в Вашингтоне при закладке здания Палаты представителей, ссылаясь на скромный персонаж из малоизвестной на тот момент книги 1678 года «Путь паломника» (англ. Pilgrim’s Progress)[6], который, как заметил политик, с огромной «навозной лопатой» всё время возится в грязи, не замечая над своей головой прекрасного сияющего небосвода, игнорируя предложенную ему «божественную корону» и не отрывая пристального взгляда от нечистот под его ногами[7][8]:

Джекоб Риис, корреспондент The New York Sun, обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге «Как живет другая половина» (1890)Факты полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт писал впоследствии, что книга Дж. Рииса стала для него «просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность». Десятилетний «крестовый поход» Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге «Битва с трущобами» (1902), позволил ему занять почётное место в истории американской журналистики.

Позднее термин использовали и в отношении группы маститых литераторов, которые использвали те же журналистские методы и тот же лексикон, описывая эксплуатацию рабочего класса Северной Америки, хотя их произведения и были написаны до знаменитой ррчи американского лидера. В «Спруте» (1901) Фрэнк Норрис клеймил железнодорожные концерны, Эптон Синклер в романе «Джунгли» (1906) разоблачал нравы мясной индустрии Чикаго, Джек Лондон в своем произведении «Железная пята» (1908) предсказал классовую войну[10].

 

МАКРЕЙКЕРСТВО

В начале XX столетия американская журналистика пережила период "макрейкерства" (движения "разгребателей грязи"), т.е. разоблачительной журналистики. В конце 1880-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление "разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском "The Forum" (1886-1950) и бостонском "The Arena" (1889-1909), предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.

Традиционно начало "макрейкерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Джекоб Риис, корреспондент "The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге "Как живет другая половина" (1890). Факты полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Американский президент Теодор Рузвельт (которому принадлежит авторство самого термина "разгребатели грязи") писал впоследствии, что книга Дж.Рииса стала для него "просветлением и вдохновением, за которое я никогда не смогу полностью выразить свою благодарность" [141]. Десятилетний "крестовый поход" Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге "Битва с трущобами" (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики.

Не меньшее значение для становления движения "разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Д.Ллойда, независимою журналиста-реформатора из Чикаго. Г Д.Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале "The Atlantic Monthly". В ней точно, сжата и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией "The Standard Oil" Классическим произведением Г.Д.Ллойда стала книга "Богатство против благосостояния" (1894), в которой рассказывалось "как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования <..,> Что бы не хотел доказать Ллойд <.. > он убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением <...> и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия" [142]. Афористичная фраза Г.Д.Ллойда о том, что "свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу" [143], стала девизом "разгребателей грязи". Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение "разгребателей грязи" от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий, несшей на себе печать политических пристрастий.

1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как "макрейкерские", — "McClure's Magazine", "The Arena", "Everybody's Magazine", "The American Magazine", "Collier's Magazine", "Cosmopolitan Magazine" и т д. Успеху "макрейкерских" изданий в немалой степени способствовали технические инновации рубежа веков, связанные с появлением линотипа, брошюровочных и переплетных машин, которые привели к почти полной механизации издательского дела. Более дешевая и доступная техника фототипии вытеснила дорогостоящую ксилографию. В результате солидные иллюстрированные издания типа "The Century" лишились преимущества над недорогими макрейкерскими изданиями или изданиями "желтой прессы"

Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал "McClure's Magazine" (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 г статьи "Времена Твида в Сент-Луисе", написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов макрейкеров. Публикация статьи Стеффенса, разоблачавшей коррупцию муниципальных властей, считается официальной датой начала эпохи "макрейкерства" а американской журналистике. Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений

Стеффенс был. приглашен на должность главного редактора "McClure's Magazine" и оставался на этом посту с 1902 по 1906 г. В "McClure's Magazine" последовала новая серия разоблачительных материалов, составивших его знаменитую книгу "Позор городов" (1904), основной темой которой стала коррумпированность государственных институтов, связь полиции с преступным миром, сомнительные действия различных монополий и другие не менее "горячие" материалы. Невысокая цена (15 центов) и сенсационный материал способствовали росту тиража, который достиг 3 млн. экз.

В "McClure's Magazine" работала плеяда талантливых журналистов-макрейкеров, публикации которых собирали миллионную аудиторию читателей. В 1902-1904 гг. Аида Тарбелл, продолжив традицию ГД.Ллойда, дала серию сенсационных репортажей, разоблачавших методы обогащения крупных монополий. Эти статьи составили книгу "История "Стандард Ойл", в которой Тарбелл проследила историю возникновения и обогащения нефтяной корпорации Дж.Рокфеллера. Тарбелл выявила тесные связи большого бизнеса с госаппаратом и политическими кругами и показала опасность бесконтрольной деятельности монополий для демократического общества [144].


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 580; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!