Реалистическое и романтическое в романе.

Билет №8

1. В центре повествования поэмы образы Петра I и дворянина Евгения. В «Медном всаднике» Петр показан не как живой деятель русского исторического процесса, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт не раз отмечает непреодолимую мощь Петра. Среди всеобщего смятения лишь он один находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны. Но в самых этих определениях – кумир, истукан – заключается какая-то двойственность. Мысли Пушкина становятся более ясными, когда мы всматриваемся в образ главного действующего лица - Евгения.

Евгений живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он с трудом отстаивает свою независимость и честь, вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты. Причину своего несчастья Евгений видит в «роковой воле» того, кто основал город на «топи блат».

Противопоставление скромного героя, погруженного в свои мелкие заботы, «державцуполумира», жизнь которого была отдана государству, приобретает особенно глубокий смысл в сцене безумия. Краткая речь Евгения – это не столько выражение какой-то глубокой мысли, сколько мучительный вопль человека, лишенного рассудка. Однако в его пяти словах («Добро, строитель чудотворный!Ужо тебе…») – и гнев человека, у которого отнято счастье, и возмущение против того, кто, по его убеждению, является виновником его бедствий. В этом бунте Евгения победа остается за Петром, ибо историческая правда – за ним.

Противопоставляя путь развития государства интересам отдельного человека, Пушкин создал философско-историческую поэму – в конечном итоге о своем времени, времени, когда интересы отдельного человека не совпадали с интересами государства. Должно было пройти много времени, чтобы воля человека слилась с волей отчизны, чтобы каждый почувствовал, что его собственное счастье неотделимо от счастья страны.

2. Многие современные писатели обращаются в своих произведениях к темам, освещавшимся в художественной литературе 19 – начале 20 века: теме отцов и детей, памяти, нравственного долга перед предками и потомками, любви к малой родине. Эти темы рассматриваются и в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой». Также здесь воплощается русская идея соборности, слияния человека со всем миром.

Главные герои повести – старики, коренные или давние жители острова Матёры, который готовят к затоплению чиновники, рабочие ГЭС. Дарья Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима… У них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести и в дружбе.

В повесть включён ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из смысловых центров повести – сенокос. Автор подчёркивает, что главное для людей не сама работа, а ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом и с природой.

Работа для этих героев не самоцель, а участие в продолжении семейного рода. Потому работал на износ отец Дарьи, и сама она, ощущая значимость прошлых поколений, не может смириться, что могилы предков уйдут под воду – и она окажется одна. Тогда прервётся цепь времён.

Именно поэтому для Дарьи и других старух родной дом - не только место для жилья. Это часть жизни предков. Дважды расскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. Она белит свой уже обречённый на сжигание дом, украшает его пихтой, по христианской традиции отпевания и погребения покойника.

Дарья Пинигина очень часто размышляет о смысле жизни, спорит об этом с внуком Андреем. Раздумья о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков. В размышлениях Дарьи писатель говорит о необходимости жить работой совести, самому искать истину. Старики тревожатся желанием многих людей «жить не оглядываясь», «облегчённо», нестись по течению жизни.

«Пуп не надрываете, а жизнь потратили», - бросает в сердцах Дарья внуку. Она не против машин, которые облегчают труд людям. Но не принимает мудрая крестьянка того, чтобы получивший, благодаря технике, огромную силу человек бездумно уничтожает жизнь. Только в единстве друг с другом, с природой человек может победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.

Носителям народных нравственных ценностей противостоят в повести не ценящие остров и предков люди. Это непутёвый Петруха, Вера Носарева, Клавка Стригунова, внук Дарьи Андрей. Они не чувствуют себя ответственными за свой род, за свою землю. Их манит суета города, большая стройка. Ценности стариков не важны этим героям.

Главная мысль повести такова: как бы ни сложилась жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом ответственные за переселение, «жизнь… она всё перенесёт и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой».

Билет №9

1.Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием,самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судбьбу всей русской литературы.

Пушкин работал над своим романом больше восьми лет - с весны 1823 до осени 1831 года.

В самом начале своей работы над "Евгением Онегиным" Пушкин писал поэту П.А. Вяземскому: "Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!"

В самом деле, стихотворная форма придает "Евгению Онегину" черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. В стихах поэт не просто рассказывает или описывает - он при этом как-то особенно волнует нас самой формой своей речи: ритмом, звуками. Стихотворная форма гораздо сильнее, чем прозаическая, передаёт чувство поэта, его волнение. Каждый поэтический оборот, каждая метафора приобретает в стихах особую яркость, убедительность.

Всё действие романа, все описания, все речи, действующих лиц, несмотря на их простоту, полное отсутствие нарочитых эффектов, всё же благодаря стихотворной форме овеяны особой поэтичностью, музыкальностью.

Своеобразный характер придаёт "Евгению Онегину" и постоянное участие в романе самого поэта. Онегин встречается с Пушкиным в Петербурге и Одессе, письмо Татьяны хранится у Пушкина("его я свято берегу"), он рассказывает нам, прерывая ход событий романа, об эпизодах своей биографии. В форме "лирических отступлений" Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение души -

 

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет

Пушкин создал особую форму для своего лирического романа. Стихи в "Евгении Онегине" не текут непрерывным потоком, как почти во всех пушкинских поэмах, а разбиты на небольшие группы строчек - строфы....

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» называют «энциклопедией русской жизни». В произведении поэт уделил огромное внимание характеристике своего времени. Во всех подробностях Пушкин описал жизнь, быт и нравы дворянства, создав их точный портрет.

Дворянство является «лицом» нации. По определению, это ее лучшая часть, которая определяет науку, культуру, мораль. Дворянство в «Евгении Онегине» можно разделить на две группы. В первую входят передовые дворяне. Сюда можно отнести Евгения Онегина, Владимира Ленского и, конечно же, самого автора. Ко второй относится так называемое провинциальное дворянство, которое большей частью живет в деревне и выезжает в город лишь по редким случаям. В романе его представляет семейство Лариных, их соседи по поместью, московская родня Лариных.

Итак, чем же передовые дворяне отличаются в романе от провинциальных? Онегин родился и вырос в Петербурге, вел образ жизни, присущий столичной дворянской молодежи. Но, с другой стороны, он жил той же жизнью, что и его отец. Вспомним, что отец Онегина очень быстро промотал все свое состояние. Он был таким же повесой и гулякой, каким впоследствии стал и его сын, Евгений.

По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах Байрона «Чайльд-Гарольд». Первая половина XIX века была эпохой романтизма, а Байрон – любимым поэтом для многих русских художников слова. Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах – это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману. Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах – это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».

Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман – лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет. В нем Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе. К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России – Петербурга и Москвы, русской деревни с ее поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны.

арактер Онегина в первой части романа раскрывается в сложном диалогическом отношении между героем и автором. Пушкин и входит в образ жизни Онегина, и поднимается над ним в другое, более широкое измерение бытия. Диалог этот обусловлен не только различиями в характерах Онегина и автора, но и временной дистанцией между ними. Время героя и время автора не совпадают. Образ жизни, который ведет Онегин, хорошо знаком автору, но остался для него далеко позади, в прошлом. В настоящее время автор уже переболел многими «онегинскими» недугами и успел исцелиться от них, подняться к новому пониманию смысла жизни.

Заметим, что вся первая глава в ее повествовательной части, касающейся Евгения Онегина, посвящена не характеристике внутреннего мира героя, а детальному описанию его образа жизни, типичного для всей светской молодежи 1810х годов. Пушкин, лишая Онегина голоса, берет рассказ о нем в свои руки и начинает его с истории воспитания героя. Оказывается, что с детских

 лет его окружали нерусские люди. Вместо няни за ним ходила француженка потом ее сменил французский гувернер, который «учил его всему шутя». Пушкин знал существо этих «шуток» и понимал, что скрывалось за формулой «не докучал моралью строгой». Вспомним пушкинскую характеристику французского XVIII века, гордого века европейского Просвещения, «разрушительным гением» которого был Вольтер. И хотя русские мальчики «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», основы просветительской философии на бытовом уровне усваивались ими довольно легко. В центре этой философии, сокрушившей «господствующую религию — вечный источник поэзии всех народов», оказался предоставленный самому себе «естественный человек». Целью его существования была свобода, заключавшаяся в удовлетворении «естественных потребностей». Провозглашалось полное и «святое» право каждого наслаждаться этим удовлетворением. А для смягчения «войны всех против всех» заключался «общественный договор» — узаконенная сделка между «самоценными» индивидами. На уровне национальном — это добровольно принятое бремя государственных «повинностей».

Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина в романе «Евгений Онегин» - представляет собой яркий тип русской женщины пушкинской эпохи. Недаром в числе прототипов этой героини упоминают жен декабристов М. Волконскую, Н. Фонвизину.

Сам выбор имени «Татьяна», не освещенного литературной традицией, связан с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин подчеркивает самобытность своей героини не только выбором имени, но и ее странным положением в родной семье: «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой».

На формирование характера Татьяны оказали влияние две стихии: книжная, связанная с французскими любовными романами, и народно-национальная традиция. «Русская душою» Татьяна любит обычаи «милой старины», ее с детства пленяют страшные рассказы.

Многое сближает эту героиню с Онегиным: она одинока в обществе - он нелюдим; ее мечтательность и странность - его самобытность. И Онегин, и Татьяна резко выделяются на фоне своей среды.

Но не «младой повеса», а именно Татьяна становится воплощением авторского идеала. Внутренняя жизнь героини обусловлена не светской праздностью, а влиянием вольной природы. Татьяну воспитала не гувернантка, а простая русская крестьянка.

2. Отличительной особенностью творчества А. И. Солженицына является то, что он исследует русский характер. В рассказе «Матренин двор» авторская цель реализуется в разработке образа главной героини.

Матрена Васильевна – простая, одинокая старая женщина. Автор не дает нам ее развернутого портрета. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько ее внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Много бед и страданий выпало на долю Матрены, с ней «наворочено было много несправедливостей». Но главным в образе героини является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в душе все тяготы и заботы.

Верным средством вернуть внутренний свет была для Матрены работа, ощущение, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок дел. Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Героиня никогда никому не отказывала в помощи, бескорыстно посвящала себя служению людям («не берет она денег»).

Однако одиноко живет героиня в родном поселке, среди своих односельчан остается «не понятой», «чужой». И все-таки находит в себе силы не только роптать на судьбу, но и вырастить и поделиться своей материнской любовью с Кирой. Этой девушке и отдает она горницу, чтобы могли они с мужем построить дом.

Героиня находится как бы вне общества, сливаясь с природой, сохраняя исконно русский уклад быта. Темнота, необразованность, суеверия («боялась она пожара», «молоньи», плохих примет, «иностранных делегаций», «искусственных спутников») соединяются в ней с искренней религиозностью («ходила она за пять верст в церковь», «дело всякое начинала «с Богом»).

В Матрене нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают ее золовки, соседи, родственники. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.

Героиня как бы оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь соединить края пропасти.

Только после смерти Матрены люди сумели по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины. Даже после страшной гибели ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

Неслучайно Солженицын хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника», поскольку именно Матрена является истинным праведником: «…она тот самый праведник, без которого не стоит село».

Реалистическая достоверность изображенных событий накладывает особый отпечаток на образ Матрены – ее жизнь является не только символом праведности, но и ощутимым подтверждением исконно доброй сущности национального характера. Именно на таких людях держится вся человеческая жизнь.

Билет 10

1.Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задаётся вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель их жизни.

Он испытывает горечь и боль за свое поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы. Герой видит, что у него нет ясных идеалов.

Лермонтов показывает противоречия между внутренними силами, жаждой жизни лирического героя и его невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на облик героя, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств («Дума»).

Но, несмотря на внутренние противоречия, лирический герой Лермонтова остаётся человеком, любящим родную землю, её прекрасную природу. Именно мир природы делает героя поистине счастливым и искренним («Когда волнуется желтеющая нива…»):

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Противоречивость отношения к жизни, да и ко всему окружающему проявляется у лирического героя Лермонтова и в любви к родине. С одной стороны, он не принимает «официальной» идеи о том, что Россия почти идеальное государство и видит множество изъянов в жизни страны, для него родина – «немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» С другой, это прекрасный мир счастья, добра и простоты («Родина»):

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

Неудовлетворённость и тоска присуща лирическому герою Лермонтова и в любви. Чаще всего перед нами человек, страдающий и мучающийся от испытываемых чувств («К Н. И.»):

Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты…

Таким образом, следует говорить об одиночестве и внутренней противоречивости лирического героя у Лермонтова, он находится в постоянном поиске настоящего, но всё же обречён на вечную неудовлетворённость. И только мир природы даёт чувствовать лирическому герою истинную красоту и находить счастье в созидании.

2.

 

 А. А. Блок пишет: "Тема о России не только больше меня, она больше всех нас; и она всеобщая наша тема.. . Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь".

 Исследователи давно заметили, что народ и Россия для А. Блока - явления не столько социальные, сколько духовные. Наряду с природой они в первую очередь выражают стихийные основы бытия. Может быть, поэтому столь обобщен образ родины во многих стихах, например, в одном из самых ранних стихотворений "Русь" образ родины окружен дремотной таинственностью. Но постепенно родина всё чаще открывается взору автора через конкретные картины и отдельные судьбы ("Россия", "Осенний день", " На железной дороге", "Петроградское небо мутилось дождем... ").

 В 1908- г. Блок создает стихотворение "Россия". Тема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое - здесь многое перекликается с восприятием родины Пушкиным и Тургеневым, Гончаровым и Некрасовым. Близость судеб отчизны личной судьбе, вера в неизбывные силы страны и народа особенно роднит стихи Блока с традицией патриотической поэзии XIX века. Более всего подлинная народность в её индивидуально-творческом проявлении сближает исповедь Блока со "странной" лермонтовской любовью к отчизне. Многие совпадения нельзя не заметить: в стихах этих поэтов сходны даже ситуации, в которых возникают переживания.

 Глубокое различие привносит в эту сыновнюю исповедь сама эпоха - времена "лет темных и глухих", но уже предвещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема "свободы без креста" проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.. .

 "Россия". 1908

 

 1908 год ознаменован выходом в свет нового цикла "На поле Куликовом", который стал духовным итогом всех предыдущих лет. Именно в нем сошлись воедино все переживания Блока - и личного, и общего характера. Прежде всего здесь представлена новая философия жизни, новое представление о её сущности, как бы синтез прежних концепций "храма" и "стихии":

...И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.. .

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль.. .

 "На поле Куликовом". 7 июня 1908

 

 Новой концепции мира - "боя" соответствует и новое представление о назначении человека - теперь это "долг":

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали,

Не вернуться, не взглянуть назад.. .

 "На поле Куликовом". 8 июня 1908

 

 И герой здесь уже не "инок", не "бродяга" - теперь он "воин", один из многих: "Я не первый воин, не последний... ".

 Наконец, в "Поле Куликовом" возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!. .

 "На поле Куликовом". 7 июня 1908

 

 Эта светлая жена накануне битвы укрепляет героя-воина:

…И с туманом над Непрядвой спящей

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде свет струящей

Не спугнув коня.. .

 

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

 "На поле Куликовом". 14 июня 1908

 

 Впервые в поэзии Блока мы видим такое сильное проникновенное национальное чувство. Именно начиная с "Поля Куликова" можно говорить о нем как о великом русском национальном поэте. Но своеобразие и особое воздействие блоковского патриотизма в том и заключается, что Россия выступает для него в женственном облике -как здесь, так и позже, в другом знаменитом стихотворении:

Россия, нищая Россия!

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!

 "Россия". 1908

 

 В лирике Блока слышится постоянное обращение к России.

Билет 11

 

1.Тема патриотизма носит у поэта разнообразный характер. В стихах о любви к родине у Лермонтова нет какой-то призывности и мажорных нот, это чувство не является чем-то необычным для поэта, а является неотъемлемой частью его жизни. Лермонтов очень тяжело воспринимает страдание русского народа, и эти переживания становятся укором России. В стихотворении 1828 год «Жалобы турка» поэт обращается к рассказам о жизни и судьбе людей своей страны:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек о рабства и цепей!

В стихотворении «Родина» Лермонтов размышляет о своем отношении к отчизне. В первых же строчках поэт говорит о «странностях» этой любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Так почему же любовь Лермонтова к России – «странная»? Он привязан к иному лицу родины – простым картинам родной природы, русской деревни. Это действительно высокое чувство, и «рассудок» его «не победит».

В стихотворении создан живой поэтический образ родины, основное содержание, наполнение которого – русская природа и народная жизнь. Здесь возникает образ русской деревни, дорогой Лермонтову. Для него родина – в жизни народа, в его простом быту. Разнообразные детали этого быта: «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно…», - поэт перебирает в памяти с «отрадой» и любовью.

В стихотворении «Родина» русская деревня - поэтическое воплощение отчизны. Именно в этом стихотворении отчетливо прослеживается крестьянская тема. Лермонтов сочувственно относится к крестьянству. Здесь есть оттенок грусти, на который точнее всего указывает эпитет: «печальных деревень». Но здесь нет «мировой скорби», и этот оттенок грусти, присутствующий в восприятии родной земли, вполне сочетается с жизнеутверждающим, светлым настроением.

Стихотворением «Родина» Лермонтов утверждает свою любовь к России, к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, поясняющей душу народа. Также поэт утверждает любовь к русской земле, возделанной трудом крестьянина. Лермонтов отчетливо перечисляет чуждые ему формы патриотизма. Он отстраняет от себя великодержавный патриотизм, равнодушно говорит о «славе, купленной кровью» и «заветных преданиях» «темной старины».

Лермонтов всегда находился в поиске сильного национального характера, умеющего по-настоящему любить родную землю. Поэтому стихотворение Бородино занимает особое место в творчестве Лермонтова, в нем присутствует своеобразный диалог прошлого и настоящего. Рассказчик, пожилой солдат, прошедший войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном.

Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву». Ведь Москва для них неотделима от Родины.

В современности же поэт видит скорее больше недостатков своей родины. Это рождает временную неприязнь своей страны, желание покинуть ее:

Прощай немытая Россия,

Страна рабов, страна господ…

Таким образом, отношение Лермонтова к родине весьма неоднозначно. Он не любит Россию официальную, крепостническую. Поэту ближе простота деревенских просторов и «пляска пьяных мужичков». Хотя Лермонтов и видит все недостатки своей страны, но любовь его к ней не уменьшается. Ведь у России такое героическое прошлое, что можно надеяться на «просветленное будущее».

2.В январе 1918 года Блок создал знаменитую поэму «Двенадцать». В ней он с величайшей страстью и громадным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной родины. Верный своим исконным представлениям о «России-буре», поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка.

Герои поэмы – двенадцать красногвардейцев. О каждом из них в отдельности ничего не сказано, но вместе они – сила, которая разрушит мир «до основания». Эти герои до конца и не понимают, какова их цель. В начале пути Блок изобразил их как анархистов, разрушителей. Они совсем не организованы, у них есть только «святая злоба». Красногвардейцев ведет ненависть, а не любовь к людям.

Они не приобрели еще себе нового Бога, а веру в старого уже потеряли. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство. Только после этого потрясения красногвардейцы понимают истинное свое предназначение, осознают свою ответственность за судьбу страны.

Однако, до самого конца, они идут «без имени святого», а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит образ Христа, который возглавляет с красным флагом в руках победный марш красногвардейцев.

Рисуя Христа, Блок исходил из своих субъективных представлений о раннем христианстве как о бунтарской силе, сокрушившей в свое время старый языческий мир. Для Блока образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, назначение этой новой веры – в служении обновлению жизни.

 

В таком значении, как мне кажется, Христос появился в финале поэмы, знаменуя идею нового мира, во имя которого герои поэмы творят свое возмездие над силами мира старого.

Билет 12

 

1.

Особенности композиции.

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть «Тамань», потом — «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое — к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй — его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин — загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора — показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин — сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Реалистическое и романтическое в романе.

«Герой нашего времени» многими нитями связан с романтизмом, не утратившим еще своего значения для автора «Демона» и «Мцыри». Преимущественное внимание к внутреннему миру человека, аналитический способ его раскрытия, психологиче­ский самоанализ героя, некоторая загадочность его прошлого, контрастность харак­теров, острота сюжета, нарушение хронологической последовательности в компози­ции, заметно выраженный «субъективный элемент», придающий эпическому жанру глубокий лиризм, — таковы художественные традиции романтизма, в той или иной форме проявившиеся в романе М. Ю. Лермонтова. Однако это не дает нам права счи­тать «Героя нашего времени» романтическим романом, который был популярен в то время в России и на Западе. Традиции романтизма в романе Лермонтова подчинены иному художественному заданию — реалистическому — и выступают в иной функ­ции, также реалистической. «Герой нашего времени» вместе с произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя стал великим созданием русского реализма. Романтическим решением вопросов, выдвинутых реальной действительностью, романтическим отображением процессов, происходивших в русской жизни той поры, нельзя было ограничиться. Широкое освещение этой темы требовало художественных средств реалистического романа. Так возникает «Герой нашего времени». Откликом на критические сведения о «Герое нашего времени» явилось предисло­вие, написанное Лермонтовым ко второму изданию. Автор указывает основные прин­ципы, которым он следовал в своем произведении. Это, прежде всего, реализм, зада­чей которого является создание типичного образа: «Герой нашего времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Лермон­тов отстаивает реалистичность созданного им характера. «...Ежели вы верили, — об­ращается он к читателям, — возможности существования всех трагических и роман­тических злодеев, отчего же вы не верите в действительность Печорина? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?..» «Довольно людей кормили сластями, — возражает Лермонтов тем, кому образ Печорина казался «пре­увеличенным», — у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». «Герой нашего времени» поднимает очень важные для того времени вопросы. Лермонтовский роман исследует центральную проблему эпохи — проблему «деятеля», отве­чающего общественно-историческим потребностям эпохи. Принцип реализма, осуществленный Лермонтовым в «Герое нашего времени», определил и стиль романа. Отказ от метафоричности, характерной для романтическо­го стиля, предметная точность словоупотребления, преобладание простых предложе­ний, придающее изложению сжатость, лаконичность, — таковы основные особеннос­ти прозаической речи Лермонтова в «Герое нашего времени». Однако в стиле романа мы видим и черты романтизма. Отказываясь от метафоричности, Лермонтов не ис­ключает полностью слов и выражений в переносном значении. Там, где это вызывает­ся необходимостью, он использует систему тропов, богато разработанную романтиками, в том числе и им самим. Вот отрывок из пейзажа в «Тамани»: «Берег обрывком спускался к морю почти у самых стен ее [лачужки], и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию». Олицетворения, которыми полно это описание, не нарушая реалистическо­го принципа пейзажной живописи, придают картине глубокую эмоциональность. Ме­тафорический характер носит концовка повести «Княжна Мери». Образы бурного моря и матроса, рожденного и выросшего на палубе разбойничьего брига, связаны с тради­циями романтизма. С традициями романтизма связано обилие афоризмов и парадок­сов, которыми сопровождается повествование, особенно в «Княжне Мери»: «...често­любие есть не что иное, как жажда власти», «А что такое счастье? Насыщенная гордость», «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается», и т. д. Как писатель-реалист Лермонтов в «Герое нашего времени» блестяще разрешил задачу сохранения индивидуального речевого стиля изображаемых персонажей. Ав­тор заставил Максима Максимыча рассказать историю Бэлы простым, но очень трогательным языком.

Трагедия Печорина

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов знакомит читателя с образом человека, вобравшего в себя самые характерные качества поколения 30-х годов XIX столетия. В романе рассматривается проблема «лишнего человека» на примере главного действующего лица, Печорина.

Печорин - очень непростая и противоречивая личность. Его жизнь носит отпечаток трагедии. Это и трагедия, человека, отторгнутого обществом, и трагедия покалеченной души. В чем же заключается эта трагедия и каковы ее истоки и причины?

Печорин поставлен в условия, в которых его незаурядная личность не может полностью раскрыться и проявить себя, а поэтому вынуждена растрачивать свои силы на ненужные мелкие интриги., приносящие людям лишь несчастья. Печорин вынужден играть роль эгоиста, то есть быть «эгоистом поневоле», и самому мучиться из-за этого.

В этом и заключается трагедия героя.

Печорин выделяется из общей массы окружающих его людей. Он умен, прямодушен и проницателен. Ему чужды ложь и притворство, лицемерие и трусость. Его не устраивает пустое и однообразное существование в погоне за мелкими, ничтожными интересами. Печорин не желает плыть вместе со всеми по течению. Со своими умом и силой характера он способен на самые решительные и смелые действия. Если бы он направил свою деятельность на добрые, высокие цели, то смог бы многого добиться. Но судьба и жизнь распорядились по-другому. В результате Печорин предстает перед нами как эгоист, живущий на свете, чтобы развеять свою скуку за счет несчастий других. Он живет не сердцем, а умом. Душа его наполовину мертва. «Я сделался нравственным калекой» - признается Печорин княжне Мери. Печорин полон презрения и ненависти к людям. Он любит изучать психологию людей в различных ситуациях, не сопереживая и не сочувствуя, а совершенно равнодушно. Окружающим Печорин не приносит ничего, кроме несчастий. По его вине страдают контрабандисты, гибнет Бэла, разрушается жизнь Веры и княжны Мери, умирает Грушницкий. «Я играл роль топора в руках судьбы», - пишет Печорин в своем дневнике. Что побуждало героя к жестоким, эгоистичным поступкам? Скорее всего желание развеять скуку. Печорин не думал о том, что за каждым его необузданным поступком стоит живой человек, имеющий душу и сердце, со своими чувствами и желаниями. Печорин все делал для себя и ничего для других. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе», - сознается Печорин. Вот как он объясняет свои поступки в отношении к княжне Мери: «... Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой... Я чувствую в себе эту ненасытную жадность». Недаром княжна Мери считает Печорина хуже убийцы.

Что сделало героя таким? Обладая незаурядными качествами, Печорин с детства выделялся из толпы сверстников, друзей и прочих людей. Он ставил себя выше других, а общество ставило его ниже. Общество не терпит тех, кто не как все, оно не может смириться с существованием неординарной, чем-то выделяющейся личности. И все же людям не удалось подвести Печорина под свой средний уровень, но удалось искалечить его душу. Печорин стал скрытен, завистлив, злопамятен. «И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой».

На примере Печорина Лермонтов показывает неизбежный конфликт между мыслящим человеком и обществом, противостояние сильной личности и серой, безликой толпы, проблему «лишнего человека».

Но можно ли однозначно назвать героя жестоким эгоистом.

«... Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив!.. Я... очень достоин сожаления», - считает Печорин. Действительно, мучая других, Печорин сам мучается не меньше. Если он эгоист, то страдающий эгоист. Подлинные человеческие чувства не до конца умерли в нем. Примером может служить отношение к Вере. Действительно, его чувства к этой женщине неподдельны. Печорин по своей сути - глубоко несчастный человек. Он одинок и непонятен.

Люди сторонятся его, чувствуя в нем какую-то недобрую силу. Печорин живет без цели, без стремлений, растрачиваясь на пустые интриги, ненужные страсти. Но несмотря на это, его сердце еще способно любить, душа - чувствовать, а глаза - плакать. В конце главы «Княжна Мери» мы видим Печорина, который плачет как ребенок. Мы видим несчастного, одинокого человека, так и не нашедшего своего места в жизни, раскаивающегося в своих поступках, человека, вызывающего жалость и сострадание.

Образ Печорина - трагический образ думающего, сильного человека. Печорин - дитя своего времени, в нем Лермонтов сосредоточил основные типичные пороки своего поколения, а именно: скуку, индивидуализм, презрительность. Лермонтов изобразил человека, находящегося в борьбе с обществом и с самим собой и трагедию этого человека.

2.

Для Есенина родной край – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии. Это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие крестьянского говора, с красочным миром природы:

Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет…

В стихотворении «В хате» каждая строчка наполнена деталями крестьянского быта. К ним герой относится бережно и трепетно, так как это и есть та малая родина, где его корни, любовь к которой он пронесет через всю жизнь:

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.

Деревня стала для Есенина религией, а русская изба – своеобразным храмом. Поэт готов отказаться даже от библейского рая во имя своей родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Характерно то, что образ Руси у Есенина не статичен – с годами он меняется, как меняется и сам Есенин. Толчком к этому послужили исторические события, изменившие всю жизнь России. Романтический образ «голубой Руси» постепенно изменяется и вытесняется образом Руси советской.

В «Руси Советской» показано, что революция резко повернула жизнь деревни, разрушая многовековой уклад быта, так любимый поэтом. Вернувшись в родное село, лирический герой уже со стороны смотрит на жизнь односельчан. Он приемлет все, но, принимая новую Родину, не видит места для своей лиры, для «своей Руси»:

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

И все же утверждая новую, стальную Русь, поэт все-таки слышит в звуке мотора лай, а в скрипе тележных колес – песню. Не в силах ужиться с этой новой реальностью, с новой Россией. Герой счастлив лишь воспоминаниями о «своей» «голубой Руси», дышащей запахами «меда и роз»:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз…

И все же, несмотря на это, поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней - о России. «Чувство родины – основное в моем творчестве», - говорил поэт.

Образ Руси в лирике Есенина несомненно меняется, как и сама жизнь в стране, как ее облик. Но в то же время мы видим, что остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить» в этой стране. И заслуга Есенина в том, что он сумел пронести свое сокровенное чувство через всю жизнь и остался верен «стране березового ситца» до смертного часа.

Билет 13

1.Стихотворения Ф. И. Тютчева раскрывают жизнь человеческой души, собственные переживания и радости, «весну» и «осень» сердца. Поэта интересуют вечные общечеловеческие ценности, вечные идеалы. Безусловно, такой вечной ценностью для Тютчева является природа как богатейший самостоятельный мир, наделенный чувствами и эмоциями. Все в природе заслуживает внимания поэта.

С одной стороны, природа для поэта - это объект созерцания и восхищения, другой - непостижимый сложный мир, над которым не властны внешние силы. У Тютчева между человеком и природой изначально существует разлад, который мешает человеку соединиться с «общим хором» («Певучесть есть в морских волнах»), в котором царят полная гармония и созвучие. В этом стихотворении поэт говорит, что у человека, в отличие от природы, нет полной свободы: он зависит от предрассудков, обязательств, общечеловеческих законов. Природа же естественна и ни от чего не зависит.

Тютчев разделяет жизнь природы и жизнь человека; он как бы делит мир на дневной и ночной. В первом властвует человек. Ночи же он отводит особое место, потому что только в это время человек не заглушает природной «музыки». Природа «хозяйничает» в ночи и можно острее ощутить ее красоту и величие, потому что в этот момент все сущее так же «таинственно, как в первый день созданья». Несмотря на разлад между природой и человеком, он может познать этот сложный, многомерный мир, в котором есть душа, свобода, язык, и слиться с миром природы. Именно ночью поэт чувствует себя частичкой природы. Ночью взо'ру человека предстает бездонное звездное пространство, которое соединяет его со Вселенной:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь...

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

«День и ночь». Начало 1839

 

Природа в лирике Тютчева двойственна: поэт наделяет ее противоположными качествами. Она хаотична и гармонична одновременно. Й то и другое имеет свой способ выражения, и человек может понимать или не понимать язык природы:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Перед таким огромным, необузданным миром человек ощущает себя незащищенным и бессильным. Человек слаб не только в общении с вселенной. Он считает, что мир души нельзя открывать «на­ружному шуму», иначе человек потеряет силу и богатства своего внутреннего мира. Нельзя даже делиться с кем-то своими мыслями, надеждами, потому что невозможно вполне понять переживания, не прочувствовав их, а словами не передать то, что кипит в душе:

Как сердцу высказать себя?

Другому как помять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

«Silentium»

Наверное, можно говорить о том, что раскрытие темы любви в творчестве Тютчева тоже носит философский характер. Любовь в понимании Тютчева - «поединок роковой», в котором один из любящих неизбежно страдает. По его мнению, самоубийство и любовь разделяет только один шаг:

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений —

Самоубийство и Любовь!

«Близнецы», между июлем 1850 и серединой 1851

В данном контексте, самоубийство - не физическое лишение жизни, а медленное, мучительное затухание любящего сердца.

Еще одна тема имеет в творчестве Тютчева философский характер. Это тема познания мира. Человеческий ум, стремления к знаниям неистощимы. По мнению Тютчева, как видно из стихотворения «Цицерон», «Последний катаклизм», в совершенстве познать что-то глобальное можно только в минуты разрушения:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

«Последний катаклизм». 1830

Но это может не каждый. Поэт говорит о ненасытной человеческой мысли , которая стремится достичь высот познания, и это ей не удается. Только избранники Бога, такие как Цицерон, могут, увидев крушение города или мира, понять их:

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертья пил!

«Цицерон». 1830

Человек осознает истинную цену, всю глубину того, чем владеет только тогда, когда чувствует, что теряет это, что обладает этим в последний раз. В этом случае для него на время исчезает все вокруг, и это что-то становится главным и дорогим. В стихотворении «Я лютеранин люблю богослуженье...» Тютчев призывает каждый раз молиться так, словно это в последний раз. Именно тогда душа сольется с Богом, и он услышит обращенные к нему молитвы.

Всю поэзию Тютчева можно назвать философской. Его в полной мере волнуют проблемы жизни, любви, смерти, бессмертия, познания.

2.

В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, «кричащий». Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых касались и творцы прошлого (Пушкин, Лермонтов), и современные ему поэты (Блок, Есенин). Но благодаря удивительной самобытности, неповторимому таланту поэта эти темы звучали с особой свежестью и остротой.

Одной из тем, отраженных в раннем творчестве Маяковского, является тема противостояния героя и толпы, тема трагического одиночества поэта:

Я одинок,

Как последний глаз у

Идущего к слепым человека.

Причина такого одиночества в том, что вокруг нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» - чтобы забыть окружающих:

Ненужных, как насморк,

И трезвых, как нарзан.

Лирический герой Маяковского одинок в этом мире. Возможно, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя и с тем же обращается к людям будущего:

«Славьте меня!» -

Вам завещаю я сад фруктовый

Своей великой души.

Что стоит за эпатажем и эгоизмом героя? Неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана герой скрывает тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, сильнее.

Так, ранимое и нежное сердце героя проявляется в стихотворении «Послушайте!» (1914). Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит это кому-нибудь нужно?

Герой тоскует, видя беззвездное небо. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм: врываться, боится, плачет, целует, просит…. Но красота нужна не только самому поэту – она нужна всем людям, которые часто этого не понимают. Без красоты, по мысли автора, нельзя быть счастливым.

В стихотворении «А вы могли бы?» также проведена резкая черта между «Я» и «Вы» (толпой). Лирический герой «Я» выбирает вольный бушующий океан, в блюде студня видит он таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. А вот «Вы» живут иначе: они не умеют преображать, расцвечивать будничную жизнь, видят вещи такими, какие они есть.

Стихотворения раннего периода творчества Маяковского, посвященные теме противостояния героя и толпы, носят романтический характер. Толпа – это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием.

Билет 14

1.В романе “Обломов” Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.Построениелитературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения “Сон Обломова”, в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: “Почему я такой?” — и во сне получает ответ на свой вопрос. “Сон Обломова” — это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.

Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза — пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет “добрый барин”.

Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой, бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии. Собственно, жизнь Штольца, по его выражению, — бурная, несущаяся река, жизнь же Обломова — “болото”. Это два совершенно противоположных характера; Гончаров использует антитезу, чтобы более полно раскрыть образы Обломова и Штольца. Вообще в романе много противопоставлений, основные же — Обломов и Штольц, Обломов и Ольга, Ольга и Пшеницьша. Антитеза Обломов — Ольга подобна антитезе Обломов — Штольц, только здесь вялость и равнодушие Ильи Ильича противопоставлены живости и ненасытному уму Ольги, требующему все время новой пищи для размышлений.

Такая любознательность и широта мышления, в свою очередь, противопоставлена ограниченности и индифферентности Пшеницыной. Чтобы показать возвышенность Ольги и приземленность Агафьи Матвеевны, в описании героинь Гончаров использует следующий прием: говоря об Ольге, он мало внимания уделяет ее внешности, подробнее останавливаясь на внутреннем мире; в описании же Пшеницыной все время упоминаются локти, плечи, шея — детали внешнего облика; таким образом показывается незначительность и узость ее внутреннего мира и мышления. В сравнении выявляются наиболее типичные и значимые черты характера; так создается яркий и рельефный образ.Психологизм романа заключается в том, что автор исследует внутренний мир всех героев. Для этого он вводит внутренние монологи — рассуждения героя, которые он не произносит вслух. Это как бы диалог человека с самим собой; так, Обломов перед “Сном...” задумывается о своем поведении, о том, как бы вел себя другой на его месте.

В монологах показывается отношение героя к себе и окружающим, к жизни, любви, смерти — ко всему; таким образом, опять же исследуется психология.

Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова?

И. А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек, как он превращается в лентяя, в лежебоку, вникому ненужное существо.

Главный герой романа – Обломов – сложный и противоречивый образ. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он родился и воспитывался.

Илюша не был приспособлен к самостоятельной жизни, за него всегда все делали взрослые, а он жил «в праздности, в покое». Любые попытки деятельности в маленьком Илюше сразу же подавлялись. Стоит ему что-нибудь пожелать, как сразу же его желания исполняли трое слуг.

Но не только барство формирует характер Илюши. Жизнь в Обломовке по-своему полезна и гармонична: русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство. Именно такая жизнь для Обломова является идеальной, поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь», для него она холодна и лишена души. Все здесь направлено на карьеру и деньги. У героя же совершенно другие идеалы.

Поэтому он решает для себя, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным.

Обломов постоянно лежит на диване не только потому, что может ничего не делать как барин, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей.

Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния – знакомит его с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в Ольгу. Постепенно чувства к ней углублялись, развивались, но всякий раз Обломов контролировал себя. Илья Ильич любил Ольгу, но и знал свои возможности, свои силы. Он понимал, что вряд ли может ли дать ей счастье.

Мне кажется, что бегство Обломова от Ильинской можно расценивать и как слабость, и как чувство ответственности за человека, которого он любит.

Год спустя после разрыва с Ольгой Обломов живет в домике Агафьи Пшеницыной. Эта женщина ничего от него не требует, потакает всем его прихотям героя. Такая жизнь была для Обломова идеальной, она напоминала ему жизнь в Обломовке. Здесь герой и остался до конца своих дней.

Гончаров показывает, как неплохой от рождения человек, человек «с золотым сердцем» отходит назад, теряет все. Возможности прекрасного человека не реализованы в жизни6 «Что сгубило тебя, Илья?» - «Обломовщина!»

Но это правда лишь наполовину. Есть и другая часть правды – это страшное, тяжелое противоречие между практической деятельностью человека и духовными принципами его существования. Это противоречие и погубило Обломова. Он не нашел в себе сил войти в действительность и изменить ее к лучшему.

2.Маяковскому принадлежит фраза, которая позволяет понять особенности его творчества: «В наше время тот – поэт, тот – писатель, кто полезен». А быть полезным обществу – это значит активно участвовать в той борьбе, которую общество ведет со своими внутренними и внешними врагами. Грозным оружием этой борьбы поэт считал сатиру. Вот почему именно этот жанр занимает исключительно важное место в творчестве Маяковского.

В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего строя. После событий 1917 года она переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического общества.

Тематика сатирических произведений Маяковского многообразна. Она обусловлена двумя центральными задачами – борьбой с ненавистным поэту буржуазным миром и обличением всех пережитков в быту и сознании людей. Эти направления тесно связаны друг с другом.

Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство («О дряни», «Еще раз о дряни», «Ханжа», «Маруся отравилась» и др.). Вторая группа борьбе с бюрократизмом и другими общественными недостатками («Прозаседавшиеся», «Бюрократизм», «Взяточники», «Протекция»). И, наконец, третья группа разоблачает капитализм («Как работает республика демократическая?», «Моя речь на Генуэзской конференции», материалы для Окон РОСТа).

В сатирическом фельетоне (а именно так исследователи определили жанр этого произведения) «О дряни» Маяковский обличает мещанство. Он рисует двух представителей «модернизированных» мещан – некоего служащего, «свившего» себе «уютный кабинет» в одном из учреждений, и его жену – «товарища Надю» У обоих героев мечты не идут дальше личного обогащения, хотя они стремятся создать видимость людей современного общества.

Маяковский восклицает: «Страшнее Врангеля обывательский быт». И действительно, радость мещан заключается только в том, что «к празднику прибавка 24 тыщи». Товарищ Надя (а по сути все та же мещанка Надежда) волнуется только о своих нарядах, пусть они и переменили фасон: «Без серпа и молота не покажешься в свете! В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?!»

Маяковский наделяет своих антигероев саморазоблачающими высказываниями, которые обнажают их фальшивую суть. Тему разоблачения мещанства поэт продолжил и в пьесах «Клоп» (1928) и «Баня» (1929-1930).

В стихотворении «Прозаседавшиеся» звучит сатира на «размножившуюся» в стране бюрократию. Сатирический эффект произведения нарастает постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает сатирическое звучание: мы узнаем, что каждое утро поэт видит, как «расходится народ в учреждения». А вот сатирическое звучание второй строфы уже не вызывает сомнения:

Обдают дождем дела бумажные,

Чуть войдешь в здание:

Отобрав с полсотни –

Самые важные! –

Служащие расходятся на заседания.

Стихотворение написано от лица просителя, который, как заколдованный, ходит по всем инстанциям, но никак не может добиться толку. Наконец он врывается в зал заседаний и видит ужасную картину: там работают «людей половины». С помощью фантастики и гротеска Маяковский показывает, что чиновники уже давно превратились в мертвецов, машины, механически исполняющие свои обязанности. Для поэта бюрократизм означает власть инструкции, простой бумажки, которая употребляется в ущерб живому делу.

Таким образом, в сатире Маяковского всегда ощущается общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого оно направлено.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!