Формы феодальной монархии Руси и в России.



Судебник «Русская правда»

Ру́сскаяПра́вда (древнерус. правда роусьскаΙа, или правда рускаа, здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — сборник правовых норм Древнерусского государства. Связан с Ярославом Мудрым. Первооткрывателем Русской Правды является В. Н. Татищев, обнаруживший Краткую её редакцию.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.

Источники, содержащие Русскую Правду, списки и редакции Русской Правды.

Не сохранилось ранних списков (экземпляров) Русской Правды. Имеются только сравнительно поздние списки.

Краткая Правда известна в 2 списках (прочие списки сделаны в Новое время с этих двух и связаны с В.Н. Татищевым) Новгородской первой летописи младшего извода — Комиссионном и Академическом. В Новгородской первой летописи мл.извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды.

Пространная Правда известна в списках XIII—XV и более поздних веков Кормчих книг, Мерила Праведного, других рукописных сборников и летописей. В заголовке содержит имя Ярослава Владимировича (Ярослав Мудрый).

Сокращенная Правда существует в двух списках Кормчих XVII в. Также содержит в заголовке имя Ярослава Владимировича.

Русская Правда чаще всего соседствует с церковными правовыми текстам

 

Вира

Вира — древнерусская и древнескандинавская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. Так же вирой именовалось денежное возмещение за другие преступления.

Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. Со становлением древнерусской государственности стала определяться писаным законом («Русскими Правдами») и уплачиваться князю. Постепенно вытесняла обычай кровной мести.

Княжеские штрафы и частные вознаграждения в Русской Правде исчислялись в гривнах, кунах, гривнах кун и других денежных единицах.

Штрафы в пользу князя

• Вира — штраф за убийство свободного мужчины («а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть», ст. 89 Пространной Правды). За простого свободного человека платилась вира в 40 гривен. За княжеского мужа, тиуна огнищного и конюшего платилась двойная вира в 80 гривен.

• Полувирье — штраф за убийство женщины и тяжкие увечья свободному человеку: «Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усохнеть или нога, или око, или нос утнеть, то полувирье 20 гривенъ, а тому за вѣкъ 10 гривенъ» (ст. 27 Пространной Правды).

• Продажа — штраф за другие уголовные преступления — нанесение менее тяжких телесных повреждений, кражу и др. Исчислялся различными суммами, но, как правило, небольшими в сравнении с вирой.

Плата пострадавшим

• Головничество (ст.5 Пространной Правды) — плата в пользу родственников убитого.

• Плата «за обиду» — как правило, плата потерпевшему.

• Урок — плата хозяину за украденную или испорченную вещь или за убитого холопа.

Поток и разграбление - наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Преступник подвергался потоку и разграблению. Первоначально это была высылка преступника и конфискация имущества, позднее — преступник обращался в рабство, а имущество его подвергалось разграблению.

«Будеть ли сталъ на разбои безъвсякоясвады, то за разбоиника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с дѣтми на потокъ и на разграбление» (ст. 7 Пространной Правды).

«аще будетьконевыи тать, выдати князю на потокъ» (ст. 35 Пространной Правды)

«Ажезажьжеть гумно, то на потокъ и на грабежьдомъ его, переди пагубу исплатившю, а въпроцѣ князю поточити и. Тако же аже кто дворъзажьжеть» (ст. 83 Пространной Правды).

Головничество

Головничество- (головщина, головщизна) (по Русской Правде) — денежный выкуп, выплачивавшийся убийцей (головником) родственникам убитого.

Головничество было разнообразно, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 40 гривнам. За убийство холопа платился штраф в размере 5 гривен.

 

Вече

Ве́че- (общеславянское; от славянского вѣтъ — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. Функции веча сближают его со скандинавскимтингом и англосаксонским витенагемотом.

 

Формы феодальной монархии Руси и в России.

Раннефеодальная монархия – это стадия, которую в своем экономическом и политическом развитии проходят государства в период раннего феодализма. На Руси это время пришлось на IX-XI века. Во главе государства находился киевский Великий князь (монарх). В управлении страной ему помогала Боярская дума – особый совет, в который входили младшие князья и представители племенной знати (бояре, дружинники). Все население Древнерусского государства облагалось в обязательном порядке данью, которая была экономической основой, благодаря которой существовала раннефеодальная монархия. Сбор дани назывался полюдьем. Раннефеодальная монархия на Руси опиралась на собственную систему права. Самый ранний письменный юридический памятник этого периода — «Русская правда». Самая старая часть ее называется «Правдой Ярослава» или «Древнейшей правдой». Уголовные преступления по этому своду законов наказывались штрафами в пользу князя и потерпевших. За наиболее тяжкие преступления (разбой, поджог, конокрадство) можно было лишиться всего имущества, быть изгнанными из общины или утратить свободу.

 Сословно-представительная монархия — важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления — монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается. Это было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха.

Абсолютная монархия — разновидностьмонархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии.

Удельный (от слова удел) период установился на Руси в середине ХII в. К этому времени окончательно сложилось крупное вотчинное землевладение. В феодальных вотчинах, как и в отдельных крестьянских общинах, господствовало натуральное хозяйство, и только военная сила удерживала их в рамках единого государства. С развитием феодального землевладения у каждой земли появилась возможность отделиться и существовать как самостоятельное княжество. В вотчинах формировалось местное боярство, являвшееся главной экономической и политической силой того времени. Местные феодалы (бояре) все больше стремились к независимости от Киева, именно поэтому они поддерживали военную мощь своего князя. Можно сказать, что главной силой разъединения выступило боярство. А местные князья, опираясь на него, смогли установить власть каждый в своей земле. Впоследствии между боярством и князьями усилилась борьба за власть. В разных землях она носила разный характер.

 

6).Феодальные республики руси:

• Новгородская: Новгородская феодальная боярская республика - феодальное государство на Руси в XII -XV вв. В период русского средневековья в Новгороде товаро - денежные отношения находились на высоком уровне. Сложилась местная мощная боярская олигархия. Тенденции к политическому обособлению проявились уже в XI в. С 1136 г. Новгород начинает приглашать князя на по своему усмотрению. Власть князя боярство сумело значительно ограничить. После этого в Новгороде установилось республиканское правление: все важнейшие вопросы в жизни новгородцев - заключение мира, объявление войны, внешние сношения - решались на вече, где власть принадлежала боярству. На вече выбирались высшие должностные лица: посадник, тысяцкий, архиепископ. Новгородцы избежали монгольского нашествия и разорения, согласившись на выплату дани. С XIV в. Москва начала процесс объединения русских земель. Существование Новгородской боярской республики стало препятствием на пути преодоления феодальной раздробленности. В этой борьбе Москва использовала недовольство новгородцев узурпацией власти в Новгороде несколькими боярскими семьями. С 1478 г. новгородские земли были включены в состав Русского централизованного государства. Новгородская боярская феодальная республика перестала существовать.

• ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА

государственное образование на Руси 2-й пол. XIII - н. XVI вв. После раздробления Киевской Руси (XII в.) Псков вошел в Новгородскую республику, сохранив в ней особые права, право самостоятельного строительства пригородов. Основным сословием Пскова были купцы. Торговый и промышленный капитал в небольшой Псковской республике доминировал над сельским хозяйством. Однако купеческая олигархия в Пскове не сложилась. Законодательная власть в Пскове принадлежала вече. Народное собрание принимало важнейшие государственные решения. Псковская республика выделилась из состава "Господина Великого Новгорода" в 1323 г., была признана Новгородом в 1348 г. и просуществовала до 1510 г., войдя в состав Русского централизованного государства.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 286; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ