ТЕАТР (синий учебник гительмана – автор Климова)



Билет 9.

Вопрос

Средневековая европейская культура: философия, литература и искусство.

 

Текст подготовлен при использовании книгКозьякова М.И. История. Культура. Повседневность.

 

Церкви принадлежит ведущая роль в развитии культуры в средневековье. Она представляло единственное грамотное сословие. Книга – была основным передатчиком информации. Она была сокровищем, недоступным обыкновенному человеку. В 13 веке складывается новый тип учебного заведения. Университеты.

 

Жизнь в средневековье – хрупка. Высокая рождаемость и высокая смертность (40%). Существовала так называемая триада смерти: голод, болезни и войны. В средневековье нет индивидуализма – поэтому нет портретов. Символизм мышления был универсален. Месяцы обозначают апостолов, времена года – евангелистов, а год – самого христа.

Раннесредневековая варваризация положила конец одной из самых характерных традиций античности – ораторскому искусству. Говорить негде и не перед кем. Все решает не слово, а действие.

 

Философия средневековья (источник википедия) считается с 5 по 14 век. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеями креационизма. Говоря по простому, это господство религиозного мировоззрения, находящего свое отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Основная функция – истолкование священного писания, формулировка догматов церкви и доказательство бытия бога.

Одним из основных представителей средневековой философииявляется Августин Блаженный Аврелий (354-430). Его учение о бытие близко к неоплатонизму. Все сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло – это не материальный объект, а отсутствие добра.

 

Философия (Фролов «Введние в философию»)

Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Что же касается философской мысли средних веков, то она уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). Средневековое мышление по существу своему теоцен-трично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.

В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент учения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии, а всех средневековых институтов - от церкви.

Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрение носит название креационизма - от латинского слова "creatio", что значит "творение", "созидание".

В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Поэтом зло само по себе есть небытие. Посколько все бытие – от бога, а значит оно есть добро.

 

Средневековая философия стала синтезом двух традиций: христианского октровения и античной философии. Эти две традиции было не так-то просто увязать друг с другом. Дело в том что в античности у греков понятия бытия было связано с идей предела. Поэтому для них была так важна форма. В христианстве как мы понимаем бога безграничен. Это две противоположности, но средневековые толкаватели подгоняли одну идею под другую.

 

Ученые мужи средневековья в противовес античным, которые утверждали, что природа существует как нечто отдельное, говорят, что она не самостоятельна и призвана служить человеку., либо природа выступает в качестве символа проявления бога. Именно в это время сложился штамп, что человек – царь природы.

Душа неотделима от тела. Поэтому когда будет воскрешение, то человек восстанет со своим телом. Главный центр тяжести этики у античных был в знании, здесь он перенесен из разума в волю. В веру. И человек не может преодолеть свою греховную сущность без благодати божъей.

 

Была восточная и западная патристика: восточная (она же греческая).

Есть и западная патристика, она опирается на труды Августина Аврелия («Исповедь», «О граде божьем»). Смысл человека вечно стремиться к идеям бога. Зло проистекает от выбора человека. Не выбирая добро, он выбирает зло (ведь отсутствие добра – зло).

Подводя итог нашего рассмотрения, можно сказать, что средневековая философия в целом должна быть охарактеризована как теоцентризм: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него.

 

 

История

(далее текст Максимова)

Из хрестоматии по литературе под ред. Гительмана.

Начат средневековья – это 4-5 век. Зарождается феодальное общество. Рабовладельческий строй уже не целесообразен. На смену язычества приходит христианство. Именно утверждение христианских догматов устанавливает преемственность античности и средневековья и одновременно противопоставляет их. Тексты считаются сакральными. Они привилегия церковнослужителей.

Складываются разные эпосы (из песен об отдельных героях). Они отличаются от архиаической мифологией прежде всего языком. Теперь употребляются термины не космические, а этнические, автор оперирует конкретными географическими названиями и историческими именами. Сюжет теперь не о сотворении мира, а о создании древних государств. Известно, что хронология образования новой культуры в каждом регионе разное. Об этом писал Шпенглер в «Закате Европы».

Все области культуры европейского средневеквья определяются христианским мировоззрением.

Крупнейшим философои и святым средневековья был Августин Блаженный (354-430). Он был одним из «отцов церкви», автором мемуарной книги «исповедь», отражающий трудный путь от арианства к ортодоксальному христианству, и фундаментального труда, оказавшего колоссальное влияние на философию и культуру Средневековья – «О Граде Божьем». В этой книге сформулированы взаимоотношения между «Градом Божьим» и «Градом человеческим», найдено равновесие между свободой воли и божеской благодатью.

 

В ранний период средневековья развивается литература на латыни, продолжающей традиции античной культуры. Латынь в средневековье была языком межнационального общения и отличетельной чертой образованных классов от народных масс. Гуревич (его цитирует Максимов), пишет, что латынь была сакральным языком, гарантом единства веры. И долгое время она оставалась единственным письменным языком.

 

Наряду с греко-римской цивилизацией Средиземноморья возникают новые регионы, в которых начинается культурный подъем. Прежде всего это Британские острова и Скандинавия. В середине 7 века зарождается поэтическая школа в Ирландии и появляются первые записи ирландских саг. Здесь же с 9 века развивается поэзия скальдов. В 8 веке начинает складываться англосаксонский эпос «Беовульф».

 

Зрелое средневековье.

Второй период средневековья – становление национальной государственности и национальных культур в том виде, в котором они представлены в мире на сегодняшний день. Продолжается канонизирование христианство на уровне государства (в этот период с 9 века) складывается франция, англия. Но например в Польше вспыхивают восстания (они хотели обратно в язычество).

Для европейского искусства 11-12 веков характерно сложение единых художественных систем. Средства художественной выразителньости становятся универсальными для архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. Первым общеевропейском стилем явился «романский» стиль, опиравшийся на античные традиции. Простота, монументальность,нерасчлененное пространство статично и обозримо. Всюду доминирует принцип массы.

Теперь латынь утрачивет свою монополию. Национальная эпическаялитература получает свое завершение – «Песнь о Роланде» во Франции. «Песнь о Сиде» в Испании. Появляется «Песнь о Нибелунгах».

Эпоха крестовых походов

Появляется идея священной войны: надо отвоевать гроб Господня.. тогда же появляется «индульгенция» (грамота отпущения грехов за материальное вознаграждение) всего было 8 крестовых походов.

Позднее средневековье

13 век – расцвет готического стиля. – утверждение легких устремленных в небо пропорций. Сияние витражей, господство света, ярких красок, изящных форм. (Нотрдамде Пари, Реймский собор).

В 13 веке впервые открываются университеты. Первым стал Болонский.Фома Аквинский преподавал в Сорбоне. И впервые на латынь был переведен Аристотель. Он же был создал схоластический метод в богословии.

Схоластика – объяснение существования бога, основанное на разуме. В своем главном сочинении «Сумма теологии» Фома Аквинский рассматривает человека в тройной системе отноешний: с разумомо, с Богом, и с другими людьми. Человек – животное разумное, общественное и политическое. Помимо разума на человека нисходит божественное откровение. Таким образом, человек предстает целостной системой.

 

В это время созданы «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского, «Младшая Эдда» Стурлусона, «Слово о погибели Земли русской», «Моление» Даниила Заточника.

 

Реформация началась в 1517.

 

Литература:

Латинская литература: (Некрасова)

Августин Аврелий «Исповедь» - важнейшее произведение. Диалогическая структура. Это совершенно новый тип героя: ипостась автора, которую сам авто подврегает анализу и критике.

Литература 12-13 веков:

 

Фома Аквинский. Основополжник томизма.

Популярен жанр эклоги (восходят к Виргилию). Это близко к театральному жанру моралите.

Жития. К ним близок жанр миракля.

 

Античность, христианство. Огромное влияние. Но европейский эпос хранит память о другой культуре и других народах: Германо-скандинавы, кельты, славяне) (Максимов)

Кельсткий эпос (в результате только на британских островах сохранилось)

Англосаксонский эпос«Беовульф»

Исландские саги.

Древнескандинавская литература

Эддическая поэзия

Поэзия скальдов

Исландские саги

 

Французский героический эпос (тематика военная и феодальная. Восхваляет Христа) герои – рыцари. «Песнь о Роланде»  датирована серединой 11 века. Тема - - крестовые походы, борба с неверными.

Испанский эпос «Песнь о Сиде» (от сиед –господин среди мавров)

Древнегерманский эпос«Песнь о Нибелунгах»

 

Рыцарская и городская литература:

 

Куртуазная (рыцарская) литература.

Лирика трубадуров. Сочинители лирики о рыцарях.

Минезингеры – сочинители рыцарских любовных песен.

Рыцарский ромна и повесть. – расцвет в 13 веке. О жизни рыцарей при дворе. Была такая Мария Французская поэтесса в 12 веке. Жанр лэ – стихотворная повесть. В лэ «Ионек» про неравный брак и рыцаря в виде птицы.

Роман о «Тристане и Изольде»

 

Городская литература:

Началась на рубеже 12-13 веков. Появление новой социальной группы (буржуа)

Поэзия

Повесть (фаблио) (лат- фабула- сказание, история) неболь. Произ о событиях и делах простых горожан. Это низкий комический жанр.

«Роман о лисе»(произошла от народной сказки и аллегорической античной басни) Лис Ренар. Волк Изенгрин. Его достал уже изворотливый лис и он обращается к льву Ноблю с жалобой. Главный герой издевается над властью и ежи с ними (феодал рыцарь, король, и т.д.), над религией.

«Роман о розе» вторая половина 13 века. Юноша-поэт гуляет. Видет розу, хочет ее сорвать. Все – аллегория.

 

 

ТЕАТР (синий учебник гительмана – автор Климова)

Средневековый театр существовал в двух разлих и постоянно взаимодействующих друг с другом формах – религиозной и народной.

РЕЛИГОЗНЫЙ ТЕАТР

Литургическая драма.(10-12 век) Главный источник – церковная служба. Простой народ мало понимал то, что говорили священнослужители. И для наглядности нужно было проиллюстрировать. Первый сюжет, давший начало религиозному театру считается фрагмент службы «кого Вы ищете во гробе?». Три Марии пришли ко гробу Христа. Вообщем там образовалось два цикла Духовной игры – пасхальный и рождественский. Исполняли роли только священнослужители. Текст пропевали.

 

Миракль(рубеж 12-13века) (чудо) авторская драма, хотя имена многих сочинителей не сохранились. Священные истории на основе легенд о святых . «Игра о Святом Николае» Жана Боделя. Расцвет мираклей в 14 веке был, особенно во франции и Англии. Все миракли живописуют реалии своего времени – городскую среду и людей той эпохи.

 

Расцвет средневековой драмы в 15 веке.

Мистериальный театр (таинство, служба, обряд). Мистерия взрастила моралите и фарс. 14-16 век. Слово второстепенно, главное – зрелище. Спектакль площадного религиозного театра. В нем объединялись разные виды игр.эти представления условно можно разделить на три вида: ветхозаветный, новозаветный, апостольский. Все в стихаха. Часто с нотами. Это были целые сценарии. Игровым пространством был весь город, часто – городская площадь.

Спектакль игрался на симультанной сцене. На сцене ыла выстроена можедь мира – рай – земля – ад. Рай и ад располагались либо напротив друг друга либо по краям сцены. В зоне рая игрались решающие сцены (распятие, воскресение). В зоне ада игрались бесовские и шутовские сцены. Посередине игрались земные события.

В зоне рая голгофа. В зоне ада была бочка, потом котел «адской кухни», потом он стал троном люцефера. Потом пасть дракона.

 

В Англии существовал педжент (от лат – страница) это повозка двухэтажная на четырех колесиках.в нижнем переодевались актеры. В верхнем играли.

 

«Игра в процессии» преимущественноустраивались в монастрях. Потом они стали играть на разных повозках. У каждой повозки был свой цех, который готовил свою сцену.

 

Мистериальная сцена выработала свою костюмы: условниые, яркие, символические. Христос, например, в белом. Под конец Христос был в красном. Грешную душу одевали в черное. Праведную в белое.

 

 

Моралите

Самый поздний жанр средневековья (от лат нравственный), были серьезные, а были шуточные, с налетом светскости. Была сатира. В 15 веке наибольшее распространение получил во франции, Англии и нидерландах. Он занимает промежуточное положение между религиозным и народным театром. Похоже на мистерию. Но моралите – поучительная пьеса аллегорического характера. В основе ее лежит борьба доброго и злого. Конфликт добро со злом разворачивается в сердце человека. Рядом с персонажем существуют такие аллегорические фигуры как Мир ,Исповедь, Дух, Разум и т.д. главный мотив – покаяние и прощение грешной души.

 

НАРОДНЫЙ ТЕАТР

Гистрионы-жонглеры. В разных странах им называли по-разному: жонглерами, мимами, шпильманами, скоморохами. Все они были лицидеями, занятие которых было развлекать. Это были певцы, музыканты, танцоры, кукольники. Они вели странствующий образ жизни.

 

Фарс (от лат. фарш, начиняю) занимает центральное место в народном театре средневековья. 14-16 века – в основном играли.берет начало в языческих обрядах. Примитивный юмор, грубые житейские положения. Динамичность. В них Жизнь и Смерть шуточно вступают в перепалку. Персонаж превращался в маску-тип. Актер наделяет его какой-то яркой чертой и придерживался этого до конца. В 14-15 веке фарсовыми персонажами были лавочники, сварливые жены, простоватые крестьяне.

Герой фарса - плут

Один из самых популярных французских фарсов позднего средневековья – «Адвокат Патлен» (60е 15век). Герой понравилс публики и были потом продолжения: «Новый Патлен» (1474) и «Завещание Патлена» (1480).

Фарс повлиял на Шекспира «Укрощение строптивой»

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!