Вопрос 10.Культурное значение догматической юриспруденции.



Определить культурное значение догматической юриспруденции – значит раскрыть каналы и формы ее влияния на юридическое мышление, специфику организации профессионального сознания, своеобразия «картины мира», языка юристов, отличающих его от обывателя, определить влияние догмы права на формирование единиц юридического мышления – юридических конструкций, норм и принципов.

Культурное значение догмы права можно обнаружить при оценке С.С. Алексеевым культурно-исторического значения пандектистики. Она, по оценке автора, является «первой в истории универсальной системой юридических знаний, а положения юридической догматики (нашедшие воплощение в германском гражданском уложении, в российских законопроектах по гражданскому праву, в современном гражданском законодательстве) — одним из наиболее высоких достижений юридической мысли, которое вполне обоснованно находит признание как феномен наднационального порядка». При таком взгляде догма права получает представленность в юридической мысли, а основанием отношения к ней как юридической догме становятся не только императивы позитивного права, но и авторитет правовой культуры.

В силу этого, юридическую догму оправданно рассматривать как социокультурный феномени понимать как фундаментальные правовые установления и конструкции, средства и методы правового регулирования, формы и правила юридической деятельности и т.п., формирующиеся в процессе исторического развития права и воплощающиеся в конкретных правовых системах.

«Именно юридическая догма, представленная как «овеществленная» правовая культура, как собственное содержание права, может рассматриваться и как реализованная догматическая юриспруденция, объективированное юридическое мышление. При таком подходе положения юридической догмы, с одной стороны, как бы «оестествляются» т.е. начинают требовать к себе отношения как к определяемым его природой естественным свойствам права, а с другой — являются материалом для научной реконструкции способов юридического мышления. В этом смысле не исключено, что обнаружение собственных, не зависящих от конкретного общества закономерностей права, его собственных оснований становления и развития может состояться именно на пути теоретического исследования правовой догмы, догматической юриспруденции».

(Михайлов А.М.) Догматическая юриспруденция во-первых, сформировала инженерный тип юридического мышления с его формализацией социальных отношений, установкой на целесообразное регулирование, восприятие истины как формальной правоты (догма римского права); во-вторых, определила дедуктивную организацию мышления континентальных юристов (догма континентального права); в-третьих, обусловила восприятие позитивного права как комплексов конструкций, основания которых сформированы правовой доктриной (догма континентального права).

Более того, сам процесс догматизации в правоведении позволяет за счет формы «консервировать» и транслировать определенные социальные ценности, выражать их в форме конструкций, т.е. по сути формировать механизм обеспечения социальной реализации таких ценностей.


 

Вопрос 11.Рациональные обоснования естественного права.

Смещение социальной проблематики XVII - XVIII веков в политическую область привело к расцвету философской рефлексии европейского сознания и во многом деактуализировало собственно юридические (догматические) исследования. Все попытки критики юриспруденции в этот период носят, преимущественно, философский характер. Откликаясь на идейные течения времени, юридическое сознание стремится определить свое место в господствующих философских системах, сформировать фундаментальную идеологию юриспруденции, прежде всего через обращение к идее права. Одним из наиболее значимых результатов таких попыток явилось возникновение школы естественного права Г. Гроция, владевшей умами философов и юристов XVII - XVIII веков.

С точки зрения методологии познания школа Г. Гроция интересна тем, что эта была первая попытка, когда юристы вышли за пределы своих привычных представлений и обратились к доминировавшим в ту эпоху формам познания или научной рациональности. До этого времени юристы пользовались только собственными методами интеллектуальной работы и не обращались к философским и научным методологиям познания. Именно школу естественного права можно считать пионером в этой области, поскольку она попыталась использовать математический, а затем и метод естественных наук в области правоведения и построить для правового познания систему подлинно научного знания, аналогичную математике и естественным наукам.

Школа естественного права исходит из того, что нужно строить научное правоведение по

 

образцу естественных наук. Сначала в научном исследовании права следует определить первичные элементарные понятия, в физике такими являются, например, точка, вектор, сила. С онтологической точки зрения первичным неделимым элементом права является субъект, представленный как человек. В юридическом пространстве человек мог быть описан как система определенных возможностей. Школа естественного права атрибутировала человека некоторым набором возможностей, неотъемлемых от данного субъекта, которые она назвала правами человека – в другом смысле, нежели мы сейчас понимаем.

Все свои построения школа Г. Гроция стала формировать на оппозиции доминирующей в то время традиции позитивной юриспруденции, где основным элементом права рассматривались юридические нормы или законы. Право и закон конкретного государства с позиции позитивной юриспруденции тождественны. Задачи юриспруденции, с позиции школы позитивного права, состоят в том, чтобы придать законодательству культурные формы, те которые в качестве образцов содержатся в Кодексе Юстиниана, разработать для этого законодательства юридические конструкции, произвести систематизации, дать точные терминологические описания, определить сами термины, и в этом смысле создать условия для эффективной работы законов, т.е. юридической практики. Задача юристов с позиции школы естественного права – понять и познать природу права, основания права его социальные и культурные законы, открыть их, как открывают в физике законы природы, и сформулировать это в законодательстве конкретной страны. В этом смысле школа естественного права утверждает, что право объективно по своей природе, универсально, правовые закономерности и принципы работают независимо от того, в какой стране, у какого народа существует право. Право универсально, именно в этом универсуме права и лежат основные законы, которые и нужно открыть, а систематизации, терминология, конструкции, классификации – это все низшая юриспруденция, техника. Познание естественного права – это наука, а позитивная юриспруденция – это техника, инженерная деятельность.

С точки зрения методологии познания школа Г. Гроция интересна тем, что эта была первая попытка, когда юристы вышли за пределы своих привычных представлений и обратились к доминировавшим в ту эпоху формам познания или научной рациональности. До этого времени юристы пользовались только собственными методами интеллектуальной работы и не обращались к философским и научным методологиям познания. Именно школу естественного права можно считать пионером в этой области, поскольку она попыталась использовать математический, а затем и метод естественных наук в области правоведения ипостроить для правового познания систему подлинно научного знания, аналогичную математике и естественным наукам.

По мнению школы естественного права, глоссаторы и постглоссаторы, находясь в подчинении церкви и логики, исказили римское право, восприняли лишь внешнюю, формальную сторону этого установления, и поэтому вся развивавшаяся к тому времени традиция была названа формально-догматической или технической юриспруденцией. Здесь намечается первое принципиальное противостояние между двумя подходами к праву: позитивно-правовым, при котором право отождествляется с законом конкретного государства и естественно-правовым (школой естественного права), при котором человек обладает некоторым набором неотъемлемых возможностей как прав, не создаваемых позитивными законами государства, а являющимися его неотъемлемыми возможностями по факту существования. Позитивно-правовые установления не могут посягать, уничтожать эти естественные права человека.

Школа классического юснатурализма XVII – XVIII вв. совершенно иначе смотрит на понятие естественного права, нежели античные мыслители. Для многих античных мыслителей естественное право – лишь принадлежность некоторого объекта к своему месту в существовавшей картине мира. Так, для раба естественным правом было быть рабом. Естественное право – отношение к естественному представлению в существующей картине мира. Для представителей школы естественного права в основании позитивного права должен лежать разум, который естествен по своей природе. Школа естественного права продолжала интеллектуальную традицию, начальные идеи которой лежат еще в XIV веке. Значительное культурное влияние на формирование школы естественного права оказал протестантизм, который сформировал в западной культуре институт личности, по своему ценностному масштабу сопоставимый с институтом государства. Благодаря протестантизму был сформирован институт личности, позволяющий индивиду быть независимым от общества.

Школа естественного права попыталась обосновать содержание норм права свойствами человеческого мышления. Ее представители приняли мышление естественным свойством человека. Если право создается путем рационализации, а значит, в человеческом мышлении, то и само право приобретает качество естественности. Именно эти представления создали ту идеологическую атмосферу, в которой и стали формироваться представления о правах человека – неотъемлемых свойств разумной природы человека, которые обладают прямым действием.

Как идеология права человека – комплекс идей, которые являются результатом философских рефлексий, действующих в обществе постольку, поскольку они оестествились для определенного общества как императив его мышления (клише сознания: безусловное убеждение в том, что именно так устроен окружающий мир). Пока в обществе права человека в общественном мышлении не станут императивом на уровне простейших представлений, до тех пор ни о каком прямом действии и юридическом смысле прав человека говорить нельзя.

В результате попытки реализации эпистемологического идеала классической науки в правоведении школой естественного права философия права становится частью профессионального сознания юристов. Восприняв ценностным образом научную гносеологическую установку, школа естественного права является философско-правовой доктриной по своему методу. (Не случайно, что из юридико-догматической области ее представителями была затронута, пожалуй, только проблема субъекта права.)

Философия права – самостоятельная сфера юридической мысли, она пытается сформировать идеальный образ права. Задача философии права не в том, чтобы обращаться к некоторым реальностям, рефлектировать некоторые практики, заниматься обобщением и строить понятия научного типа, а в том чтобы, дедуцируя универсальные философские принципы, задать идеальный образ права, образцовую картину, к которой должно стремиться человечество, т.е. постулирует, как должна быть устроена правовая действительность. Школа естественного права задавала модус должного, образец права – неотъемлемые, естественные права человека. Поэтому школа естественного права представляла собой не науку права, а философию права. Миссия философии права – задать идеальный образ права, а юридическая наука и практика ориентируется на этот образ, приближаются к этому состоянию и тем самым достигается общественное здоровье, состояние общественного порядка, основанного на универсальных ценностях и идеалах.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 879; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!