Исполнение древних пророчеств



 

 

 Немногие знают, что написанная более пяти тысяч лет назад книга - "Шримад-Бхагаватам" - с поразительной точностью предсказала многие сегодняшние тенденции и события. В лекции, прочитанной 24 декабря 1973 г. в лос-анджелесском храме Общества сознания Кришны, Шрила Прабхупада привел много цитат из этого древнего санскритского текста. В Двенадцатой песни "Шримад-Бхагаватам" описано многое из того, что мы видим в современном обществе: "Что считать религиозными принципами и справедливостью, будет определять тот, кто сильнее. Религиозность будет измеряться материальным достатком. " И далее: "Те, у кого нет денег, будут не в состоянии добиться справедливости, и всякий краснобай будет почитаться ученым".

 

таташ чанудинам дхармах

сатйам шаучам кшама дайа

калена балина раджан

нанкшйатй айур балам смртих

"О царь, с каждым днем под воздействием могучей силы времени религия, правдивость, чистота, всепрощение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память - все будет идти на убыль" [Бхаг., 12.2.1].

 

Такое описание Кали-юги [нынешней эпохи раздоров и лицемерия] приводится в Двенадцатой песни "Шримад-Бхагаватам". "Шримад-Бхагаватам" был написан пять тысяч лет назад, перед самым началом Кали-юги, и многое из того, о чем в нем говорится, еще только должно произойти. Поэтому мы считаем "Шримад-Бхагаватам" шастрой [богооткровенным писанием]. Автор шастры (шастра-кара) обязательно должен быть освобожденной личностью, способной описывать прошлое, настоящее и будущее.

 

В "Шримад-Бхагаватам" предсказано многое. Например, явление Господа Будды и Господа Калки. (Господь Калки явится в конце Кали-юги.) Есть также упоминание о явлении Господа Чайтаньи. Хотя "Бхагаватам" был написан пять тысячелетий назад, его автор знал прошлое, настоящее и будущее (таких людей называют три-кала-гья ) и с удивительной точностью смог предсказать все эти события.

 

В данном стихе Шукадева Госвами описывает признаки нашей эпохи. Он говорит: таташ чанудинам - по мере того как будет идти эта эпоха [Кали-юга],дхарма(религиозные принципы), сатйам(правдивость), шаучам(чистота), кшама(всепрощение), дайа(милосердие), айух(продолжительность жизни), балам(физическая сила) и смрти(память) - все это будет идти на убыль и в конце концов практически сойдет на нет.

 

Разумеется, кроме Кали-юги, есть и другие юги. Во время Сатья-юги, длившейся 1 800 000 лет, люди жили по сто тысяч лет. Длительность следующей эпохи - Трета-юги - составляла 1 200 000 лет, и люди жили по десять тысяч лет. Иначе говоря, продолжительность жизни сократилась в десять раз. В следующую эпоху, Двапара-югу, которая длилась 800 000 лет, продолжительность жизни сократилась еще в десять раз - люди жили по тысяче лет. А в нынешнюю эпоху, Кали-югу, мы можем жить самое большее сто лет. Сто лет - это предел, но, как правило, мы не доживаем и до ста лет. Посмотрите: средняя продолжительность жизни сократилась примерно до семидесяти лет. И она будет сокращаться до тех пор, пока двадцати-тридцатилетний человек не станет считаться глубоким стариком.

 

Еще одним признаком Кали-юги, предсказанным в "Шримад-Бхагаватам", является ухудшение памяти (смрити) . В наши дни, как мы видим, память у людей не слишком хорошая - они очень быстро все забывают. Забывают даже то, что слышат каждый день. Одновременно люди теряют и физическую силу (балу) . Это ни для кого не новость, вы знаете, что ваш отец и дед были крепче и сильнее вас. Итак, телесная сила идет на убыль, память ухудшается, жизнь сокращается - и все это предсказано в "Шримад-Бхагаватам".

 

Еще одним признаком Кали-юги является упадок религии. По сути дела, в эту эпоху нельзя всерьез говорить о религии - ее почти нет. Никто не интересуется религией. Церкви и храмы закрываются, на дверях у них замки. В здании, где мы сейчас находимся, некогда помещалась церковь, но оно было продано из-за того, что люди перестали приходить сюда. Мы покупаем очень большую церковь в Австралии, и в Лондоне я видел сотни пустующих церквей - никто туда даже не заходит. И не только церкви - в Индии тоже люди посещают лишь несколько крупных храмов, а обычные небольшие храмы приходят в запустение. Они стали приютом для собак. Стало быть, религия, дхарма, приходит в упадок.

 

Плохо обстоит дело и с правдивостью, чистотой и всепрощением. В прежние времена, если кто-то совершал дурной поступок, его прощали. Арджуна, например, немало претерпел от своих врагов, и все же на поле битвы Курукшетра сказал: "Кришна, позволь мне уйти. Я не хочу их убивать". Вот пример всепрощения. Но теперь люди готовы убить ближнего даже за ничтожное оскорбление. Такое происходит повсюду. Не осталось и никакого милосердия (дайи) . Даже если кого-то убивают, многие просто проходят мимо. Сейчас это обычное явление. Итак, религиозность, правдивость, чистота, всепрощение, милосердие, продолжительность жизни, физическая сила и память - все это сходит на нет. По этим признакам вы можете убедиться, что век Кали вступает в свои права.

 

Среди признаков эпохи Кали есть и такой: виттам эва калау нрнам джанмачара -гунодайах- "В Кали-югу мерилом достоинства и общественного положения человека будет его богатство" [Бхаг., 12.2.2]. В былые времена положение того или иного человека определялось уровнем его духовного развития. К примеру, брахмана почитали за то, что он знает Брахман, то есть постиг Высший Дух. Но в Кали-югу брахманов, в сущности, нет, и человека называют брахманом просто по праву рождения, джанме. Право рождения существовало и прежде, но о человеке судили в первую очередь по его поведению. Если человек рождался в семье брахмана или кшатрия[воина, правителя], он должен был вести себя как брахман или кшатрий. А царь был обязан следить, чтобы никто не рядился в чужие одежды. Иначе говоря, людей уважали за их культуру и образованность. Но сейчас все не так: виттам эва калау нрнам - если у вас есть деньги, вы можете позволить себе все что угодно. Человек ничем не примечательный, а то и вовсе никудышный, имея деньги, будет пользоваться всеобщим уважением. Никому нет дела до вашей культуры, образованности или знаний. Такова Кали-юга.

 

Вот еще один признак Кали-юги: дхарма-нйайа-вйавастхайам каранам балам эва хи - "Что считать религиозными принципами и справедливостью, будет определять тот, кто сильнее" [Бхаг., 12.2.2]. Если вы человек влиятельный, все будет решено в вашу пользу. Вы можете быть отъявленным безбожником, но, если сумеете подкупить священника, он засвидетельствует вашу набожность. Таким образом, репутация будет определяться деньгами, а не истинными качествами. Далее говорится: дам-патйе 'бхиручир хетур майаива вйавахарике - "Браки будут заключаться на основе минутного увлечения, и, чтобы преуспеть в делах, необходимо будет прибегать к обману" [Бхаг., 12.2.3]. Отношения между мужем и женой будут зависеть от абхиручи, взаимной симпатии. Если юноша и девушка нравятся друг другу, они думают: "Почему бы нам не пожениться?" Никто не задумывается, что ждет этих молодых людей. Поэтому их счастью очень быстро приходит конец. Шесть месяцев после свадьбы - и уже развод. А все потому, что молодые люди исходили из минутной симпатии, а не глубокого понимания друг друга.

 

В Индии в прежние времена, по крайней мере во времена моей молодости, браки заключались не потому, что юноша и девушка нравились друг другу. Нет. Браки устраивали родители. Я женился еще студентом, но я не выбирал себе невесту; все решили родители. Еще один пример - Раджендра Прасад, первый президент Индии. В автобиографии он пишет, что его женили, когда ему было восемь лет. Моего тестя женили в одиннадцать лет, а тещу выдали замуж в семь. Раньше в Индии ни один брак не заключался без составления гороскопа, ибо, только зная прошлое, настоящее и будущее жениха и невесты, можно решить, будут ли они счастливы в своей совместной жизни. Когда брак заключается таким образом и освящается обрядом, муж и жена живут мирно и занимаются духовной практикой. Помогая друг другу, они живут очень счастливо и достигают успехов в духовной жизни. В конце концов они возвращаются домой, к Богу. Вот как должны заключаться браки. Считалось недопустимым, чтобы взрослые юноша и девушка общались друг с другом, чтобы, понравившись друг другу, они вступали в брак, а затем кто-то из них бросал другого. Такого рода браки просто не разрешались. Но о Кали-юге сказано: дам-патйе 'бхиручих - для вступления в брак будет достаточно взаимной симпатии. А симпатия в любой момент может обернуться антипатией. Это знают все. Поэтому браку, основанному на взаимной симпатии, грош цена.

 

Среди признаков нашей эпохи названы и такие: стритве пумстве ча хи ратир випратве сутрам эва хи - "Муж и жена будут жить вместе, только пока будут испытывать друг к другу половое влечение, а брахманов будут узнавать только по священному шнуру" [Бхаг., 12.2.3].Брахманам дают священный шнур. И тот, кто его надел, думает: "У меня теперь есть священный шнур, значит, я стал брахманом. Я могу вести себя какчандал [собакоед], но это не имеет значения". Вот что происходит в наши дни. Человек не понимает, что, как брахман, он несет большую ответственность. Надев копеечный брахманский шнур, он воображает, что стал брахманом. Еще сказано: стритве пумстве ча хи ратих - муж и жена будут жить вместе, пока испытывают взаимную симпатию, но, как только у них возникнут какие-нибудь сексуальные проблемы, от их симпатии не останется и следа.

 

Следующий признак Кали-юги таков: аврттйа нйайа-даурбалйам пандитйе чапалам вачах - "Те, у кого нет денег, будут не в состоянии добиться справедливости, и всякий краснобай будет почитаться ученым" [Бхаг., 12.2.4]. Если у вас нет денег, вы никогда не добьетесь справедливости в суде. Такова Кали-юга. В наши дни даже судьи верховного суда берут взятки, чтобы вынести решение в вашу пользу. Но, если у вас нет денег, в суд лучше не обращаться. Пандитйе чапалам вачах . Всякий краснобай - неважно, что он говорит, понимать его совсем необязательно – считается пандитом. Он ученый человек. Если вы будете говорить какую-нибудь абракадабру, никто вас не поймет, но люди скажут: "Смотрите, какой ученый человек!"(Смех.)А ведь такое происходит на самом деле. Так много разного рода неучей пишут книги, но, если вы попросите кого-нибудь из них объяснить, что он хотел сказать, он ответит: "О, это необъяснимо". Такое можно видеть на каждом шагу.

 

Далее в "Шримад-Бхагаватам" сказано:

анадхйатаивасадхутве

садхутве дамбха эва ту

свикара эва чодвахе

снанам эва прасадханам

 "Бедность будет считаться позором, а лицемер, выдающий себя за праведника, будет считаться образцом благочестия. Браки будут заключаться по свободному соглашению, и, просто искупавшись, человек будет считать себя очень чистым и красивым" [Бхаг., 12.2.5].

 

Первый признак -анадхйата. Если вы бедны, вы не заслуживаете уважения; люди думают, что человека нельзя уважать, если он не знает, как всеми правдами и неправдами зарабатывать деньги. Далее говорится свикара эва чодвахе - для заключения брака достаточно будет взаимного согласия. Так оно и происходит в вашей стране, да и в моей тоже. Правительство назначает чиновника, регистрирующего браки, и молодой человек и девушка могут просто прийти к нему и зарегистрировать брак. Возможно, им нужно еще уплатить какую-то сумму. "Да, мы согласны вступить в брак", - говорят они, и он выдает им свидетельство о браке. В прежние времена отец и мать выбирали своим детям жениха или невесту, советуясь с астрологом, который мог предсказывать будущее. Сейчас же брак заключается просто по взаимному согласию (свикара).

 

Следующий признак: дуре варй-айанам тиртхам лаванйам кеша-дхаранам - "Путешествие к какой-нибудь дальней реке будет считаться паломничеством, и мужчина, отрастивший длинные волосы, будет думать, что он очень красив" [Бхаг., 12.2.6]. Посмотрите, с какой точностью "Шримад-Бхагаватам" предрекает будущее! "В Кали-югу мужчина, отпустив длинные волосы, будет считать себя очень красивым". В вашей стране есть такой опыт. Кто мог бы предугадать, что мужчины будут отращивать длинные волосы? Но в "Бхагаватам" об этом сказано: кеша-дхаранам. Кеша означает "длинные волосы", а дхаранам- "отращивать".

 

Еще один признак - дуре варй-айанам тиртхам. Люди будут думать, что место паломничества должно находиться далеко. Ганга, например, протекает через Калькутту, но никто не совершает омовение в Калькутте, все предпочитают делать это в Хардваре. Ганга все та же - из Хардвара она течет по направлению к Бенгальскому заливу. Но люди готовы переносить всякие тяготы, чтобы добраться до Хардвара и совершить омовение, потому что это место стало считаться тиртхой, местом паломничества. Тиртхи есть в каждой религиозной традиции. У мусульман это Мекка и Медина, у христиан - Голгофа. Так же и индусы думают, что должны проделать долгий путь, чтобы добраться дотиртхи. Но на самом делетиртха - это место, где собираются святые люди (тиртхи-курванти тиртхани) . Это и есть тиртха, а не какое-то место, куда нужно добираться за десять тысяч километров, чтобы просто окунуться в воду, а затем возвратиться домой.

 

Далее идут такие признаки:

ударам-бхарата свартхах

сатйатве дхарштйам эва хи

дакшйам кутумба-бхаранам

йашо-'ртхе дхарма-севанам

"Смысл жизни люди будут видеть в том, чтобы просто наесться досыта, и наглость станет мерилом истины. Человека, способного прокормить свою семью, будут уважать как очень искусного в делах, и люди будут следовать принципам религии только для того, чтобы приобрести высокую репутацию" [Бхаг., 12.2.6]. Тот, кто сможет позволить себе есть досыта, будет считать, что добился всего, о чем мечтал. Люди будут очень голодны, им просто будет нечего есть, и потому, если кто-то сможет хоть однажды наесться досыта, он будет считать, что все его желания исполнились. Следующий признак: сатйатве дхарштйам эва хи - "Всякий, кто искусно жонглирует словами, будет считаться очень правдивым". Еще один признак: дакшйам кутумба-бхаранам - человека, способного прокормить свою семью (жену и детей), будут уважать как очень искусного в делах. Это значит, что содержать семью будет очень трудно. Это уже трудно. Содержать жену и двух детей стало тяжким бременем. Поэтому никто не хочет жениться.

 

Следующий стих описывает, что произойдет, когда все люди будут таким образом отравлены ядом Кали-юги:

эвам праджабхир душтабхир

акирне кшити-мандале

брахма-вит-кшатра-шудранам

йо бали бхавита нрпах

Никого не будет интересовать общественное положение человека: брахман он, кшатрий, вайшья, шудра или же чандал. Если он сумеет привлечь на свою сторону избирателей, то займет царский трон или пост президента. В прежние времена только кшатрий мог занимать царский престол, а небрахман, вайшья или шудра. Но сейчас, в Кали-югу, нет таких сословий, как кшатрии или брахманы. Теперь у нас демократия. Всякий, кому удастся честным или бесчестным путем получить ваши голоса, может занять место лидера. Он может быть прожженным негодяем, но займет самый высокий пост - пост президента. В следующем стихе "Бхагаватам" описывает подобных лидеров:

праджа хи лубдхаи раджанйаир

ниргхрнаир дасйу-дхармабхих

аччхинна-дара-дравина

йасйанти гири-кананам

"Безжалостные негодяи, захватив власть, будут так притеснять своих подданных, что те, бросая жен и все свое имущество, будут разбегаться по горам и лесам" [Бхаг., 12.2.8]. Итак, люди, выбранные на государственные должности, по большей части алчные правительственные чиновники(лубдхаи раджанйаих) .Ниргхрнаир дасйу: их основное занятие - грабить народ. И мы в самом деле видим, как правительственные чиновники ежегодно увеличивают бремя налогов; вырученные деньги они делят между собой, тогда как положение простых людей не улучшается. Так делают все правительства. Со временем люди, не в силах вынести такие притеснения, начнут оставлять свои дома, жен и все имущество и уходить в леса (аччхинна-дара-дравинах) . Такое мы тоже видели.

 

Итак, калер доша-нидхе раджан: эта юга - настоящий океан пороков. Если вас бросить в Тихий океан, то как вы сможете спасти свою жизнь? Будь вы сколь угодно искусным пловцом, вам все равно не переплыть Тихий океан. Недаром Кали-юга описывается в "Бхагаватам" как океан пороков. В ней столько уродливых явлений, столько разного рода извращений, что кажется, будто для людей нет спасения. И все-таки одно спасительное средство есть: киртанад эва кршнасйа мукта-сангах парам враджет . "Бхагаватам" объясняет, что повторение имени Кришны, мантры Харе Кришна, спасет вас от этой чумы Кали-юги.

Благодарю за внимание.

 

Цивилизация мясников

 

 В июне 1974 г. в сельской общине Движения сознания Кришны неподалеку от Валенси, во Франции, Шрила Прабхупада беседовал с группой учеников. Он говорил, что пристрастие современных людей к мясу и раскинувшаяся по всему миру сеть боен, где жестоко, варварски забивают миллионы ни в чем неповинных животных, приводят к последствиям в виде мировых войн, которые Шрила Прабхупада назвал "бойнями для людей".

Йогешвара дас. Как-то на днях, Шрила Прабхупада, вы говорили, что в Индии, по крайней мере до недавнего времени, было запрещено употреблять в пищу мясо коров, а те, кто ел мясо, убивали только низших животных - собак и коз.

Шрила Прабхупада.Да. В ведическом обществе тем, кто ест мясо, предписывается употреблять в пищу мясо собак. Вы можете есть собак, как в Корее. Но не ешьте коров, пока они не умерли естественной смертью. Мы не говорим: "Не ешьте их совсем". Если вы так любите говядину, ешьте ее, все равно после смерти коров их тела достанутся каким-нибудь живым существам. Обычно трупы коров достаются стервятникам. Но почему только стервятникам? Почему бы не отдавать их современным "цивилизованным людям", которые ничем не лучше стервятников?(Смех.)

 

Они только называются цивилизованными людьми - какая разница между этими негодяями и стервятниками? Стервятники тоже любят убивать, а затем поедать мертвечину. "Убивай и ешь в свое удовольствие", - люди уподобились стервятникам. И их цивилизация - цивилизация стервятников. Пожиратели животных - они не лучше шакалов, стервятников и собак. Мясо отнюдь не подходящая пища для человека. Цивилизованным людям ведическая культура предлагает человеческую пищу: молоко, фрукты, овощи, орехи, злаки. Надо, чтобы люди знали это. Дикари, стервятники, ракшасы [демоны] - именно такие люди сейчас правят миром.

 

Вот почему я говорю, что все сегодняшние лидеры принадлежат к низшему, четвертому классу, и именно из-за этого во всем мире царит хаос. Нам нужны образованные лидеры - духовные наставники, люди, принадлежащие к первому классу. Мои ученики получают подготовку, чтобы стать людьми первого класса. Если люди начнут прислушиваться к нашим советам, тогда в мире все будет в порядке. Что хорошего, если люди четвертого класса возглавляют общество, в котором царит смятение и хаос?

 

Многие, вероятно, очень рассердятся на меня за такую откровенность. Но это правда: по существу, все современные лидеры принадлежат к низшему классу. Люди первого класса - это преданные Господа, которые и словом, и примером могут увлечь за собой как руководителей государства, так и простых граждан. Люди, принадлежащие ко второму классу, - администраторы, военные, которые должны заботиться о том, чтобы правительство работало слаженно, а также о безопасности граждан. Люди третьего класса - земледельцы, которые выращивают хлеб и заботятся о коровах. Но кто сегодня заботится о коровах? А ведь это обязанность людей третьего класса. Таким образом, сейчас все принадлежат к четвертому или даже еще более низкому классу. Шва-вид-варахоштра-кхараих самстутах пурушах пашух [Бхаг., 2.3.19]: люди живут, как животные, забыв о духовных принципах, регулирующих жизнь, и избирают своими правителями самых крупных животных из своей среды. Каждый может делать все, что ему захочется, все, что вздумается, - не осталось никаких регулирующих принципов.

 

Но человеческая жизнь должна подчиняться определенным регулирующим принципам. Я настаиваю, чтобы все мои ученики следовали регулирующим принципам - не употребляли в пищу мясо, не занимались недозволенным сексом, не одурманивали себя вином или наркотиками, не играли в азартные игры, потому что только так они могут стать настоящими людьми. Отсутствие регулирующих принципов низводит людей до уровня животных. Их жизнь во всем подобна жизни животных.

 

Прожив миллионы жизней в виде растений и животных и обретя наконец человеческое тело, вечная душа получает возможность обратиться к йоге, а йога подразумевает строгое самоограничение. Индрийа самйамах - мы должны обуздывать чувства. В этом суть истинной системы йоги. Но сегодня большинство людей, считающих, что они занимаются йогой, делают это совершенно неправильно. Подобно животным, они не умеют управлять своими чувствами. Будучи людьми, они обладают более высоким разумом, и им следовало бы научиться управлять чувствами. Тогда их жизнь можно будет назвать человеческой. На йат-карна-патхопетах: тот, кто никогда, хотя бы краем уха, не слышал слов Кришны, Верховной Личности Бога, - тот просто животное. Подавляющее большинство людей сегодня не получают систематического образования, прививающего высшие, духовные ценности, поэтому такие люди ничем не лучше животных. Они находятся на одном уровне с собаками, свиньями, верблюдами и ослами.

 

Современное университетское образование, по сути дела, прививает человеку собачье стремление служить хозяину. Закончив свое, с позволения сказать, образование, так называемые образованные люди, словно собаки, бродят от двери к двери с просьбами о приеме на службу. Я видел такое в Индии. Там много образованных людей не имеют работы, потому что их учили жить, как живут собаки. Они ищут себе хозяев, потому что не умеют работать самостоятельно. Ну точно как бродячие собаки: если у них нет хозяина, они просто бесцельно слоняются по улицам.

 

Бхагаван дас. Сейчас так много людей получают степень доктора наук, что для всех не хватает работы. Поэтому они работают водителями грузовиков или таксистами.

 

Йогешвара дас. Но ведь они считаются представителями образованного класса -брахманами.

Шрила Прабхупада.Нет, они небрахманы. Те, кто, давая образование, требует за это денег, не брахманы. Мы также читаем лекции, учим, но не говорим: "Платите нам за учебу". Просто приглашаем: "Приходите, милости просим". Именно для этого мы готовим пищу и устраиваем так много бесплатных праздников. "Мы дадим вам еду. Отведем для вас удобное место. Пожалуйста, приходите, и вы услышите о самопознании и сознании Бога". Мы не просим денег, не говорим: "Внесите плату за обучение, и тогда можете изучать Бхагавад-гиту". Но эти так называемые учителя начинают с вопроса о своем жалованье: "Сколько вы будете мне платить за работу?" Это образ мыслей собаки, а не брахмана. Брахман никогда не попросит жалованья. Брахман хочет видеть всех людей образованными. "Получите бесплатное образование, будьте образованными, настоящими людьми", - вот чего хочет брахман. Вы же видите, что я приехал сюда не ради денег, а для того, чтобы учить.

 

Бхагаван дас. Сегодня священники боятся говорить слишком резко: их могут уволить и они лишатся жалованья. Политики также опасаются высказывать свои истинные убеждения. Они боятся потерять поддержку избирателей и остаться без денег.

Шрила Прабхупада.Священников интересуют только деньги. Они принадлежат не к первому классу, а к самому низшему. В этом причина упадка христианства. Священники не могут говорить прямо. Есть недвусмысленная заповедь: "Не убий". Но люди пристрастились к убийству, и священники не решаются проповедовать эту заповедь как она есть. Теперь они даже освящают браки между мужчинами, не говоря уже обо всем прочем. Священники читают проповеди о возможности браков между мужчинами. Какая деградация! Прежде никто не осмеливался выступать с подобными идеями, по крайней мере за пределами Америки. Никому даже в голову не приходило, что мужчина может быть женат на мужчине. Что это такое? И священники поддерживают этот разврат! Вы знаете об этом? Каков же уровень их морали?

 

Джьотирмайи деви даси. Священник, который приходил к вам, говорил, что призывает всех прихожан следовать закону Божьему. И вы спросили его, просит ли он их соблюдать пятую заповедь, запрет на убийство, в том числе на убийство животных и особенно коров.

Шрила Прабхупада.Да, мы призываем: "Не убивайте коров! Защищайте их". Вы можете доить коров и готовить из молока множество вкуснейших питательных блюд. Ну а если вы так хотите есть мясо, то каждая корова рано или поздно умрет своей смертью - погодите немного, и у вас будет много мертвых коров. И тогда вы можете поедать все эти трупы. Чем плохо это предложение? Если вы скажете, что мы запрещаем вам есть мясо, мы ответим: "Нет, мы не запрещаем". Мы просто убеждаем: "Не убивайте коров. Вы сможете есть их мясо, когда они умрут сами".

 

Йогешвара дас. Вы говорили, что корова подобна матери.

Шрила Прабхупада.Да. Она кормит нас молоком.Йогешвара дас.Но теперь на Западе, когда родители стареют, их обычно отправляют в дома престарелых. Если люди не испытывают сострадания даже к своим родителям, как мы можем научить их защищать коров?

Шрила Прабхупада.Им не надо защищать коров. Мы сами о них позаботимся. Мы лишь просим их: "Не покупайте мясо с боен. Мы будем отдавать вам коров после того, как они умрут своей смертью". Неужели это вас не устроит?

 

Сатсварупа дас Госвами. Люди потребляют так много мяса, что им будет его не хватать. Ведь они будут получать его не сразу.

Шрила Прабхупада."Не хватать?" Но разве, убивая коров, можно получить больше мяса? Общее число коров будет оставаться тем же самым. Просто подождите, пока они умрут естественной смертью. Это единственное ограничение. У вас есть определенное число коров. Подождете ли вы, пока они умрут, или забьете их сразу, количество коров от этого не изменится. Поэтому мы просим: "Не убивайте их. Дождитесь их естественной смерти, а затем возьмите мясо". Разве это трудно? А пока они живы, давайте пользоваться их молоком, из которого можно готовить вкуснейшую пищу для всех людей.

 

Йогешвара дас. Если коров не убивать, то мяса станет еще больше, потому что у коров будет больше времени для размножения. Если коров не будут убивать вскоре после рождения, их число только увеличится.

Шрила Прабхупада.Да, увеличится. У них будет больше коров. Мы просто призываем: "Не убивайте. Не заводите скотобойни". Это большой грех. По закону кармы это приводит к тяжелым последствиям для всего общества. Закройте скотобойни. Мы не говорим: "Прекратите есть мясо". Можете есть мясо, но не берите его со скотобоен, где убивают животных. Просто подождите, и вы получите их трупы.

 

В конце концов, долго ли живут коровы? Самое большее двадцать лет, а есть много коров, живущих восемнадцать, шестнадцать или десять лет. Подождите немного, тогда и ешьте вволю. Разве это так трудно?

 

Конечно, первые несколько лет у вас будет не так много мяса, как сейчас. В это время вы можете есть собак и кошек.(Смех.)Ведь едят же собак в Корее. Чем отличается эта страна от Кореи? Можете пока есть собак. Или свиней. Ешьте свиней. Мы не запрещаем убийство менее полезных животных. Не одобряем, но и не запрещаем. Однако мы настойчиво требуем, чтобы коровы находились под защитой, потому что таков наказ Господа Кришны. Го-ракшья - защищайте коров. Это наш долг.

 

Есть в этом и экономическая выгода. Кришна велел оберегать коров не просто так, отнюдь нет. В Его словах скрыт глубокий смысл. Коровы на фермах нашего Общества дают больше молока, чем другие, так как знают, что их не забьют. Эти лицемеры, так называемые христиане, заявляют: "У них нет души, нет разума". Но это не так. У них есть разум. В других местах они не дают так много молока. Но на наших фермах они чувствуют себя очень хорошо. У нас они откликаются на зов и тотчас прибегают, совсем как друзья. И они знают, что их не зарежут. Поэтому они всегда радостны и приносят много молока.

 

В Европе и Америке коровы превосходные, но и система забоя скота отлажена превосходно. Это надо прекратить. Постарайтесь убедить людей: "Вы все равно получите коровье мясо. Как только корова умрет, мы бесплатно отдадим вам ее труп. Понимаете, бесплатно, а ведь сейчас вы платите так много денег. Зачем вы убиваете коров? Закройте ваши скотобойни". Чем плохо это предложение?

 

Мы не просим, чтобы люди перестали выращивать зерно, овощи, фрукты, прекратили торговлю. Но мы хотим, чтобы закрыли эти фабрики смерти. Это очень, очень тяжкий грех. Вот почему в мире идут бесконечные войны. Каждые десять или пятнадцать лет - большая война, очередная кровавая бойня для человечества. Но эти негодяи даже не могут понять, что по закону кармы каждое действие влечет за собой последствия.

 

Вы убиваете ни в чем неповинных коров и других животных, но природа отомстит вам за это. Подождите, придет время, и природа отправит на бойню всех этих негодяев. Все будут уничтожены. Они передерутся между собой: протестанты и католики, Россия и Америка, те и эти. Этого не миновать. Почему? Таков закон природы. Око за око. "Вы убивали - теперь убивайте сами себя ".

 

Сейчас они отправляют на бойню животных, а потом устроят гигантскую бойню для самих себя.(Подражает орудийным выстрелам.)Бум! Бум! Убивайте! Убивайте! Каково вам? Это происходит, например, в Белфасте. Католики убивают протестантов, а протестанты - католиков. Таков закон природы. Нет необходимости отправлять вас на бойню для скота. Вы устроите бойню у себя дома. Убьете собственного ребенка - сделаете аборт. Таков закон природы. Кто эти дети, которых убивают? Все они ели мясо. Они наслаждались жизнью ценой убийства стольких животных, а теперь их убивают собственные матери. Люди не знают, как действует природа. Если ты убиваешь, то будешь убит сам. Если ты убьешь корову, которая является твоей матерью, то в одной из будущих жизней тебя убьет твоя же мать. Вот так. Мать станет ребенком, а ребенок станет матерью.

 

Мам са кхадатити мамсах . На санскрите это называется мамса . Мам значит "меня",СА значит "он". Я убиваю животное и съедаю его. А в следующей жизни оно убьет и съест меня . Когда животное приносят в жертву, на ухо ему читают мантру:"Ты жертвуешь своей жизнью, поэтому в следующей жизни станешь человеком. А я, убивающий тебя, стану животным, и ты убьешь меня". Узнав эту мантру, кто решится убить животное?

 

Бхагаван дас. Сегодня многие обсуждают тему переселения душ, но они не понимают, к чему ведет.

Шрила Прабхупада.Как могут они это понять? Глупцы и негодяи, одетые как джентльмены. Вот кто они. Тавач ча шобхате муркхо йават кинчин на бхашате . Негодяя и глупца могут уважать до тех пор, пока он не откроет рот. Первые же его слова обнаружат его истинную сущность. Поэтому тот священник не задержался у нас. Не захотел разоблачать себя.

 

Бхагаван дас. Он был не слишком-то умен.

Шрила Прабхупада.Итак, мы должны заняться сельским хозяйством: производить продукты питания и ухаживать за коровами. Если у нас будут излишки, мы сможем продать их. Это вполне нам под силу, и мы должны этим заняться. Преданные должны мирно жить в сельских общинах, выращивать злаки, фрукты и овощи, заботиться о коровах и трудиться в полную силу. А если появятся излишки, мы сможем открыть рестораны. Те, кто обладает сознанием Кришны и следует наставлениям Кришны, никогда не потерпят убытков. Они будут жить хорошо, ни в чем не нуждаясь. А когда они покинут тело, они отправятся прямо в обитель Бога: тйактва дехам пунар джанма наити [Б.-г., 4.9]. Таким должен быть наш образ жизни.

 

Поэтому открывайте повсюду рестораны, готовьте качори, шрикханд, пури, халву и другие вкусные кушанья. И люди будут их покупать. Будут посещать наши рестораны. Я уже объяснял, как все должно быть организовано: "Все блюда у нас готовы, присаживайтесь и ешьте. Плата у нас всегда одна. Заплатив, можете брать сколько хотите: одну порцию, две, три, четыре - сколько хотите. Но не берите лишнего. Не берите лишнего". Допустим, один человек съест одну порцию, а другой - четыре порции. Это не означает, что мы потребуем с него больше денег. Плата та же самая. Та же самая. "Садитесь, ешьте сколько хотите, досыта. Пусть все будут довольны. Мы подадим вам, сколько хотите. Только не берите больше, чем можете съесть". Такова наша программа. У нас будет не так, как в обычных ресторанах, где после каждого блюда подают счет. Нет. "Садитесь и ешьте сколько хотите. Плата останется все та же".

 

Бхагаван дас. Боюсь, что люди будут уходить из ресторанов с карманами, набитыми лакомствами.(Смех.)

Шрила Прабхупада.Этого мы им не позволим.

 

Бхагаван дас. Вы как-то рассказывали, что в Индии каждый, если голоден, может зайти в чей-нибудь манговый сад и поесть плодов, но только нельзя ничего брать с собой.

Шрила Прабхупада.Да. Если у вас есть сад и кто-нибудь просит: "Можно мне поесть фруктов?", вы отвечаете: "Заходите и ешьте сколько хочется". Но он не должен ничего уносить с собой. В сад может заходить сколько угодно людей и есть вволю. Крестьяне даже не отгоняют обезьян: "Пусть они тоже едят. В конце концов, все это принадлежит Богу". Так поступают люди, обладающие сознанием Кришны: если в ваш сад забралось какое-нибудь животное, скажем, обезьяна, не гоните его прочь. Оно тоже неотъемлемая частица Кришны. Если вы прогоните его, где оно поест?

 

Как-то отец рассказывал мне такую историю. У старшего брата моего отца была мануфактурная лавка. Каждый вечер перед закрытием лавки мой дядя выставлял на пол миску с рисом. Конечно, как и во всех деревнях, там водились крысы. Но крысы ели рис и не изгрызли ни одного рулона ткани. Ткани очень дороги. Даже если бы крысы изгрызли один рулон, это был бы большой убыток. Покупая на какие-то гроши рис, он сберегал дорогие ткани. Культура Кришны имеет свою практическую сторону. "Они тоже неотъемлемые частицы Бога. Дайте им поесть. Они не доставят вам никаких неприятностей, если дать им поесть".

 

Накормить голодного, даже если это тигр, - обязанность каждого. Некогда в джунглях жил один духовный учитель. Его ученики знали, что тигры никогда не забредут в их ашрам, потому что наставник держит в стороне от их хижин сосуд с молоком и тигры выпивают молоко и уходят.

 

"Эй, тигры, приходите и пейте молоко", - звал учитель.(Смех.)Тигры приходили, пили молоко и тихо скрывались. Они никогда не нападали на живших вашраме.Учитель говорил: "Это мои друзья - не трогайте их".

 

Помню, как на Всемирной выставке я видел дрессировщика со львом. Он играл с этим львом, как с комнатной собачкой. Животные понимают: "Этот человек любит меня. Он кормит меня, он мой друг". Они ценят доброе отношение к себе.

 

Когда Харидас Тхакур повторял мантру Харе Кришна, поселившись в пещере, большая змея, которая жила в той же пещере, решила уползти. "Он святой человек, - думала змея. - Его нельзя беспокоить. Лучше перебраться в другое место". Из "Бхагавад-гиты" мы знаем: ишварах сарва-бхутанам хрд-деше - Кришна пребывает в сердце каждого, и Он повелевает всеми. Он может вселить миролюбие в сердца животных, змей - кого угодно.(Шрила Прабхупада задумывается.)

 

Ведическая культура предлагает столько самых разных вкусных блюд, приготовленных главным образом из молочных продуктов. Но эти так называемые цивилизованные люди ничего об этом не знают. Они убивают коров, выливают молоко свиньям и при этом гордятся своей цивилизацией, хотя сами ничуть не лучше шакалов и стервятников. Впрочем, наше Движение сознания Кришны непременно преобразит нецивилизованных людей и принесет в мир истинную цивилизацию.

 

Путь к миру

 

Эту статью Шрила Прабхупада впервые опубликовал в 1956 г. в Дели, в журнале "Бэк ту Годхед" ("Обратно к Богу"), который он основал в 1944 г. Призывая своих индийских читателей "целиком посвятить себя трансцендентному служению Господу", он подводит их к выводу о том, что "только это может принести столь желанный мир".

В богооткровенных писаниях Верховного Господа характеризуют словами сач-чид-ананда виграха. Сат означает "вечный", чит- "полный знания", ананда- "полный блаженства", а виграха -"отдельная личность". Таким образом, Господь, или Верховный Бог, единственный и неповторимый, - это вечная, исполненная блаженства личность, полностью сознающая самое себя. Это лишь краткое описание Верховного Господа. Нет никого равного Ему или более великого, чем Он.

 

Живое существо (джива)- это крошечное подобие Верховного Господа, поэтому ему свойственно стремление к вечной жизни, к познанию и к блаженству. Эти три качества живых существ проявляются даже на Земле, а у обитателей высших планет - Бхуварлоки, Сварлоки, Джаналоки, Таполоки, Махарлоки, Брахмалоки и т.д. - они развиты во много раз сильнее и позволяют им испытывать гораздо большее наслаждение.

 

Наслаждение, доступное на высочайшей планете материального мира, в тысячи и тысячи раз сильнее, чем то, что доступно на Земле, но даже оно в сравнении с духовным блаженством, которое живые существа испытывают в обществе Верховного Господа, кажется ничтожным. Рядом с любовным служением Господу в различных расах (отношениях) блаженство от слияния с безличным духовным сиянием столь же ничтожно, как капля воды в сравнении с океаном.

 

Каждое живое существо в материальном мире стремится испытать как можно больше наслаждений, и тем не менее остается несчастным. Счастья нет даже на всех высших планетах, несмотря на то что их обитатели живут очень долго и пользуются всеми мыслимыми материальными благами.

 

Таков закон материальной природы. Можно значительно увеличить продолжительность жизни, иметь все самое лучшее и в то же время по закону природы оставаться несчастным. Причина в том, что счастье, которое соответствует нашей истинной природе, отличается от того счастья, которое мы черпаем в материальной деятельности. Живое существо является крошечной частицей сач-чид-ананда-виграхи и потому естественно стремится к счастью, которое по своей сути духовно. Но все его попытки изведать духовную радость в чуждом ему окружении материальной природы остаются тщетными.

 

Рыба, вытащенная на сушу, не может быть счастлива, даже если ей создать все условия для счастья, - она должна жить в воде. Аналогично, живое существо, мельчайшая частица сач-чид-ананды, не может быть воистину счастливо в этом мире, какие бы материальные планы ни строил его затуманенный иллюзией ум. Живому существу необходимо совсем другое, трансцендентное счастье, которое называется духовным блаженством. Все наши устремления должны быть нацелены на духовное блаженство, а не на материальное счастье.

 

Стремление обрести духовное блаженство само по себе является благом, но, просто отказавшись от материального счастья, мы не ощутим духовного блаженства. Метод теоретического отказа от материальной деятельности, который предлагал Шрипада Шанкарачарья, может быть, и способен помочь какой-то небольшой группе людей, но преданное служение, к которому призывал Шри Чайтанья Махапрабху, является лучшим и самым верным путем к духовному блаженству для всех. На самом деле это служение преобразует сам лик материальной природы.

 

Жажда материального счастья называется вожделением, и в конечном счете деятельность, в основе которой лежит вожделение, неминуемо приведет к разочарованию. Тело ядовитой змеи на ощупь холодное. Но если кто-нибудь захочет почувствовать этот приятный холодок и обовьет змею вокруг шеи, то наверняка погибнет от ее смертоносного укуса. Материальные органы чувств - те же змеи, и упоение так называемым материальным счастьем губительно для духовного самопознания. Поэтому разумный человек должен стремиться найти истинный источник счастья.

 

Жил некогда глупец, который ни разу не пробовал вкуса сахарного тростника, и однажды друг сказал ему, что вкус его очень сладок. Когда же глупец спросил, как выглядит сахарный тростник, друг ответил, что он похож на бамбук. Глупец попробовал извлечь сладкий сок из бамбука, но это ему, естественно, не удалось.

 

В таком же положении оказывается обманутое иллюзией живое существо: оно ищет вечного счастья в материальном мире, который преходящ и полон страданий. О том, что материальный мир полон страданий, говорится, например, в "Бхагават-гите". Само по себе стремление к счастью закономерно, но надежда получить его от инертной материи с помощью так называемых научных методов - не что иное, как иллюзия. Сбитые с толку, люди не могут этого понять. "Гита" [16.13] описывает, что думает человек, жаждущий материального счастья: "Сегодня у меня много денег, а если мои планы осуществятся, будет еще больше. Теперь я богат, и мое богатство будет только приумножаться".

 

Атеистическая, безбожная цивилизация раскинула огромную сеть чувственных наслаждений, и, как следствие, все одержимы желанием разбогатеть, чтобы иметь возможность пускать пыль в глаза. Все ищут денег, на которые можно приобрести все необходимое для удовлетворения чувств. Надеяться на сохранение мира в этом аду, где царит золотая лихорадка, - утопическая мечта. До тех пор пока у нас хоть в малейшей степени сохраняется безумное стремление к удовлетворению чувств, мир будет недосягаем. Объясняется это тем, что каждый из нас по своей природе является вечным слугой Верховного Господа, и потому мы не имеем права наслаждаться сами. Мы должны использовать все для трансцендентного служения Господу, ради Его удовлетворения. Только это может принести столь желанный мир. Часть тела не может испытывать наслаждение сама по себе, она будет его испытывать, только служа всему телу. Но сейчас все заботятся исключительно о своих личных интересах, и никто не желает служить Господу. Это стремление к личной выгоде - основная причина того, что мы находимся в материальном мире.

 

Начиная с самого высокопоставленного чиновника и кончая простым дворником, - все работают с одной мыслью: как бы в обход закона добыть побольше денег. Но жить лишь ради собственного обогащения противозаконно и губительно. Даже попытки осознать природу духа только ради собственного блага противозаконны и губительны.

 

Благодаря различным финансовым махинациям денег на земле становится все больше, однако недостает мира и спокойствия. Поскольку вся энергия человека направлена на то, чтобы добывать деньги, у людей развиваются соответствующие способности. И в результате количество незаконно заработанных денег неограниченно увеличивается, что, в свою очередь, вызывает инфляцию и подрывает экономику, а также способствует появлению страшного и дорогого оружия, угрожающего уничтожить все плоды нашего накопительства.

 

Вместо того чтобы наслаждаться благами мира, лидеры крупнейших держав, имеющих больше всего денег, разрабатывают планы спасения от современного разрушительного оружия и в то же время пускают на ветер громадные суммы денег, испытывая это же смертоносное оружие. Эти испытания приводят не только к колоссальным денежным расходам, но и к гибели множества несчастных существ, и таким образом эти страны еще больше запутываются в сетях законов кармы. Такова иллюзия материального мира. В неудержимом стремлении к удовлетворению чувств люди неразумно растрачивают свою энергию на добывание денег, а затем эти же деньги расходуются на уничтожение человеческого рода. Таким образом, законы природы вынуждают людей расходовать свою энергию впустую, и все потому, что она не направлена на служение Господу, который является истинным владельцем всех видов энергии.

 

Богатство людям дает мать Лакшми, богиня процветания. Ведические писания объясняют, что богиня процветания должна служить Господу Нараяне, прародителю всех нар, или живых существ. Анары, в свою очередь, тоже должны служить Нараяне, Верховному Господу, под началом богини процветания. Живое существо не может наслаждаться богиней процветания, если не служит Нараяне или Кришне, поэтому тот, кто хочет незаконно наслаждаться ею, непременно понесет наказание согласно законам природы, и само богатство, вместо того чтобы принести мир и процветание, приведет его к гибели.

 

Эти незаконно накопленные деньги государство отнимает у скупых граждан с помощью различных налогов и потом отдает их военным, которые пускают эти деньги на ветер во внутренних и международных военных конфликтах. Рядовой гражданин теперь уже не довольствуется количеством денег, необходимым для того, чтобы содержать семью и заниматься духовной практикой, то есть для удовлетворения самых насущных потребностей человеческой жизни. Он стремится неограниченно увеличивать свой капитал, чтобы исполнять свои поистине бесчисленные желания, и чем больше у него незаконных желаний, тем больше денег у него отнимают такие представители иллюзорного мира, как врачи, адвокаты, налоговые инспекторы, разные общества, институты, всевозможные святоши, а также голод, землетрясения и многие другие бедствия.

 

Один скупец, который, повинуясь диктату иллюзорной энергии, пожалел немного денег на экземпляр журнала "Бэк ту Годхед", вскоре потратил за неделю две с половиной тысячи долларов на лекарства и умер. Похожее произошло с другим человеком, не давшим ни гроша на служение Господу: он израсходовал три с половиной тысячи долларов на тяжбу с членами своей семьи. Таков закон природы. Если деньги не использовать для служения Господу, по закону природы все они будут потрачены на решение юридических проблем, лечение и т.п. Глупые люди закрывают глаза на этот факт и потому вновь и вновь попадают под действие законов Верховного Господа и оказываются одураченными.

 

По закону природы мы не должны иметь денег больше, чем необходимо для нормальной жизни. Природа дала каждому живому существу еду и жилище, но ненасытное вожделение человека разрушило порядок, установленный всемогущим отцом всех живых существ.

 

Верховный Господь дал нам океан соленой воды, потому что всем живым существам необходима соль. Бог снабдил нас достаточным количеством воздуха и света, которые также необходимы всем. В магазине можно купить сколько угодно соли, но класть ее в пищу нужно ровно столько, сколько необходимо. Пересоленная пища несъедобна, а недосоленная - безвкусна. Однако, если соблюдать меру, еда будет вкусной, и человек будет здоров. Аналогично этому, стремление к богатству, стремление иметь больше, чем необходимо, так же пагубно, как злоупотребление солью. Таков закон природы.


Бог и законы кармы

Бог и законы кармы

Среди многочисленных древних санскритских писаний, именуемых Ведами, сто восемь Упанишад посвящены философии. Наиважнейшей из всех Упанишад считается "Ишопанишад". В предлагаемых вам очерках, основанных на лекциях по "Ишопанишад", которые Шрила Прабхупада читал в 1968 г., вы откроете для себя истину о Верховном Господе, о законах, управляющих Его материальной и духовной энергиями, и о том, как можно освободиться из плена кармы.

 

"Ишопанишад" отмечает, что Верховная Личность Бога "всесовершенна". И неотъемлемой частью материального мира, который Господь создал совершенным, является процесс творения, сохранения и разрушения. Каждое живое существо в этом мире неизбежно проходит через шесть ступеней: оно рождается, растет, наслаждается жизнью, производит побочные продукты, дряхлеет и погибает. Таков закон материальной природы. Цветок зарождается в виде бутона. Он распускается, цветет два-три дня, образует семена, постепенно увядает и гибнет. Так называемая материальная наука не способна остановить этот процесс. Пытаться это сделать - значит проявлять авидью, невежество.

 

Некоторые люди по глупости своей считают, что благодаря прогрессу науки человек станет бессмертным. Сущая чепуха. Действие материальных законов неостановимо. Поэтому в "Бхагавад-гите" [7.14] Господь Кришна говорит, что материальная энергия - дуратйайа. Ее не победить материальными средствами.

 

Материальная природа состоит из трех гун: саттва-гуны, раджо-гуны и тамо-гуны, или гунн благости, страсти и невежества. У слова гуна есть значение "веревка". Веревка изготавливается из волокон в три приема. Сперва сплетают три тонких пряди волокна в бечевку, затем три таких бечевки скручивают вместе, а потом сплетают три полученных таким образом веревки. Так получается очень крепкая веревка. Аналогично этому, три гунны природы –гуны благости, страсти и невежества - смешиваются, образуя побочный продукт. Это смешение происходит снова и снова. Так они "переплетаются" бессчетное количество раз.

 

Вот таким образом материальная энергия связывает вас все крепче и крепче. Своими силами вы не сможете вырваться из этого плена, который называется паваргой. Па-варга- пятая группа букв в санскритском алфавите деванагари. Она содержит буквы па, пха, ба, бха и ма. Па расшифровывается как паришрама, "тяжкий труд". Каждое живое существо в этом мире упорно борется за то, чтобы как-то выжить и продлить свою жизнь. Это называется "борьбой за существование". Пха относится к слову пхена - "пена". После тяжелой работы у лошади изо рта начинает идти пена. Когда мы устаем от трудной работы, то же самое случается и с нами: язык пересыхает, и во рту образуется пена. Все здесь очень усердно трудятся для удовлетворения своих чувств, так, что изо рта начинает идти пена. Ба значит бандха - "рабство". Несмотря на все наши усилия, мы остаемся рабами материальной природы, связанные веревками ее гун. Бха - это сокращение слова бхая - "страх". В материальном мире каждый все время испытывает жгучий, как огонь, страх, ибо не знает, что случится в следующее мгновение. И наконец мА расшифровывается как мритью,"смерть". Мы строим всяческие планы, надеемся на счастье и благополучие в этом мире, но смерть кладет конец всем нашим планам и надеждам.

 

Сознание Кришны останавливает этот процесс паварги . Иными словами, человек, вступающий на путь сознания Кришны, достигает апаварги, состояния, в котором ему не нужно упорно бороться за существование, страдать в материальном рабстве, бояться за свою жизнь и умирать. Паварга символизирует материальный мир, но, прибавляя приставку а, мы меняем значение этого слова на противоположное. Наше Движение сознания Кришны указывает путь к апаварге .

 

К несчастью, люди не знают обо всем этом и потому впустую растрачивают свою жизнь. Современная цивилизация пагубна для души; люди губят себя, ибо не знают, какой должна быть истинная жизнь. Они живут, подобно животным. Животные не понимают, что такое жизнь, и просто существуют, подчиняясь законам природы и постепенно эволюционируя. Но если вы обрели человеческую форму жизни, то на вас ложится особая ответственность: вы должны жить по-другому. У вас есть возможность вступить на путь сознания Кришны и разрешить все свои проблемы. Однако если вы не воспользуетесь этой возможностью и будете продолжать жить, как животные, то снова окажетесь в круговороте рождений и смертей и будете вынуждены пройти через 8 400 000 видов жизни. Минует много, много миллионов лет, прежде чем вы опять обретете человеческий облик. К примеру, солнечный свет, который вы видите сейчас, вы увидите вновь лишь через сутки. Все в природе циклично. И если вы упустите свой шанс и не постараетесь подняться на более высокий уровень развития, то снова очутитесь в круговороте перерождений. Законы природы неумолимы. Поэтому мы открываем так много центров Международного общества сознания Кришны, чтобы люди приходили к нам и получали возможность подняться на более высокий уровень.

 

Важно как можно раньше вступить на путь сознания Кришны, потому что мы не знаем, сколько времени нам отпущено. Когда срок вашего пребывания в этом теле истечет, ничто не сможет задержать вашу смерть. Материальная природа устроена так, что никто не может противостоять ее силе. Вам не позволят просить об отсрочке. Впрочем, иногда люди просят об этом. Однажды, когда я жил в Аллахабаде, умирал один мой старый очень богатый друг. "Неужели вы не можете продлить мою жизнь хотя бы на четыре года? - молил он доктора. - Я еще не успел осуществить некоторые свои планы". Это глупость. Каждый думает: "Я должен сделать то, я должен сделать это". Но ни врачи, ни ученые не могут отвратить смерть. "Нет, нет, уважаемый. Я не могу дать вам отсрочку - не только на четыре года, но даже на четыре минуты. Вы умрете сейчас, сию минуту". Таков закон. Поэтому до наступления рокового момента нужно приложить все усилия, чтобы обрести сознание Кришны. Вы должны поторопиться. Пока за вами вновь не пришла смерть, вам нужно успеть сделать то, что вы обязаны сделать. Такое поведение разумно. В противном случае в конце жизненного пути вы потерпите неудачу.

 

"Ишопанишад" учит, что все исходящее от совершенного целого, Верховного Господа, также является совершенным. Поэтому, если вы захотите воспользоваться своей жизнью, чтобы обрести сознание Кришны, у вас будет все, что для этого необходимо. Но вам нужно предпринять какие-то практические шаги. Сознание Кришны - это не теория, а практика. Все необходимые эксперименты уже проведены. Как сказано в "Ишопанишад", для крошечных совершенных целых - то есть для нас - есть все возможности познать верховного совершенного - Кришну. Мы также представляем собой совершенное целое, но мы очень малы. Например, если в какой-то машине стоит небольшой винт, его совершенство в том, что он занимает предназначенное для него место. Только тогда он приобретает ценность. Но, если он каким-то образом вывинтится и упадет на пол, он сразу же потеряет свою ценность. Так и мы сохраняем совершенство, только когда связаны с Кришной, иначе мы бесполезны.

 

Чтобы постичь совершенное целое, необходимо познать, в каких отношениях с ним мы состоим. Все несовершенства возникают лишь из-за несовершенного знания о совершенном целом. Мы думаем: "Я равен Богу. Я Бог". Это несовершенное знание. Но, если вы знаете: "Я - неотъемлемая частица Бога и потому в качественном отношении равен Ему", - ваше знание совершенно. Человеческая форма жизни предоставляет нам возможность возродить совершенное сознание, присущее живому существу. Это сознание можно возродить с помощью метода сознания Кришны. Но, если вы пренебрегаете такой возможностью, вы губите себя, совершаете самоубийство. А в "Ишопанишад" говорится: "Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погруженные во тьму и невежество".Не будьте же убийцей своей души . Используйте все возможности, дарованные вам как человеку, чтобы обрести сознание Кришны. Для вас нет и не может быть ничего важнее.

 

 

Освобождение из плена кармы

 

 

 В материальной жизни мы совершаем грехи на каждом шагу, даже не отдавая себе отчета. Мы не сознаем, что грешим, потому что с самого рождения пребываем в невежестве. Это невежество бросается в глаза, несмотря на то что у нас столько учебных заведений. Почему так? А потому, что ни в одном из этих многочисленных больших университетов не преподается атма-таттва, наука о душе. Именно поэтому люди пребывают в невежестве, продолжают грешить и пожинать плоды своих грехов. Об этом говорится в "Шримад-Бхагаватам" [5.5.5]: парабхавас тавад абодха-джато йаван на джиджнасата атма-таттвам . Человек не избавится от этой глупости, пока не поймет необходимость самоосознания. Иначе все эти университеты и прочие учебные заведения будут только продолжать распространять глупость и невежество. Пока человек не спросит себя: "Кто такой я? Кто такой Бог? Что представляет собой этот мир? В каких отношениях я нахожусь с Богом и этим миром?" - и пока не найдет ответы на эти вопросы, он останется таким же неразумным, как животное, и будет переселяться из одного тела в другое, проходя через различные виды жизни. Таковы плоды невежества.

 

Итак, современная цивилизация несет в себе большую опасность. Преуспевающий бизнесмен или политик может ощущать спокойствие и уверенность; подобное же чувство может быть у тех, кто родился в такой богатой стране, как Америка, однако это положение временно. Мы неминуемо должны будем поменять свое положение, и мы не знаем, какие невзгоды нам придется перенести в следующей жизни в расплату за совершенные нами грехи. Поэтому, если мы не стремимся к духовному знанию, наше положение очень опасно. Представьте себе, что здоровый человек живет в рассаднике заразы. Разве его жизнь не подвергается большому риску? Он может заразиться в любой момент. Поэтому мы должны стремиться к трансцендентному знанию, чтобы с его помощью рассеять наше невежество.

 

Примером того, как мы неосознанно грешим, может служить приготовление пищи. В "Бхагавад-гите" [3.13] Кришна говорит, что Его преданные очищаются от всех грехов, так как питаются только остатками пищи, которая была сначала предложена Господу. Те же, кто готовит пищу только для себя, воистину вкушают один лишь грех. Разница между приготовлением пищи здесь, в этом храме, и в каком-нибудь обычном доме заключается в том, что в первом случае, принимая приготовленную нами пищу, мы освобождаемся от греха, тогда как во втором случае, когда пищу готовит и ест тот, кто не предан Господу, это только сильнее связывает его путами греха. Казалось бы, и та и другая пища готовится одинаково, но между ними есть большая разница. Здесь, в храме, в пище нет греха, потому что ее готовят для Кришны.

 

Любая деятельность, не связанная с сознанием Кришны, лишь помогает вам запутаться в сетях гун природы. Большинство людей погрязает таким образом в греховной деятельности. Те, кто поосторожнее, избегают грехов и стараются совершать благочестивые поступки. Но эти поступки также связывают их. Благочестивый человек может родиться в очень богатой или знатной семье, он может быть очень красив или образован. Это все плоды благочестивой деятельности. Но независимо от того, благочестивы вы или нет, вам все равно предстоит снова очутиться во чреве матери. Родимся мы в очень богатой или знатной семье или же нашей матерью будет самка животного, муки рождения, старости, болезней и смерти будут продолжаться.

 

Движение сознания Кришны дает вам возможность навсегда избавиться от страданий, связанных с рождением, старостью, болезнями и смертью. Но, если вы будете продолжать совершать грехи и принимать греховную пищу, все эти муки будут продолжаться. Вы можете свести на нет последствия ваших грехов, предавшись Кришне, как Он советует в "Бхагавад-гите" [18.66]: "Оставь все так называемые религии и предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов". Чтобы предаться Кришне, помимо прочего, необходимо есть только пищу, предложенную Ему. Мы должны твердо решить придерживаться этого правила. Даже если мы совершили какой-то грех, мы можем его искупить, принимая прасад- пищу, предложенную Кришне. Если мы последуем совету Кришны и предадимся Ему, Он спасет нас от последствий наших грехов. Он обещает это.

 

И куда же после смерти отправляется человек, безраздельно преданный Кришне? Уходит ли он в небытие, о котором рассуждают приверженцы философии пустоты? Нет, Кришна говорит: мам эти - "Он возвращается ко Мне". И что же нам дает это возвращение? Мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам напнуванти: "Тому, кто вернулся ко Мне, уже не придется снова рождаться в этом полном страданий материальном мире". Это и есть высшее совершенство.

 

"Ишопанишад" гласит: "Убийце души, кем бы он ни был, уготованы планеты, известные как миры безверия, погруженные в темноту и невежество". С демонами Кришна подобен льву, а с преданными - агнцу. Неверующие говорят: "Мы не видели Кришну". Но вы обязательно Его увидите: вы увидите Его в образе льва смерти, когда Он явится, чтобы растерзать вас. Атеист видит Кришну в облике смерти. Преданный же видит Кришну в образе кроткого, как агнец, любящего друга.

 

В сущности, Кришне служат все, но кто-то делает это из любви, а кто-то по принуждению. Человек, привязанный к материальной жизни, тоже служит Кришне, ибо вынужден служить Его внешней, материальной энергии. То же самое происходит с гражданами любого государства: и законопослушные, и преступники - все вынуждены подчиняться государственной власти. Преступник может заявлять, что ему нет никакого дела до государства, но полиция, заключив его в тюрьму, вынудит его признать власть государства.

 

Так что, принимаете ли вы философию Чайтаньи Махапрабху, согласно которой каждое живое существо является вечным слугой Кришны, или отрицаете ее, вы все равно останетесь слугой Господа. Единственная разница состоит в том, что атеиста заставляют признать верховную власть Кришны, тогда как преданный предлагает Ему свое служение добровольно. Движение сознания Кришны учит людей, что все они являются вечными слугами Господа и должны служить Ему по доброй воле. "Не провозглашайте себя Богом, - говорим мы. - У вас нет на то никаких оснований. Вы говорите, что вам нет никакого дела до Бога? Напрасно". Великий демон Хираньякашипу тоже заявлял, что ему нет дела до Бога, и тогда Бог явился и убил его. Для атеиста Бог - это смерть, а для преданного - любящий друг. Вот в чем разница.

 

Если вы преданный Господа и если вы понимаете эту философию духовной жизни, не имеет значения, сколько времени вы проживете - всего мгновение или сто лет. А если вы не преданы Богу, то в чем смысл вашей жизни? Некоторые деревья живут по пятьсот или даже по пять тысяч лет, но какой смысл в подобной жизни, ведь они лишены высшего, духовного сознания.

 

Если вы знаете, что вы слуга Кришны и что все принадлежит Кришне, вы можете жить сотни лет, исполняя свой долг, и ваша деятельность не будет иметь никаких кармических последствий. Это подтверждается в "Бхагавад-гите" [3.9]: йаджнартхат кармано 'нйатра локо 'йам карма-бандханах - за исключением деятельности ради Кришны, любая другая деятельность, хорошая или плохая, лишь прочнее привязывает вас к материальному миру. Если вы совершаете благочестивые поступки, в следующей жизни вы испытаете так называемое наслаждение, но не сможете вырваться из круговорота рождений и смертей. Если же ваша деятельность греховна, вы испытаете на себе последствия своих грехов и также останетесь связанным путами рождения и смерти. Но, если вы действуете только ради Кришны, такая деятельность не повлечет за собой ни хороших, ни дурных последствий, и после смерти вы возвратитесь к Кришне. Это единственный способ освободиться из плена кармы. Название главы - Все сущее находится во власти Кришны и принадлежит Ему/

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 346; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!