Античная философия в поисках истинного Блага.



С.А.Кудрина

Проблема ценностей:

Человек в поисках Истины, Добра и Красоты.

Что такое аксиология?

Античная философия в поисках истинного Блага

Христианство: «Собирайте себе сокровища на небе»

Опрокинутые» ценности.

Что такое аксиология?

Учение о ценностях, или философскую теорию общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков, называют аксиологией(греч. axia — ценность, logos — слово, учение).

Иммануил Кант определял ценности как требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Традиционно начало учения о ценностях связывается с именем Р.Г.Лотце (1817-1881), который ввел в анализ логических и математических истин понятие "значимости" как специфической характеристики мыслительного содержания Понятие же «ценности» в аналогичном смысле Лотце использовал в основном в эстетических и этических контекстах. Тема ценностей развивалась в трудах философов Баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда и Генриха Риккерта, в учении Макса Шелера и др.

Ценностями определяется целеполагание.М.Шелер, например, заметил, что цели не являются чем-то внешним и не определяют содержание воли – наоборот, цели различаются по тому, какими ценностями направляется воля: добрая личность ставит и благие цели. Даже направление познавательной деятельности зависит от иерархии ценностей. Почему одни мыслители выбирают в качестве предмета исследования природу, другие – историю, третьи, как, например, Гераклит Эфесский, отказываются от познания частностей в пользу вечного Логоса, утверждая, что «многознание уму не научает»? Неокантианец Генрих Риккерт разработал учение о ценностях не только как основу теории нравственного действия, но и как фундамент теории истинного знания. Он утверждал, что в основе познания лежит воля («воля, хотящая естествознания», «воля, хотящая истории» и т.п.). Следовательно, - познать – значит занять определенную позицию по отношению к ценностям (на этой идее основан принцип «отнесения к ценности»).

Несмотря на то что само понятие ценности впервые встречается у Канта, а начало аксиологии связывают с Лотце, вопросы, которые теперь называют аксиологическими, философы поднимали с древнейших времен. Иерархичность мышления, наличие убеждений и предпочтений, определенные точки зрения при оценке идей и событий, поиски смысла жизни и истории и вообще наличие каких бы то ни было мировоззренческих позиций - все это свидетельствует о том, что тема иерархии ценностей вовсе не есть изобретение философов нового и новейшего времени.

«Настоящая, большая философия, заслуживающая своего имени и ведущая к действительной мудрости, - писал Иван Ильин, - слагается в предметном переживании и верном познавании тех ценностей, черезкоторые самая жизнь человеческая получает свой смысл и свое значение; она исследует то, ради чего человеку и человечеству только и стоит жить на земле»[1].

История философии, в отличие от истории частных наук, опирающихся на опыт, есть, в первую очередь, история онтологического вопроса «что есть безусловно сущее?» Этот вопрос вовсе не был праздным: ведь человек живет вполне осмысленно только тогда, когда отдает себе отчет в том, чему стоит служить, чему посвятить свою ничтожно короткую в сравнении с вечностью жизнь и чего следует избегать. Именно поэтому онтологический вопрос всегда лежал в основании философского поиска. Он неизбежно сопряжен с практическим вопросом: «и что же тогда для человека (или лично для меня) главное, что второстепенно и в чем смысл человеческой (или конкретно моей собственной) жизни?». Последний вопрос и есть вопрос о ценностях. «Что есть Благо?» - так сформулировал его древнегреческий философ Сократ. И ответ на него является фундаментом поиска направления духовной, нравственной и познавательной деятельности: если определены вершины онтологической и ценностной вертикалей, то в общих чертах очевидны и ответы на сформулированные в XVIII веке Кантом вопросы практического разума «что я должен делать?» и «на что я могу надеяться?».

Античная философия в поисках истинного Блага.

«Идея блага, - писал Платон, – вот это самое важное знание; через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное… без нее, даже если у нас будет наибольшее количество сведений обо всем остальном, уверяю тебя, ничто не послужит нам на пользу... К благу стремится любая душа и ради него все совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чем же оно состоит»[2].

В древнегреческой философии имело место одно из первых известных фундаментальных столкновений систем ценностей.

Первую позицию представляют философы, которые, при всем многообразии учений, искали единую, объективную и для всех общую истину. Среди них – Гераклит Эфесский, Парменид, Сократ, Платон и др. И поскольку изменчивый чувственно воспринимаемый мир сущим быть признан не мог, они уразумели, что знание о сущем требует особого, внутреннего нечувственного опыта и что добиваться его адекватности необходимо посредством особого внутреннего труда и нравственного очищения. Если бы мир не имел единого онтологического основания, то само по себе возникновение вопроса о вечном, неизменном бытии было бы невозможным. Да и весьма проблематично безосновное существование автономных субъектов: хотя бы внешнее сходство между людьми заставляет задуматься о едином источнике, не говоря уже о глубинных общих духовно-культурных корнях, коими являются вера, язык, мышление. Для упомянутых выше философов ценности отождествлялись с самим бытием и не мыслились отдельно от него. Абсолютное бытие есть – есть и абсолютная истина. Значит, существует и онтологически укорененная, абсолютная и неоспоримая иерархия ценностей. Следовательно, оправдана и надежда на то, что нравственные и эстетические ценности не могут быть относительны.

Благо и справедливость рассматривались как критерии самого бытия. По Платону, бытие иерархично. Иерархичен и человек: три начала души находятся у него в отношении соподчинения – разумное (высшее), пылкое и вожделеющее (в порядке ниспадения). Поэтому наиболее ценным, или, как выражается Платон, действительным, является то, что причастно вечности. У Платона идея блага является вершиной онтологической иерархии, и, следовательно, познание блага есть полное постижение божественного мира идей. В этом и состоит подлинное удовольствие, коренным образом отличающееся от удовольствий мнимых. Началом истинного познания является самопознание, обращение к своей собственной душе, которая имеет божественное происхождение.

Сократ, Платон, а впоследствии - неоплатоники (за исключением христианских неоплатоников) обесценивали тело, поскольку считали его причиной зла: «…душа философа решительно презирает тело и бежит от него, стараясь остаться наедине с собою…»[3].

Платон унаследовал уверенность в абсолютности истины у своего учителя Сократа. В диалогах Платона эта идея исходит именно из уст Сократа. Сократ говорил о невозможности отрыва познания истины от нравственного самосознания человека. Почему его принцип “Познай самого себя” предполагал достижение именно истины, а не конвенции, за которую ратовали в его времена софисты? Дело в том, что философия Сократа, сколь бы ни считали ее “антропологически ориентированной”, по сути своей глубоко онтологична: акт самопознания выводит человека за пределы самого себя, но не в море относительных истин, мнений и заблуждений, где “человек есть мера всех вещей”, а к единому Богу, который и есть гарантия достоверности самопознания, сочетающего в себе истину и нравственность как единое целое.

Иную позицию представляли софисты. Они провозгласили: «Человек есть мера всех вещей». Это значит: «ценности относительны и человек есть тупик». Обращаясь к себе, человек находит там только себя, только свою индивидуальную иерархию предпочтений, так как он есть граница, окончательная цель и тупик познания. Софисты были очень образованными людьми своего времени, поэтому вряд ли можно признать, что они наивно ошиблись, выводя тезис об относительности добра и зла из относительности чувственного познания. Это не выводимо, так как добро и зло не являются чувственно воспринимаемыми вещами. Уверенность в относительности добра и зла вытекает в философии только из отрицания вечного и святого.

Напротив, Сократ и Платон, как и Гераклит («Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские»[4]), веря в существование абсолютной истины и абсолютных ценностей, замечают, что добро, истину, красоту, справедливость чувственно постичь невозможно. Они постижимы только духовно, интуитивно, и это постижение сопряжено с нравственным очищением души, освобождением от пороков. «Истинное, - читаем у Платона, – это действительно очищение от всех страстей, а рассудительность, справедливость, мужество и само разумение – средство такого очищения»[5].

Поэтому встает вопрос о более высокой ценности духовно-интуитивного познания по сравнению с познанием чувственным – ведь речь идет о постижении того, что лежит за пределами чувственного мира. Опора исключительно на чувственное познание объясняется “нравственной спячкой”, поскольку это познание действительно по сути своей не нуждается в пробуждении совести и к категориям добра и зла не имеет ни малейшего отношения (поэтому певцы чувственного познания и не могут не провозглашать с такой легкостью относительность моральных ценностей).

Кто, что и зачем собирается познавать, к какой истине стремится – к абсолютной или относительной (правильнее сказать – к относительным истинам, поскольку относительная истина не может быть одна по определению) – это ценностный вопрос, который предваряет всякое познание. Искание абсолютной истины, добра и красоты есть искание Бога, стремление к вечности, требующее духовно-нравственного напряжения всего человека. Объект исследования у ищущих истины относительные – совсем иной. Это «мир сей», для познания которого человек обращается к чувственности, индукции, не утруждая себя духовно-нравственно; напротив, он, как правило, максимально абстрагируется от ценностей. Даже философский диалог для мыслителей первого и второго рода имеет различные цели - так же, как расходятся цели и пути самих философских исканий. Философский диалог – это форма, представляющая собой продолжение и выражение тех ценностей, которые философ имеет и предъявляет миру. Именно поэтому участие в диалоге есть не только обмен мыслями, но и в то же время демонстрация отношения к собеседнику (у философа, в отличие, скажем, от математика, это неразрывно связано). Смысл диалога у Сократа – обнаружение истины, а у софистов – всего лишь конвенция, навязывание своей воли. Отсюда отношение к собеседнику и вообще отношение к ближнему. С одной стороны - основанное на монотеизме трепетное сократовское отношение к душе другого как к священному сосуду, который имеет божественное происхождение и владеет истиной изначально, с другой стороны - софистическая логическая игра, навязывание мнения, где собеседник предстает лишь как объект манипуляции, средство удовлетворения тщеславия и воли к власти. В расслабляюще-прогулочной формуле Протагора «человек есть мера всех вещей...» определен идеал, предполагающий минимальное духовно-нравственное напряжение (или даже отсутствие такового), не требующий от человека духовного подвига, концентрации всех сил души и не ищущий благодати. Сократовский же принцип «познай самого себя» имеет совсем иной смысл: обращаясь к себе, человек обнаруживает только то, что душа его есть не ценность сама по себе, а врата в вечность, только начало познания Бога. Следовательно, сократовское «познай самого себя» означает: найди в себе врата вечные и не возгордись, поскольку к Истине может прийти лишь душа, познавшая свое неведение.

 

Таблица 1. Столкновение систем ценностей в античности.

 

Области разногласий   Позиция Сократа     Позиция софистов
  Онтология   Вечное, неизменное бытие есть «Ничто не существует, а если существует, то не познаваемо, а если познаваемо, то не выразимо».  
  Антропология   Душа человека имеет божественное происхождение     «Человек есть мера всех вещей», эмпирический субъект
  Учение об истине   Истина абсолютна, но она достигается через самопознание. Гарантия ее познания – монотеизм и божественное происхождение души человека     Истины субъективны и относительны, человек есть тупик познания
  Аксиология   Не могут быть относительны     Относительны, как и данные органов чувств.

Описанное выше столкновение систем ценностей не исчезло после упадка античной культуры. С новой силой оно возобновилось с появлением христианства. Христианство в России и Европе стало духовной опорой для утверждения вечных ценностей.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!