Вопрос 50.Метафизические идеи и научные конструкции в правоведении.



Идеи способны организовать пространства как мышления, так и действия. Соответственно, в идее возможно аналитически выделять рациональный и деятельностный план. Деятельностный план задается идеалом и целесообразным действием по его достижению. Рациональный, мыслительный план состоит в том, что идея способна быть формализована до уровня схем и тем самым нормировать мышление. Круг наших знаний не может быть шире круга наших идей (Дж. Локк).

Идеи не имеют производной природы, не выступают, как это утверждалось в вульгарном материализме, лишь результатом отражения объективной, внеположной сознанию действительности. Идеи способны производить новое содержание. Идеи отражают социальную реальность, но и социальная реальность отражает идеи.

Идеи имеют социальные и культурные основания. Идея права должна рассматриваться в социокультурном контексте. Идея права для античности и нового времени – это не одна и та же идея: для античности это, скорее, справедливость, для эпохи нового времени – свобода. Ценности, задающие основания и цели социальных институтов, задаются идеями.

Метафизическая идея – базовое представление, организующее и мышление, и деятельность, определяющее основу философской картины мира, выходящее за пределы действительности, способной быть непосредственно воспринятой органами чувств.

Н.Н. Тарасов утверждает: «Относительно сложных объектов, – а право, вне всякого сомнения, относится именно к таким, – любые начальные суждения могут рассматриваться или как метафизические (не имеющие логических оснований) полагания, или как априорные знания. Однако как раз в оппозиции такому подходу и находится научное мышление, не признающее априорных истин и исключающее из своей сферы метафизические полагания». Иными словами, метафизические идеи выступают первичными «точками опоры» в описании права как объекта. К аналогичным выводам приходят А.В. Поляков и И.Л. Честнов.

Н.Н. Тарасов: отношение к метафизическим полаганиям в истории правоведения западной традиции.

Аристотельская и классическая научная традиции. У Аристотеля, сделавшего науку самодостаточной сферой, не «встроенной» в другие сферы и виды деятельности, познание было главным образом метафизическим постижением мира, осуществляемым, прежде всего, путем построения со-ответствующей онтологии. По Аристотелю, научное мышление – это рассуждения, подчиняющиеся, с одной стороны, определенным правилам, а с другой - соответствующие определенной онтологии. Для античного познания характерны метафизические полагания, исходные мыслительные построения, предопределяющие признаки и свойства объектов.

Истина в античной рациональности достигается рассуждениями, осуществляемыми по установленным правилам (в современном понимании - логики) и в рамках определенных метафизических первоначал. «Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами и причина их бытия не в чем- то другом, а, наоборот, они сами причина бытия всего остального; так что в какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине». (Аристотель. Метафизика. С. 95.)

 


 

Вопрос 51.Роль философских спекуляций в правоведении.

 (Н.Н. Тарасов)Философские спекуляции – принятый в философии метод размышления в рамках категорий и способов, не нуждающихся в обращении к практике, экспериментальной проверке выводов. В современном правоведении философские спекуляции широко используются при обсуждении таких принципов права как справедливость, гуманизм, проблематики ценностей в праве, сущности и функций права. В основе спекулятивного познания – система целенаправленных операций, которые не обосновываются, не рационализируются, а принимаются. (Причем целенаправленное обращение юридического сообщества к спекулятивному способу познания актуализируется в переходные периоды эволюции правовых систем, когда общество – в силу ряда факторов – теряет устойчивую основу в виде общепризнанных ценностей, фундирующих собой восприятие государственно-правовой действительности. Через обращение к философским спекуляциям юристы, как правило, выстраивают основания правовой идеологии с претензией сформировать ценностно-целевой фундамент действующей правовой системы, который придает ей осмысленность и устойчивость. Последний такой период в истории российского правоведения датируется концом 80-х – началом 90-х гг. XX столетия, когда юристы искали в («классическом» и «возрожденном») естественно-правовом учении, (нео)кантианстве и (нео)гегельянстве замену официальной доктрины марксизма-ленинизма.)


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1061; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!