Вопрос 12.Возникновение научного познания. Типы научной рациональности.



В бытовом контексте любая область специального знания называется наукой. В специальной литературе под наукой понимается особый тип познания, осуществляемый на принятых в данной парадигме философских основаниях и в соответствии с установленными нормами познавательной деятельности. В этом смысле считается, что наука в том понятии, которым пользуются теперь, возникает достаточно поздно – в XVI–XVII веках, и ее возникновение связано с конкретными исследованиями Галилея и Ньютона и философскими рефлексиями Бэкона и Декарта. Господствующий тип познания, что существует до этого, иногда называют донаучным познанием или философским типом познания.

Наука – это способ производства нового знания о природе и обществе и упорядочения такого знания, приведения его в систему, способ, который осуществляется определенными средствами и по определенным правилам (построения концепций и их экспериментальной проверки). Это такой способ познания, который создает собственный язык, отличный от бытового (долгое время считалось, что язык науки – это исключительно язык математики, но сейчас появляются и другие языки). Научные знания получены в процессе, который является нормируемым, способы получения знания являются воспроизводимыми, полученные знания позволяют строить разного рода практики (инженерные, социальные и др.).

Наука – исторически возникающая в конкретной социокультурной ситуации, разрабатывающая собственные методы и средства деятельность по производству и организации объективного, достоверного, проверяемого, обоснованного и т.д. знания. Таким образом, это не любая рационально организованная познавательная деятельность, а та, которая осуществляется по определенным правилам, определенными средствами и методами.

Различают три типа научной рациональности: классический (XVII – XIX вв.), неклассический (конец XIX – первая половина XX в.) и постнеклассический (последняя треть XX века) становление и смена которых – научная революция. Переход науки от первого этапа к другому есть смена типов научной рационализации, и состоит в характере научной рефлексии («самосознание науки»), т.е. отношения в представлениях о философско-методологических основах научного познания.

Классический этап (Ньютон) – объект ориентации, стремление максимально исключить из процесса научное познание все, что относится к субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Таким образом, гносеологический идеал науки данного этапа – объективное, абстрактное, истинное знание о природе.

Неклассический этап подразумевает соотнесение научного знания с познавательной деятельностью субъекта, учет влияния форм и средств познавательной деятельности на содержание получаемого знания. В рамках неклассической рациональности стали утверждать, что существует два мира – естественный и идеальный (понятия, теории, гипотезы и др.), и они устроены по разным законам. В неклассической рациональности появляется когерентная концепция истины, которая рассматривается как дополняющая классическую корреспондентскую концепцию истины.

Постнеклассический этап характеризуется включением в структуру научного познания задач, целей и ценностей не только «внутренних», но и социальных. Особенно это касается прикладных исследований, которые нередко зависят от политических стратегий, социальных заказов, финансирования, подготовки кадров и т.д.

 

Вопрос 13.Гносеологическая установка и исследовательские методы школы естественного права.

Гносеологическая установка школы естественного права основывается на эпистемологическом идеале классической научной рациональности (см. ниже ее характеристику). Научная система мышления, которую сейчас принято называть «классической научной рациональностью», формируется под влиянием первой научной революции в естествознании в XVI столетии (Коперник, Галилей, Ньютон). Данная система построена на отрицании положений Аристотельской системы мышления, античной рациональности.

Аристотелевская система мышления Научная система мышления
  1. Первичны идеи: прежде чем исследовать вещь, необходимо понять, что она есть сама по себе. Идеи имеют онтологический статус (рассуждающий тип познания)   2. Математика не пригодна для изучения объектов природы. 3. Знания начинаются с размышлений, метафизических полаганий 4. Истинность знаний определяется правилами рассуждений. 5. Мир конечен (конечно число его законов), организован по законам гармонии и познаваем во всей полноте своих свойств 6. Аристотель различает естественные объекты, «фюсис», и объекты, созданные деятельностью человека, «техне» 1. Первичен метод: прежде чем понимать вещь, необходимо ее исследовать (исследующий тип познания) 2. Математика – основной метод изучения объектов природы. («Книга природы написана на языке математики, Г. Галилей) 3. Знание содержится в самом объекте, его следует правильно извлечь оттуда 4. Истинность знания определяется опытом, экспериментом. 5. Мир бесконечен, организован по собственным законам, количество которых бесконечно. Наука лишь приближается к познанию мира как целого, но никогда полностью его не познает. 6. Естественные (первичные) и искусственные (производные) объекты не различаются, устроены по единым законам

До XVI века доминировала Аристотельская система познания, а после XVI века доминирует научная система познания.

Исследовательский метод школы естественного права. Логика данного усмотрения хорошо реконструирована Ф.В. Тарановским: «Спрашивается, что должно служить аксиомой для системы права? Ответ на этот вопрос получался на основании нижеследующего предварительного рассуждения. Аксиома - это определение простого неразложимого понятия. Нужно, следовательно, найти простейший, неразложимый элемент в праве и определить его. Право регулирует сожитие людей в обществе. Оно есть понятие сложное, как сложно самое общество, являющееся союзом множества людей, приспособляющимся для совместного осуществления многими людьми целей каждого из них в отдельности. Простейшим элементом в понятии общества, а через него и в понятии права, является отдельный человек, или индивид (дословно: неделимый). Необходимо поэтому выяснить сущность индивида, определить природу отдельного человека. Из такого определения, из основного свойства индивидуальной природы человека можно будет путем спокойного рассуждения (ratiocinatione animi tranguilli) вывести по непрерывной линии дедукции (uno deductionis filo) всю систему истинного права. Право это по источнику своего происхождения будет именоваться естественным правом (jus naturale) и противополагаться произвольному праву (jus voluntarium) всякого внешнего установления».

 (Н.Н. Тарасов) «Можно считать, что к концу XVIII века в европейской юриспруденции, по сути дела, сложилось два слабо взаимодействующих направления развития: философско-правовое и догматическо-юридическое. Философы естественного права объявляют техническую юриспруденцию не способной регулировать социальные отношения. Юристы догматической традиции обвиняют школу естественного права в философствовании, уходе от действительности и отказываются считать их юристами.

Философско-правовое направление, безусловно, находится под сильным влиянием идей рационалистической философии. Однако апелляция рационалистической философии к разуму как единственному орудию и источнику познания, видимо, не представляла для юридического позитивизма принципиальной новации, поскольку такой «писаный разум» в лице римского права ему уже известен и освоен.

В силу этого позитивная юриспруденция по-прежнему не видит особых причин соотносить свои методы с гносеологическими установками рационалистической философии и, в этом смысле, не становиться наукой в принятом понимании».


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!