Коран целиком подтверждает единобожие



 

Рассматривая вопрос о том, как Коран свидетельствует о составляющих единобожия, выдающийся богослов Ибн аль-Каййим отметил, что каждое еретическое течение называет свои порочные воззрения единобожием, а затем сказал: «Что же касается единобожия, к которому призывали посланники Аллаха и с которым ниспосылались Его писания, то оно не имеет ничего общего со всем этим. Его можно разделить на два вида: единобожие в познании и веровании (таухид фи аль-маарифа ва аль-исбат) и единобожие в искании и устремлении (таухид фи ат-талаб ва аль-касд).

Первое подразумевает истинные представления о сущности, именах, качествах и деяниях Всевышнего Господа. Сюда относится вера в Его высокое местонахождение над небесами и Троном и в то, что Он произнес Свои писания и разговаривал с теми из Его рабов, с кем пожелал. Сюда же относится вера в Его всеобъемлющее предопределение и безграничную власть. Коран разъяснил этот вид самым ясным образом, и примеры этого встречаются в начале сур «аль-Хадид» и «Та ха», в конце суры «аль-Хашр», в начале сур «ас-Саджда» и «Аль Имран», в суре «аль-Ихлас» и многих других.

Второй вид подразумевает смысл таких откровений, как: «Скажи: «О неверующие!» (Сура «аль-Кафирун», аят 1);«Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас…» (Сура «Али Имран», аят 64).

Сюда же относятся начало и конец суры «Танзил аль-Китаб», начало, середина и конец суры «Йунус», начало и конец суры «аль-А’раф», сура «аль-Ан’ам» целиком и большая часть других коранических сур. Более того, все суры в Коране повествуют об этих двух видах единобожия, и мы можем с полной уверенностью сказать, что каждый аят в Коране говорит о единобожии, свидетельствует о нем, призывает к нему. Это объясняется тем, что коранические откровения либо представляют собой повествования об Аллахе, Его именах, качествах и деяниях, а это есть единобожие в теории; либо призывают к поклонению единому Аллаху, не приобщая к Нему сотоварищей, и отречению от всего, чему поклоняются, помимо Него, а это есть единобожие в намерении и искании. Кроме того, коранические откровения либо содержат повеления и запреты и обязывают повиноваться Божьим приказам и запретам, а это есть требования единобожия и условия его совершенства; либо повествуют о милости Аллаха по отношению к тем, кто поклоняется только Ему и повинуется Ему, об их судьбе в этом мире и о тех почестях, которые будут оказаны им в Последней жизни, а это есть вознаграждение за единобожие; либо рассказывают о язычниках, об их наказании в этом мире и тех мучениях, которые постигнут их в Последней обители, а это есть повествование о тех, кто нарушает единобожие. Таким образом, Коран полностью посвящен единобожию, его требованиям и вознаграждению за него, а также многобожию, его последователям и воздаянию за него. «Хвала Аллаху» – это единобожие, «Господу миров» – это единобожие, «Милостивому, Милосердному» – это единобожие, «Властелину Дня воздаяния» – это единобожие, «Тебе одному мы поклоняемся» – это единобожие, «и Тебя одного молим о помощи» – это единобожие, «Веди нас прямым путем» – это тоже единобожие, подразумевающее просьбу вывести нас на путь тех, кто поклоняется одному Аллаху, кому Он оказал милость, «не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», которые отказались от единобожия…»[13].

Имам аш-Шаукани в предисловии к своему ценному труду «Иршад ас-Сикат иля Иттифак аш-Шараи аля ат-Таухид ва аль-Маад ва ан-Нубувват» («Указание для верных о том, что все шариаты сходятся в единобожии, вере в будущую жизнь и пророчества») сказал: «Следует знать, что ни один из тех, кто читает Великий Коран, не нуждается в цитировании коранических аятов для обоснования каждого из этих утверждений и доказательства того, что между шариатами не было разногласий по этому поводу. Стоит человеку взять в руки благородный свиток, как он убедится, что Коран от начала до конца переполнен такими примерами, которые можно увидеть в любом месте, в любом отрывке»[14].

Разделение единобожия на составляющие – это религиозная истина, которая познается в процессе внимательного изучения текстов

 

Шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шанкыти сказал: «В процессе внимательного изучения Великого Корана становится ясно, что единобожие делится на три составляющие.
Первая из них – это единобожие в обладании атрибутами Господа. Эта составляющая единобожия заложена в природу каждого благоразумного человека. Всевышний сказал:

«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: «Аллах» (Сура «аз-Зухруф», аят 87);

«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура «Йунус», аят 31).

И хотя Фараон отказывался признать это единобожие, говоря: «А что такое Господь миров?» (Сура «аш-Шуара», аят 23), это было сознательное игнорирование истины, потому что в действительности он прекрасно знал, что он – всего лишь раб, у которого есть Господь. Об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «Муса сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений» (Сура «аль-Исра», аят 102);

«Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (Сура «ан-Намль», аят 14).

Таким образом, признание этого единобожия приносит пользу только тогда, когда человек искренне поклоняется единому Аллаху. Всевышний сказал: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (Сура «Йусуф», аят 106).

Аятов, которые свидетельствуют об этом, очень много.

Вторая составляющая – это единобожие в поклонение. Исправное соблюдение этого единобожия – это выполнение свидетельства «нет божества, кроме Аллаха». Оно состоит из отрицания и утверждения. Под отрицанием здесь подразумевается отказ от посвящения какого-либо обряда поклонения кому-либо, кроме Аллаха. А под утверждением здесь подразумевается искреннее посвящение всех форм поклонения только Великому и Возвышенному Аллаху так, как Он приказал это делать устами Своих посланников. Большинство коранических аятов связаны именно в этим единобожием, и именно оно было причиной противостояния между посланниками и их народами:

«Неужели он обратил богов в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!» (Сура «Сад», аят 5).

К аятам, указывающим на эту составляющую единобожия, относятся слова Всевышнего: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех…» (Сура «Мухаммад», аят 19);

«Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Сура «ан-Нахль», аят 36);

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Сура «аль-Анбийа», аят 25);

«Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?» (Сура «аз-Зухруф», аят 45);

«Скажи: «Мне внушено в откровении, что ваш Бог – Бог Единственный. Не станете ли вы мусульманами?» (Сура «аль-Анбийа», аят 108).

В этом прекрасном аяте Аллах сообщил, что все ниспосланное Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в откровении сводится к этому единобожию, потому что свидетельство «нет божества, кроме Аллаха», охватывает все Писание целиком. Это объясняется тем, что оно требует повиновения Аллаху путем поклонения Ему одному. Это включает в себя все убеждения, повеления и запреты, а также вытекающие из этого вознаграждение и наказание. Аятов об этом единобожии тоже много.

Третья составляющая – это единобожие в обладании божественными именами и качествами, и эта составляющая зиждется на двух основных принципах.

Первый принцип – отрицание от Аллаха всякого сходства с качествами творений. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему…» (Сура «аш-Шура», аят 11).

Второй принцип – вера во все качества, которыми Аллах описал Самого Себя и которыми Его описал Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, так, как это подобает Его совершенству и величию. Именно поэтому после слов «Нет никого подобного Ему…» сказано: «…и Он – Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», аят 11).

При этом необходимо твердо знать, что постичь сущность этих качеств невозможно, поскольку Всевышний сказал: «Он знает их будущее и прошлое, но они не способны объять Его своим знанием» (Сура «Та ха», аят 110).

Этот вопрос мы подробно рассмотрели, обосновав все сказанное кораническими аятами, в толковании суры «аль-А’раф».

Великий Коран часто убеждает неверующих в необходимости поклоняться единому Аллаху, опираясь на их веру в то, что только Он является их единственным Господом. Именно поэтому Коран напоминает им о господстве Аллаха, задавая риторические вопросы с заранее известным положительным ответом. Когда же они признают господство Аллаха, Коран использует это в качестве доказательства того, что только Он заслуживает поклонения, и порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей, хотя им известно, что Аллах – их единственный Господь. Признание Его господства обязывает людей признать и то, что только Он заслуживает поклонения.

К примерам этого относится высказывание Всевышнего:

«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут: «Аллах». А после того, как они признают господство Аллаха, Он порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?» (Сура «Йунус», аят 31).

Другим примером этого являются слова Всевышнего: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если только вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Они признают господство Аллаха, после чего Он упрекает их за приобщение к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не помяните назидание?». Затем Аллах говорит: «Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?». Они скажут: «Аллах». Они опять признают Его господство, и Он опять упрекает их за приобщение к Нему сотоварищей: «Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?». Затем Господь говорит: «Скажи: «В чьей Руке власть над всякой вещью? Кто защищает и от Кого нет защиты, если только вы знаете?». Они скажут: «Аллах». И они опять соглашаются с этим, и Он опять упрекает их за многобожие: «Скажи: «До чего же вы обмануты!» (Сура «аль-Му’минун», аяты 84-89).

Еще одним примером этого являются слова Всевышнего: «Скажи: «Кто Господь небес и земли?». Скажи: «Аллах». Они признают это, и тогда Аллах порицает их за многобожие: «Скажи: «Неужели вы взяли себе вместо Него покровителей и помощников, которые не властны принести пользу и вред даже самим себе?» (Сура «ар-Ра’д», аят 16).

Вот еще один пример: «Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». Они опять признают это, и Господь порицает их за многобожие: «До чего же они отвращены от истины!» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 61).

Всевышний также говорит: «Если ты спросишь их: «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». И когда они соглашаются с этим, Он порицает их за то, что они приобщают к Нему сотоварищей: «Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет» (Сура «аль-‘Анкабут», аят 63).

Он также говорит: «Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Они опять соглашаются с этим, и Аллах порицает их за многобожие: «Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает» (Сура «Лукман», аят 25).

Всевышний также говорит: «Скажи: «Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам! Аллах лучше или те, кого вы приобщаете в сотоварищи?». Кто создал небеса и землю и ниспослал вам с неба воду? Посредством нее Мы взрастили прекрасные сады. Вы не смогли бы взрастить деревья в них». Несомненно, единственным ответом на этот вопрос является признание того, что Тот, Кто способен сотворить небеса, землю и все перечисленное далее, лучше тех безжизненных существ, которые ни на что не способны. И когда они соглашаются с этим, Он порицает их и говорит: «Так есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но они являются людьми, которые уклоняются от истины (или равняют с Аллахом вымышленных богов). Кто сделал землю жилищем, проложил по ее расщелинам реки, воздвиг на ней незыблемые горы и установил преграду между морями?». И, несомненно, у них опять нет никакого другого ответа. Они признают господство Аллаха, и Он порицает их за многобожие: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Нет, но большинство их не знает этого». Затем Великий и Возвышенный Аллах спрашивает: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли?». Несомненно, они отвечают так же, как и в прошлый раз. Они признают господство Аллаха и заслуживают Его порицание: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!». Затем Всевышний говорит:«Кто ведет вас прямым путем во мраках суши и моря и посылает ветры с доброй вестью о Своей милости?». Вне всякого сомнения, они отвечают так же, как и в прошлый раз. Тем самым они признают господство Аллаха, и Он в очередной раз порицает их за многобожие: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Аллах превыше тех, кого приобщают в сотоварищи!». Затем Великий и Возвышенный Господь говорит: «Кто создает творение изначально, а затем воссоздает его и обеспечивает вас пропитанием с неба и земли?» Конечно же, они опять отвечают так же, признавая Аллаха своим единственным Господом, и поэтому Он порицает их: «Есть ли бог, кроме Аллаха? Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду» (Сура «ан-Намль», аяты 59-64).

Всевышний также говорит: «Аллах – Тот, Кто создал вас, а потом одарил пропитанием. Потом Он умертвит вас, а потом оживит. Есть ли среди тех, кого вы приобщаете в сотоварищи, тот, кто совершал бы что-либо из этого?» Несомненно, в ответ они могут сказать только: «Нет, никто из тех, кому мы поклоняемся наряду с Аллахом, не способен творить, наделять уделом, умерщвлять или оживлять». Они признают господство Аллаха, и Он опять порицает их за многобожие: «Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи!» (Сура «ар-Рум», аят 40).

Подобных аятов в Коране очень много, и поэтому мы неоднократно отмечали, что все коранические вопросы, связанные с единобожием в обладании атрибутами Господа, являются риторическими с заранее известным положительным ответом. Они означают, что если язычники соглашаются с этим, то они заслуживают упреки и порицания, поскольку признание Аллаха единственным Господом неизбежно обязывает человека признать Его единственным Богом. Поэтому Всевышний говорит:

«Неужели вы сомневаетесь в Аллахе…?» (Сура «Ибрахим», аят 10);

«Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаха…?» (Сура «аль-Ан’ам», аят 164).

И хотя некоторые богословы считали, что ответы на такие вопросы отрицательные, внимательное изучение Корана дает понять, что все вопросы, связанные с единобожием в обладании атрибутами Господа, являются риторическими с заранее известным положительным ответом, поскольку язычники не отрицали господство Аллаха. Все это, как вы видели, подтверждается многими аятами.

В этой благодатной книге речь часто будет заходить о составляющих единобожия, в зависимости от контекста обсуждаемых нами аятов, которые мы будем разъяснять посредством других откровений»[15].

Я привел эту длинную цитату полностью, потому что она имеет большое значение. Шейх указал в ней на то, что разделение единобожия на составляющие становится ясно в процессе внимательного изучения текстов Священного Корана. А это значит, что оно относится не к понятиям, придуманным некоторыми богословами, а к тем религиозным истинам, которые основываются на писании Всевышнего Аллаха.

Выдающийся ученый Бакр Абу Зейд сказал: «Такое разделение, выявляющееся в процессе внимательного изучения, было известно даже ранним богословам. О нем говорили Ибн Манда, Ибн Джарир ат-Табари и другие. Его признали справедливым два шейх-уль-ислама Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим, шейх аз-Зубейди в книге «Тадж аль-Арус», наш учитель, шейх аш-Шанкыти в книге «Адва аль-Байан» и многие другие. Это – результат внимательного изучения священных шариатских текстов, и такое практикуется в любых областях науки. Опираясь на внимательное изучение, знатоки грамматики, например, выделяют в арабском языке три части речи: имена, глаголы и частицы. И хотя арабы раньше не говорили этого, никто не порицает за это знатоков грамматики. Можно привести и другие примеры внимательного изучения»[16].

Кто не верит в эти составляющие единобожия, каждая из которых опирается на священные шариатские тексты, тот не верит в единобожие вообще. Причина же этого в том, что требуемое шариатом единобожие заключается в признании Аллаха единственным Господом Богом, обладающим божественными именами и качествами. И если человек не выполняет всех требований этого, то он не является приверженцем единобожия.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 337; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!