Как удовлетворить совершенного господина



В лекции, прочитанной осенью 1968 г. в Сиэтле, Шрила Прабхупада сказал: "Может ли кто-нибудь в этой аудитории утверждать, что никому и ничему не служит? Нет, потому что служить - наше естественное состояние". Затем он высказал мысль, новую для большинства слушателей: "Согласившись стать слугой Кришны, вы постепенно убедитесь, что Кришна тоже служит вам". И далее Шрила Прабхупада объяснил, каким образом, доставляя радость Кришне, душа может обрести безграничное счастье.

 

Здесь, в материальном мире, все стремятся найти счастье и избавиться, хоть на время, от страданий. Есть три вида страданий, которые причиняет нам материальная природа: адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика . Адхьятмика- это страдания, причиняемые нашим телом и умом. К примеру, если в нашем теле нарушается обмен веществ, у нас поднимается температура или мы чувствуем боль. Другой родадхьятмикипричиняет нам наш ум. Допустим, я потерял дорогого мне человека. Мой ум лишится покоя. Это тоже мучительно. Итак, адхьятмика- это болезни тела или беспокойство ума.

 

Есть также страдания, называемыеадхибхаутика: их причина - другие живые существа. К примеру, люди ежедневно посылают на убой миллионы несчастных животных. Животные не могут выразить, что они чувствуют, но они испытывают адские муки. И мы тоже страдаем по вине других живых существ.

 

Наконец, адхидайвика - это страдания, насылаемые высшими силами, такими, как полубоги. Это может быть голод, землетрясение, наводнение, мор и многое другое. Эти страдания называются адхидайвика.

 

Мы постоянно испытываем те или иные страдания. Материальная природа неизбежно причиняет их нам - таков закон Бога. И мы стремимся облегчить свои страдания всеми доступными средствами. Все стараются хоть как-то облегчить свои страдания, это неоспоримый факт. К этому, по сути дела, сводится вся борьба за существование.

 

Для облегчения наших страданий есть различные средства. Одно из них предлагают современные ученые, другое - философы, третье - атеисты, четвертое - теисты, пятое предлагают карми. Идей - великое множество. Но философия сознания Кришны учит: вы можете избавиться от всех страданий, просто превратив свое сознание в сознание Кришны. Этого будет достаточно.

 

Причина всех наших страданий кроется в нашем невежестве. Мы забыли, что мы вечные слуги Кришны. Есть один прекрасный стих на бенгальском, который объясняет это:

 

кршна-бахирмукха хаийа бхога-ванчха каре

никата-стха майа таре джапатийа дхаре

 

Наши беды начинаются, как только наше изначальное сознание, сознание Кришны, оскверняется желанием материальных наслаждений, стремлением господствовать над материальной природой. Мы тотчас же оказываемся во власти майи, иллюзии. В материальном мире каждый думает: "Я должен в полной мере насладиться жизнью в этом мире". Все, начиная с крошечного муравья и кончая величайшим живым существом, Брахмой, пытаются господствовать над миром. В вашей стране многие политики борются на выборах за пост президента. Почему, спрашивается? Потому что хотят господствовать. Так действует иллюзия.

Но мы, участники Движения сознания Кришны, придерживаемся прямо противоположных взглядов. Мы стараемся стать слугой слуги слуги Кришны (гопи бхартух пада- камалайор даса-дасанудасах).Вместо того чтобы стремиться стать повелителями, мы стремимся стать слугами Кришны.

 

Кто-то может назвать это рабской психологией. "Почему я должен быть рабом? Я стану господином". Но люди не знают, что это желание стать господином и является причиной всех их страданий. Вот что нужно понять. Ради того, чтобы господствовать над материальным миром, мы стали слугами своих чувств.

Мы всегда будем вынуждены служить. Каждый из нас, сидящих в этой аудитории, является слугой. Эти молодые люди и девушки, вступившие на путь сознания Кришны, добровольно согласились стать слугами Кришны. Их проблемы решены. Но другие думают: "Зачем мне быть слугой Бога? Лучше я стану господином". В сущности, никому не дано стать господином. А если кто-то и попытается добиться этого, то он просто станет рабом своих чувств, только и всего. Он станет слугой своей похоти, своей алчности, своего гнева - слугой стольких господ!

Поднявшись на более высокую ступень, можно стать слугой человечества, слугой общества, слугой своей страны. Но наша истинная цель остается прежней - стать господином. Это недуг всех людей. Кандидаты в президенты заявляют одно и то же: "Я буду верой и правдой служить нашей стране. Голосуйте за меня!". Но подлинное их намерение - любыми правдами и неправдами стать правителем страны. Так действует иллюзия.

 

Мы должны уяснить это важное положение философии: по своей природе мы являемся слугами. Никто не может сказать: "Я свободен, я сам себе господин". Если кто-нибудь так думает, значит, он во власти иллюзии. Может ли кто-нибудь в этой аудитории утверждать, что никому и ничему не служит? Нет, потому что служить - наше естественное состояние.

 

Мы можем служить Кришне, а можем и своим чувствам. Но беда в том, что, служа своим чувствам, мы лишь усугубляем наши страдания. Вы можете ненадолго забыться, приняв какое-нибудь одурманивающее средство. Под действием этого средства вы воображаете, что не являетесь ничьим слугой, что вы свободны. Но это чувство обманчиво. Как только дурман развеется, вы сразу же вспомните, что вы слуга.

 

Итак, нас принуждают служить, а мы не желаем служить. Где же выход? В сознании Кришны. Как только вы станете слугой Кришны, ваше желание стать господином будет исполнено. Вот здесь на картине мы видим Кришну и Арджуну. (Шрила Прабхупада показывает на картину, изображающую Кришну и Арджуну на поле битвы Курукшетра.) Кришна - Верховный Господь, а Арджуна - простой смертный. Но Арджуна любил Кришну как друга, и в награду за эту дружескую любовь Кришна стал его колесничим, его слугой. Подобным же образом, если мы восстановим свои трансцендентные любовные отношения с Кришной, наше стремление властвовать будет удовлетворено. Согласившись стать слугой Кришны, вы постепенно убедитесь, что Кришна тоже служит вам. К вам придет это понимание.

 

Поэтому, если мы хотим избавиться от служения в материальном мире, от служения нашим чувствам, то должны посвятить свое служение Кришне. Это и есть сознание Кришны.

 

Шрила Рупа Госвами в "Бхакти-расамрита-синдху" цитирует очень интересный стих, посвященный служению чувствам: камадинам кати на катидха палита дурнидеша . Здесь преданный говорит Кришне, что очень долго служил своим чувствам (камадинам кати на катидха).Слово Кама означает "вожделение". Он говорит: "Одержимый вожделением, я сделал много такого, чего не следовало делать". Раба всегда принуждают делать то, чего он не желает. Именно принуждают. И здесь преданный Господа признает, что, понуждаемый вожделением, совершил много грехов.

Кто-то может сказать такому преданному: "Ну что ж, ты послужил своим чувствам. Но отныне ты с этим покончил. Все в порядке". Но проблема вот в чем: тешам джата майи на каруна на трапа нопашантих . Преданный говорит: "Я так долго и усердно служил своим чувствам, но они все еще не удовлетворены. Вот что мучит меня. Мои чувства не удовлетворены, не удовлетворен и я сам, а чувства не хотят сжалиться надо мной и дать мне передышку, позволить отдохнуть от служения им. Таково мое положение. Я-то надеялся, что, после того как я прослужил им столько лет, они отпустят меня на покой. Но нет, ничего подобного. Они все еще властвуют надо мной".

 

Один из моих учеников рассказал мне, что его мать на старости лет надумала выйти замуж. А другой пожаловался, что его бабушка тоже вышла замуж. Подумайте только: одной женщине - пятьдесят лет, другой - семьдесят пять, а чувства их еще так сильны, что требуют: "Ты должна выйти замуж!". Постарайтесь понять, насколько сильны наши чувства. Вовсе не одни молодые люди служат своим чувствам. Можно оставаться слугой своих чувств и в семьдесят пять лет, и в восемьдесят, и даже на смертном одре. Чувства никогда не удовлетворяются.

 

Таково наше положение в материальном мире. Мы слуги своих чувств, но, служа им, мы не получаем удовлетворения. А чувства, в свою очередь, не удовлетворены нашим служением и не дают нам пощады. Какое-то безумие!

 

Поэтому самое лучшее - стать слугой Кришны. В "Бхагавад-гите" [18.66] Кришна говорит:

 

сарва-дхарман-паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо

мокшайишйами ма шучах

 

Вы служили своим чувствам столько жизней, жизнь за жизнью, поменяв 8<Н>400<Н>000 видов тел. Птицы и звери, люди и полубоги - все в материальном мире стремятся удовлетворять потребности своих чувств. "Поэтому, - говорит Кришна, - просто предайтесь Мне. Согласитесь служить Мне, и Я позабочусь о вас. Я освобожу вас из-под гнета ваших чувств".

 

Именно наши чувства повинны в том, что мы жизнь за жизнью совершаем грехи. Поэтому мы все получаем разные тела. Не думайте, что вы все находитесь в одинаковом положении. Нет. Каждый получает тело определенного типа в соответствии со своими поступками, совершенными в прошлом. И эти различные тела позволяют испытывать различные чувственные удовольствия. Чувственные удовольствия доступны и свинье, но эти удовольствия очень низменные. Кабан так привязан к чувственным удовольствиям, что совокупляется со своей матерью, сестрой или дочерью. Впрочем, даже среди людей встречаются такие, которые вступают в половые отношения с матерью или сестрой. Такова сила чувств.

Мы должны понять, что подчинение диктату чувств является причиной всех наших страданий. Тройственные страдания, которые мы испытываем и от которых стремимся избавиться, есть прямое следствие того, что мы идем на поводу у своих чувств. Но если нас привлечет служение Кришне, мы сможем освободиться из-под гнета своих чувств. Одно из имен Кришны - Мадана-мохана, оно означает "тот, кто покоряет бога любви, или вожделение". Если вы перестанете тешить свои чувства и направите свою любовь на Кришну, то сразу же освободитесь от всех страданий.

 

Поэтому нам нужно отказаться от стремления господствовать над всем, что мы видим вокруг. Каждый из нас по своей природе слуга. Сейчас мы служим своим чувствам, но то же самое служение нужно направить на Кришну. А когда вы начнете служить Кришне, то чем искреннее вы будете становиться в своих усилиях, тем больше Кришна будет открываться вам. Постепенно между вами и Кришной установятся удивительные отношения взаимного служения. Вы сможете любить Кришну как друга, возлюбленного или повелителя - есть много видов любовных отношений с Кришной.

Итак, попытайтесь полюбить Кришну, и вы увидите, насколько вы будете удовлетворены. Другого способа обрести полное удовлетворение просто нет. Деньги, сколько бы у вас их ни было, не принесут вам удовлетворения. Когда-то в Калькутте я был знаком с человеком, который зарабатывал по шесть тысяч долларов в месяц. И этот человек совершил самоубийство. Почему? Потому что деньги не приносили ему удовлетворения. Он хотел чего-то другого.

 

Поэтому обращаюсь ко всем вам со смиренной просьбой: попытайтесь понять, какое благословение несет вам сознание Кришны. Просто повторяя мантруХаре Кришна, вы постепенно разовьете трансцендентную любовь к Кришне, а как только вы полюбите Кришну, все ваши беды исчезнут и вы почувствуете полное удовлетворение.

Благодарю за внимание.

 

Есть ли какие-нибудь вопросы?

 

Вопрос. Когда мы используем материальную энергию для служения Кришне, что с ней происходит? Одухотворяется ли она?

 

Шрила Прабхупада. Когда медный провод соединен с источником тока, это уже не медь, а электричество. Аналогичным образом, когда вы используете свою энергию для служения Кришне, это уже не материальная энергия - это духовная энергия. Поэтому, как только вы посвятите себя служению Кришне, вы выйдете из-под власти материальной энергии. Кришна говорит в "Бхагавад-гите" [14.26]:

 

мам ча йо 'вйабхичарена

бхакти-йогена севате

са гунан саматитйаитан

брахма-бхуйайа калпате

 

"Тот, кто всего себя отдает преданному служению и никогда не сходит с избранного пути, поднимается над гунами материальной природы и достигает уровня Брахмана".

Когда вы используете свою энергию для служения Кришне, не думайте, что она остается материальной. Все, что используется для служения Кришне, одухотворяется. К примеру, каждый день мы раздаем фруктовый прасад [фрукты, предложенные Кришне]. Кто-то может спросить: "Чем эти фрукты отличаются от обычных? Ведь их покупают на рынке, как любые другие. И дома мы тоже едим фрукты. Какая же тут разница?" Но разница есть. Когда мы предлагаем фрукты Кришне, они становятся духовными. А что это дает? Продолжайте есть кришна-прасади увидите, каких успехов в сознании Кришны вы достигнете.

 

Приведу еще пример. Если вы будете пить слишком много молока, у вас может случиться расстройство желудка. Если вы пойдете к врачу (по крайней мере, к аюрведическому врачу), он пропишет вам лекарство, сделанное на основе йогурта. И этот йогурт с некоторыми лекарственными добавками вылечит вас. Но йогурт - это, в сущности, то же самое молоко, только слегка видоизмененное. Стало быть, болезнь, вызванная молоком, молоком и излечивается. Почему так? Потому, что вы принимаете лекарство по предписанию опытного врача. Таким же образом, если вы, действуя под руководством истинного духовного учителя, направите материальную энергию на служение Кришне, та самая материальная энергия, что была причиной вашего порабощения, поможет вам подняться на духовный уровень, где нет никаких страданий.

 

Вопрос. Как вам удается делать все таким доступным для понимания? Шрила Прабхупада. Дело в том, что вся философия проста. Бог велик, а вы - нет. Не выдавайте себя за Бога. И не отрицайте Его существование. Бог бесконечно велик, вы же бесконечно малы. Как же в таком случае вам следует поступать? Вы должны служить Богу, Кришне. Это простейшая истина. Восставать против Бога - значить быть во власти майи, иллюзии. Всякий, заявляющий, что он Бог или что вы Бог, что Бога нет вообще или что Бог мертв, околдован майей.

 

 Когда человек одержим злым духом, он несет всякий вздор. Точно так же, когда человека околдовывает майя, он говорит: "Бог мертв. Я Бог. Зачем вы ищете Бога? Посмотрите, сколько Богов бродит по улице". Люди, говорящие подобное, одержимы злыми духами, они не в своем уме.

 

Вы должны вылечить их звуками мантры Харе Кришна. Это для них лучшее лекарство. Достаточно, чтобы они просто слушали эти звуки, и постепенно они выздоровеют. Если вы крикнете что-нибудь в ухо крепко спящему человеку, он проснется. Так и мантра Харе Кришна может разбудить спящее человечество. Веды обращаются к нам: уттиштхата джаграта прапйа варан нибодхата - "О человек, пробудись! Хватит спать. Тебе выпала удача, ты получил человеческое тело. Используй же его по назначению. Вырвись из пут майи ". Вот к чему призывают Веды. Продолжайте же повторять мантру Харе Кришна. Пробудите своих соотечественников, избавьте их от иллюзии и помогите освободиться от страданий.

 

 

Обретение высшего блаженства

 

Все призывают: «Наслаждайтесь сексом». Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены. ┴Пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены". Читая и объясняя строфы бенгальской песни, написанной несколько столетий назад великим духовным учителем, проповедовавшим философию сознания Кришны, Шрила Прабхупада указывает, что есть наслаждение более высокое, чем сексуальное, и советует нам, каким образом его обрести.

 

Нароттама дас Тхакур, который написал эту песню, был знаменитымачарьей[духовным учителем], и все его песни почитаются наравне с Ведами. В этой песне он изображает себя обычным человеком, таким же, как любой из нас. Взывая к Хари, Господу Кришне, он сетует: хари хари бипхале джанама гонаину - "О мой Господь, жизнь моя прошла впустую, ибо я не поклонялся Тебе".

 

Люди даже не подозревают, что впустую проживают свою жизнь. Они думают: "У меня роскошная квартира, шикарный автомобиль, красивая жена, солидный доход и высокое положение в обществе". Все эти материальные блага заставляют нас забыть, что цель нашей жизни - поклоняться Кришне.

 

В одном стихе из "Шримад-Бхагаватам" [5.5.8] описываются удовольствия материальной жизни:

 

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам

тайор митхо хрдайа-грантхим ахух

ато грха-кшетра-сутапта-виттаир

джанасйа мохо 'йам ахам мамети

 

 

Основой всех материальных соблазнов является секс: пумсах стрийа митхуни-бхавам этам. Мужчину неудержимо влечет к женщине, а женщину - к мужчине. После того как они вступают в связь, между ними возникает сильная привязанность: тайор митхо хрдайа-грантхим ахух . Хрдайа означает "сердце", а грантхим - "прочный узел". Итак, после того как мужчина и женщина вступили в половые отношения, тугой узел в сердце окончательно затягивается. "Не могу тебя покинуть, - говорит он. - Люблю тебя всем сердцем, жизнь моя". И она говорит: "Не могу покинуть тебя. Люблю тебя больше жизни!".

 

Все это длится несколько дней. А затем - развод.

Но начинается все с секса. Секс - это основа всех материальных привязанностей. Секс обставлен у нас множеством общественных условностей. Брак - это общественная условность, которая облекает секс в благопристойные одежды, не более того. Иногда говорят, что брак - это узаконенная проституция. Но для поддержания общественных приличий люди вынуждены придерживаться некоторых моральных принципов, несколько ограничивать удовлетворение чувственных потребностей. Поэтому цивилизованные люди признают, что есть разница между половыми отношениями в браке и половыми отношениями вне брака, которые ничем не отличаются от совокупления животных.

 

Во всяком случае, когда двое людей так или иначе соединяются, им тут же требуется хороший дом(грха)и своя земля(кшетра) . Затем идут дети(сута) . После того как вы обзавелись женой и домом, у вас возникает желание иметь детей, ибо без детей семейная жизнь не доставляет радости. Путра - хинам грхам шунйам: "Дом без детей подобен пустыне". Дети - истинная радость, даруемая семейной жизнью. Наконец, существует еще круг родственников, или общество(апта) . И все это требует денег(виттаих) . Итак, нужны деньги.

 

Вот так человек запутывается в сетях материального мира и попадает во власть иллюзии. Почему это иллюзия? Неужели такие важные вещи, как жена, дети, деньги - иллюзия? Сейчас вы считаете, что у вас все в порядке, и все в домашней жизни вас удовлетворяет: квартира, жена, дети, общественное и служебное положение, - однако, когда вашему телу придет конец, вы лишитесь всего этого. Вы будете вынуждены оставить все и перейти на новую ступень существования. И вы не знаете, какой будет эта ступень. Ваше следующее тело может быть телом человека, кошки, собаки или полубога и т.д. Вы этого не знаете. Но каким бы ни было новое тело, как только вы покинете свое нынешнее тело, вы забудете обо всем. Вы не сможете вспомнить ни кем были вы, ни кто была ваша жена, ни какой был у вас дом, ни какая сумма лежала на вашем банковском счету - ничего. Всему придет конец.

Все исчезнет подобно тому, как лопаются пузырьки пены в океане. Бесконечное движение волн в океане порождает миллионы и миллиарды пузырьков, которые тут же лопаются, прекращают свое существование.

 

Такова и материальная жизнь. Живое существо проходит через многие формы жизни, переселяется с планеты на планету, пока не обретет человеческое тело. Человеческая жизнь дает нам возможность понять, как мы переселяемся из одного места в другое, из одного тела в другое и попусту теряем время, не понимая, каково наше изначальное положение и почему мы страдаем.

 

Все это необходимо понять, пока мы пребываем в человеческом теле. Но, вместо того чтобы попытаться выяснить, каково наше истинное положение, мы посвящаем все свое время сексу, жене, дому, собственности, детям, обществу, деньгам и положению (митхуни-бхавамигрха-кшетра-сутапта- виттаих) . Мы в плену у всего этого и губим свою жизнь.

 

И Нароттама дас Тхакур от нашего имени скорбит: "О Господь, я погубил свою жизнь". Почему? Манушйа-джанама паийа радха-кршна на бхаджийа: "Человеческая жизнь дается для того, чтобы мы могли постичь Радху и Кришну [Господа и Его энергию] и поклонялись Им. Но вместо того, чтобы искать Радху и Кришну, я гублю свою жизнь в погоне за чувственными наслаждениями".

 

Далее он продолжает сокрушаться: голокера према-дхана хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тай . "Ну почему у меня нет желания петьмантруХаре Кришна?" Пение мантры Харе Кришна - это трансцендентная вибрация; эти звуки не принадлежат материальному миру. Они исходят прямо из трансцендентной обители Кришны. Именно оттуда к нам дошли трансцендентные звуки мантры Харе Кришна. Эти звуки подобны сиянию солнца. Вы не можете достичь солнца - оно далеко, очень далеко от вас, - однако вы понимаете, что солнечный свет исходит от солнца. Тут не может быть никаких сомнений. Так и звуки мантры Харе Кришна доносятся с Голоки, планеты Кришны(голокера према-дхана) . И это пение приносит с собой любовь к Кришне ( према-дхана означает "сокровище любви к Кришне").

 

Нароттама дас Тхакур сокрушается: хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тай - "Почему же у меня нет желания петь мантру Харе Кришна?". Для чего нужно петь эту мантру? Это объясняется в следующей строке: самсара- бишанале диба-ниши хийа джале джураите . "Пение мантры Харе Кришна - единственное средство против яда чувственных удовольствий, жгущего сердце". Хийа означает "сердце". Наше сердце всегда что-нибудь жжет. Почему? Потому что оно влечет нас к удовлетворению чувств. Как бы я ни старался удовлетворить свои чувства, они требуют все больше и больше. Люди пробуют удовлетворить потребности своих чувств столькими способами и, кажется, дошли в этом до последней точки: изобрели стриптиз и  как называется эта короткая юбка?

 

Ученик. Мини-юбка.

 

Шрила Прабхупада. Да, мини-юбка.(Смеется.)Секс - основа основ материального мира, поэтому все призывают: "Наслаждайтесь сексом, наслаждайтесь сексом". Но сколько бы вы ни наслаждались сексом, вы не получите удовлетворения. Можете быть в этом уверены, ибо удовлетворение чувств - не тот путь, который ведет к истинному блаженству. Вы вечная душа, и, пока вы не достигнете уровня духовного блаженства, вы никогда не будете удовлетворены, какие бы чувственные удовольствия вы ни испытывали. Вы будете искать новых и новых удовольствий, но удовлетворения так и не найдете.

 

Поэтому Нароттама дас Тхакур говорит, что мы страдаем в самсара-бишанале. Самсара означает наши материальные потребности в еде, сне, совокуплении и самозащите. Все это подобно жгучему яду. Затем он говорит: "Этот яд сжигает мое сердце, но я даже и не искал то, что может облегчить мои муки –мантру Харе Кришна. У меня нет желания петь эту мантру, стало быть, я погубил свою жизнь".

Затем он говорит: враджендра-нандана джеи шачи-сута хоило сеи . Пение Харе Кришна принес Сам Господь Кришна, Враджендра-нандана, в образе Господа Чайтаньи, Шачи-суты. Кришна выступал в роли сына Махараджи Нанды, царя Вриндавана, поэтому Его называют Враджендра-нанданой. А Господь Чайтанья выступал в роли сына Шачи, поэтому Его называют Шачи-сутой. Верховному Господу очень нравится, когда Его называют именем, связанным с именем Его преданного или Его энергии. (Его преданные также составляют Его энергию.) У Него нет отца, ибо Он Сам отец каждого, но когда Он нисходит на землю, то избирает какого-нибудь Своего преданного Своим отцом. Когда чистый преданный хочет, чтобы Кришна стал его сыном, тот принимает его как Своего отца.

 

Нароттама дас Тхакур говорит, что Враджендра-нандана (Кришна) сейчас явился под именем Шачи-суты (Господа Чайтаньи), а Баларама (брат Кришны) стал Нитаем. И какова же цель Их явления в этом мире? Дина-хина-джата чхило хари-наме уддхарило: спасать все несчастные, греховные обусловленные души, вовлекая их в пение мантры Харе Кришна. В эту эпоху, Кали-югу, не найти ни одного благочестивого человека, не говоря уж о святом. Все погрязли в грехах. Но, дав людям мантру Харе Кришна, Господь Чайтанья спас всех их, даже тех, кто пал очень низко. "Пойте же Харе Кришна, - сказал Он, - и вы будете спасены".

 

Каково же подтверждение того, что Господь Чайтанья спас даже самых закоренелых грешников? Тара сакши джагаи мадхаи . Джагай и Мадхай были братьями, погрязшими во всевозможных грехах. Родились они в уважаемой брахманской семье, но, общаясь с дурными людьми, превратились в грешников. Такое случается и в наше время: люди, населяющие страны Запада, происходят от арийских родов, самых достойных родов, но, общаясь с дурными людьми, они опустились на самое дно. Они занимаются недозволенным сексом, принимают одурманивающие средства, едят мясо и играют в азартные игры. Таким образом, Джагай и Мадхай весьма напоминали наших современников, и Господь Чайтанья спас их, просто научив петь мантру Харе Кришна.

 

Нет сомнения, что мантра Харе Кришна спасет все падшие души. Это не просто слова. Любой, кто поет эту мантру, каким бы ни было его прошлое, очистится и станет святым. Он станет чистым человеком и разовьет в себе сознание Кришны.

 

Повторяя мантру Харе Кришна, мы очистим свое сердце, которое сейчас горит, как в огне. Тогда мы поймем: "Я вечный слуга Верховного Господа, Кришны". Обычно, чтобы достичь этого, нужно прожить много, много жизней. Это подтверждает Кришна в "Бхагавад-гите" [7.19].

 

Бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате:

 

"Прожив множество жизней, истинно мудрый человек предается Мне". Почему? Васудевах сарвам ити: "Потому что он убеждается, что Васудева, Кришна, есть всё". Но такая великая душа встречается очень редко(са махатма су-дурлабхах) .

Однако Господь Чайтанья показал, как можно стать такой великой душой, не прилагая чрезмерных усилий. Что для этого надо сделать? Просто петь Харе Кришна. Поэтому в конце своей песни Нароттама дас Тхакур говорит: ха ха прабху нанда-сута вршабхану-сута-джута коруна карохо эи-баро- "О мой Господь Кришна, Ты сейчас предстал передо мной вместе со Своей внутренней энергией, энергией наслаждения - Радхарани. Будь же милосерден ко мне. Не пренебрегай мной, закоренелым грешником. Вся моя минувшая жизнь - беспросветная тьма, и все же не пренебрегай мной. Пожалуйста, прими меня. Не гони меня прочь. Я душа, предавшаяся Тебе".

 

Итак, мы все должны идти по стопам Нароттамы даса Тхакура. Чтобы очиститься, нам нужно повторять мантру Харе Кришна. А как только наше сердце очистится, у нас не останется никаких сомнений в том, что Кришна - Верховный Господь, а мы - Его вечные слуги. Мы забыли об этом. Да, мы служим, но не Господу, а своим чувствам. Мы так и не стали повелителями. Мы не повелители своих чувств, а их слуги. Таково наше нынешнее положение.

 

Так почему бы не стать слугой Верховного Господа, вместо того чтобы оставаться слугой своих чувств? На самом деле можно стать господином своих чувств, только став слугой Кришны. Иной возможности нет. У вас есть выбор: или быть годасой, или госвами . Того, кто является слугой своих чувств, называют годасой, а господина своих чувств - госвами . Он управляет своими чувствами. Когда его язык жаждет отведать пищи, не предложенной Кришне, такой человек думает: "О язык, тебе нельзя прикасаться к этой еде. Это не кришна-прасад ". Вот так можно стать госвами, повелителем чувств.

 

Если человек не позволяет своим чувствам действовать ради собственного удовлетворения и направляет всю свою деятельность на служение Кришне, это и есть преданное служение. Хршикена хршикеша-севанам бхактир учйате: преданное служение - это использование своих чувств для удовлетворения повелителя чувств. Верховный повелитель чувств - это Кришна. Сейчас мы используем свои чувства для служения самим себе. Это называется майей, иллюзией. Но, когда те же самые чувства мы займем служением Кришне, мы достигнем совершенства. Мы не прекращаем деятельность своих чувств, но очищаем их в процессе служения Господу. Это и есть сознание Кришны.

Благодарю за внимание.

 

Есть ли какие-нибудь вопросы?

 

Ученик. Шрила Прабхупада, почему Господа Иисуса называют Сыном Божьим? Если Кришна обычно чей-то сын, каким образом Иисус.

 

Шрила Прабхупада. Вовсе не "обычно". Кришна - высший отец, но иногда, побуждаемый любовью, Он становится сыном Своего преданного. В Своем изначальном состоянии Кришна не сын, а отец (ахам биджа-прадах пита) . Но иногда Он по Своей воле становится чьим-то сыном, чтобы Самому почувствовать отцовскую или материнскую любовь Своих преданных.

 

Когда чистый преданный молится: "Дорогой Господь, я хочу, чтобы Ты стал моим сыном", - Кришна отзывается на его молитву. Так Его родителями стали Васудева и Деваки. В предыдущей жизни они предавались суровому подвижничеству. Они были женаты, но между ними не было интимных отношений. Они были полны решимости остаться бездетными, если только Господь не согласится стать их сыном. Поэтому они многие тысячи лет предавались суровому подвижничеству. Тогда Господь, представ перед ними, спросил:

- Чего вы хотите?

- Мы хотим такого сына, как Ты.

- Другого такого же сына, как Я, нет. Я Сам стану вашим сыном.

 

И вот Кришна, Господь, отец всех живых существ, по собственному желанию становится сыном Своего преданного. Но во всех других случаях Он играет роль верховного отца.

 

Ученик. Шрила Прабхупада, я прочел в "Шримад-Бхагаватам", что тот, кто стал освобожденной душой, обретает полную свободу, такую же, как у Кришны, или даже бо'льшую. Не могли бы вы это объяснить?

 

 

Шрила Прабхупада. Да, возьмем, к примеру, Васудеву. Он более велик, чем Кришна. Или мать Яшода. Вы видели картину, изображающую, как Яшода связывает Кришну веревкой?

 

Ученик. Кришна там в образе маленького ребенка?

 

Шрила Прабхупада.Д а. Верховный Господь, Личность Бога, внушает всем страх, но Сам боится матери Яшоды. "Прошу тебя, мамочка, не связывай меня, - молит Он. - Я буду послушным!"

 

Так мать Яшода оказалась выше Бога, Кришны. Философы-майявади [имперсоналисты] хотят стать равными Богу, слиться с Ним, но наша философия позволяет стать даже выше Кришны. Зачем быть равным Кришне, если можно стать более великим, чем Он? И в самом деле, Кришна делает Своих преданных более великими, чем Он Сам. Другой пример - Арджуна. Кришна согласился стать его колесничим. Именно Он был истинным героем битвы на Курукшетре, но Он уступил лавры Своему преданному: "Арджуна! Ты будешь почитаться героем сражения, а Я буду твоим колесничим".

 

Кришна подобен отцу, который хочет, чтобы сын превзошел его. Если отец - кандидат наук, он хочет, чтобы сын получил степень доктора. Тогда отец будет доволен. Он не потерпит, чтобы его превзошел кто-то чужой, но радуется, видя, что сын пошел дальше его. И точно так же Кришна, Верховный Господь, хочет, чтобы Его преданный превзошел Его. Это доставляет Ему радость.

 

 

Покоритель Купидона

 

 

11 ноября 1972 г. во Вриндаване, читая лекцию по книге "Нектар преданности", Шрила Прабхупада сказал: "Женщина привлекает мужчину, а мужчина - женщину, и, когда они вступают в связь, их привязанность к материальному миру все растет и растет. ┴Но мы не должны прельщаться блеском этого мира, нас должен привлекать Кришна. И если нас пленит красота Кришны, мишурная красота материального мира утратит для нас всякий интерес".

 

В материальном мире всех привлекает к себе секс. Это неоспоримый факт. В "Шримад-Бхагаватам" сказано: йан маитхунади-грхамедхи-сукхам хи туччхам - "Так называемое счастье семейной жизни начинается смайтхуны, то есть с секса".

 

Обычно человек женится для удовлетворения полового желания. Затем заводит детей. Когда дети вырастают, дочь выходит замуж, а сын женится все с той же целью - ради сексуальных наслаждений. Затем появляются внуки.

 

Так приумножается материальное счастье. Его составляющие – это шрй-аишварйа-праджепсавах. Шри означает "красота", аишварйа- "богатство", ипраджа- "дети". Люди считают себя преуспевающими, если у них красивая жена, солидный счет в банке, хорошие сыновья, дочери, невестки и т.д. Если в какой-нибудь семье есть красивые женщины, богатство и много детей, считается, что глава такой семьи достиг вершины успеха.

 

И что же это за успех? Шастры[священные писания] говорят, что это всего лишь продолжение тех же самых чувственных наслаждений. Ими все и ограничивается. Как бы мы ни пытались это приукрасить, но факт остается фактом: такие же чувственные наслаждения доступны и свиньям. Целый день они бродят в поисках испражнений и поедают их, а потом совокупляются без разбора. Кабану все равно, с кем он совокупляется: с матерью, сестрой или дочерью.

 

Итак, шастры гласят, что мы заточены в материальном мире только из-за того, что стремимся к чувственным наслаждениям. Другими словами, мы жертвы Купидона. Купидон, или Мадана, - бог любви. Только тот, в ком Мадана разжигает страсть, может испытывать радость от секса. А одно из имен Кришны - Мадана-мохана, то есть "покоритель Маданы". Иначе говоря, тот, кого привлекает Кришна, полностью забывает о чувственных наслаждениях. Так вы можете определить ваш уровень развития сознания Кришны.

 

Другое значение словамадана- "опьянять" или "сводить с ума". Сила полового влечения способна свести с ума любого. В "Шримад-Бхагаватам" говорится: пумсах стрийа митхуни- бхавам этам тайор митхо хрдайа-грантхим ахух - "Весь материальный мир существует только благодаря взаимному влечению мужчины и женщины". Женщина привлекает мужчину, а мужчина - женщину, и, когда они вступают в связь, их привязанность к материальному миру все растет и растет. Вступив в брак, мужчина и женщина подыскивают себе хорошее жилье и работу или участок земли, чтобы заниматься сельским хозяйством, потому что им надо зарабатывать на еду и прочее. Затем появляются сута( дети), апта (друзья и родственники) и виттаих (богатство). Таким образом их все сильнее начинает привлекать этот материальный мир. А начинается все с влечения к мадане, чувственным наслаждениям.

 

Но мы не должны прельщаться блеском этого мира, нас должен привлекать Кришна. И если нас пленит красота Кришны, мишурная красота материального мира утратит для нас всякий интерес. Шри Ямуначарья говорит:

 

йад-авадхи мама четах кршна-падаравинде

нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит

тад-авадхи бата нари-сангаме смарйамане

бхавати мукха-викарах суштху ништхиванам

 

"С тех пор, как меня покорила красота Кришны и я начал служить Его лотосным стопам, я постоянно испытываю все новую радость, а когда вспоминаю о сексе, мои губы тотчас кривятся и я сплевываю".

 

Итак, Кришна - это Мадана-мохана, покоритель Маданы, или Купидона. Мадана привлекает всех, но, если человека привлекает Кришна, он побеждает Мадану. А как только мы побеждаем Мадану, мы побеждаем и весь материальный мир. Иначе добиться этого очень трудно. Кришна говорит в "Бхагавад-гите" [7.14]:

 

даиви хй эша гунамайи

мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте

майам этам таранти те

 

 

Вырваться из сетей материального мира очень трудно, но, если мы предадимся Кришне и, припав к Его лотосным стопам, будем молить: "Кришна, спаси меня!", - Кришна пообещает: "Хорошо, Я спасу тебя. Не бойся, Я обязательно спасу тебя". Каунтейа пратиджанихи на ме бхактах пранашйати :"О сын Кунти, можешь объявить всему миру, что Я непременно защищу Моего преданного, у которого нет иного желания, кроме как служить Мне".

 

К несчастью, люди не знают, что нам нужно только одно - укрыться под сенью лотосных стоп Кришны. Ничто другое нам не нужно. Все остальное лишь усугубит нашу привязанность к материальному миру. А цель человеческой жизни - высвободиться из пут этого мира. Но, как сказано в "Бхагаватам", на те видух свартха-гатим хи вишнум - "Люди не знают, что высшая цель их жизни - постичь Вишну, или Кришну".

 

Вот почему в наш век так трудно вывести людей на путь сознания Кришны. И все же Чайтанья Махапрабху велел нам распространять это знание по всему миру. И мы должны попытаться. Даже если люди не внемлют нашим наставлениям, это еще не означает, что мы делаем что-то не так. От нас требуется одно - не прекращать усилий. Майя [иллюзия] очень сильна. Поэтому не так-то легко освободить живые существа из ее пут. У моего Гуру Махараджи было множество храмов по всей Индии, но иногда он говорил: "Если бы, продав все эти храмы, я смог обратить на путь сознания Кришны хотя бы одного человека, цель моей жизни была бы достигнута". Он говорил это не раз.

 

Наша цель - не возведение огромных храмов, хотя это иногда и требуется для распространения сознания Кришны и для того, чтобы у преданных была крыша над головой. Но главная наша задача - сделать так, чтобы сбившиеся с пути обусловленные души обратились к Кришне. Вот какова наша главная задача. Поэтому Бхактивинода Тхакур и другие вайшнавы предостерегают нас от соблазна возводить слишком много больших храмов, так как это может отвлечь наше внимание на материальные проблемы. Иначе говоря, так мы можем забыть о Кришне.

Разумеется, в высшем смысле ничто не является материальным. Считать что-то материальным - просто иллюзия. На самом деле не существует ничего, кроме духа. Как может что-нибудь быть материальным? Верховный Господь есть Высший Дух, и поскольку все исходит от Него, в том числе и то, что мы называем материальной энергией, то все в конечном счете является духовным.

 

Однако проблема в том, что в материальном мире, который представляет собой низшую энергию Кришны, можно забыть о Кришне. Люди занимаются таким множеством дел - особенно это заметно в странах Запада - и изобретают столько всевозможных материальных удобств, что в результате забывают о Кришне.

 

А ведь на самом деле не существует ничего, кроме Кришны и Его различных энергий. Как говорит Нарада Муни, идам хи вишвам бхагаван иветарах - "Этот мир есть Кришна, Бхагаван". Невежественным людям этот мир представляется отличным от Бхагавана, но для маха-бхагаваты,чистого преданного, нет разницы между материей и духом, ибо он повсюду видит Кришну. Глядя на то, что мы называем материей, он видит в этом проявление энергии Кришны (паринама-вада). Господь Чайтанья в этой связи привел следующий пример:

 

стхавара-джангама декхе, на декхе тара мурти

сарватра хайа ниджа ишта-дева-спхурти

 

Чистый преданный Господа, глядя на дерево, забывает о том, что это дерево, и видит энергию Кришны. И как только он видит энергию Кришны, он видит и Самого Кришну. Таким образом, вместо дерева он видит Кришну.

 

Еще один пример: солнце и его свет. Как только вы видите солнечный свет, у вас сразу возникают мысли о солнце, не правда ли? По утрам, когда вы видите сияющие за окном солнечные лучи, вы сразу вспоминаете солнце. Вы уверены, что солнце в небе, так как знаете, что без солнца не может быть и солнечного света. И точно так же, что бы мы ни видели, мы должны сразу вспоминать Кришну и думать, как эти предметы или явления связаны с Ним, ведь все это - проявления Его энергии. И поскольку энергия неразрывно связана с ее источником, те, кто сумел постичь и Кришну, и все Его энергии, не видят ничего, кроме Кришны. Поэтому для них материального мира просто не существует. Для достигшего совершенства преданного все является духовным(сарвам кхалв идам брахма) .

 

Итак, мы должны натренировать свои глаза видеть повсюду Кришну. Эта тренировка сама по себе является преданным служением Кришне, а значит, помогает нам очиститься.

 

сарвопадхи-винирмуктам

тат-паратвена нирмалам

хршикена-хршикеша-

севанам бхактир учйате

 

Вступив на путь сознания Кришны, мы сразу отбрасываем все ложные самоотождествления, и наше зрение, осязание, обоняние и т.д. становятся нирмала, то есть очищаются, ибо мы вовлекаем их в служение Кришне. Тогда мы обретаем способность видеть Кришну повсюду. Пока наше зрение осквернено, мы не можем видеть Кришну, но, как только в процессе преданного служения оно очистится, мы будем видеть Кришну и ничего, кроме Кришны.

 

Купидон - один из слуг иллюзорной, материальной энергии, но, если мы полностью погрузимся в сознание Кришны, Купидон уже не сможет пронзить наше сердце своими стрелами. Ему это будет не под силу. Хорошим примером этого может служить случай с Харидасом Тхакуром. Когда Харидас был молод, как-то среди ночи к нему пришла нарядно одетая юная проститутка и сказала, что хочет отдаться ему. Харидас Тхакур ответил: "Присядь, пожалуйста. Я удовлетворю твое желание, но сперва я должен закончить повторять мантру Харе Кришна". Только представьте себе! Глухая ночь, перед Харидасом Тхакуром - красивая юная женщина, желающая разделить с ним ложе, а он продолжает невозмутимо повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Но он так и не перестал повторять мантру, так что надеждам этой блудницы не суждено было сбыться.

 

Итак, Купидон не может пронзить своими стрелами наше сердце, если мы целиком поглощены сознанием Кришны. Перед преданным Господа могут стоять тысячи прекрасных женщин, но это нисколько не взволнует его. Он видит в них проявления энергии Кришны. "Они принадлежат Кришне, - думает он, - и призваны доставлять наслаждение Кришне".

 

Долг преданного - постараться привлечь всех прекрасных женщин к служению Кришне, а не наслаждаться их обществом. Преданного не могут поразить стрелы Купидона, так как он видит все связанным с Кришной. Вот истинное отречение от мира. Он не принимает ничего для удовлетворения собственных чувств, но использует все только для Кришны и занимает каждого служением Кришне. В этом суть метода сознания Кришны.

Благодарю за внимание.


Духовный наставник

Истинная и мнимая духовность

 

Лос-Анджелес, 30 декабря 1968 г. В интервью журналисту одной из лос-анджелесских газет Шрила Прабхупада высказал свое мнение о многочисленных новоявленных "гуру" конца 60-х, которые обещали дать людям силу, влияние, научить избегать стрессов, указать путь к спасению и многое другое. В этом откровенном разговоре Шрила Прабхупада разоблачает многие "религиозные" течения того времени. Он говорит: "Человек, называющий себя Богом, - законченный негодяй".

 

 

Журналист. Насколько я знаю, множество наших читателей, да и вообще людей в Соединенных Штатах, пребывает в недоумении: вокруг появилось так много людей, провозглашающих себя гуру и богами; они появляются в нашей стране один за другим, как грибы, и говорят, что.

 

Шрила Прабхупада. Я могу вас заверить, что все они говорят вздор.

 

Журналист. Не могли бы вы сказать об этом чуточку подробнее?

 

Шрила Прабхупада. Могу к этому прибавить, что все они негодяи.

 

Журналист. И тот, который прославился, продавая мантры для медитации?

 

Шрила Прабхупада. Могу сказать публично, что он прохвост, каких свет не видывал.

 

Журналист. Не могли бы вы пояснить свою мысль, дать развернутое обоснование, так как наши читатели.

 

Шрила Прабхупада. Все его поведение говорит о том, что он отъявленный мошенник. Не нужно даже знать его, его поступки говорят сами за себя. Удивительно только одно: принято считать, что в западных странах живут люди высокой культуры - почему же они позволяют этим негодяям дурачить себя?

 

Журналист. Я думаю, что люди ждут чего-то необыкновенного, и тут появляются такие, как он.

 

Шрила Прабхупада. Да, но они хотят чего-то очень дешевого - в этом их вина. Что касается наших учеников, то мы не учим их ничему подобному. Наше первое условие - наличие моральных ценностей. Понимаете? Мы не даем посвящение тем, кто не следует моральным принципам, мы не принимаем их в наше Общество. А эти так называемые гуру говорят людям: "Делайте все, что хотите. Заплатите мне тридцать пять долларов, и я дам вам мантру". Понимаете, в чем дело? Люди хотят, чтобы их обманывали, вот и расплодилось множество обманщиков. Люди не желают придерживаться никаких ограничений. У них есть деньги, и они думают: "Мы заплатим и тут же получим все, чего хотим".

 

Журналист. "Хочу в рай, и немедленно".

 

Шрила Прабхупада. Вот именно. Это же просто глупость.

Журналист. Позвольте вас спросить - хотя у меня есть свое мнение, - почему, по-вашему, молодые люди сегодня все чаще и чаще обращаются к восточным религиям?

 

Шрила Прабхупада. Потому что их больше не удовлетворяет ваш материалистический образ жизни. Особенно здесь, в Америке, казалось бы, достаточно всего, чтобы жить в свое удовольствие. У вас достаточно еды, женщин, вина, жилья - достаточно всего. Однако, несмотря на это, в вашей стране сбитых с толку и недовольных людей гораздо больше, чем в Индии, которая считается нищей страной. Да, индийцы бедны, но они продолжают бережно хранить свою древнюю духовную культуру. Поэтому беспокойств у них меньше. Это доказывает, что материальный прогресс сам по себе не может принести удовлетворение. Тот, кто ищет истинного удовлетворения, должен встать на путь духовной жизни. Только тогда можно стать счастливым. Здесь же все люди пребывают во тьме. У них нет надежды. Они не знают, куда идти. У них нет цели. Но человек, избравший духовный путь, знает, что он делает и куда идет. Для него все ясно.

 

Журналист. Иными словами, вы чувствуете, что в западной религии - ни в синагоге, ни в церкви, ни где-то еще - люди не нашли истинной духовности? Может быть, вы полагаете, что эти учения несовершенны? Или считаете, что церковь отступает от чистоты учения?

 

Шрила Прабхупада. Возьмем, к примеру, Библию. Она была написана давным-давно и обращена к примитивным людям, жившим в пустыне. У этих людей было мало знаний. В те времена, во времена Ветхого Завета, достаточно было сказать: "Есть Бог, и Бог сотворил мир". Это верно. Но в наши дни, когда наука добилась таких успехов, люди хотят знать во всех деталях, как был сотворен мир. Понимаете? К сожалению, в Библии нет такого подробного научного объяснения. И церковь не может прибавить к этому ничего существенного. Поэтому люди не удовлетворены. Просто посещать церковь и молиться - это их не устраивает. Кроме того, так называемые религиозные лидеры не следуют самым важным заповедям религии. К примеру, в Ветхом Завете есть десять заповедей, и одна из них гласит: "Не убий". Но убийство для христиан - дело обыденное. Религиозные лидеры благословляют существование скотобоен и даже придумали теорию, будто у животных нет души. Прямо как в той притче о волке и ягненке. И когда мы спрашиваем: "Почему вы допускаете такой грех, как убиение?", священники отказываются обсуждать это. Все помалкивают. Это означает, что они сознательно нарушают десять заповедей. Где же тут религиозные принципы? Ясно ведь сказано: "Не убий". Почему же они продолжают убивать? Что вы на это ответите?

 

Журналист. Вы спрашиваете меня?

 

Шрила Прабхупада. Да.

 

Журналист. "Не убий" - это, бесспорно, одна из этических норм. Это великая заповедь, и она всегда актуальна. Но люди не очень интересуются.

 

Шрила Прабхупада. Верно. Они не слишком-то интересуются религией, а если и проявляют интерес, то чисто показной. Если вы не придерживаетесь никаких принципов, то в чем, скажите, состоит ваша религия?

 

Журналист. Я не спорю с вами. Более того, я полностью согласен с вами. Полностью. Это не имеет никакого смысла. "Не убий". "Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим". "Не желай дома ближнего твоего". "Почитай отца твоего и мать твою". Это все прекрасные.

 

Шрила Прабхупада. "Не желай жены ближнего твоего." Но кто следует этой заповеди?

 

Журналист. Очень немногие.

 

Шрила Прабхупада. Какое же они имеют право называть себя религиозными людьми? А лишенное религии человеческое общество мало чем отличается от стада животных.

 

Журналист. Хорошо. Но позвольте мне спросить вас вот о чем: есть ли разница между вашим пониманием десяти заповедей и общепринятой их трактовкой в иудео-христианской этике?

 

Шрила Прабхупада. Разницы никакой, но, как я уже сказал, никто не соблюдает строго эти десять заповедей. Я же просто говорю: "Пожалуйста, соблюдайте заповеди Господа". Вот к чему я призываю.

 

Журналист. Другими словами, вы просите людей придерживаться этих принципов.

 

Шрила Прабхупада. Да. Я не призываю христиан обратиться в индусов, а просто говорю: "Пожалуйста, соблюдайте ваши заповеди". Я сделаю вас лучшим христианином, чем вы были. Это моя миссия. Я не говорю: "В вашей традиционной религии нет Бога, Он есть только здесь, в нашей". Я просто говорю: "Повинуйтесь Богу". Я не говорю: "Вы должны признать, что имя Бога - Кришна, и у Него нет других имен". Нет, я говорю: "Пожалуйста, повинуйтесь Богу. Постарайтесь полюбить Бога".

 

Журналист. Позвольте мне иначе сформулировать свою мысль. Если вы призываете к тому же, к чему призывает иудео-христианская этика, то почему же молодые, да и не только молодые, люди разочарованы, почему они тянутся к восточным религиям? Почему именно к восточным, если они не отличаются от западных?

 

Шрила Прабхупада. Потому что иудаизм и христианство не учат, как следовать заповедям на практике . Я же учу именно этому.

 

Журналист. Иначе говоря, вы учите тому, что, как вы полагаете, поможет людям на практике, в повседневной жизни, достичь полного самовыражения человеческого духа.

Шрила Прабхупада. Любви к Богу учит и Библия, и "Бхагавад-гита". Но сегодняшние проповедники не учат, как любить Бога. А я учу людей, как любить Бога, - в этом вся разница. Это и привлекает молодых людей.

 

Журналист. Хорошо. Стало быть, цель одна, и все отличие в методе ее достижения?

 

Шрила Прабхупада. Нет, и цель, и метод одинаковые. Но так называемые религиозные лидеры не учат, как применять этот метод на практике, а я учу.

 

Журналист. Позвольте узнать ваше мнение о том, что в наше время стало весьма актуальным. Самую большую трудность, мешающую мужчинам и женщинам возлюбить Бога и соблюдать десять заповедей, представляет проблема. как бы точнее сказать. сексуальная проблема. Я полагаю, это нечто самоочевидное. Мы все прошли через это.

 

Шрила Прабхупада. Да, все.

 

Журналист. Но неужели в западной культуре или религии нет ничего, что помогло бы молодым людям справиться с этой трудной проблемой? Я сам прошел через это. Мы все прошли. Дает ли ваше учение молодым людям то, на что они могли бы опереться? И если да, то что именно?

 

Шрила Прабхупада. Я настоятельно прошу своих учеников вступать в брак. Я не допускаю такого безобразия, чтобы мои ученики жили со своими подружками. Нет. Вы должны жениться и жить, как подобает порядочному человеку.

 

Журналист. А как быть с подростками? Как насчет четырнадцати-, пятнадцати-, шестнадцатилетних?

 

Шрила Прабхупада. Помимо всего прочего мы учим наших юношей быть брахмачари, то есть хранить обет целомудрия, обуздывать свои чувства. В ведическом обществе браки обычно заключаются, когда молодые люди достигают двадцати четырех или двадцати пяти лет, а девушки - шестнадцати- семнадцати. И поскольку они испытывают духовное удовлетворение, доступное в сознании Кришны, их привлекает нечто высшее, а не просто половая жизнь. Мы не говорим: "Не общайтесь с женщинами" или: "Забудьте о сексе". Нет, но у нас все подчинено высшим принципам, принципам сознания Кришны. И все идет замечательно.

 

Журналист. Значит, ваши ученики говорят: "Я не притронусь к ней (к нему)", не насилуя себя? У них есть какая-то замена сексу?

 

Шрила Прабхупада. Конечно, у них есть вкус к высшему - к сознанию Кришны. И это действительно помогает. Я учу западных мужчин и женщин, как обуздывать свое сексуальное влечение. Все мои ученики, которых вы здесь видите, - американцы. Я не привез их из Индии.

 

Журналист. Я хотел бы знать, что вы думаете о таких людях, как этот знаменитый гуру, торгующий мантрами.

Он уже оттолкнул от себя множество людей, и меня в том числе. Моя дочь тоже некоторое время была среди его последователей. Она ужасно разочарована.

 

Шрила Прабхупада. Психологически это объясняется тем, что люди на Западе, особенно молодые, тянутся к духовному. Если кто-нибудь приходит ко мне и говорит: "Свамиджи, примите меня в ученики", я отвечаю: "Вы должны следовать четырем принципам: не есть мяса, не играть в азартные игры, не употреблять одурманивающих средств и не заниматься недозволенным сексом". Многие уходят. Но этот торговец мантрами- он не накладывает никаких ограничений. Он похож на врача, который говорит: "Вы можете вытворять что угодно, только принимайте мое лекарство, и вы непременно вылечитесь". Такой врач будет пользоваться большой популярностью.

 

Журналист. Да. От его "лечения" умрет немало людей, но все равно его будут очень любить.

 

Шрила Прабхупада. Да.(Смеется.)А настоящий врач говорит: "Не делайте этого, не делайте того. Не ешьте таких-то продуктов". Людям это не по вкусу, они хотят купить себе спасение по дешевке, и тогда появляются обманщики и дурачат их. Они пользуются этой возможностью, потому что люди сами хотят быть обманутыми. Шарлатаны думают: "Надо воспользоваться удобным случаем". Понимаете? И морочат людям голову: "Ты - Бог, каждый - Бог. Вы просто забыли и должны лишь вспомнить. Повторяйте эту мантру, и вы станете Богом. Вы обретете могущество. Зачем обуздывать чувства? Можете пьянствовать, можете без всяких ограничений заниматься сексом и вообще делать все, что вам заблагорассудится". Людям это нравится: "Каких-то пятнадцать минут медитации, и я стану Богом. И всего лишь за тридцать пять долларов". На это согласятся многие миллионы людей. Для американца тридцать пять долларов - не такие уж большие деньги. Но, если помножить их на миллион, получится тридцать пять миллионов долларов.(Смеется.)Мы никогда не опустимся до подобного надувательства. Мы говорим, что если вы в самом деле хотите жить духовной жизнью, то должны соблюдать определенные ограничения. "Не убий", - гласит заповедь. Поэтому я никогда не скажу: "Можете убивать - животное ничего не чувствует, у него нет души". Мы не имеем права дурачить людей, вы понимаете?

 

Журналист. Подобные вещи разочаровали множество молодых людей.

 

Шрила Прабхупада. Поэтому, пожалуйста, попытайтесь нам помочь. Наше Движение поистине замечательно. Оно поможет вашей стране. Оно поможет всему человечеству. Это подлинно духовное движение. Мы никого не обманываем. К тому же наше Движение опирается на авторитет.

 

Журналист. На чей авторитет?

 

Шрила Прабхупада. На авторитет Кришны, Бога. В Индии у философии сознания Кришны миллионы и миллионы последователей: восемьдесят процентов населения. Спросите любого индийца, и он сможет очень много рассказать вам о сознании Кришны.

 

Журналист. Вы в самом деле думаете, что ваше Движение может добиться реального успеха здесь, в Америке?

 

Шрила Прабхупада. Из всего, мною виденного, можно сделать вывод, что у нас очень большие шансы. Мы же не говорим: "Отрекитесь от вашей религии и приходите к нам". Мы говорим: "По крайней мере следуйте принципам своей собственной религии. А затем, если пожелаете, приходите учиться вместе с нами". Бывает же, что студент, получив диплом, отправляется за границу учиться дальше. Почему так бывает? Потому, что люди хотят расширять свои знания. Подобно этому, если вы будете следовать указаниям любого священного писания, вы обретете знание. Но если вы видите, что наше Движение сознания Кришны поможет вам углубить свои познания, то почему бы вам не присоединиться к нам? Если вы твердо верите в Бога, разве будете вы говорить: "Нет, я христианин" или: "Нет, я иудей, я не могу присутствовать на ваших собраниях"? Разве вы скажете: "Я не могу позволить вам проповедовать в моей церкви"? Если я буду говорить о Боге, какие у вас могут быть возражения?

 

Журналист. Целиком с вами согласен.

 

Шрила Прабхупада. Я готов встретиться и поговорить с любым человеком, обладающим сознанием Бога. Мы могли бы обсудить программу деятельности на благо всех людей. Но люди хотят и дальше мыслить стереотипами. Если человек, следуя заповедям той или иной религии, развивает в себе любовь к Богу, стало быть, это совершенная религия. Но если религия развивает лишь любовь к мамоне, то какова ей цена?

 

Журналист. Вы правы.

 

Шрила Прабхупада. Это наш главный критерий - вы должны развивать в себе любовь к Богу. Мы не говорим, что вы должны исповедовать христианство или ислам, или иудаизм, или индуизм. Нас интересует одно: развиваете ли вы любовь к Богу. Но люди говорят: "Кто такой Бог? Бог - это я". Понимаете? В наши дни каждому внушают, что он Бог.

 

Журналист. Я помню, был один известный гуру, усатый, со вдавленным носом, он еще все время улыбался. Так вот, перед смертью он заявил, что он Бог.

 

Шрила Прабхупада. Он Бог? Еще один негодяй! Видите - все так и есть! Он провозгласил себя Богом. А это означает, что люди не имеют никакого представления о Боге. Предположим, я приду к вам и заявлю, что я президент Соединенных Штатов. Вы мне поверите?

 

Журналист(смеется).Не думаю.

 

Шрила Прабхупада. Ох уж эти шарлатаны! Люди принимают их за Бога, потому что ничего не знают о Боге - вот в чем беда.

 

Журналист. Когда кто-то приходит к вам и говорит, что он Бог, это полный абсурд.

 

Шрила Прабхупада. Но тот, кто принимает его за Бога, ничуть не лучше его.

Человек, называющий себя Богом, - законченный негодяй. Прожженный мошенник. И человек, им обманутый, тоже негодяй. Он не знает, что такое Бог. Он думает, что Бога можно купить по дешевке на базаре.

 

Журналист. Конечно, ведь западные религии учат, что человек создан по образу и подобию Божию. Стало быть, Бог должен напоминать человека.

 

Шрила Прабхупада. У вас же столько ученых! Почему бы не выяснить, каков истинный образ Бога, кого Он напоминает? Где такой институт? У вас их так много: научно-исследовательские институты, технологические институты. Но где институт, исследующий, что такое Бог? Есть ли такой научный институт?

 

Журналист. Откровенно говоря, на сегодняшний день такого института у нас нет.

 

Шрила Прабхупада. В том-то все и дело. Но Движение сознания Кришны - это своего рода институт, учащий постижению Бога. Если вы согласитесь учиться вместе с нами, то не станете верить какому-нибудь шарлатану, провозглашающему себя Богом. Вы признаете Богом только Самого Бога. Мы даем знание о другой природе, лежащей за пределами этой, материальной, природы. Материальная природа возникает, а затем снова исчезает, но Бог и Его духовная энергия вечны. И мы, живые существа, тоже вечны: у нас нет ни начала, ни конца. Движение сознания Кришны учит, каким образом мы можем перенестись в тот вечный, духовный мир, где обитает Бог.

Журналист. К этому, по сути дела, все и стремятся.

 

Шрила Прабхупада. Да, именно к этому. Каждый пытается стать счастливым - это законное право каждого живого существа. Человек по природе создан для счастья, но не знает, как обрести это счастье. Он пытается найти счастье в мире, где все испытывают страдания четырех видов - рождение, старость, болезни и смерть. Ученые стараются быть счастливыми сами и сделать счастливыми других. Но какой ученый смог победить старость, болезни, смерть и перерождение? Преуспел ли хоть кто-нибудь из них в этом?

 

Журналист. Не думаю.

 

Шрила Прабхупада. Так в чем же дело? Почему они не задумаются: "Мы добились такого прогресса, но каких успехов мы сумели достичь в решении этих четырех проблем?" Да никаких. И все же они чрезвычайно горды своими успехами в образовании и разработке новых технологий. Но основная проблема, проблема четырех видов страданий, остается нерешенной. Верно? Ученые добились успехов в медицине, но есть ли такое лекарство, которое позволило бы утверждать: "Отныне болезней не существует"? Есть ли такое лекарство? Нет. Так о каком же прогрессе можно говорить? Наоборот, сейчас появилось много новых болезней. Они изобрели атомное оружие. Что в этом хорошего? Просто орудие убийства. Изобрели ли они что-нибудь, что избавило бы людей от смерти? Вот это было бы настоящим достижением. Но люди умирают каждую секунду, а ученые лишь придумали оружие, способное ускорить их смерть. Вот и все. Разве это делает им честь? Но способ остановить смерть так и не найден. Кроме того, они ведут борьбу с перенаселением. И какое же средство они предложили? Каждую минуту население увеличивается на сто человек. Таковы данные статистики. Таким образом, нет радикального средства против рождения, как нет радикального средства против смерти, болезней, старости. Даже такой великий ученый, как Эйнштейн, не смог избежать старости и смерти. Почему он не мог остановить старость? Все пытаются сохранить молодость, но как этого добиться? Ученые даже не пытаются решить эту проблему, потому что это за пределами их возможностей. Они просто морочат людям голову, вот и все. Но сознание Кришны предлагает решение всех проблем. Знание об этом уже содержится в "Бхагавад-гите". Пусть же они попытаются ее понять. Хотя бы ради эксперимента.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!