Сатирические стихи и пьесы В.В.Маяковского 1920-х годов.



Идейно-тематическое и жанрово-стилевое своеобразие поэзии С.А.Есенина 1920-х годов. Тема родины в лирике Есенина этого периода.

 С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919—1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревёнчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921). На стихи Есенина написано множество песен: В. Липатовым «Письмо матери» и «Клён ты мой опавший», Е. Поповым «Над окошком месяц», С. Сарычевым «Гуляка», В. Паком «Милая, мне скоро будет тридцать», Р. Бойко «Ты запой мне ту песню», А. Покровским «Песни, песни, о чём вы кричите?», А. Липининым «Ты меня не любишь, не жалеешь», И. Уманским «Звёзды», группой Монгол Шуудан «Москва», группой Кукрыниксы «Есенин» и др. Многие из этих песен воспринимаются как народные.

Россия в творчестве С. Есенина 1920-х годов
В 1922-1923 годах Сергей Есенин совершил большое путешествие по Европе и Америке. Достижения индустрии на Западе не могло не впечатлить поэта, и ему «показался смешным и нелепым» тот мир, в котором он жил раньше: «Вспомнил про “дым отечества”, про нашу деревню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами, вспомнил после германских и бельгийских шоссе наши непролазные дороги и стал ругать всех цепляющихся за “Русь”, как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию» .
Вот откуда выросло новое отношение Есенина к России. Поэт хотел, чтобы его родина из нищей и убогой страны превратилась в сильную и мощную державу, которая могла бы состязаться уровнем развития с западными государствами.
Многие стихи Есенина той поры – «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо к женщине» «Письмо к сестре», «Письмо деду», «Собаке Качалова» и другие, где он как бы оглядывается на свой путь, во многом автобиографичны.
Главным и великим мотивом, объединяющим лирику последних лет, становится тема любви и верности родине, которая ярко прозвучала в «Возвращении на родину» («На родине»), написанном под обаянием пушкинского «Вновь я посетил...». Н.И. Шубникова-Гусева отмечает, что стихотворение, написанное в июне 1924 года, «напоминает драму» . Противоречия времени предстают теперь не только в разговоре автора с самим собой, но прежде всего в его разговорах с другими действующими лицами, в столкновении различных точек зрения.
«Возвращение на родину» рассказывает о посещении родимых мест после долгой разлуки и множестве открытий, которые ждали поэта на родине. Изменился отцовский дом, исчез приметный клен, постарели родители. (Здесь Есенин точен и почти документален. Он упоминает даже колокольню и кладбище на горе в Константинове.) Но главное – изменились люди. В рассказ героя врывается странная и непонятная ему жизнь близких – матери, деда, сестер

В этом же, 1924, году Есенин пишет ряд стихотворений, посвященных осмыслению своего места в новом обществе, «Русь бесприютная», «Русь советская», «Русь уходящая», где ощутимо выражено тревожное чувство потери почвы под ногами.
В стихотворении «Русь бесприютная» он пытается осознать себя через связь с бездомными, страдающими. Гуманистическая основа культуры XIX века, построенная на сострадании к обездоленным, в новое время вытесняется понятиями классовой борьбы, «революционного» гуманизма, культивирующего беспощадность к врагам. Конкретный человек, личность в такой системе теряет свою ценность. Есенин же открыто занимает позицию обездоленных – жертв борьбы за улучшение жизни:

С. Есенин создавал в своем цикле образ голубой и веселой страны, которой перестала быть Россия, он творил образ ласкового и шафранного рая. Ранее Россия ассоциировалась в лирике С. Есенина с голубой страной, то есть со страной-идеалом, мужицкой мечтой.
Невозможность принять «коммуной вздыбленную Русь» была связана в мироощущении С. Есенина с реальностью советской деревни. Но Россия в сердце поэта так и осталась прекрасной родиной.

 

28. Идейно-художественное своеобразие поэмы С.А.Есенина «Черный человек» и «Анна Снегина».

Поэма «Анна Снегина» написана в сти­хотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лириче­ского жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного изложения со­бытий. Они даны отдельными эпизода­ми, автора интересуют его собствен­ные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Ли­рический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюци­онного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом — воспоминанием ав­тора о ранней юности, о «девушке в белой накидке».

Развитие сюжета начинается в пер­вой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего от­сутствия. Свершилась февральская ре­волюция, но война продолжается, зем­ли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хо­чет остаться в стороне от них, отдох­нуть в общении с природой, вспомнить юность. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и «решил лишь в стихах воевать».

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Но события сами врываются в его жизнь. Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителя­ми села Радова и деревни Криуши вспыхнула с новой силой. Появился у Криушей свой вожак — Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший одно­сельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и «с любопытством». Он теперь «важная шишка», столичный по­эт, но все же «свойский, мужицкий, наш». От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: «Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?.. За что же тогда на фронте мы губим се­бя и других?» Но эти вопросы и для са­мого поэта еще недостаточно ясны.

Другие впечатления волнуют героя — романтические образы родной приро­ды и воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней — легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина — все это для поэта слилось в единое целое. Прошлое все­гда прекрасно и поэтично.

От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Онегиной, помнит его. Он не ищет с ней встречи. Все измени­лось, изменились они сами. Ему не хо­чется разрушать образ, который остал­ся в памяти.

Да, теперь Анна Снегина — важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но живущий в памяти образ юной девушки в белом ему ми­лее, он не хочет утратить его из-за слу­чайной любовной интрижки.

Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ни­ми к помещице просить, чтобы она от­дала им землю без выкупа. Но в доме Онегиных горе — пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Наступает окончательный разрыв. «Он умер... А вот вы здесь», — упрекает о н а героя своего недолгого романа.

События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Иму­щество помещицы Онегиной конфис­ковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна лич­ными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских со­бытий. Она просит извинить ее за не­вольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: «Скажите, вам больно, Анна, за ваш хутор­ской разор?» Так жизнь разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, Анна — в Лондон.

Последняя часть поэмы — это описа­ние суровых времен гражданской вой­ны. И на этом фоне — два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Прон Оглоблин. Другое — из Лондона, от Анны Снеги­ной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину.

Что же осталось от прежних впечатле­ний и переживаний? Все проходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспомина­ниями о Родине. Любовь, Родина, приро­да — вот истинные ценности, способные согреть и возвысить душу человека.

29. Темы, идеи, образы поэзии В.В.Маяковского 1920-х годов

Традиции рус и заруб лит-ры символистов предают городу облик страшного мира, урбанизм характерная черта и ру футуристов. Но город еще более ужасен.

В ранних текстах маяковского – это город враг, воплощение злобы и уродства.

Маяк не отрицает своеобразие красоты города, создаваемое новыми ритмами жизни, видит красоту кабаков.

Уже в ранней лирике просматривается антифилистерство. Это проявилось в том числе и в стремлении к формальному эксперементательству.

М стремился к воссозданию необычных зрительных образов в поэзии. Например, он рассекал отдельные слова и создавал своеобразную игру рассеченных частей

Самые ранние стихи Маяковского 1912-1913 годов «Ночь», «Утро», «Порт», «Из улицы в улицу» и другие соответствовали эстетическим нормам русского кубофутуризма, теоретические положения которого содержались в манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912). Как кубофутурист поэт ориентировался и на индивидуализм лирического героя, и на восприятие языка как средства выражения собственной творческой личности прежде всего, и на приоритет вещного, предметного мира, и на эпатирующую антиэстетику, и на самоценное, «самовитое» слово, и на футуристическую философию, и на нигилистическое отношение к классическому искусству и к современности. Как писала А. Ахматова в стихотворении 1940 г. «Маяковский в 1913 году», «То, что разрушал ты, - разрушалось, / В каждом слове бился приговор».
Конечно, творчество большого художника никогда не замыкается платформой той литературной группы, в которую он входит (так было и у Блока с символизмом, и у Ахматовой с акмеизмом). Маяковского от футуристов отличали именно те нравственные критерии, которые всегда традиционно были характерны для русского писателя: отрицая классическое наследие, Маяковский тем не менее заявил в своей поэзии тему сострадания, отзывчивости на боль ближнего («Послушайте!», 1914; «Мама и убитый немцами вечер», 1914). В трагедии 1913 г. «Владимир Маяковский» герой-поэт готов принести себя в жертву ради спасения людей от страданий.
Уже первые стихи Маяковского выявили лирический характер его дарования, то, что он есть лирик «по самой строчечной сути». Это означает, что все переживания и настроения поэт выражает через свое «я», т.е. через образ лирического героя, вырастающего как нечто цельное из его стихотворений и поэм. Если попытаться в самом общем виде определить характер лирического героя раннего Маяковского, то героя этого можно назвать бунтарем-романтиком, мятежником, убежденным в своем праве выступать от имени «уличных тыщ», ниспровергателем устоев мироздания. В то же время этот герой-индивидуалист ощущает свое трагическое одиночество среди людей. В стихотворном цикле «Я» (1913) лирический герой, делая заявку на сверхличность, которой все человеческое чуждо («идет луна - / жена моя», «Я люблю смотреть, как умирают дети»), вместе с тем переживает душевную боль («Это душа моя / клочьями порванной тучи / в выжженном небе / на ржавом кресте колокольни!», «Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека»). В поэзии Маяковского первой половины 1910-х годов выражено желание поэта быть понятым, самому получить от мира сочувствие («Скрипка и немножко нервно», 1914). Его протест против современных социальных и моральных норм («Нате!», 1913) не самоценен, он является следствием внутренней драмы «ораненного, загнанного» героя («От усталости». 1913). Можно сказать, что лирический герой Маяковского одновременно и эпатирует, и страдает.
Конфликт героя и современности, отрицание общепризнанных истин, культ силы и молодости и параллельно беззащитность в любви, восприятие мира через любовь - эти мотивы выразились в наиболее значительном произведении раннего Маяковского - поэме 1914-1915 годов «Облако в штанах». Ощущая себя «крикогубым Заратустрой», пророком, предтечей («вижу идущего через горы времени, / которого не видит никто»), отвергая традиционный мир («Я над всем, что сделано, / ставлю «nihil»), герой поэмы признается и в своей душевной ранимости. В сущности, «четыре крика четырех частей», четыре «Долой!», составляющие смысловой эпицентр «Облака в штанах», являют собой крик отчаяния героя, чья «громада любовь» не находит отклика в окружающем мире.

 

Сатирические стихи и пьесы В.В.Маяковского 1920-х годов.

Заметным явлением общественной и литературной жизни 1920-х годов стала поэтическая сатира В. В. Маяковского. Его сатирические пьесы «Клоп» (1928, поставлена в 1929) и «Баня» (1929, поставлена в 1930), новаторские по форме и содержанию, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

Пьеса «Клоп» была написана поэ­том в 1929-м. году. В ней отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной совет­ской действительности авторскому утопическому идеалу. Драматическому произведению предшест­вовал ряд стихотворений, в которых Маяковский выступил с колкой сатирой в адрес новых обыва­телей и чиновников: «Прозаседавшиеся», «Пись­мо к любимой Молчанова, брошенной им», «Слу­жака», «Подлиза», «Помпадур» и другие.
объект сатиры – советский бюрократизм
Неспособный сглаживать недостатки и петь ди­фирамбы, поэт сквозь «увеличивающее стекло» сатиры рассмотрел зарождающиеся мещанские и бюрократические замашки своих сограждан. Он предостерегал их от набирающих силу опасных тенденций, которые отодвигали страну назад, ме­шали построить «город-сад».

В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы Клоп (1928, 1-я пост. – 1929) и Баня (1929, 1-я пост. – 1930) написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского – воскрешения и путешествия в будущее.

В Клопе мотив развивается иронически: обнаруженный и по ошибке размороженный принявшими его за пролетария исследователями будущего «бывший рабочий» Присыпкин в финале оказывается в зоопарке как последний экземпляр давно вымершего «обывателиус вульгарис» вместе с представителем другого исчезнувшего вида – клопом. В Бане пришедшая из будущего Фосфорическая женщина забирает с собой на машине времени молодых энтузиастов, оставив в настоящем бюрократа Победоносикова.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 857; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!