Вопрос 47.Неэмпирические критерии истинности в правоведении



В науке неэмпирические критерии истинности стали специально исследоваться как следствие понимания того, что объект и предмет науки не тождественны (результат второй научной революции), что метод исследования обусловливает содержание научной теории, что позиция «абсолютного наблюдателя» как чистого сознания, дистанцированного от объекта и способного сфотографировать объект во всей полноте и точности его свойств и отношений невозможна, что средства познания формируют предмет науки (период перехода от классической научной рациональности к неклассической, рубеж XIX и XX вв.).

Возникла необходимость обращения не к некоторой реальности как способу верификации теории (ранее: наблюдение (Аристотель), создание механических систем (XVII век), эксперимент (классическая физика Ньютона и др.), общественно-историческая практика (основоположники марксизма) или в неопозитивизме (логическом позитивизме т.н. Венского кружка) сведение теории к системе протокольных утверждений и проверка их в отдельности на истинность).

По мнению Н.Н. Тарасова, истинностной оценки требует не только собственно научное знание, а научная теория как таковая, в рамках которой мыслимо сосуществование «истинных» и «неистинных» положений. Что, по сути, исключает возможность ее оценки в рамках классической корреспондентской концепции истины. Эти обстоятельства инициируют обращение к неэмпирическим критериям истины.

Исаков В.Б. Неэмпирические критерии истинности в юридической теории. Решающее значение социально-правового опыта не исключает использования иных звеньев многообразной по своим проявлениям практики. В частности, известные методологические ориентиры можно найти внутри самой научно-познавательной деятельности. В практике познания сложились определенные принципы, правила, критерии, позволяющие с большей или меньшей достоверностью судить об истинности выдвигаемых теоретических концепций. В философской литературе они получили название «неэмпирических» («внеэмпирических») критериев истинности. Термин «неэмпирический» обозначает группу методологических ориентиров, выработанных в практике правового познания — специфической области социально-правовой практики. К числу неэмпирических критериев истинности, по нашему мнению, можно отнести простоту, конструктивность и проверяемость теоретических положений.

Одним из критериев истинности теории является ее простота. «При правильной постановке вопроса, — отмечает В.С. Швырев, — в гносеологическом и методологическом отношении критерий логической простоты может служить дополнительным, вспомогательным свидетельством в пользу истинности той или иной теории». Простоту как критерий истинности не следует сводить к субъективному удобству и легкости усвоения теории. Она представляет собой объективное качество теоретических построений.

Простота проявляется в ряде признаков, среди которых можно отметить следующие:

1. Концепция обладает четкой логической структурой, отношения между ее разделами ясны и определенны. 2. В построении концепции отсутствуют диспропорции(например, большое количество однородных разделов, не объединенных между собой).

3. Выдержан единый уровень разработки проблем, соответствующий теме и назначению работы.

4. Результат получен минимальными теоретическими средствами.

5. Концепция не содержит неработающих элементов.

В философской литературе убедительно показано, что использование критерия простоты связано с существом процесса познания. В частности, обращается внимание на то, что простые и определенные гипотезы более информативны, так как в большей степени ограничивают многообразие ожидаемых событий. Информация в данном случае понимается как снятое (уничтоженное) разнообразие.

Признание критерия простоты, на наш взгляд, ни в коей мере не противоречит факту, что многие правильные и получившие признание идеи первоначально формулируются сложно. Однако верные научные мысли обладают замечательным свойством — способностью к упрощению.

 

Другим неэмпирическим критерием является, по нашему мнению, конструктивностьтеоретических концепций. Это близкий к простоте и связанный с ней, но все же самостоятельный признак. Различие между ними заключается в том, что простота — структурная характеристика, а конструктивность связана с динамикой, развитием теории.

Конструктивность теоретических положений — также объективное их свойство, которое проявляется в ряде признаков:

1. Концепция согласуется с существующей теоретической системой, использует общепризнанные понятия, конструкции, идеи.

2. Концепция развивает более широкую(или узкую) теорию, созданную в науке.

3. Концепция снимает существующие в науке противоречия. 4. Концепция не является замкнутой, окончательно завершенной: ясны пути и способы ее дальнейшего развития.

5. Концепция интегрирует новые факты, которых не существовало в период ее создания.

6. Концепция проявляет способность к созданию различных модификаций, проникновению в новые области науки(например, общетеоретическая концепция применяется в отраслевых науках, переходит в науку международного права и т. п.).

Как и простота, ни один из названных признаков не может служить безусловным основанием для вынесения приговора теоретической идее. Но разграничить более и менее удачные теории с их помощью возможно. Немаловажно и то, что их использование позволяет определить «уязвимые места» теоретических построений, выявить положения, нуждающиеся в доработке или дополнительном разъяснении.

Критерий конструктивности направлен против поспешных, недостаточно продуманных и произвольных теорий, он ориентирует на всестороннее использование уже имеющихся достижений науки. Однако при этом необходима известная осторожность, так как негибкое применение критерия конструктивности может помешать возникновению принципиально новых оригинальных идей, ломающих устоявшиеся представления, способствовать появлению консерватизма в юридической науке. Критерий совместимости новой концепции с теорией не следует также понимать как совпадение со взглядами отдельных ученых и научных школ. Противоречия и разнообразие мнений, особенно когда речь идет о новых проблемах,— естественное явление в развитии науки.

Важный неэмпирический критерий истинности — проверяемость теоретического знания. «Имеется безусловный критерий,— пишет академик А. Мигдал,— различающий научные и вненаучные вопросы. Вненаучными являются все те утверждения, которые не допускают хотя бы принципиальной проверки... Имеется в виду не обязательно реальная, а хотя бы мыслимая возможность проверки».

Таким образом, под проверяемостью знания понимается не проверка его на опыте, а сводимость теоретического знания в проверяемую форму, потенциальная возможность его проверить. (В философии науки эта идея в несколько ином виде представлена принципом фальсифицируемости научного знания К. Поппера. По Попперу, теории различаются по отношению к возможности постановки эксперимента, способного, хотя бы в принципе, дать результат, который опровергнет данную теорию. Теория, для которой существует такая возможность, называется фальсифицируемой. Теория, для которой не существует такой возможности, то есть в рамках которой может быть объяснён любой результат любого мыслимого эксперимента (в той области, которую описывает теория), называется нефальсифицируемой.)

Проверяемой формой знания, по нашему мнению, выступают эмпирические понятия.

 


 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1489; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!