Вопрос 5. Культурно-исторические условия становления догматической юриспруденции.



Римское право не прекратило свое действие в 6-7 веках, оно продолжает действовать как реальная регулятивная система, существовать как правопорядок непрерывно в историческом контексте. Оно теряет свою целостность и действует фрагментарно, действует с каноническим, архаическим правом. Как некоторая целостная система оно уже не существует.

В конце XI – начале XII в. в Западной Европе происходит первый ренессанс (возрождение) – возникает интерес, актуализируется внимание к античной культуре после периода тотального и очень жесткого христианства, начинает возрождаться античная мысль и культура. Постепенно в сознании интеллектуальной элиты западного средневековья античная культура мифологизируется, формируется представление о Юстиниановом Своде как о писаном разуме и по отношению к нему применяются те же методы экзегезы, что и к Библии.

Особенностью данного периода является то, что Европа в ту эпоху представляет собой жалкое зрелище, она полностью утратила все культурные традиции, произошла очень сильная интеллектуальная деградация, развитие мысли фактически остановлено. Европа даже труды великих греческих авторов получает в арабских переводах.

 И в этом смысле европейское сознание внезапно для себя обнаруживает, что в его прошлом существует великая культура, которая во всех смыслах превосходит настоящее.

Формируется отношение к античности как к достижению мысли, как к веку предельных образцов человеческой культуры, знакомство с искусством, это просто эмоциональное отношение, содержание не критикуется.

Результаты интеллектуальной деятельности римских юристов начинает восприниматься как предельное достижение человеческой мысли, которое нельзя превзойти.

Такое отношение начинает распространяться и на Свод Юстиниана. Глоссаторы, которые начинают изучать Свод Юстиниана, вдруг сталкиваются с таким уровнем юридической мысли, который является для них практически недоступным. Поэтому они ставят себе цель понять этот текст, начинают относиться к Своду Юстиниана, примерно так, как теологи относятся к Библии. Средневековые юристы считают Свод Юстиниана ratio scripta, т.е. писаным разумом.

Вместе с тем средневековым юристам неизвестны социальные основания римского права, поскольку в период XI-XII веков уже нет социокультурной действительности, соответствующей институтам римского права, поэтому глоссаторам приходится работать с римско-византийским правовым материалом лишь в плане текста («текст – это все»). Глоссаторы работают в области логических исследований, относятся к тексту Свода Юстиниана как к идеальному юридическому порядку. По методу работы глоссаторы занимались схоластикой, а по содержанию – социальным нормированием. Юристы вынуждены работать с кодексом схоластическим образом, т.е. исключительно спекулятивно, оперируя объектами, которым ничего не соответствует в социальной действительности.

При отношении юристов к Кодексу Юстиниана и выработалась догма. Догма выражалась в юридических конструкциях; были обозначены четко и логически оформлены термины; выявлены четко систематизирующие связи и отношения.

 


 

Вопрос 6. Глоссаторы и постглоссаторы: становление догмы права.

Первое серьезное начало систематической литературной разработки римского права на Западе было положено глоссаторами. Школа глоссаторов возникла в Болонье в начале XII стол. и просуществовала до средины XIII в.

Для академической деятельности и сознания глоссаторов характерны следующие черты.

Во-первых, отношение к Своду Юстиниана как к священному писанию, не имеющему недостатков, предельному образцу юридической культуры. В действительности Юстинианов свод гражданского права – достаточно разнородная компиляция и несистематизированное обобщение разного рода текстов, которые по своей исторической протяженности охватывают период в несколько сотен лет. Поэтому стремление глоссаторов познать содержание Свода как единую целостную систему юридического знания являлось исторически необоснованным и бесперспективным.

Во-вторых, основной способ работы глоссаторов – аристотелевская логика, такая ее часть как аподиктика. Аподиктика не обращается к основаниям утверждений, не ставит вопрос о том, насколько справедлив сам термин, поскольку термины для нее – явления очевидные сами из себя. Аподиктика занимается лишь правилами оперирования терминами. Юристы средневековых университетов являются великими логиками.

Глоссаторы стремятся разъяснить все термины Кодекса, соотношение этих терминов, т.е. адекватно и в полном объеме перевести язык Свода на язык, понятный интеллектуалу средневековья. Но юридической наукой глоссаторы не занимаются: не исследуют социальную основу права, историческое развитие, не создают универсальных теоретических моделей, и пр.

 

Во второй половине XIII столетия в юриспруденции замечается некоторый поворот, и на смену глоссаторам приходят так называемые комментаторы или постглоссаторы.

Работая над источниками римского права, постглоссаторы оперируют уже не столько над самими источниками, сколько над толкованиями глоссаторов; они, комментируют глоссы, вследствие чего их и называют комментаторами. Они действительно менее знают подлинный текст "Co ", чем глоссаторы, ко времени возникновения этого направления без изменения приемов исследования едва ли можно было извлечь из текста юстиниановского Свода более того, что было извлечено глоссаторами.

Комментаторы в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки. И в этом заключается большой шаг вперед, сделанный комментаторами по сравнению с их предшественниками.

Комментаторы незаметно приспосабливали римское право к потребностям и условиям современной им жизни и в этом отношении оказывали огромную практическую услугу своему времени. Нужно добавить, что они в гораздо большей степени, чем глоссаторы, участвовали в практической жизни как консультанты, и очень часто их диалектика имела своей целью сделать из положений римского права тот вывод, которого требовала новая жизнь.

Значение школы глоссаторов. (Из монографии Н.Н. Тарасова)Роль глоссаторов получила у разных авторов оценки, существенно отличающиеся по содержанию.

1. Одни исследователи считают, что заслуги глоссаторов не стоит переоценивать, поскольку они только переписали и поверхностно истолковали (глоссировали) текст Юстинианова Уложения.

2. Другие считают, что глоссаторы не только толковали, устраняли пробелы и противоречия в тексте Кодекса, но и приспосабливали «Юстинианово право к современной им жизни».

3. Третьи склонны полагать, что именно глоссаторы заложили основы европейской правовой традиции и юридической науки.

Роль глоссаторов, таким образом, усматривается в том, что они, очистив от случайностей и наслоений, устранив пробелы, противоречия и «темные места», сделали предельно отчетливыми те качества римского права, которые и позволили смотреть на него как на «писаный разум».


 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1040; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!