Проблема поэтического новаторства В.В.Маяковского.



 

Маяковский выходит на поэтическую арену в сложный, переломный для России период. Атмосфера накалена до пре­дела. Потопленная в крови первая русская революция, вихрь мировой войны заставляют людей усомниться во всех прежних ценностях. Они жаждут перемен и с надеждой смотрят в бу­дущее. В искусстве, словно в зеркале, отражаются эти сложные общественные процессы. В этом один из секретов популярности футуризма с его откровенным отрицанием традиционной куль­туры, эпатажем мещанского быта, чуть ли не религиозным культом техники и современной индустрии и ее сверхчелове­ческой мощи.

Маяковский видит "неизбежность крушения старья» и средствами искусства предвосхищает грядущий "мировой переворот» и рождение "нового человечества». "Рваться в за­втра, вперед!» — вот его девиз.

Это незнакомое, непознанное становится предметом его стихотворчества. Он широко использует прием контрастов: мертвые предметы оживают в его поэзии и становятся более одушевленными, чем живые. Поэзия Маяковского с ее урба­нистически-индустриальным пафосом противопоставляет образ многотысячного современного города с его оживленными улицами, площадями, гудящими автомобилями — картинам природы, которая представляется ему чем-то косным и безна­дежно мертвым. Поэт готов расцеловать "умную морду трам­вая», он воспевает городской фонарь, который "снимает с улицы синий чулок», тогда как луна у него — "дряблая», "ни­кому не нужная», а сердце девушки безжизненно, как будто "выварено в йоде». Поэт убежден, что новое слово можно ска­зать только по-новому. Маяковский — первооткрыватель, ко­торый владеет словом и словарем, как смелый мастер, рабо­тающий со своим материалом по собственным законам. У него свое построение, свой образ, свои ритм и рифма. Поэт бесстраш­но ломает привычную стихотворную форму, создает новые слова, вводит в поэзию низкую и вульгарную лексику. По от­ношению к величайшим явлениям истории он усваивает фа­мильярный тон, о классиках искусства говорит с пренебреже­нием:

Маяковский любит контрасты. Красивое уживается у него с безобразным, высокое — с низким: "Проститутки, как свя­тыню, меня понесут и покажут Богу в свое оправдание». Все его стихи носят глубоко личный характер, он присутствует в каждом из них. И это конкретное присутствие становится точ­кой отсчета, системой координат в безудержном потоке его воображения, где смещены время и пространство, где великое кажется ничтожным, а сокровенное, интимное разрастается до размеров вселенной. Одной ногой он стоит на Монблане, другой — на Эльбрусе, с Наполеоном он — на "ты», а его голос ("орание») заглушает громы.

Он — Господь Бог, который творит свой поэтический мир независимо от того, понравится ли кому-нибудь его творение. Ему все равно, что его намеренная грубость может кого-то шо­кировать. Он убежден, что поэту позволено все. Как дерзкий вызов и "пощечина общественному вкусу» звучат строки из стихотворения "Нате!»:

Маяковскому свойственно совершенно новое видение мира, он словно выворачивает его наизнанку. Привычное предстает в его поэзии странным и причудливым, абстрактное становится осязаемым, мертвое — живым, и наоборот: "Слезы снега с флажьих покрасневших век»; "Прижались лодки в люльках вхо­дов / к сосцам железных матерей».

Поэзия Маяковского говорит не только языком образов и метафор, но и широко использует звуковые и ритмические возможности слова. Ярким примером служит стихотворение "Наш марш», где буквально слышится бой барабанов и мерный шаг марширующих колонн:

Маяковский изменил не только поэзию, но и прежнее пред­ставление о ней. Он стал рупором идей и настроений эпохи. Его стихи — "оружие масс», он вывел поэзию из салонов на площади и заставил ее шагать вместе с демонстрантами.

Эстетическая программа ОБЭРИУ

ОБЭРИУ́ (Объединение реального искусства) — группа писателей и деятелей иск-ва; существовала в Ленинграде в 1927—30. Программа О. характеризуется стремлением в свободном эксперименте приблизить худож. язык к дейст-сти, освободившись от догм эпигонов реализма. Этим догмам О. противопоставили пародию и гротеск, к-рые приобрели в их творчестве значение абсурда, он должен был передать трагизм жизни, разобщенность людей, их беспомощность перед драмой бытия. Принципы О. перекликаются с сюрреализмом. Манифест обэриутов, составленный гл. обр. Н. Заболоцким, был опубликован в 1928 (ж. "Афиша Дома печати"). Основание группе положили молодые поэты Д. Хармс, А. Введенский, Н. Заболоцкий; в группу вошли К. Ватинов, И. Бахтерев, А. Разумовский, Ю. Владимиров, Д. Левин. Тяготели к группе Н. Олейников, Е. Шварц. Среди художников близкими к группе были К. Малевич и П. Филонов.

Деят-ность группы вызвала резкое неприятие официальных кругов. Не имея возможности работать в лит-ре для взрослых, мн. обэриуты перешли в игровое творчество для детей, в детские ж. (Д. Хармс, Н. Олейников, А. Введенский и др.). Все участники группы в 30-е гг. подверглись репрессиям. С 60-х гг. началось возвращение О. к читателю.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 623; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!