Тема 2. «Откуда есть пошла Русская земля?»



«Откуда есть пошла Русская земля?» – так емко и красиво вопрос
о начале русской государственности был сформулирован в XII в. монахом Киево-Печерской лавры Нестором, составителем общерусского летописного свода «Повесть временных лет». Древнерусская общность складывалась
на многоэтнической основе. Последняя включала в себя: 1) восточно-славянские племена (поляне, древляне, кривичи, вятичи, дреговичи, уличи, тиверци, радимичи и др.); 2) финно-угорские (мордва, зыряне, черемисы, чудь, меря, весь и др.); 3) балтские (ятвяги, жмудь, литва, эсты); 4) варяжский элемент; 5) тюркские племена.

1. Почему основные события начального периода истории Русского
государства в исторической науке связаны с так называемой «норманнской проблемой»? Каковы узловые вопросы спора норманистов
и антинорманистов? Как они решаются сейчас?

2. Как, Вы считаете, почему в 830–840-х гг. на северо-западной границе Хазарского каганата, по берегам р. Тихая Сосна и в верховьях
Северского Донца были воздвигнуты мощные каменные крепости? Свой ответ аргументируйте.

& Литература: 5–9, 57, 66, 70, 86, 101, 102.

Тема 3. Принятие христианства на Руси

Крещение Руси – выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Особенности богословия и богослужения в католичестве и православии сыграли значительную роль в становлении различий между европейской и российской цивилизациями. Эти различия обычно сводятся к трем основным проблемам: проблеме роли государства, проблеме личности и проблеме рационализма. Суть этих проблем состоит
в том, что католичество создавало ситуацию диалога, завершающегося компромиссом сторон, а православие было больше склонно к монологу, однозначному решению проблем.

И.В. Киреевский считал, что на Западе имеет место развитие духа,
наук, государства, сословий, общества и т.п., раздвоение всей совокупности и всех видов человеческого бытия, а в России – преимущественное стремление к ценности бытия внутреннего и внешнего, общественного
и частного, умозрительного и житейского и т.п. Н.А. Бердяев отмечал
такое своеобразие российского менталитета, как ожидание апокалипсиса, стремление к пророчеству, искания града Божьего. На практике тяга к
абсолютной свободе и абсолютной любви приводила к рабству, к вражде,
к ненависти. По мнению славянофилов А.С. Хомякова, К.С. Аксакова,
И.В. Киреевского, именно православие сформировало «то исконно русское качество, тот «русский дух», который создал русскую землю в ее бесконечном объеме».

Большинство историков считает, что принятие христианства включило Русь в сферу византийского культурного влияния. Но в последние годы
появились и другие мнения. Например, И.Н. Ионов отнюдь не склонен
рассматривать принятие византийского варианта христианства как разрыв
с Западом, указывая на то, что в X–XII вв. торговля Руси с Западной Европой шла гораздо активнее, чем с Византией, а это, в свою очередь, актуализировало дипломатические и политические связи.

1. Существовал ли для Руси в Х в. выбор среди мировых религий?
Какие могли быть альтернативы?

2. Как Вы считаете, в какой мере повлияли на выбор князя Владимира государственные интересы Руси, опыт западноевропейских стран, борьба за власть с братом Ярополком, явная агрессивность
католического Запада? Что, на Ваш взгляд, послужило причиной зависимого и подчиненного монарху положения византийского, а затем
и русского духовенства?

3. Какие из последствий принятия христианства на Руси Вы
считаете наиболее важными? Свой ответ обоснуйте.

& Литература: 3, 5–9, 53, 74, 78.

Тема 4. Русь и Золотая Орда

В 1237–1240 гг. монгольские войска под предводительством хана
Батыя вторглись в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь. Более чем
на 200 лет русские княжества попали в зависимость от Золотой Орды –
огромного государства, простиравшегося от границ Руси до Западной
Сибири и Хорезма. Важно понимать, что под названием «монголо-татары», «татаро-монголы», просто «монголы» или «татары» в литературе подразумевается не какой-либо определенный народ, а возникшее в начале XIII в. объединение десятков кочевых племен.

Большинство дореволюционных и современных отечественных исследователей считает, что монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель. Но есть и другие точки зрения.

Далеко выходят за пределы традиционных представлений взгляды
Л.Н. Гумилева на монгольское нашествие. Он полагал, что в реальности
существовало не монгольское «иго» (в значении «господство», «подчинение»), а взаимовыгодный союз Золотой Орды и Руси, спасший Русь от завоевателей, шедших из Западной Европы. По мнению историка, масштаб разорений и потерь со стороны Руси был явно преувеличен летописцами,
а следом за ними – и учеными. «Россия в XV веке унаследовала высокую культуру Византии и татарскую доблесть, что поставило ее в ранг великих держав», – писал Л.Н. Гумилев. «Союз с Ордой – не иго Орды, а военный союз с нею – предопределил особый путь Руси», – таков вывод писателя
Б. Васильева.

1. Сопоставьте мнения отечественных исследователей по вопросу
о значении и последствиях монгольского нашествия на Русь. Какая точка зрения представляется Вам более обоснованной и почему?

2. Как Вы считаете, насколько специфичным было положение
русских княжеств под властью западного монгольского улуса? Как
поступали монголы с другими захваченными территориями?

& Литература: 3, 5–9, 21, 35, 37, 43, 62, 101.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 967; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!