Вопрос 17.Типы научной рациональности и формы юридического мышления.



Различают три типа научной рациональности: классический (XVII – XIX вв.), неклассический (конец XIX – первая половина XX в.) и постнеклассический (последняя треть XX века) становление и смена которых – научная революция. Переход науки от первого этапа к другому есть смена типов научной рационализации, и состоит в характере научной рефлексии («самосознание науки»), т.е. отношения в представлениях о философско-методологических основах научного познания.

Классический этап (Ньютон) – объект ориентации, стремление максимально исключить из процесса научное познание все, что относится к субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Таким образом, гносеологический идеал науки данного этапа – объективное, абстрактное, истинное знание о природе.

Неклассический этап подразумевает соотнесение научного знания с познавательной деятельностью субъекта, учет влияния форм и средств познавательной деятельности на содержание получаемого знания. В рамках неклассической рациональности стали утверждать, что существует два мира – естественный и идеальный (понятия, теории, гипотезы и др.), и они устроены по разным законам. В неклассической рациональности появляется когерентная концепция истины, которая рассматривается как дополняющая классическую корреспондентскую концепцию истины.

Постнеклассический этап характеризуется включением в структуру научного познания задач, целей и ценностей не только «внутренних», но и социальных. Особенно это касается прикладных исследований, которые нередко зависят от политических стратегий, социальных заказов, финансирования, подготовки кадров и т.д.

 

 

Понятие — это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта (примеры понятий: «карандаш», «растение», «небесное тело», «химический элемент», «мужество», «глупость», «нерадивость» и т.п.).

Суждение — это форма мышления, которая состоит из понятий, связанныхмежду собой и что-либо утверждает или отрицает (примеры суждений:«Все планеты являются небесными телами»; «Некоторые школьники — это двоечники»; «Все треугольники не являются квадратами» и т.п.).

Умозаключение — это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений вытекает новое суждение или вывод.

Вопрос 18.Философия права: понятие и место в системе юриспруденции.

 

В результате попытки реализации эпистемологического идеала классической науки в правоведении школой естественного права философия права становится частьюпрофессионального сознания юристов. Восприняв ценностным образом научнуюгносеологическую установку, школа естественного права является философско-правовой доктриной по своему методу. (Не случайно, что из юридико-догматической области ее представителями была затронута, пожалуй, только проблема субъекта права.)

Философия права – самостоятельная сфера юридической мысли, она пытается сформировать идеальный образ права. Задача философии права не в том, чтобы обращаться к некоторым реальностям, рефлектировать некоторые практики, заниматься обобщением и строить понятия научного типа, а в том чтобы, дедуцируя универсальные философские принципы, задать идеальный образ права, образцовую картину, к которой должно стремиться человечество, т.е. постулирует, как должна быть устроена правовая действительность. Школа естественного права задавала модус должного, образец права – неотъемлемые, естественные права человека. Поэтому школа естественного права представляла собой не науку права, а философию права. Миссия философии права – задать идеальный образ права, а юридическая наука и практика ориентируется на этот образ, приближаются к этому состоянию и тем самым достигается общественное здоровье, состояние общественного порядка, основанного на универсальных ценностях и идеалах.

Философия права не может быть признанаотличной от энциклопедии наукой. Философия права и энциклопедия права одно и то же. Это только подготовительные стадии к образованию одной обобщающей дисциплины—общей теории права. Потребность в такой общей теории сознавалась уже давно, но прежде в ней видели нечто отличное от энциклопедии, долженствующее существовать наряду с ней. Таково воззрение Фалька (1821, «Юридическая энциклопедия»). Он предлагает заменить естественное право общей теорией права, которая бы содержала изложение общих юридических истин, получаемых путем анализа положительного права.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1845; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!