Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в России



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Понятие и сущность этнополитических конфликтов

1.1 Этнополитический конфликт: определение, сущность.

1.2 Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в России

 

2. Актуальные проблемы этнополитических отношений на юге России

2.1 Северный Кавказ: современные угрозы и вызовы

2.2 Осетино-ингушский конфликт: история и современное состояние

 

Заключение

 

Список литературы


Введение

В современной конфликтологии обозначились два подхода к анализу причин и факторов этнополитических конфликтов в России – это комплексный подход и подход, подчеркивающий принадлежность причин к политической сфере.

По своей структуре этнополитические конфликты сходны в целом с социально-политическими конфликтами, но имеют ряд особенностей:

  • этничность может выступать «камуфляжем» политической борьбы в элитных кругах государства;
  • этнополитические конфликты чаще всего имеют статусную природу и ведутся вокруг статуса той или иной этнической группы;
  • такие конфликты не столько конфликты интересов, сколько конфликты идентичностей (новые участники конфликта примыкают к той или иной стороне чаще из-за общей идентичности, нежели из близости позиций по конфликтному вопросу);
  • этнополитические конфликты из-за повешенной эмоциональности обретают высокую степень иррациональности;
  • для них характерно доминирование деструктивного начала над конструктивным;
  • как правило, этнополитические конфликты многофакторны (причины могут крыться не в ущемлении прав меньшинства, а в неудовлетворенности экономическим развитием региона компактного проживания).

Значимыми предпосылками возникновения этнополитических конфликтов являются экономические интересы этнических элит,которые сосредоточены в сфере добычи и переработки природных ресурсов, их экспорта, во внешнеэкономической деятельности в целом, в области контроля над сферой налогообложения в республиках и распоряжения распределением трансфертов из федерального бюджета. Так, ряд руководителей республик использовали межнациональные трения для удержания власти, апеллируя при этом за поддержкой к этническим движениям, массам населения национальных республик, а также за поддержкой руководства других национально-государственных образований в составе РФ, этническим движениям, действующим в их составе.

К числу исторических предпосылок возникновения этнополитических конфликтов в Российской Федерации можно отнести сохранившиеся в исторической памяти народов воспоминания о существовании в прежнее время их собственной государственности.


 

Понятие и сущность этнополитических конфликтов

Этнополитический конфликт: определение, сущность.

                                                                                       

Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические (межэтнические) конфликты. В отечественной политической науке, понятие этнополитического конфликта часто приравнивается к понятию межнационального конфликта. Так В.А. Тишков дает следующие определение этнополитическому конфликту: «Этнополитический конфликт – это конфликт с определенным уровнем организованного политического действия, общественных движений, массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние проходит по линии этнической общности».

Э.Н. Ожиганов характеризует этнополитический конфликт как спор, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический принцип социальной солидарности, рассматривает возможность или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для реализации своих интересов.

Р.Г. Абдулатипов определяет этнополитический конфликт как агрессивное столкновение различий, интересов и противоречий, взглядов, прежде всего в восприятии, интерпретации и участии в социально-экономических и политических процессах; их отражение в сфере этнонациональных отношений, использование разногласий и различий в данной сфере для решения политических задач.

А.-Х.А. Султыгов считает, что этнополитический конфликт обусловлен политическим, экономическим, социальным, территориальным неравенством этносов, отдельной разновидностью этнического конфликта либо стадией его развития, которая характеризуется столкновением между этносами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу повышения политического статуса данного этноса, предоставления ему права формирования органов государственной власти или получения (завоевания) полного суверенитета.

Обоснованным, по моему мнению, представляется понимание сущности этнополитического конфликта ученым Е.В. Саавой, который определяется им как особая форма социального конфликта, включающего в себя этническую мотивацию (в любом виде: этнического превосходства, угнетения, угрозы потери этнической идентичности) и в котором оказываются задействованными политические институты.

Соглашаясь с данными определениями, можно привести наиболее емкую трактовку этнополитического конфликта. Этнополитический конфликт – это конфликт, который происходит между двумя или более сторонами, когда хотя бы одна из сторон организована на этнической основе или действует от имени этнической группы.

Этнополитический конфликт представляет собой классическую форму проявления этнополитических противоречий, которые зарождаются как внутренние противоречия этнических отношений, и трансформируются во внешние в процессе их перехода в стадию этнополитического конфликта. В основе этнополитического конфликта лежит противоречие интересов различных этносов, этнических элит и движений к получению отдельных или всего спектра властных полномочий государства, а так же обоснование и реализация притязаний на сецессию.

М.Ю. Барбашин видит причины этнополитичеких столкновений в требованиях о повышении этнического статуса путем расширения административно-управленческих полномочий в соответствующем регионе или создания этнонациональной государственности, или сохранения за этносом прав на использование по собственному усмотрению «территории и ее статуса (территориальное пространство), ресурсов (природные ресурсы и контроль над их перемещением, финансовые потоки, военно-стратегические выгоды) – экономического пространства, а также на этническую идентичность, религиозные верования, традиции и духовные ценности, права и свободы – идеологическое пространство».

Причины этнополитических конфликтов кроются в ухудшении экономического положения большинства населения в регионе, стране, что ведет к росту националистических настроений, недовольстве системой этнического разделения труда, росте национализма, образовании новых национальных государств, территориальных притязаний этносов, связанных с произвольным изменением границ между этносами, насильственном включении территории этноса в соседнее государство, возвращении на историческую родину ранее депортированного этноса. Историческими причинами, по мнению исследователя, выступают прошлые обиды этнических групп, хранящиеся в коллективной памяти; политическими – борьба за власть между различными этническими группами, борьба этноса за свой политический статус в рамках единого государства или за суверенитет; социокультурными – противоречия между усредненными нормами и специфическими этническими ценностями.

Утверждение о том, что причиной этнополитического конфликта становится лишь худшее положение населения в регионе по сравнению с гражданами остальной части страны, следует признать не в полной мере соответствующим действительности. Это суждение подтверждается исторической практикой этнополитических конфликтов, некоторые из которых развиваются по диаметрально противоположному сценарию.\.

Анализ существующих научных подходов позволяет выделить основные причины возникновения этнополитических конфликтов. Прежде всего, это политические, территориальные, социальные и экономические причины.

Политическими причинами являются борьба за власть между различными этническими движениями и элитами на всех уровнях (местном, региональном, государственном), борьба за государственную независимость, борьба за сохранение или повышение статуса этноса в рамках одной страны.

Территориальные причины, сопровождающие практически любой этнополитический конфликт, проявляются во взаимных территориальных притязаниях этнических групп, нахождение ценностей их духовной и материальной культуры на спорной территории, возвращение на родину ранее репрессированной (депортированной) этнической группы; произвольные изменения границ; насильственное включение территории этноса или ее части в соседнее государство, расчленение этноса между разными государствами.

Социальными причинами выступают противоречия в системе межэтнического разделения труда в обществе, конфликты социальных норм и ценностей доминирующей этнической группы и специфических норм и ценностей этнических меньшинств, культурные, языковые, конфессиональные противоречия.

 

Роль государства как субъекта этнополитических конфликтов, по мнению ряда исследователей, реализуется в ряде его функций.

Наиболее общей функцией государства является функция руководства и управления. Руководство связано с выработкой государством национальной политики и стратегии регулирования этнополитических процессов, общих параметров и приоритетов жизни и развития народов, включая направления и принципы, методы решения экономических, политических, национально-культурных вопросов. Управление заключается в выработке и применении адекватных механизмов реализации национальной политики и стратегии (путем выработки решения, планирования и прогнозирования деятельности, осуществления контроля и координации).

Политическая функция связана с осуществлением государством политической власти: на базе учета интересов, доминирующих в стране, ее экономики и политики этнических групп, обеспечения прав и свобод этнических меньшинств, обеспечения этнополитической стабильности, нейтрализации межэтнических конфликтов, взаимодействиям с национальными (этническими) политическими партиями, движениями и объединениями граждан. К политическим функциям относится и выработка программно-стратегических целей и задач развития общественных отношений в национальном измерении.

Правовая функция выражается в осуществлении государством правотворчества, установлении правовых норм и законов, регулирующих межэтнические отношения, поведение граждан, принадлежащих к разным этническим группам, национальным общностям.

Организаторская функция государства состоит в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений всфере национальной политики, формировании и использовании кадрового корпуса управленцев, осуществлении контроля над исполнением законов,решений, информационного обеспечения национальной политики.

Функция обеспечения внутренней безопасности государства состоит в защите конституционного строя, нейтрализации внутренних межэтнических конфликтов, борьбе с этническим сепаратизмом.

Социальная функция государства проявляется в обеспечении достойного уровня социально-экономического развития народов, регионов их проживания, проведении соответствующей политики в сфере строительства жилья, здравоохранения.

Образовательная функция государства состоит в обеспечении прав различных этнических групп – доминирующих и меньшинств – напредоставление представителям этносов равных возможностей получения образования, преподавания на национальных языках, сохранения в нем этнокультурного компонента.

Культурная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения специфических этнокультурных запросов граждан, сохранение духовных и материальных ценностей народов, их воспроизводства.

Внешние функции государства в регулировании этнополитических процессов связаны с защитой интересов граждан, общества и государства в национальной сфере, миграционной, пограничной, оборонной, внешнеэкономической политике.

Влияние конфликтогенных факторов этнополитических отношений на развитие федеративных отношений в России

Перепись населения подтверждает, что Российская Федерация – одно из крупнейших в мире полиэтничных государств, где проживают представители около ста шестидесяти этнических общностей (и двадцати пяти субэтнических групп) разной численности, происхождения и обладающих особенностями материальной и духовной культуры. Среди них есть народы численностью более миллиона – татары, чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев, белорусов и народы, насчитывающие всего несколько сот человек (орочи, энцы и др.).

Для сохранения России как целостного полиэтничного государства, необходима выработка политики, которая позволила бы согласовать интересы, личности и государства, этнических групп большинства и национальных меньшинств. Для выработки такой политики необходимо четко представлять причины вызывающие обострения этнических чувств, и соответственно появление обстоятельств, вызывающих этнополитические конфликты.

К числу основных конфликтогенных факторов можно отнести стремление ряда народов, в свое время добровольно вошедших в состав Российской империи или насильственно к ней присоединенных, добиться политической самостоятельности, ограниченного или полного суверенитета.

Причиной тому является: исторически сложившееся и возросшее в постсоветской России правовое неравенство между двумя основными группами субъектов Федерации - национальными республиками и областями; неспособность федерального центра оказывать действенную помощь регионам в условиях тяжелого социально-экономического кризиса; проведение некоторыми государствами геополитики, направленной на отрыв от России территорий с преимущественно мусульманским населением.

Вследствие этого Россия, как многонациональное государство, вынуждена решать две основные проблемы – во-первых, борьба с этническим сепаратизмом и, во-вторых, урегулирование межэтнической напряженности в республиках Северного Кавказа и в ряде других регионов, перерастающей порой в межреспубликанские противоречия.

Следующим конфликтогенным фактором, дестабилизирующим этнополитическую обстановку, является нерешенная проблема коренных малочисленных народов, заключающаяся и в их этническом самосохранении. К малочисленным народам (таковых примерно 60) относятся народы, насчитывающие не более 50 тыс. человек. В отношении малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступает задача, обеспечения гарантий их выживания. Она должна основываться на разработке специальных программ, приспособления законодательства о бюджете, приватизации, предпринимательстве, о закреплении за семейно-родовыми объединениями промысловых угодий и пастбищ и т. п. Это очень сложный круг вопросов, поскольку нужно принимать взвешенные решения, позволяющие разрешить противоречия между сохранением привычного родового быта и созданием инфраструктуры цивилизации.

Некоторых исследователи считают, что этноконфликтные ситуации создаются из-за нерегулируемых этнических иммиграций. Как справедливо отмечает Л.Л. Хоперская, «Проблема миграции и изменения этнических пропорций населения страны, является долгосрочным дестабилизирующим фактором».

По мнению В.А. Тишкова в России резкий рост миграционных потоков произошел в результате вооруженных конфликтов и изменившейся политической и социально-психологической ситуации. В результате чеченской войны около половины населения Чечни выехало в другие регионы России. Также в России произошел огромный прирост мигрантов из стран бывшего СССР, при резком сокращении обратного потока.

Следует признать, что неконтролируемые миграционные процессы уже внесли существенные коррективы в структуру этнического разделения труда, отразились на криминогенной обстановке, в ряде случаев приводят к столкновениям на межэтнической и межконфессиональной основе.

Появление беженцев-неславян из зон этнополитических конфликтов в сочетании с отсутствием полной и адекватной информации нередко ассоциируется наиболее радикально-настроенной частью общества с повышением уровня криминогенности, что вызывают соответствующую негативную реакцию.

Еще одним из опасных конфликтогенных факторов является «этнократизация власти» в национальных республиках. Этнократические элиты продолжают держать курс на возвышение титульных этносов до статуса однозначно доминирующих. Так, например, идет замена кадров на национальные (Тува, Саха-Якутия, Башкортостан и др.), увеличивается миграция славян из ряда республик (Северная Осетия-Алания, Тува, Саха-Якутия и др.), дает о себе знать бытовой национализм, противостояние языков общения, особенно в сфере образования.

Опасным конфликтогенным фактором является также ставка на монополизацию политического господства в руках доминирующей русской нации. М. Мнацаканян отмечает, что: «С распадом СССР исчезает имперский имидж России в лице Российской Федерации и более отчетливо проявляется ее характер как национального государства русских. Требования к нерусским народам вполне соответствуют статусу такого государства, и традиционный великодержавный национализм часто приобретает черты и выражения обиженного судьбой народа . В этих условиях национализм принимает форму и выражение патриотизма. И в России повторяется то, что мы неоднократно видели в различных странах: носители национальной вражды, ненависти, экстремистской и фашистской идеологии считают себя истинными патриотами, спасителями родины».

Еще один фактор, угрожающий этнополитической стабильности государства – это средства массовой информации, которые активно участвуют в формировании общественного сознания и способствуют в определенной мере разжиганию этнополитических конфликтов. Явно негативную роль играют не всегда компетентные, оскорбительные публикации и передачи в СМИ, возбуждающие национал-экстремизм, за которые журналисты не несут никакой ответственности. Исходя из этого, представляется важным определить приоритеты в информировании населения, пропагандировать примеры не вражды, а дружбы, взаимопомощи, нацеленные на формирование этнотолерантного массового сознания и поведения. В целом же этническая проблематика требует от журналистов большей ответственности, высокого уровня компетентности и профессионализма.

Начиная с 2000-х гг. в России произошли серьезные позитивные изменения, а именно, укрепление российской государственности, формирование приоритетов государственного строительства и национального развития России, постепенное осознание необходимости консолидации различных этнических и религиозных (этнокультурных) сообществ, вокруг задачи национального масштаба – формирования единой российской нации. Это формирование, как справедливо отмечает В.А. Тишков, не отменяет наличия в России этнических общностей («народов» или «национальностей»), и с учетом давней традиции использования термина «нация» на данном историческом этапе вполне возможно сохранить двойной смысл этого словоупотребления: российский народ, или российская нация как согражданство – и народы, или этнонации как этнические сообщества.


 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 529; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!