ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ЖИВОПИСИ



Петер Гесс
Петер Гесс (Hess) Гесс - баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и С.-Петербурге. Старший сын баварского придворного гравера по меди, от которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, первоначально занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813-1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен. Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 гг.: «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829 г.) и др.В 1939 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 года. Вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле. В 1840-1857 гг. создал 12 полотен, из которых сохранились 10: «Сражение при Валутиной горе», «Сражение при Бородино», «Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину» и др. Помимо этого заказа Гесс исполнил большие полотна «Сражение под Лейпцигом» (1854), «Сражение под Аустерлицем» (1860). Его огромные, яркие, скурпулезно точные в мельчайших деталях полотна высоко оценивались современниками, но подверглись критике со стороны позднейших искусствоведов. Картины художника  

Альбрехт Адам

Немецкий художник-баталист и литограф А. Адам участвовал в походе на Россию в составе IV-го корпуса вице-короля Италии Евгения Богарне. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий, в которых, как правило, принимал непосредственное участие. После возвращения во Францию, на основе многочисленных зарисовок, которые ему удалось сохранить несмотря на неимоверные тяготы отступления, Адам создает серию из 83 листов, исполненных жидким маслом на бумаге. В период с 1827 по 1833 гг. они были литографированы автором. Альбом «Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.», выходивший в течение шести лет, состоял уже из 100 листов с объяснительными текстами - отрывками из походного журнала самого жудожника, цитатами из воспоминаний участников войны. Альбом Адама несомненно представляет большой интерес, поскольку объективно отражает события Отечественной войны 1812 г. В настоящее время в нашей галерее представлена лишь небольшая часть работ художника, относящихся к первой фазе кампании 1812 г. от форсирования Немана до Бородинского сражения включительно. В скором будущем мы планируем значительно расширить экспозицию рисунков и литографий А. Адама, чтобы дать как можно более полное представление о войне, увиденной глазами этого художника. Картины художника

Франц Алексеевич Рубо

Франц Алексеевич Рубо (17 июня 1856 — 13 марта 1928) — русский художник-панорамист, академик и руководитель батальной мастерской Академии художеств, создатель трёх батальных панорам: «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго». Основоположник отечественной школы панорамной живописи, автор около двухсот монументальных полотен. Картины художника

Верещагин Василий Васильевич

(14.10.1842, Череповец Новгородской губернии - 31.03.1904), живописец-баталист, литератор, мемуарист. Из дворян. Учился в Александровском кадетском корпусе (1850-1853), Морском кадетском корпусе (1853-1860), Петербургской академии художеств (1860-1863) и в мастерской Ж.Л. Жерома в Париже (1864-1865). В поисках впечатлений и сюжетов для картин много путешествовал по России, странам Европы, Азии, Америки. Участвовал в военных действиях в Туркестане (1867-1870; в 1868 г. награжден орденом Св. Георгия 4-го класса), что нашло отражение в «Туркестанской» серии картин (1871-1874). В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. также был в действующей армии, в 1877-1881 гг. создал «Балканский» цикл полотен. С началом русско-японской войны 1904-1905 гг. отправился на Дальний Восток. Погиб вместе с адмиралом С.О. Макаровым при взрыве броненосца «Петропавловск» в виду Порт-Артура. Картины художника

 

Бородинское сражение

 

Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Во Франции эту битву называют "сражение на Москве-реке".

РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию

Русский полководец Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813 гг.) Из фондов Государственного Бородинского военно-исторического музея.

Начиная войну, Наполеон планировал дать генеральное сражение близ границы, но отступавшая русская армия завлекла его далеко от границы. После отхода русской армии из-под Смоленска главнокомандующий генерал от инфантерии Михаил Илларионович Кутузов решил, опираясь на заранее избранную позицию (у села Бородино, расположенного в 124 километрах западнее Москвы), дать французской армии генеральное сражение, чтобы нанести ей возможно больший урон и остановить наступление на Москву. Наполеон I ставил целью в Бородинском сражении разгромить русскую армию, захватить Москву и принудить Россию к заключению мира на выгодных для себя условиях.

Позиция русской армии на Бородинском поле занимала 8 километров по фронту и до 7 километров в глубину. Ее правый фланг примыкал к Москве-реке, левый - к труднопроходимому лесу, центр опирался на высоту Курганная, прикрываемую с запада Семеновским ручьем. Лес и кустарник в тылу позиции позволяли скрытно расположить войска и осуществить маневр резервами.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 – 8)

Позиция была усилена укреплениями: на оконечности правого фланга, у леса, фронтом к реке Москве, были построены три флеши (полевое укрепление в форме тупого угла, обращенного вершиной к противнику); у деревни Горки, на новой Смоленской дороге - две батареи, одна выше другой, одна на три орудия, другая – на девять; в центре позиции, на высоте - большой люнет (открытое с тыла полевое укрепление, состоящее из боковых валов и рва впереди), вооруженный 18 орудиями (позднее названный батареей Раевского); впереди и южнее деревни Семеновской - три флеши (Багратионовы флеши); село Бородино, на левом берегу Колочи, было приведено в оборонительное положение; на Шевардинском холме построили пятиугольный редут (сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом и бруствером) на 12 орудий.

В лесу были устроены засеки и завалы, "боевые" поляны и просеки.

РИА Новости. В. Немировский | Купить иллюстрацию

Фрагмент театрализованного представления, реконструирующего Бородинское сражение во время Отечественной войны 1812 года, в Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике.

К началу сражения русская армия имела 120 тысяч человек (в том числе 7 тысяч казаков, около 10 тысяч ратников и 15 тысяч рекрутов-новобранцев), 624 орудия. Французская армия насчитывала около 130-135 тысяч человек и 587 орудий.

Боевой порядок русских войск был глубоким (в 3 линии), устойчивым и обеспечивал широкий маневр силами и средствами на поле боя. Его первую линию составляли пехотные, вторую — кавказские корпуса, третью - частный и общий резервы. В первой линии находились 334 орудия, во второй — 104, в третьей (глубокий артиллерийский резерв) — 186. Впереди пехоты были развернуты цепи егерей.

Наполеон, сознавая, что охват русской армии с флангов затруднен, решил фронтальным ударом расстроить ее левое крыло, а затем, нанеся удар по центру, выйти в тыл армии Кутузова, прижать ее к Москве-реке и уничтожить. Поэтому на главном направлении, на участке от Семеновских флешей до высоты Курганная, были сосредоточены основные силы французской армии.

РИА Новости. РИА Новости | Купить иллюстрацию

Репродукция картины "Бородинское сражение". Автор Петер Гесс. 26 августа (7 сентября) 1812 года. Восьмая атака на Семеновской флеши. Ранение Багратиона. Государственный исторический музей.

Бородинское сражение началось между 5 и 6 часами 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года артиллерийской канонадой с обеих сторон и атакой французского корпуса на село Бородино, которая была предпринята для отвлечения внимания русских от направления главного удара. Под натиском превосходивших сил врага егеря, защищавшие село, отошли за реку Колоча, но не позволили французам переправиться за ними. Около 6 часов две французские дивизии (более 25 тысяч человек и 100 орудий) начали атаку Семеновских флешей.

Несмотря на тройное превосходство противника в людях и двойное в артиллерии, русские отразили атаку. Около 7 часов французы возобновили наступление, захватили левую флешь, но контратакой русских были выбиты и отброшены. До 11 часов французы предприняли еще несколько безуспешных атак флешей. В этот же период также были отбиты две атаки французского корпуса на батарею Раевского.

Около 12 часов началась восьмая атака флешей. Против 20 тысяч человек и 300 орудий русских на участке в 1,5 километра Наполеон двинул 45 тысяч человек и 400 орудий. Завязались ожесточенные рукопашные схватки. Во время контратаки был смертельно ранен генерал Багратион, командовавший 2-й Западной армией русских. Ценой огромных потерь французские войска овладели флешами и вышли к Семеновским высотам. После этого Наполеон перенес направление главного удара на высоту Курганная (батарею Раевского).

 

Инфографика

Бородинское сражение

 

Кутузов, надеясь перехватить инициативу в сражении, направил два корпуса в обход левого фланга противника с целью внезапной атакой разгромить его тылы. Хотя полностью осуществить замысел не удалось, контрудар корпусов заставил Наполеона приостановить новую атаку высоты Курганная, что позволило Кутузову усилить центр и левое крыло русских войск. Примерно в 14 часов Наполеон вновь предпринял атаку высоты Курганная, которая к 16 часам была захвачена. Русские, сохраняя порядок, отошли на 800 метров. Все последующие попытки французской кавалерии опрокинуть русские войска в центре не имели успеха. В это же время часть русских войск по Старой Смоленской дороге отошла на новые позиции и встала в общую линию с отступившими войсками левого фланга. К 18 часам русская армия стояла на новых позициях так же непоколебимо, как и перед началом сражения. Противнику не удалось достичь решающего успеха. Ввести же в сражение последний резерв - гвардию - Наполеон не решился. Убедившись в бесплодности дальнейших атак, он с наступлением темноты оставил занятые укрепления русских, разрушенные артиллерийским огнем, и отвел войска на исходные позиции. Кутузов, понимая невозможность восполнить потери, около полуночи дал приказ отступать. До рассвета 8 сентября (27 августа по старому стилю) русская армия начала отход к Москве, которая позже была сдана французам ради сохранения армии и России.

В ходе Бородинского сражения армия Наполеона потеряла убитыми и ранеными свыше 50 тысяч человек (по французским данным, около 30 тысяч человек), в том числе 49 генералов; русская армия - свыше 44 тысяч человек (в том числе 29 генералов).

Бородинская битва явилась самой кровопролитной в военной истории того времени. Как отметил Кутузов: "Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю".

Несмотря на то, что Наполеон в Бородинском сражении имел армию, не знавшую поражений, ему не удалось сломить сопротивление русских войск.

Наполеон добился в Бородинском сражении некоторого успеха, однако свою главную задачу - разгромить русскую армию в генеральном сражении - не решил. Кутузов противопоставил наполеоновской стратегии генерального сражения иную, более высокую форму борьбы - достижение победы рядом сражений, объединенных одним замыслом.

В Бородинском сражении русская армия показала образцы тактического искусства: маневр резервами из глубины и вдоль фронта, удачное применение кавалерии для действий на фланге, упорство и активность обороны, непрерывные контратаки во взаимодействии пехоты, кавалерии и артиллерии. Противник был вынужден вести лобовые атаки. Сражение превратилось во фронтальное столкновение, в котором шансы у Наполеона для решительной победы над русской армией были сведены к нулю.

Наполеон позднее писал в мемуарах (цитата дана в переводе Михневича): "Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми... Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано [французами] наиболее доблести и одержан наименьший успех"

Кутузов в своих воспоминаниях оценил Бородинское сражение следующим образом: "Баталия 26 числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которой пришел нас атаковать".

Александр I объявил о Бородинском сражении как о победе. Князь Кутузов был произведен в фельдмаршалы с пожалованием 100 тысяч рублей. Всем бывшим в сражении нижним чинам было пожаловано по 5 рублей на каждого.

Бородинское сражение не привело к немедленному перелому в ходе войны, но кардинально изменило ход войны. Для успешного завершения ее требовалось время, чтобы восполнить потери, подготовить резерв. Прошло всего около 1,5 месяцев, когда русская армия во главе с Кутузовым смогла начать изгнание вражеских сил из России.

 

Читайте далее: http://ria.ru/history_spravki/20120601/662649848.html#ixzz26thWxCrK

 

Бородинское сражение

Карта Бородинского сражения

Бородинское сражение — главное сражение Отечественной войны 1812 года, состоявшееся 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года.

Противоборствующие стороны


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 566; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!