Конституционно-правовые особенности Королевства Марокко



Специфика рассмотрения конституционно правовых особенностей Королевства Марокко заключается в том, что это прежде всего исламское государство, в котором источником права являются религиозные нормы мусульманской правовой системы. Религиозные постулаты играют ведущую роль в определении системы функционирования общества, и принимаемые в стране законы не могут им противоречить.

Профессор Л.А. Морозова считает, что для теократических государств (помимо Марокко к ним принадлежат Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.) характерны следующие признаки:

государственная власть базируется на исламе, который имеет статус государственной религии;

религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;

согласно конституции государственное управление страной находится под жестким контролем монарха[1]

Одной из особенностей системы государственных структур Королевства Марокко является положение законодательных органов: они имеют второстепенное значение, уступают ведущую роль главе государства и правительству. В 1999 году в Марокко пришел к власти Мохаммед VI, который взял курс на демократизацию. Однако демократические реформы не были проведены, и постепенно марокканские власти вернулись к старым формам правления и прежним ценностям. Такая ситуация объяснима, утверждает М.А. Сапронова: «На положение парламентов в арабских странах прямо влияют мусульманские традиции. Многое в положении законодательных органов определяется и конституционными нормами, которые ставят парламенты на второе место после исполнительных органов и президента»[2]

Монарх (король) Королевства Марокко является символом нации, его личность неприкосновенна и священна.

В главе 2 Конституции Королевства Марокко 1972 года определены компетенция монарха в сфере исполнительной власти и полномочия в сфере судебной и законодательной власти; король выступает гарантом конституции и обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти, формирует правительство и назначает первого министра и остальных членов правительства.

Законодательная власть Марокко осуществляется парламентом: Палатой представителей и Палатой советников. Палата представителей состоит из 325 депутатов и избирается на 5летний срок на основе прямого всеобщего голосования по одномандатным округам. Из 325 депутатов 295 избираются по партийным спискам от 26 партий, остальные (30 человек) — по одному общенациональному списку (мандаты зарезервированы для женщин). Палата советников состоит из 270 членов и избирается на 9 лет; в течение 3 лет обновляется на 1/3 состава. Каждый регион страны через коллегию представителей местных органов власти избирает 3/5 состава (162 представителя), а 2/5 ее состава (108 членов) — специальная коллегия выборщиков (представителей профсоюзов и трудящихся). Первые выборы в Палату советников произошли в декабре 1997 года[3].

В преамбуле Конституции Марокко указывается на то, что это государство суверенное и исламское, а также подчеркивается стремление королевства к миру и безопасности. События  11 сентября 2001 г. повлияли на укрепление сотрудничества между США и Марокко в борьбе с исламистами и терроризмом: размер американской помощи Марокко вырос с 20 млн. долл. в 2004 году до 57 млн. долл. в 2005 году. Более того,  соглашение о свободной торговле между двумя государствами, подписанное в 2005 году, предполагает отмену 95% таможенных пошлин на промышленные и потребительские товары. В 2004 году Вашингтон предоставил Марокко статус «важного союзника, не входящего в НАТО»[4].

Ситуация в Марокко, как и в других странах Магриба, характеризуется двумя основными тенденциями. С одной стороны, государство заявляет о своей приверженности борьбе с терроризмом наравне с Западом, с другой стороны, Запад ожидает проведения демократических реформ и не оказывает давления, стремясь сохранить союзнические отношения с существующей властью. Популярным остается мнение, что поддерживается иллюзия гармонии, а легитимность власти остается под сомнением[5].

В преамбуле Конституции Марокко обращается внимание на права и свободы человека и гражданина в соответствии с международным законодательством.

Особенностью современного исламского мира является проблема гражданского равноправия и прав человека, но решается этот вопрос в рамках мусульманских предписаний и основывается на таких принципах, как: человеческое достоинство (в рамках Корана и Сунны);

равноправие людей, что означает единство происхождения всех людей (единство происхождения в исламе — «Аллах сотворил всех людей из единой души»);

свобода всех людей (свобода понимается в соответствии с Кораном).

Отношение исламских государств к международным актам, в том числе к Всеобщей декларации прав человека 1948 года, неоднозначно, но для того, чтобы влиться в мировое сообщество, исламские организации создали собственные правовые документы и пытаются доказать, что понятие прав человека заложено в принципах Корана. В отношении не мусульман они ссылаются на изречение из Корана о том, что «в религии недопустимо принуждение», и гарантируют им право свободы вероисповедания и религиозной практики. Большое значение имеет Всеобщая исламская декларация прав человека, принятая Международным исламским советом в сентябре 1981 года. Другой документ — Каирская декларация прав человека в исламе 1990 года — вообще обходит вопрос о религиозной свободе и религиозных меньшинствах[6]. В 2006 году принята Исламская декларация прав человека.

Исламская декларация прав человека основана на предписаниях Корана. В преамбуле обозначен исламский порядок: все люди равны, и ни один человек не должен быть привилегирован или испытывать дискриминацию из-за расы, цвета кожи, пола, происхождения и языка; правители и управляемый равно подчинены и равны перед законом; все общественные дела  должны определяться и вестись так, чтобы власть осуществляла управление ими после взаимных консультаций квалифицированными сторонами, внося вклад в решения, которые согласовывались с законом; каждый должен взять на себя обязательства, соответствующие его способностям, и нести ответственность за свои дела; никто не должен быть лишен прав, предоставляемых законом;

каждый имеет право на судебный иск, если совершается преступление против общества или против любого из его членов, и т. д.

В Исламской декларации прав человека определены:

права на жизнь, на свободу, на равенство и запрещение дискриминации;

права на правосудие, на справедливое судебное испытание, на защиту от злоупотребления властью, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, на убежище;

права меньшинств, права и обязательства участвовать в проведении и управлении общественными делами;

экономический порядок и права, исходящие из него; право на защиту собственности;

права на социальное обеспечение, на образование, на конфиденциальность;

право на свободу передвижения и место жительства и др.

В разделе 12 «Право на свободу веры, мысли и слова» провозглашается право каждого выражать свои мысли и убеждения в пределах закона. Однако никто не может распространять неправду или сообщения, которые могут нарушить общественное спокойствие, распространять клевету, инсинуации, дискредитирующие других людей. Особо выделяется в Исламской декларации прав человека положение о том, что приобретение знаний и поиск правды — не только право, но и обязанность каждого мусульманина. В этом разделе обозначено, что «никто не должен быть презираем, не должны высмеиваться религиозные верования других и на этой почве не должно быть подстрекательств к враждебности в обществе против инакомыслящих, должно быть уважительное отношение к религиозным чувствам других — это обязательно для всех мусульман».

Право на свободу религии выражено в праве каждого человека на свободу совести и поклонения в соответствии с его религиозными верованиями (раздел 13). Свобода меньшинств выражена в кораническом принципе: «Нет принуждения в религии», — являющемся приоритетным по отношению к религиозным правам немусульманских меньшинств. Предполагается, что в мусульманской стране религиозные меньшинства должны иметь выбор, посредством которого согласуются их гражданские и личные вопросы относительно исламского начала и их собственных законов.

В законодательстве исламских стран в настоящее время не выработано единого подхода к определению правового статуса личности, что связано с действием Корана в исламских государствах и подчинением права его предписаниям.

В Конституции Марокко закреплены конституционно-правовые принципы деятельности государства:

Королевство Марокко — конституционная демократическая социальная монархия;

государственная религия — ислам;

высшим выражением воли нации является закон. Конституция обладает высшей юридической силой;

выборы в правительство проходят в условиях многопартийности;

государство гарантирует основные права и свободы граждан:

равенство мужчин и женщин в реализации политических и профессиональных прав;

свободу участия в политических партиях и объединениях;

право свободного передвижения на территории государства;

свободу слова и собраний;

право формирования кооперативов;

право на образование;

право на труд;

право на собственность и свободу предпринимательства;

право на неприкосновенность жилища;

право на забастовки[7].

На законодательство и формирование органов государственной власти в этой стране оказало влияние европейское право, так как до 1955 года Марокко было колонией Франции. Особенность Конституции Марокко в том, что она закрепила основные права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Марокко запрещается пропаганда, вызывающая религиозную ненависть и противоречащая государственному правопорядку. Однако, учитывая, что в стране подавляющее число жителей — мусульмане, придерживающиеся исламских традиций, можно предположить, что религиозное меньшинство и их структуры не имеют равных прав с последователями ислама и их организациями; религиозные взгляды мусульманского большинства влияют на практику применения правовых норм в отношении последователей других вероисповеданий. Поэтому равенство представителей ислама и представителей религиозных меньшинств сомнительно. Государственный общественный порядок продиктован исламскими догмами.

Таким образом, провозглашение прав и свобод граждан не всегда означает их применение в реальной жизни, поэтому мнение о том, что «Алжиру, Марокко и Тунису при движении к демократии свойственна тенденция ограничения прав и свобод граждан»[8], имеет право на существование.

Позитивным фактом можно считать то, что оппозиционные исламские партии находятся под надзором государства в целях предотвращения терроризма, так как исламисты и их объединения формируют основную силу несогласных в этих странах. Однако сохраняется угроза терактов со стороны магрибских подразделений «АльКаиды» и других радикальных исламских группировок.

Особенность современного мусульманского мира проявилась в идеях Абу альАла Маудуди. Он считал, что государство ислама — это не националистическое, а идеологическое государство, построенное исключительно на принципах и идеях. В таком идеологическом исламском государстве не имеют значения племенные, расовые и прочие различия между людьми[9]. Рассмотрим основные принципы его концепции.

В книге «Принципы ислама» обоснована теоцентрическая концепция, согласно которой Аллах — творец Вселенной, а человек должен покланяться ему и жить в гармонии с его волей, выраженной в ниспосланных человеку законах, содержащихся в Коране и Сунне. Уклонение от этого пути приравнивается к джахилии, поэтому с нарушителями исламских законов надо беспощадно бороться. Маудуди делает вывод о неприемлемости для мусульман западной цивилизации, которая не позволяет в полном объеме выполнять религиозные предписания.

Функции государства, по мнению ученого, заключаются в определении и претворении в жизнь плана Аллаха, изложенного в Коране и Сунне. Результатом является рождение теодемократии или священного халифата. Существует два типа правления: абсолютная верховная власть Аллаха над миром и ограниченная политическая власть, принадлежащая людям. Истинно законной признается только власть Аллаха, поэтому шариат должен быть главным арбитром и конечным авторитетом. Маудуди подчеркивает, что исламское правление предусматривает формирование и отставку правительства по воле общественного мнения, что соответствует принципам западной демократии. Однако западная демократия основана на признании правительства совершенно свободным, а исламская ограничивает свободу общественного мнения рамками, установленными шариР атом. Соблюдение в халифате шариата — единственная гарантия защиты естественных прав граждан. К этим правам Маудуди относит права на долю при распределении национального дохода, на образование, на создание организаций (если они не противоречат духу ислама), на свободу слова и т. д.

Государство или общество, не способное претворить исламские принципы, автоматически считается находящимся в состоянии джахилии в любое время и для любого региона, где общество организовано иначе, а не в соответствии с принципами шариата.

Маудуди придерживается лозунга «Правление — Аллаху» и признает в качестве хранителя «чистоты догматов ислама» халифа и сформированный им совет улемов. Улемы должны быть воспитаны в мусульманских традициях, но в то же время осознавать нужды современного общества.

Конечная цель ислама — всемирное государство, в котором не будет расовых и национальных предрассудков и все человечество объединится в целостную систему с равными для всех правами. Это государство основано на религиозных принципах Корана[10].

Влияние идей Маудуди на становление идеологии ислама велико и признается нормой для большей части исламистов-суннитов. Под исламизмом подразумевается теория и практика политических движений, ставящих перед собой цели приведения общественного и государственного устройства в тех странах, где живут мусульмане, в соответствие установлениям ислама[11].

 

О поправках к марокканской конституции[12]

Не дожидаясь усиления народных волнений, которые начались в Марокко весной этого года на фоне событий в Тунисе и Египте, власти этой страны сработали на опережение ситуации. Силового подавления манифестантов не было, еще 9 марта король Мухаммед VI выступил с предложением создать комитет, который должен был подготовить проект конституционной реформы, и определил срок его работы – 3 месяца. Цель данного проекта, по словам короля – «укрепить основы конституционной, демократической, парламентской и социальной монархии». А уже 2 июля состоялся референдум по принятию новой конституции Марокко, в котором приняли участие 73% избирателей (что продемонстрировало несомненный интерес, проявленный к реформам, т.к. на предыдущих парламентских выборах явка была около 37%), 98% которых одобрили новый Основной закон.

Не вдаваясь в специфику исторического развития Марокко, отметим, что такое быстрое и безболезненное проведение конституционной реформы стало возможным, в том числе, и потому, что в самом Основном законе уже был заложен механизм конституционной трансформации (в отличие, скажем, от Сирии, где политическая система страны не дает возможность властям ее демонтировать, а Башар Асад стоит, по сути, перед необходимостью упразднения собственных форм правления). Марокко с момента достижения политической независимости в 1956 году пошло по пути эволюционной трансформации монархии, в ходе которой вырабатывалась юридическая основа, позволяющая соблюдать баланс властей, а само королевство достаточно близко приблизилось к государствам с парламентской формой правления, хотя и с особой специфической властью главы государства.

Важную роль в этом процессе сыграла и традиция парламентской борьбы различных политических и этнических сил. Парламент в Марокко был учрежден сразу же, после принятия первой в истории страны конституции в 1962 г. (однако еще до завоевания национальной независимости, в 1950-е гг. в стране действовал т.н. Правительственный совет – представительный орган с совещательными и рекомендательными функциями, где представленные в нем партийные фракции часто выступали с резкой критикой действий французских властей в Марокко). Парламент, созданный в 1962 г., состоял из двух палат, причем нижняя формировалась прямыми выборами. Первые в истории страны парламентские выборы вопреки ожиданиям правящих кругов не принесли твердого большинства феодально-монархической элите. Действия парламентской оппозиции вызвали рост демократического движения в Марокко, что вынудило короля пойти на крайние меры, в частности отменить конституцию. Новая конституция, вынесенная на референдум в 1970 г. характеризовалась переходом от бикамеральной к монокамеральной парламентской структуре – явлением прогрессивным для унитарного Марокко, но с одновременным конституционным ослаблением парламентских полномочий и резким усилением королевской власти. Политический кризис, возникший в Марокко в начале 1970-х годов, обусловил включение в новую, конституцию 1972 г. целого ряда более демократичных положений. Существенные конституционные изменения были одобрены на очередном референдуме, состоявшимся в сентябре 1996 г. В соответствии с ними усиливался контроль парламента за деятельностью правительства; создавался относительно независимый Конституционный совет; впервые было закреплено положение о приверженности Марокко общепризнанным нормам прав человека. Конституция декларировала, что суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его непосредственно через референдум или косвенно через систему конституционных учреждений. Законы были объявлены высшим выражением воли народа, поэтому конституция установила принцип «всеобщего подчинения закону».

Таким образом, нынешняя конституционная реформа – очередной этап эволюционной трансформации монархии, призванной привести юридическую базу в соответствие с новой политической ситуацией, сложившейся в стране и регионе и определить новые принципы и механизм взаимодействия властей («стать основой специфической марокканской демократии и открыть новую историческую страницу во взаимоотношениях между троном и народом» - по словам самого короля).

Итак, новая конституция Марокко, одобренная на референдуме 2 июля 2011 года, на 72 статьи больше (сейчас в тексте Основного закона 180 статей вместо 108). Основные изменения, на наш взгляд, можно классифицировать следующим образом:

1. Четкое разделение полномочий монарха на «незыблемые», которые не могут быть подвержены в дальнейшем каким-либо изменениям и «законодательные», которыми монарх делится с исполнительной и законодательной властью. В связи с этим статья 19 (касающаяся статуса короля) разбита на две: теперь в отдельную статью вынесено положение об исключительном религиозном статусе короля, который является Повелителем правоверных и возглавляет Высший совет улемов (этот институт не имел конституционного статуса), а также стоит на защите веры и является гарантом свободы отправления религиозных культов. Другая статья определяет положение короля как «высшего представителя нации, символа ее единства, гаранта устойчивости и преемственности государства, его независимости и территориальной целостности». Подчеркивается особый статус короля как верховного арбитра, на которого возложена задача защиты демократических выборов и обеспечения стабильного функционирования конституционных институтов. Личность короля по-прежнему «священна и неприкосновенна», а его уважение – долг подданных. Регентский совет теперь будет возглавлять председатель Конституционного суда (ранее – председатель Верховного суда), а сам регентский совет расширяется за счет включения в его состав заместителя председателя Высшего судебного совета и секретаря Высшего совета улемов.

Часть законодательных полномочий короля в результате конституционной реформы была передана главе правительства, в частности, он получил право назначать и освобождать от занимаемой должности министров, а также распускать нижнюю палату парламента после консультаций с королем (ранее: сам король Марокко после обязательной консультации с председателем Конституционной палаты и обращения с посланием к нации, мог распустить Палату представителей своим специальным декретом; при этом до новых выборов функции парламента должен был осуществлять сам король). В обязанности главы правительства теперь входит «координация деятельности правительства и осуществление контроля за государственной службой». Объявить чрезвычайное положение король может только после консультаций с премьер-министром.

Тем не менее, за королем осталась прерогатива назначения губернаторов провинций, международных представителей за рубежом, послов и всех должностных лиц, имеющих отношение к службам безопасности.

2. Права и свободы. В соответствии с новой конституцией королевство теперь не просто «демонстрирует свою приверженность Уставу ООН и принципам других международных организаций, членом которых оно является», но впервые закрепляет приоритет норм международного права над внутренним законодательством. Это важное конституционное положение требует определенной юридической базы для своего осуществления (наличие судов различных инстанций, институт омбудсмена, компетентных судей и т.д.) и предполагает наличие определенных экономических и политических механизмов для своей реализации на практике. Кроме того, конституция значительно расширяет объем предоставляемых гражданам прав: так, появилось новое (даже в международном праве) право на информацию, отдельно выделяется гендерное равенство, подчеркивается обеспечение государством условий для справедливого судебного разбирательства, запрет всех форм дискриминации и практики, унижающей человеческое достоинство и т.д. Важным является и положение о свободе вероисповедания и отправления религиозных культов (касается это, прежде всего, христиан, которых, по данным статистики Ватикана проживает более 27 тыс человек, имеющих 36 приходов).

В соответствии с поправками, теперь Марокко – «страна, обладающая культурно-этническим многообразием, важнейшим компонентом которого являются берберы». Такого рода положение, касающееся статуса берберского населения, впервые было внесено в Конституцию Алжира, принятую на референдуме в 1996 году. Однако Марокко идет еще дальше и провозглашает берберский язык официальным языком государства (это вторая страна в арабском регионе, после Ирака, где теперь будет два официальных языка). Представляется, что это, безусловно, новаторское конституционное положение потребует своей серьезной разработки и детализации в текущем законодательстве, которое должно затронуть, прежде всего, сферу образования (унификацию берберских наречий и подготовку квалифицированных преподавателей берберского языка) и разработать механизм внедрения второго языка в государственные учреждения на всех уровнях. Одновременно с этим конституция Марокко предусматривает всевозможное поощрения других языковых и культурных выражений в стране. Интересным в этой связи является и конституционной положение о стратегии государства, которое будет поощрять молодежь к получению знаний в различных областях и изучению международных языков общения.

В соответствии с конституцией теперь отменяется такой конституционный институт как Высокий суд правосудия (ему была посвящена целая глава), который был создан для судебного разбирательства преступлений, совершенных членами правительства в период осуществления ими своих полномочий. Таким образом, конституция еще раз подчеркивает равенство всех подданных перед законом.

Кроме того, Основной закон расширяет конституционный статус политических партий, профсоюзов, организаций и групп гражданского общества за счет введения ряда статей по каждой из этих категорий.

3. Статус премьер-министра. Важным изменением, затрагивающим положение премьер-министра в новой конституции является то, что король на эту должность будет назначать представителя победившей партии. Как представляется, на деле это означает конституционное закрепление механизма парламентской борьбы, что стало характерной чертой политического процесса Марокко, особенно в последние десятилетия. Вспомним, что политическая система в Марокко представлена довольно широким спектром политических партий, даже получившая название «хасановская демократия». Однако партийная система (в настоящее время в стране действую около 15 партий, некоторые из которых в силу своей малочисленности не имеют никакого веса в политической жизни) находится под довольно жестким контролем монарха, который, умело играя на национальных, этнических, родоплеменных и иных противоречиях, остается в то же время символом политического единства страны (девиз королевства «Аллах, Родина, Король») и тем самым препятствует консолидации оппозиционных сил. Многопартийность же, напротив, активно способствует еще большему дроблению политических сил, активизации меж- и внутрипартийной борьбе на клановой, этнической и другой основах, и в итоге вызвала падение самостоятельной роли большинства партий (даже такой влиятельной как Истикляль).

С течением времени в стране был создан фактически баланс политических сил с управляемой оппозицией (когда большинство политических партий оказалось зависимой от дворцовых кругов), в итоге был создан и сбалансированный парламент с парламентским центром. Еще в конце 1990-х гг. обозначился политический курс монархии на создание партийной системы по биполярной схеме западного образца, в основе которой лежал бы противовес основных блоков (в этой связи показательны были выборы в парламент 1997 г., когда основные блоки пришли примерно с одинаковыми результатами: правые получили 100 мест, центристы – 97, Демократический блок – 102 места).

Борьба за получение должности премьер-министра, как представляется, будет и в дальнейшем способствовать активизации политической борьбы между различными группировками, для которых теперь очень важно завоевать большинство парламентских мест.

4. Полномочия парламента. Согласно конституции Марокко парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников, члены которых получают свой мандат от народа. Члены палаты представителей избираются сроком на 6 лет путем прямого и всеобщего голосования. Палата советников, избираемая на 9 лет, на 3/5 своего состава состоит из представителей, избираемых в каждом регионе избирательными коллегиями, состоящими из выборных членов торговых палат, членов, избираемых на национальном уровне избирательной коллегией, состоящей из представителей трудящихся. В соответствии с поправками, полномочия парламента существенно расширяются. Правительство теперь подотчетно только законодательному органу (ранее – парламенту и королю), которому принадлежат «исключительные полномочия» в сфере законодательства. Усиливается парламентский контроль правительства: глава правительства теперь должен выступать перед парламентом с правительственной программой и отвечать на вопросы о деятельности правительства, а парламентские комитеты имеют право делать запросы министрам и другим должностным лицам о государственной политике.

5. Повышение статуса судебной власти. Следует отметить, что в тексте старой конституции уже была отдельная глава (седьмая) «Судебная власть», которая провозглашала ее независимость от других ветвей власти. В соответствии с поправками теперь формируется административно и финансово независимый Высший совет судебной власти (конституционный орган, возглавляемый королем), состав которого существенно расширяется (по сравнению с существовавшим ранее Высшим судебным советом), в том числе и за счет увеличения числа избранных судей, а также за счет увеличения женщин-судей. Расширяются и полномочия этого органа, который теперь может давать оценку законодательных и нормативных актов, касающихся судебной системы, а также оценку деятельности всей судебной системы. Одновременно Конституционный совет трансформируется в Конституционный суд, который в дополнение к уже существовавшим полномочиям теперь дает оценку конституционности международных договоров и конвенций и решает споры, возникающие между центральной властью и регионами.

6. Институционализация новых структур. В соответствии с поправками в целях «содействия гражданским институтам и усиления демократии» в Марокко учреждаются новые структуры, которым придается конституционный статут, это: институт омбудсмена, Совет марокканской диаспоры за рубежом, Высший совет по аудиовизуальной коммуникации. Более того, Основным законом предусмотрено, что посредством законодательных процедур или нормативных актов могут по мере необходимости в вышеназванных целях создаваться и другие структуры (в своей речи монарх говорил о необходимости создания Совета по правам человека и Совета по делам молодежи). Что касается уже существующих консультативных советов, таких как Экономический и Социальный советы, то их полномочия расширяются и включают теперь вопросы экологической безопасности, а также вопросы, связанные с подготовкой научных кадров и проведением научных исследований.Конституция предусматривает создание еще одного нового органа – Верховного совета безопасности, который будет собираться под председательством короля и включать в свой состав руководителей исполнительной, законодательной и судебной власти, а также министров, чиновников и других заинтересованных лиц. Совет безопасности будет рассматривать вопросы «стратегической безопасности» (как внутренней, так и внешней), а также участвовать в решении различного рода «чрезвычайных вопросов».

7. Усиливается роль Счетной палаты и региональных судов аудиторов с целью более эффективного контроля за деятельностью государства и борьбы с коррупцией, осуществления «принципа прозрачности государственной деятельности, предотвращения безнаказанности, ответственности и подотчетности государственных органов» (что было одним из основных требований весенних демонстраций, прокатившихся по городам Марокко).

8. Разграничение и перераспределение полномочий центральных и региональных органов власти в пользу предоставления больших прав регионам, хотя четко их функции конституция не прописывает, однако предусматривает принятие органического закона, который должен определить полномочия государства и регионов.

 

Заключение

1. Понятие конституции, сущность к., виды к.,порядок принятия, изменения, есть конст. суд или нет, есть верх. суд или нет, правовые системы.
2. Парламент, структура, название палат, порядок их формирования, статус депутатов, мандаты, иммунитет.

 

 

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.

По способу изменения и внесения поправок конституции делятся на две группы: жесткие и гибкие. Эти два понятия теснейшим образом связаны с классификацией конституций на писанные и неписанные. Деление конституций на писаные и неписаные достаточно условно, но оно сложилось традиционно.

Существует несколько способов принятия конституций: октроирование, принятие учредительным (конституционным) собранием, принятие парламентом, принятие путем всенародного голосования (референдума). Октроированные — это дарованные, пожалованные властью монарха конституции. В практике современного конституционализма уже почти не встречается октроирование конституций. Чаще всего для разработки и принятия новой конституции, а иногда и для внесения в нее существенных изменений, созывается учредительное собрание. Порядок его избрания, организация деятельности и компетенция определяются самой конституцией или специальным законом.

Королевство Марокко является конституционной монархией, демократическим государством с парламентской формой правления и светской системой власти.
Конституционный режим королевства основывается на принципе разделения ветвей, равенстве и сотрудничестве власти, демократии и участии граждан в управлении государством, принципах разумного управления и равенства прав и обязанностей.
В своей жизни граждане Королевства руководствуются принципами коллективизма, федерализма, следования умеренным принципам мусульманской религии, национального единства с учетом различных культур, конституционной монархии и демократического выбора. Территориальная структура королевства – децентрализована. Структура основывается на принципах усовершенствованной регионализации.
Независимость государства принадлежит народу, который ее использует прямо посредством референдума и косвенно посредством своих представителей в органах власти. Народ выбирает своих представителей в соответствующие органы власти посредством открытого, прозрачного и постоянного голосования.

Законодательная власть Марокко осуществляется парламентом: Палатой представителей и Палатой советников. Палата представителей состоит из 325 депутатов и избирается на 5летний срок на основе прямого всеобщего голосования по одномандатным округам. Из 325 депутатов 295 избираются по партийным спискам от 26 партий, остальные (30 человек) — по одному общенациональному списку (мандаты зарезервированы для женщин). Палата советников состоит из 270 членов и избирается на 9 лет; в течение 3 лет обновляется на 1/3 состава. Каждый регион страны через коллегию представителей местных органов власти избирает 3/5 состава (162 представителя), а 2/5 ее состава (108 членов) — специальная коллегия выборщиков (представителей профсоюзов и  трудящихся).

 

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Королевства Марокко (утверждена 1 июля 2011г)

 

Ближний Восток: война и политика / Middle East: War and Politics / Под ред. Г.Г. Исаева и А.А. Сотниченко. — М., 2010. С. 206.

 

Володина, Н. В., Нафури Сана Конституционно-правовые особенности Королевства Марокко /Н. В. Володина, Нафури Сана.//Современное право. -2011. - № 12. - С. 141 - 144

 

Игнатенко А.А. Ислам и политика: Сб. ст. — М., 2004. С. 67.

 

Куприн А. И. Власть и «светская оппозиция» в Марокко // Ближний Восток и современность. 2005. № 25. С. 9.


Луцкая Н.С., Павлуцкая Э.В. Марокко. – В кн.: Новейшая история арабских стран Африки, 1917–1987. М., 1990

 

Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 9-е изд., испр. И доп. – М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицин-форм», 2011. – 496с.

 

Морозова Л.А. Теория государства и права. — М., 2009. С. 71—72.

 

Надежды на построение демократии в странах Магриба не оправдываются // Le Monde diplomatigue: Атлас (пер.с фр.). — М., 2007. С. 116.

 

Нильсон Й. Дискуссии о религиозных меньшинствах в современном исламе // Религия, политика и права человеР ка. — М., 2002. С. 74—79.

 

Сапронова М.А. Институты власти арабских стран // Восток и политика: Научно-методический комплекс / Под ред. А.Д. Воскресенского. — М., 2011. С. 151.сенского. — М., 2011. С. 151.

 

Современная Африка: метаморфозы политической власти, М., 2009 г., с. 93–119.

 

Хасянов А. Ж. Марокко в 90е годы: XX века: реформы Хасана II и Мохаммеда VI (итоги и перспективы) // Ближний Восток и современность. 2001. № 12.

 

Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока и Северной Африки: Учеб. пособие. — М., 2009.

 

Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 608 с.

 

Энциклопедия Кругосвет 2010.

 

 


[1] См.:Морозова Л.А. Теория государства и права. – М, 2009. С. 71-72

[2]Сапронова М.А.  Институты власти арабских стран // Восток и политика:  НаучноРметодический комплекс / Под  ред.

А.Д. Воскресенского. — М., 2011. С. 151.

[3] См.: Сапронова М.А. Указ. раб. С. 162.

[4]См.:  Надежды на  построение демократии в странах Магриба не оправдываются // Le Monde  diplomatigue: Атлас (пер.

с фр.). — М., 2007. С. 116.

 

[5] Там же. С. 117.

 

[6] См.:  Нильсон Й. Дискуссии о религиозных меньшинствах в современном исламе // Религия, политика и права человеР ка. — М., 2002. С. 74—79.

 

[7] См.:  Хачим Ф.И.  Конституционное право  стран Ближнего Востока и  Северной Африки: Учеб.  пособие. — М.,  2009.

С. 127—128

[8] Хачим Ф.И. Указ.соч. с 122-123

[9] См.: Ближний Восток: война и политика / Middle East: War and  Politics / Под ред. Г.Г.  Исаева и А.А. Сотниченко. — М., 2010. С. 206

[10] Там же. С. 207—208

 

[11] См.: Игнатенко А.А. Ислам и политика: Сб. ст. — М., 2004. С. 67.

 

[12] М.А.Сапронова

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1891; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!