Московский листок» Н.Пастухова: структура, типы информационных сообщений.



«Московский листок» Н. И. Пастухова оказался самым долговечных из трех изданий с таким названием. Первое возникло в 1873 году;

Как уже говорилось, Н. И. Пастухов первым из русских газетчиков стал ориентироваться на максимально широкий круг читателей - в основном малообеспеченных. Чтобы привлечь эту аудиторию, он даже печатал свое детище на бумаге, пригодной для изготовления самокруток. Какое-то время из-за ограниченности средств «Московский листок» «не выходил из рамок так называемой «мелкой прессы». Формат был небольшой, текст на страницах верстался в пять колонок. «Стартовый» успех газете обеспечили репортажи и фельетоны. Номер от 30 марта 1880 года печатался уже в собственной типографии.

облик «Московского листка» изменился. Расширился формат, вмещавший теперь семь колонок, увеличилось количество строк на странице, что позволило, соответственно, увеличить объем публикуемой информации и пригласить больше сотрудников.

Появились передовые статьи, заказываемые известным литераторам, маститым ученым, видным общественным деятелям. К концу 1880-х годов редакция ввела отдел «Театр, музыка, искусство», где помещались пространные

В 1895 году газета выходила в большом формате на двух-трех листах (четырех-шести страницах), как и другие крупные столичные издания - «Московские ведомости», «Русские ведомости». Годовая подписка «Московского листка» (9 рублей) была третьей в Москве по цене (для сравнения: стоимость годовой подписки «Русских ведомостей» - главной газеты российской интеллигенции - составляла 10 рублей).

Вообще все русские газеты конца XIX - начала XX века внешне были довольно схожи, поэтому облик «Московского листка» можно рассматривать как достаточно типичный. Номер открывался и заканчивался объявлениями. На первой странице под общим заголовком помещался «Месяцеслов» с указанием имен святых, чья память отмечалась сегодня. В дни выхода приложения рядом ставилась роспись его содержания. Далее до конца страницы шли объявления, но иногда нижнюю ее треть («подвал») занимал фельетон. Вторая полоса страница начиналась с передовой статьи, с середины 1896 года практически ежедневной. Если же передовой не было, ее заменяла рубрика «Телеграммы». После нее шел «безымянный» раздел сообщений о важнейших событиях внутренний жизни России и Москвы. Далее - рубрика «Экстренная почта», все материалы которой публиковались с пометкой «от нашего корреспондента». Название рубрики «Московские вести» говорит само за себя. Сюда же входили и репортажи «По Городской Думе», появлявшиеся после каждого думского заседания. Спортивную жизнь Москвы, в том числе ипподромную, освящал в «Московском листке» в основном В. А. Гиляровский. Существовала рубрика «По садам и театрам». Памфлеты, подписанные разными псевдонимами, отдельного раздела не составляли (автором «серийного» ежедневного памфлета «Дневник майора Бревнова» выступал, как правило, А. А. Соколов - бывший редактор «Петербургского листка», в котором ранее сотрудничал Н. И. Пастухов). Тут же - рубрика «Кое о чем» - художественно-публицистическая. Рубрики «Петербург» и «По городам и селам», как правило, были небольшими и малоинформативными, что свидетельствовало о расчете «Московского листка» в первую очередь на москвичей и об отсутствии претензий на общероссийское значение - в отличие от его «старших» коллег. Рубрику «О внешней политике» не слишком регулярно продолжали «Заграничные вести» - большая часть последних помещалась в «Телеграммах». Были, конечно же, разделы «Котировка московской биржи», «Торговые вести», «Театры и зрелища», а также «Поезды (так! - В. Б.) железных дорог» - расписание движения железнодорожного транспорта. Текущие сообщения практически никогда не имели заголовков - общая практика газет того времени, за исключением, пожалуй, «Московских ведомостей» и поначалу ориентировавшегося на него «Русского слова». Подписывались только аналитические статьи, памфлеты и публикации большого объема.

Издательская и журналистская деятельность Суворина.

С 1871 Суворин начинает издательскую деятельность. Сначала он выпускает Русский календарь, вскоре приобретший всероссийскую известность, позже – огромную, включающую в себя около 400 названий, серию «Дешевая библиотека», охватывающую всю историю русской литературы до середины 19 в. Тематика издаваемых им книг постоянно расширялась, его издательский диапазон был огромным – от художественных альбомов (Дрезденская галерея, Лондонская галерея, Императорский Эрмитаж, Палестина и др.) до технических и справочных изданий (Весь Петербург, Вся Москва, Вся Россия). При этом он вел огромную работу по организации каналов сбыта и распространения издаваемой литературы: открывал книжные магазины в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе, Ростове, Саратове; добился монопольного права на распространение своей печатной продукции в торговых точках на железных дорогах всей России.

Эта коммерческая и просветительская деятельность Суворина закономерно привела к следующему шагу – в 1876 он приобрел в собственность петербургскую газету «Новое время», и не просто контролировал ее издание, но оставался действующим редактором. А в 1880 основал новый историко-литературный журнал «Исторический вестник» (редактором журнала он сделал С.Шубинского).

К этому времени меняется общественно-политическая направленность деятельности Суворина. Крупный предприниматель не мог позволить себе либеральную позицию, волей-неволей он должен был поддерживать политику правящих кругов. Суворин отдался воплощению своей давней мечты – организации театра. Это был театр Литературно-артистического кружка (позже переименованный в театр Литературно-художественного общества), который с самого начала петербуржцы называли театром Суворина. Театр был открыт в 1895, и его художественная программа была аполитичной. Главной его целью было просвещение публики и развитие русской культуры – репертуар строился на лучшей современной и классической драматургии

Однако избежать политики Суворину не удалось: в 1900 его театр оказался в центре политического скандала в связи с постановкой пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты. После этого в среде либеральной интеллигенции имя Суворина стало одиозным, а его театр и газета потеряли былую популярность. Возродить эту популярность не смог и «Журнал Театра Литературно-художественного общества», издававшийся Сувориным в 1907–1910 (за это время вышло десять номеров).

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!