ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ



Глава 10_________ МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВА Проблема выделения отдельных видов искусства и выяснения их особенностей волновала человечество с давних пор. Множество философов, деятелей культуры, художников осуществляли попытку окончательно разрешить этот вопрос. Однако и современное состо­яние этой проблемы недостаточно однозначно. Понять решение проблемы классификации видов искусства как исторический процесс, выделить причины, которые обусловили из­менение старых (традиционных) видов искусства и появление но­вых, выяснить отличие каждого из них от подобного поможет исто­рический взгляд на эти явления. Понимая искусство как способ эмоционально-образного отобра­жения действительности в художественных образах, мы неизбеж­но сталкиваемся с вопросом целесообразности существования раз­ных видов искусства. Первая попытка классификации видов ис­кусства, которую осуществили Платон и Аристотель, не выходила за рамки изучения специфики отдельных видов искусства. Первую целостную классификацию предложил И. Кант, но не в практичес­кой, а в теоретической плоскости. Первую систему изложения взаимосвязи конкретных видов искусства дал Г.В.Ф. Гегель в лекции «Система отдельных искусств», в основание которой он положил соотношение идеи и формы, со­здав классификацию видов искусства от скульптуры до поэзии. В XX столетии Фехнер классифицировал виды искусства с пси­хологической точки зрения: с позиций практической пользы вида искусства. Он отнес к искусству и кулинарию, и парфюмерию, т.е. виды эстетической деятельности, которые, кроме эстетических це­лей, выполняют и иные, практические функции. Как видим, источник богатства искусства искали в богатстве способностей субъекта, во внутренней дифференциации объективной идеи, в изменении выра­зительных творческих приемов и т.п. Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА_________________________________                147 Материалистическое решение проблемы трактует 0буслО1Л§Н ность рождения и развития разных видов искусства в разнооора зии самой действительности. Многовидовость искусства складыва­лась исторически как отображение многосторонности реальной дей­ствительности и индивидуальных особенностей восприятия ее человеком. Итак, выделяя какой-либо вид искусства, мы имеем в виду форму искусства, которая сложилась исторически, ее основные функции и классификационные единицы. Виды искусства - лите­ратура, изобразительное искусство {живопись, скульптура, гра­фика), музыка, хореография, архитектура, театр и т.п. имеют отношение к искусству как особенное к общему. Видовые особен­ности, представляя собой специфическое проявление общего, сохра­няются на протяжении всей истории искусства и в каждую эпоху в разных художественных культурах проявляются по-разному. В современной системе искусства существуют две тенденции: тяга к синтезу (например, связь архитектуры, живописи и скульпту­ры) и сохранение суверенности отдельных видов искусства. Обе тенденции плодотворны и способствуют развитию системы искус­ства. На развитие этой системы имеют решительное влияние дос­тижения современного научно-технического прогресса, без которого было бы невозможным появление кино, голографии, рок-оперы и т.д. Достаточно сложным является вопрос отбора критерия класси­фикации этой системы. Так, разделяя искусство по способу воспри­ятия, мы получаем слуховые, зрительные и зрелищные искусства. Разделение искусства по типу отображения действительности дает в результате изобразительные и неизобразительные виды искусст­ва. Определение специфики создания художественных образов обус­ловливает выделение временных, пространственных и пространствен­но-временных видов искусства (в иной терминологии - статичес­ких, динамических и статико-динамических). В зависимости от характера соединения выразительных средств в конкретном виде искусства выделяют простые, сложные и синте­тические виды искусства. Внутри каждого вида искусства так же существует разделение на жанры, стили, роды и т.д. Сохраняя свои специфические особенности и внутривидовое разделение, каждый вид искусства изменяется под влиянием своеобразия своего времени, культурных требований, харак­тера художественного вкуса и т.д. Все эти особенности содержатся в определении стиля. Стиль - совокупность главных идейно-художе­ственных особенностей творчества мастера, которые проявляются в типических для него темах, идеях, характерах, конфликтах, а также в 148 ЭСТЕТИКА своеобразии выразительных средств, художественных приемов. Таким образом, можно говорить про стиль эпохи, стиль художественной школы (или направления), стиль конкретного вида искусства, нацио­нальный стиль, стиль отдельного художника. Внутривидовое разделение искусства и анализ особенностей каждого его вида содержит раздел искусствоведения, который назы­вается морфологией искусства. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА Современная эстетическая теория еще не имеет окончательно­го взгляда на количество выделяемых видов искусства. Очевидно, такая точка зрения не будет достигнута никогда, поскольку эта сис­тема является открытой и постоянно развивающейся. Мы проана­лизируем те виды искусства, которые наиболее часто выделяются в современной литературе. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (от лат. decorum - украшать) - особая область художественной деятельности людей, в продуктах которой предназначение достижения практической цели органично сливается с эстетически значимым формальным реше­нием. Высказывание И. Канта о том, что «в творчестве главное - это определенное использование предмета, которое создало искусство, и этим как условием эстетические идеи ограничиваются», - справед­ливо и по отношению к декоративно-прикладному искусству, пото­му что здесь первичное значение имеет намерение изготовления вещи полезной и в то же время такой, которая имеет эстетическую ценность. Внутривидовая классификация в декоративно-прикладном ис­кусстве осуществляется по разным принципам: по материалу, тех­нологии изготовления, функции. В зависимости от избранного кри­терия его разделяют на специализированные области: керамика, тек­стиль, мебель, посуда, роспись и т.д. Этот вид искусства - один из наиболее давних видов художе­ственного творчества, который развивается и ныне. Он существует и осуществляется в предметах быта, которые созданы по законам красоты. Эти вещи существуют не только как полезные, но и как прекрасные, они имеют свой стиль и художественный образ, кото­рый отображает их предназначение и несет обобщенную характе­ристику типа жизни и мировоззрения народа и эпохи. Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА М9 Кельтское искусство. Зеркало из Десборо. 1 в. Декоративно-прикладное искусство национально по самой сво­ей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельнос­ти, к его быту. В давние времена произведениями декоративно-прикладного искусства были предметы роскоши (Древний Египет), красивые и полезные вещи (Древняя Греция); вещи, которые отличались суро­вым вкусом (Рим эпохи республики). Средневековый аскетизм наложил отпечаток на бытовое искусство, придал ему сугубо конст­руктивный, рационально-суровый характер, утилитарный по своей направленности. В более поздние времена развития феодального общества для бытовых вещей становится характерным сочетание декора и кон­струкции. На одежду, мебель и иные произведения бытового ис­кусства стали переносится вертикально-стрельчатые линии и фор­мы архитектуры, вещи больше орнаментируются. В эпоху Воз­рождения (Ренессанса) важное значение приобретает единство функции и красоты. Вещи долгое время имеют привлекательность, индивидуальную неповторимость. Это уникальные произведения, которые сохраняют волшебство таланта и всю индивидуальность их создателя - художника-ремесленника. Развитие производства в наше время все больше стирает следы индивидуальности ху­дожника с произведений, которые изготовлены заводским спосо- 150 ЭСТЕТИКА бом. Но'вот в промышленность приходит художник, и начинается бурное развитие дизайна. Вершиной декоративно-прикладного искусства является ювелир­ное дело, которое сохраняет свое самостоятельное значение и се­годня. Особый вклад в развитие жанров, школ декоративно-приклад­ного искусства вносят народные промыслы (например, хохломская и жостовская роспись, гжельский фарфор, вологодские кружева, оренбургские платки, грузинская чеканка по меди, серебру, тур­кменские ковры и т.д.). АРХИТЕКТУРА. Любой человек живет в определенной пред­метной среде. В создании ее облика, характера, более того, в созда­нии настроения, поддержании психического и эмоционального здо­ровья незаметно, но постоянно принимает участие один из наиболее древних видов искусства - архитектура. Архитектуру Н.В. Гоголь называл музыкой, застывшей в камне. Поэт А. Вознесенский, архи­тектор по образованию, говорил, что архитектура - это разговор с потомками. И действительно, произведения архитектуры, архитек­турные памятники могут многое рассказать о быте, обычаях, культу­ре того времени, когда и кем они были созданы. Вспомним, напри­мер, тихие особняки эпохи зрелого классицизма или помпезные стро­ения 40-50-х годов XX столетия в нашей стране. Архитектура в ч Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА____________________________________________________1 отличие от многих иных видов искусства, кроме декоративно-при­кладного, выполняет в жизни человека не только эстетическую, но и практическую функцию. В соответствии с этим выделяются типы архитектуры: общественная, жилая и производственная. Этот вид искусства создается для жизни, труда и отдыха людей, потому к ар­хитектурным строениям можно применять требования, которые сфор­мулировал еще великий Витрувий: польза, прочность и красота. Но не все постройки могут претендовать на звание произведений архи­тектуры. Основная масса построек наших городов и сел составляет то, что можно назвать только строительством, главное предназначе­ние которого быть пригодным для использования и замененным более современными постройками после 20-30 лет своего существо­вания. Но это не означает, что и эти строения не должны быть соотносимы с требованиями эстетики, ибо они формируют вкус и настроение людей. Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Ху­дожественный образ здесь создается неизобразительным способом. Он отображает определенные идеи, настроения и желания при по­мощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, связи с окружаю­щим пейзажем, то есть при помощи специфических выразительных средств. Архитектура - вид искусства, произведения которого являются памятниками материальной и духовной культуры человечества. Архитектура Древнего Египта. Колонны храма в Луксоре. Романский стиль. Церковь в Эрлс-Бартоне. Англия. Ок. 980-1000. Готическая архитектура. Ратуша в Мюнстере. Германия. 1335. Часовня в Роншам. Арх. Ле Корбюзье. 152 ЭСТЕТИКА Название этого искусства идет от греческого «архитектон» - строи­тель. Архитектуру называют искусством создания крыш, потому что основные архитектурные типы и стили отличаются характером пе­рекрытий, например, купольная или стоечно-балочная системы. Ве­ликий архитектор XX в. Ле Корбюзье в силу этой причины назы­вал архитектуру «искусством вписывания линий в небо». Древние греки создавали свои архитектурные внешние пространства, остав­ляя внутренние помещения темными и суровыми. В древнерусском зодчестве храмы и соборы должны были олицетворять надежность, спокойствие и силу, часто выполняя одновременно и роль крепостей, а не только культовых сооружений. Впервые внутренние помеще­ния стали предметом архитектурного освоения в готическом ис­кусстве, а искусство барокко достигло в этом направлении наи­более значительных результатов, иллюзорно победив природную ог­раниченность пространства (например, использование зеркал в парадных залах Петродворца или Екатерининского дворца В. Рас­трелли). Архитектуру человек воспринимает не только визуально, как это кажется на первый взгляд, но и всей своей тактильной и мотор­ной энергией, всем своим существом. Произведения, которые были созданы в одно и то же время в одной и той же стране, как правило, несут в себе нечто общее. Сравним, например, облик Смольного института и Русского музея в Санкт-Петербурге. Схожесть между ними достигается за счет ис­пользования подобных материалов, одинаковой техники строитель­ства и, наконец, воплощения в архитектурных сооружениях сходных эстетических вкусов, идеалов, а также архитектурных идей. Един­ство идейно-художественных признаков, материалов, конструкций, форм в определенную эпоху определяется как архитектурный стиль. История архитектуры знает несколько стилей: архитектура Древне­го Египта и других древних цивилизаций, античная архитектура с характерной ордерной системой, архитектура Византии, готика, романская архитектура, архитектура Ренессанса, барокко, клас­сицизм, ампир, модерн, конструктивизм и т.д. Развитие архитек­турных стилей продолжается и сегодня, хотя единого стиля нет, по­тому что современная архитектура сориентирована больше на свое бытовое, чем эстетическое значение. СКУЛЬПТУРА. Один из гениальных скульпторов и архитекто­ров Италии XVII столетия Лоренцо Бернини говорил: «Наверно и сам бог - скульптор, он создал человека не при помощи волшебства, а кусок за куском, как ваятель». В этом высказывании подчеркива­ется, что скульптура как искусство создает пространственный образ Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 153 человека с незапамятных времен. Название этого вида искусства происходит от латинского «скальте» - вырезаю, часто скульптуру называют пластикой (от греч. «пласте» - леплю). Эти два названия одного вида искусства указывают на существование разных техник создания скульптурных образов. Скульптура проста, ясна и убедительна, во все времена она воп­лощала идеальные представления о красоте человеческого тела и особенностях моральных качеств эпохи. В восприятии скульптурных произведений принимает участие все тело человека, а не только глаза. Очевидно, поэтому Д. Дидро высказал следующую мысль: «Живопись обращается только к гла­зам, скульптура существует и для зрячих, и для слепых». Мы ощу­щаем мышечное напряжение, разумом принимаем близкое состоя­ние, испытываем сходное напряжение души. Лучший способ вос­приятия скульптуры - попытка провести по ее силуэту рукой. В результате своего длительного развития искусство скульпту­ры стало разделяться на формы, виды, типы и т.д. Наиболее общее разделение разграничивает скульптуру на большую (как украше­ние садов, парков, площадей) и малую. По видам скульптура разде­ляется на станковую (сделанную на специальном станке, имеющую самостоятельное художественное значение) и монументальную (все­гда связанную не только формой, но и идейно-художественным со­держанием с архитектурой). Монументальная скульптура в свою очередь разделяется на: а) монумент или памятник; б) декоративную скульптуру (украшения мостов, зданий, садов, парков); в) надгробия; г) мемориальные комплексы (Пискаревское кладбище, Мала­хов курган, Хатынь и т.д.). Скульптуру делят на формы: голова, портретный бюст, статуя, торс (изображение без головы и конечностей - форма возникла при раскопках древних цивилизаций), скульптурная группа. Наиболее сложная по композиции скульптурная группа, которая состоит из двух фигур или их групп. Они, как правило, самостоятельны по зна­чению, но связаны между собой сюжетно и духовно. Скульптуру различают круглую (она имеет объем со всех сто­рон) и рельеф (объемное изображение как бы выступает из плос­кости). Рельефы также различны: койланогрифом называют изоб­ражение на стене (контурный рельеф), барельефом - выступающее на 1 /2 объема изображение, горельефом - изображение, выступаю­щее больше чем на 1/2. 154                                                                                                                       ЭСТЕТИКА   Микеланджело. Гробница Джулиано Медичи в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. 1520-1534. «Ночь». Фрагмент. «День». Фрагмент. Скульптуру различают по технике изготовления и по материа­лу. Наиболее древний из материала скульптуры - глина. Все, что сделано из глины, - керамика. Обожженную для прочности глину называют терракотой. Способ покрытия глиняных произведений свинцовой глазурью пришел к нам из Мавритании через остров Майолика, отсюда происходит и название таких скульптурных про­изведений. Когда эта техника стала известной в городе Фаянсы, там стали изготовлять много фаянсовой посуды. Разновидность керамики - фарфор. Его открыли японцы. До XIV столетия фарфоровая посуда не имела эстетического значения. Только позже, с открытием Бейтгером в Мейсене своей фабрики по изготовлению фарфоровой посуды, фарфор стал восприниматься как годный для скульптуры материал. Кроме глины, в скульптуре используются различные материа­лы: гипс, бронза, различные металлы, мрамор, гранит и т.д. С разви­тием цивилизации расширяется и палитра материалов, используе­мых в скульптуре, а также изменяются способы их обработки. На­пример, использование стали, чугуна, разных сплавов осуществляется в технике литья, ковки и т.п. Однако, невзирая на отличие техник и материалов, форм и ви­дов скульптуры, художественный образ этого вида искусства созда­ется особым набором специфических средств: - наиболее специфичным из них является объем, не иллюзор­ный, как в живописи, а реальный; Ч Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 155 - решающим средством в создании скульптурного образа слу­жит силуэт. Идея скульптурного произведения должна быть схваче­на с любого расстояния, в любое время года и с любого ракурса; - фактура скульптурного произведения не менее важна, поскольку между идеей и материалом существует определенная связь, а мане­ра одного и того же мастера меняется в зависимости от конкретно­го скульптурного материала; - наилучшие скульптурные произведения побеждают свою ста­тичность за счет привнесения не самого движения, а его мотива; избирается такая поза, которая является как бы промежуточной между двумя крайними состояниями действия (например, скульп­турные группы Микеланджело «Утро», «День», «Ночь»); - для монументальной скульптуры важен так же и характер пьедестала (вспомним пьедестал в форме волны как символ Рос­сии XVII века, которую реформировал Петр I, в «Медном всаднике» Э. Фальконе). ГРАФИКА - этот вид искусства так же древен. Его название происходит от латинского «графе» - пишу, царапаю. До XV столе­тия графика пронизывает все виды искусства, но самостоятельное значение обретает только в эпоху Возрождения. С этого времени ручной рисунок и эстамп стали восприниматься как самостоя­тельная художественная ценность. По назначению графику клас­сифицируют на: 156 ЭСТЕТИКА А.Дюрер. Четыре всадника. Гравюра на дереве из серии «Апокалипсис». 1498. Обри Бердслей. Глаза Ирода из «Соломеи». 1894. Х.Белльмер. Женщина с выра­зительными руками. 1965. - репродукционную. Она была особенно популярна в XIX сто­летии до изобретения фотографии; - сопроводительную (иллюстрация книг, журналов и газет); - плакат; - промышленную (этикетки, рекламные изображения, афиши и т.п.); - подготовительную, где различают набросок, этюд и т.д.; - самостоятельную, которая осуществляет собственную эстети­ческую и художественную функции. Графические работы могут быть созданы в разных материалах и в разных техниках. При исполнении графических работ вручную различают мокрую и сухую графику, в зависимости от материала. К мокрой графике относятся те произведения, которые исполнены с помощью бистра (материала, который изготавливается из сосновой сажи), сепии (красочный пигмент лилового цвета, который был вы­делен из каракатицы), акварели, пастели; сухая графика получает­ся при использовании сангины, мела, графита и т.д. (сангину гени­ально использовал Леонардо да Винчи, а уголь был излюбленным материалом Альбрехта Дюрера). Печатная графика представляет собой ряд оттисков (эстам­пов), которые сделаны с разных твердых поверхностей при помощи разных техник печати. Так, изображение может быть нанесено на камень, металл, дерево, линолеум с помощью плоской, выпуклой или углубленной техники печати. Каждый из таких оттисков является Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 157 конечным результатом и целью творчества графика и имеет худо­жественную ценность. Изображение, которое выполнено на каменной подушке при помощи лупы и щекиля, называют литографией. Ксилография получается при вырезании на дереве рисунка и нанесении на него краски для дальнейшего его отпечатывания на бумаге. Линогравюра - это графическое изображение, которое получа­ется при отпечатывании рисунка с листа линолеума. Офорт - оттиск с металлической пластинки (вспомним извес­тные офорты Рембрандта). Независимо от техники и материала графический художествен­ный образ создается особым языком, то есть выразительными сред­ствами графики являются: линия, с помощью которой создается ри­сунок, сравниваемый с монологом; пятно, изобретение которого при­надлежит японским графикам. Линия и пятно (черное и белое) - наиболее абстрактные изоб­разительные категории, которых нет в живой природе; штрих или тон - прерывистая линия на графическом изображении. Лаконичность графического изобразительного языка свидетель­ствует не о ее бедности, а о ее специфике. Графика переводит наше восприятие на особенный рациональный язык. Графика ближе к определению, она апеллирует к разуму. Живопись будит эмоции, а графика - мысли и представления о явлениях, она близка к слову. 158 ЭСТЕТИКА В жизни общества графика выполняет особенную роль. Она тесно связана с реальностью, которая быстро меняется, обслужи­вает прессу, пропаганду, рекламу, промышленность и быт, эстетизи­рует те области нашей жизни, которые не доступны иным видам искусства. Графика владеет особенной эффективностью взаимодействия с общественной жизнью, поскольку он оперативна, мобильна, открыто публицистична, становится особо значимой в период перемен в обществе. В ней объединяются уникальность и массовость, при вос­приятии графических образов включаются как зрительные, так и незрительные ассоциации. ЖИВОПИСЬ. Великий художник Н. Ге говорил: «живопись -не слово, в ней дается одно мгновение, но в этом мгновении долж­но быть все, а если нет - нет и картины». Это высказывание прояв­ляет специфику живописи - вида искусства, который способен ото­бразить видимую реальность с помощью цвета на двухмерной по­верхности. Это изображение живописец создает, используя законы перспективы, линии, цвета, светотени. Поэтому живопись безмолвна, недвижима, пространственна. Психологи уподобляют влияние живописи на человека влия­нию музыки, поскольку в ней в одном мгновении отображается вся человеческая жизнь во всем блеске цвета. Недаром великий Лео­нардо называл живопись божественным искусством. ва 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 159   ИГ По видам, подобно скульптуре, разделяют монументальную а станковую живопись. Станковая получается в результате нанесе­ния на бумагу (или холст) красочного слоя. Монументальная всегда связана с архитектурой, поэтому она не может существовать само­стоятельно. Независимо от вида живопись разделяется на отдель­ные жанры: портрет, пейзаж, натюрморт, тематическая картина. Осо­бый жанр живописи составляет иконопись. Раньше иных использовалась техника мозаичного монументаль­ного изображения. Материалами для этого служили смальта, дерево, керамика, стекло и др. Русская мозаика насчитывает более 1500 цветов, итальянская - 2500. Один квадратный метр мозаики мастер создает полтора года, поэтому этот вид монументальной живописи наиболее трудный и дорогой. Витражи, как вид монументальной живописи, создаются с по­мощью прозрачного стекла. Кусочки стекла скрепляются свинцовы­ми переплетениями. Наиболее дешевый вид монументальной живописи - фреска (от итальянского «свежий»), когда на сырую штукатурку наносят разве­денный на воде красочный пигмент. 5-6 кв. м. фрески заполняют за пять-шесть часов, поэтому техника фрески требует высокого живо­писного мастерства, точной руки, очень высокого художественного вкуса. Для получения изображения в станковой живописи исполь­зуют пастель, гуашь, энкаустику (жидкие восковые краски), темперу и др. В 1495 году братья Ван Эйк впервые расписали Гентский 160 ЭСТЕТИКА Д.Левицкий. Екатерина II - Законодательница. 1780-е гг. ГТГ. алтарь масляными красками (то есть пигментом, который растворяется на гороховом, конопляном или льняном масле). Художественный образ в живописи - это не фактическое изоб­ражение реальности, а впечатление от действительности, которое прошло через мысли и чувства художника. Этот образ создается с помощью живописного изобразительного языка, составляющими которого являются: - цвет как главный компонент живописи. Сочетание цветов в картине создает ее колорит. Цвет в живописи является главным способом изображения. М. Сарьян говорил, что «у художника толь­ко один способ рассказать про мир и про себя - это цвет». Цвет создает эмоциональное напряжение в картине (вспомним, напри­мер, картины Эль Греко), особенно удачно психологическое влияние цвета использовали Матисс и Ван Гог. С помощью цвета создается и декоративность картины, он имеет и символическое значение (наи­более выразительно это используется в иконах); - фактура - разные способы наложения красок. Различают заглаженную и незаглаженную фактуру; - светотень - соотношение света и тени в картине. Она ис­пользуется как способ изображения, создавая иллюзию простран­ства, подчеркивает центральные части художественного образа (жи-' вописные приемы Рембрандта), создает эмоциональное настроение, имеет символическое значение (картина Ярошенко «Кочегар»); 1Q1 - рисунок - одно из наиболее выразительных средств в живописи; - перспектива - способ сотворения пространственного эффекта на плоскости. История живописи знает прямую и обратную перс пективу (иконы). Кроме этого, различают линейную перспективу, где все линии картины сходятся в одной точке, которая расположе­на на 1 /3 горизонта, и воздушную, что была бы найдена Леонардо да Винчи: красный цвет при удалении приобретает зеленый, а потом голубой оттенок; - ритм как композиционный способ также используется при создании живописных образов (например, картина А. Дейнеки «Обо­рона Петрограда» или Ван Гога «Прогулка узников»); - композиция - законы построения, расположения отдельных фигур, пятен света и тени на полотне. Композиция должна создавать целостность изображения, она часто несет содержательную нагруз­ку. На портрете Екатерины II Д. Левицкого изображение Фемиды указывает, что императрица - первая среди равных, орел символизи­рует мудрость и т.д. Таким образом, через композицию художник отображает тему и идею своего произведения. МУЗЫКА всегда признавалась особенным видом искусства. Музыка - вид искусства, который, выражая различные эмоциональ­ные состояния, влияет на человека при помощи особенным образом устроенных звуковых комплексов. Известно, например, высказыва­ние Конфуция: «Если хочешь узнать, хорошо ли идут дела с правле­нием какой-либо страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке». Биограф и соратник Л. Толстого А. Гольденвейзер за­писал как-то замечание писателя: «Музыка - наиболее яркое дока­зательство духовности нашего существования». Эти высказывания иллюстрируют значение, которое имеет музыка в жизни людей. С давних пор используется целительность музыки не только для душевного здоровья, но и физического, в том числе и психичес­кого. Еще Пифагор использовал музыку для лечения людей. Музы­кой, как отмечают психологи, можно вызвать любой эффект - от страха до восторга. Пифагор говорил: «Ритмы музыки - это отраже­ние мирового порядка». Платон и Аристотель всю систему эстети­ческого воспитания строили на музыкальном воспитании и, зная силу этого воспитательного инструмента, предлагали установить го­сударственный контроль за употреблением музыки. Музыка дей­ствует одновременно, но по-разному на массы людей. Она обладает многоуровневой структурой. Звучание ее форм и смыслов трудно переложить на другой язык, например, выразить в слове. Музыка обращена к особенностям слуха каждого. Музыку отличает дина- 80 162 ЭСТЕТИКА мический характер звукового потока, то есть музыкальный образ развивается во времени. Основой музыкального произведения являются чувства, эмоции; содержание создается с помощью пульсации ритма, мелодии и т.д. Понимать музыку - значит уметь глубоко и сильно чувствовать, че­рез чувства уметь различать глубокий жизненный смысл музыкаль­ных образов. Так, чудесные мазурки Ф. Шопена другой композитор, Ф. Шуман, назвал «пушками, спрятанными в цветах», а Р. Роллан, который слушал третью часть Лунной сонаты Л. Бетховена, так передал свое впечатление: «В ледяной скале человеческого горя прорубываются ступеньки, что ведут к солнцу». Главным выразительным средством музыки является звук. Однако музыкальный звук существенно отличается от любого ино­го звука или шума. Он обработан, то есть зафиксирован по высоте, и включен в особую систему ладовых (высотнофункциональных) и метроритмических (временных) соотношений, что сложились исто­рически. Звуки создают мелодию музыкального произведения, ко­торая имеет интонационную природу. Известно выражение: «Тон делает музыку». Поэтому мелодия - это художественно осмыслен­ный ряд звуков разной высоты, который организован ритмично и интонационно. Мелодия организуется также при помощи темпа (скорости), метра, ритма (закономерного чередования звуков раз­ной длительности) и тембра (окрашенности звука, то есть соотно­шения основного тона и обертонов). Современная музыка многоголосна. Различают гомофоно-гар-моническую музыку, где главная мелодия сопровождается аккорда­ми, которые находятся с ней в гармоническом единстве, гетерофо-нию, где напев как бы обрастает группирующимися вокруг него соседними тонами и новыми мотивами, и полифонию, где развива­ются несколько мелодий, которые имеют равноценное значение (на­пример, творчество Баха). Музыку делят на инструментальную и вокальную. Но проблема музыкальных жанров решена не полностью. Д. Кабалевский назы­вал основными музыкальными жанрами песню, танец и марш. Однако музыкальная практика имеет много жанровых разновиднос­тей, музыкальных форм. Среди них: - хорал (от лат. «пою») - религиозное многоголосие; - месса (от франц. «католическая литургия») - хоровое произве­дение, которое, как правило, называют по первому слову молитвы; - оратория (от лат. «молю») - многочастное хоровое произве­дение, позже в концертном исполнении стала сопровождаться ор­кестром; / - кантата (от итал. «пою») - хоровое произведение, по масшта­бу меньше, чем оратория, которое не имеет драматического разви­тия сюжета; - сюита (от франц. «последовательность, ряд»)- изначально: танцевальная музыка в концерте; позже - самостоятельное инстру­ментальное произведение, состоящее из нескольких пьес танцеваль­ного склада; - фуга (от лат. «бег») - музыкальная форма с ярко выраженной идеей - темой, отраженной в другой (или других) темах, повторяю­щую главную в другой тональности или регистре. Музыка фуги вытекает из соподчинения и сопряжения этих проявлений одной мысли; - соната (от итал. «звучать») - трехчастное инструментальное произведение; до XVI столетия была частью религиозной музыки; отделившись, до XVIII столетия развивалась как камерный жанр. В современном смысле соната обозначает сложное музыкальное про­изведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общей идеей, общим содержанием, но разных по ритму; - симфония (от греч. «созвучие, согласие») - сонатно-цикличная форма. Берет начало от оперной увертюры. Предназначена для ис­полнения симфоническим оркестром; представляет собой высшую по своей содержательности, по многогранности звукосочетаний, по разумности конструкций и' многообразию фактуры музыкальную форму; 164 ЭСТЕТИКА - опера (от итал. «труд, произведение») - свое начало берет в древнегреческой хоревте. Сейчас большое музыкально-драматичес­кое произведение, предназначенное для исполнения в театре. Пер­вая светская опера под названием «Орфей» была написана в 1607 году К. Монтеверди. В России первой национальной оперой было произведение Аблесимова и Соколовского «Мельник-колдун, обман­щик и сват», которую поставили в 1799 году. В опере используются разные типы пения: кантилена, речитатив, колоратура. Оперный спек­такль складывается из целого ряда номеров: сольных - ария, кавати­на, монолог, баллада, песня; диалогов - дуэт, трио, квартет, квинтет. Хор в оперном спектакле исполняет множество функций: он со­ставляет фон действия, может комментировать события, иногда выс­тупает как главное действующее лицо (например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин», в «Хованщине» и «Борисе Годунове» М. Мусоргского). Оркестр в оперном спектакле отдельными номе­рами исполняет увертюру и иногда музыкальные антракты. По ти­пам различают оперу-сериа (серьезную оперу) и оперу-буфф (ко­мическую, как «Севильский цирюльник» Россини). ХОРЕОГРАФИЯ. Сам термин произошел от греч. «хорео» -танец и «графо» - пишу, изначально обозначает только запись танца. С конца XIX столетия стал использоваться для обозначения искус­ства танца в целом, во всех его разновидностях. Искусство хореог­рафии строится на музыкально организованных, условных, вырази­тельных движениях человеческого тела. Начала образной вырази­тельности присущи человеческой пластике уже в реальной жизни. Уже в том, как человек движется, жестикулирует, действует и пла­стично реагирует на действия других, проявляются особенности его характера, строя чувств, своеобразие личности. Так, «говорящие» ха­рактерно-выразительные элементы, которые родились в реальности, называют пластическими интонациями и мотивами. В них содер­жатся источники образной природы хореографии. Она основана на том, что характерно-выразительные пластические мотивы отража­ют множество реальных жизненных движений, обобщаются и орга­низуются по законам ритма и симметрии, орнаментального узора, декоративного целого, опираясь на музыку. Хореографическое ис­кусство изначально синтетическое, потому что музыка усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональное ритмическое основание. Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только дина­мическая, временная, но и пространственная композиция танца, зри­тельный облик танцоров (отсюда - роль костюмов, изобразительно­го оформления и т.д.). Высшей формой хореографии является ба- 1'лаьа 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА лет. (от франц. «бало» - танец), который, как п опгря, ш< lynifl разновидностью музыкального театра. Искусство хореографии родилось в глубокой дренности, Уж« в первобытную эпоху возник танец как непосредственное иырпжг ние, реакция на то или иное явление в жизни племени, в его трудо­вой иди военной деятельности. Он был воссозданием движений соответственных родов деятельности, изначально имея религиозно-магическое значение, был неотделим от обрядов. В классовом об­ществе началось разделение танца на народный и профессионал!, ный. Народный танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, речью и бытовыми обрядами (танцевальные пантоми­мы в Древнем Китае и Индии, древнегреческие дионисийские пред­ставления, русские масляничные игры и т.д.). В них находили выра­жения чувства народа, особенности его национального характера, отражались разные стороны его жизни. Постепенно утрачивая пря­мую связь с трудом и обрядом, танец приобретает значение искус­ства, воплощая красоту и разные состояния человеческого духа. Уже в античности существует профессиональный танец как зрелище, которое аналогично театральному. С конца XVI века начал формироваться балет, который с начала существовал в виде интермедий в оперных и драматических спек­таклях мифологического характера, а в XVIII веке выделился в самостоятельное искусство. На протяжении всей своей истории про­фессиональное искусство хореографии опиралось на народный та­нец и переосмысливало множество его элементов. В современной хореографии различают бытовой (народный и бальный) и сценичный (эстрадный и балет) танец. В балете хореог­рафия становится центром синтеза искусств, органично объединяет в себе музыку и театр. Основой хореографического действия в балете является танец, который воплощает события сюжета, состоя­ние и характер действующих лиц. Подчиненное значение имеет пантомима, которая может как составлять основу отдельных эпизо­дов, так и включаться в танец. Различают танец классический и характерный, а в рамках каждого из них - сольный, ансамблевый и массовый (танец солистов, корифеев и кордебалета). Нередки сочетания и взаимопереходы всех этих разновидностей танца. Ос­нову балета составляет действенный танец, развивающий действие, но нередко в балет включают также дивертисмент, который харак­теризует среду, фон, действие. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА (от лат. «написанное») -искусство слова. Она эстетически осваивает мир в художествен­ном слове. Ее предмет, хотя и не прямо, но неизбежно расширяется. 166 ЭСТЕТИКА В его сферу сейчас входят природные и общественные явления, ве­личественные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности и ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал через драматическое отображение действия (драма) или через эпический рассказ о событии (эпос), или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека (лирика), что составляет роды литературы. Гегель отмечал уникальную способность литературы охваты­вать своим содержанием и мысль человека, и внешние формы явле­ний, а потому не исключать из себя ни высокой философичности, ни природного бытия. Литературу делят на виды: прозу и поэзию - по типу внутрен­ней организации художественного текста. В границах каждой из разновидностей литературы, естественно, содержатся и более мел­кие формы и жанры. Основанием для их выделения служит содер­жание жизненного материала, который они охватывают. Им соот­ветствуют такие жанры: очерк, рассказ, повесть, роман - в эпосе; трагедия, драма, комедия - в драме; сонет, ода, гимн, лирическое стихотворение - в лирике. Слово связывается, как правило, в нашем сознании с представ­лением о понятии, которое оно передает. Но в литературе слово порождает образ, для этого используются так называемые тропы. Среди них различают эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д. Все эти средства создают живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди, с их жизнен­ными проблемами, мыслями, поисками и ошибками. Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, потому что существовала только в устной форме. С появлением письменности исполнительские формы словесности не исчезли, однако основные линии ее развития приобрели неисполни­тельский характер. Слово - вечный строитель литературного образа. Образность заложена в самой речевой основе, которая создается народом, вби­рает весь его опыт и становится формой мышления. Исторический процесс создания языка включает в себя перенос похожих черт от явления к явлению, при этом происходит насыщение языка ассоци­ативным видением мира и человека, что способствует расширению художественных возможностей языка в отражении действительно­сти. Слово в литературном произведении звонкое, подвижное, из­меняемое и определенное в своем содержании. Литературный образ отображает явления в их целостности, самые тонкие оттенки языка приобретают здесь огромное значение. Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 167 Этой особенностью, например, обусловлены трудности художествен­ного перевода на другой язык. Словесные формы литературы по­зволяют ей выразить не только эстетические, но и другие обще­ственные идеалы, установить тесную связь с философией, правом, моралью и иными формами духовной жизни общества. ТЕАТР. В. Гюго говорил: «Театр - страна истинного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами — людские сердца, в зале -человеческие сердца». А. И. Герцен считал театр «высшей инстан­цией для разрешения жизненных вопросов». Такое общественное значение театр имел со времен своего возникновения в Древней Греции, где граждане в театральных спектаклях разрешали пробле­мы общественного звучания. Театр - это особая форма, вид искусства, где раскрываются про­тиворечия времени, внутреннего мира человека, утверждаются идеи с помощью драматического действия - спектакля. В спектакле ис­пользуются выразительные средства всех основных видов искусст­ва. Спектакль обращен одновременно и к духу, и к глазам, и к серд­цу зрителя. Театр - это зрелищное искусство. Во время театрального дей­ствия события разворачиваются во времени и пространстве, но теат­ральное время условно и не равняется астрономическому. Спек­такль в своем развитии разделяется на акты, действия, а те в свою очередь, - на мизансцены, картины и т. д. 168 ЭСТЕТИКА Различают виды театра: музыкальный, драматический, ку­кольный, театр теней, цирк, эстрада и т. д. Театр - искусство коллективное. В создании спектакля участву­ет много людей, имеющих самые разнообразные театральные про­фессии, например, одна из них - макетчик. Он должен создать сферу спектакля, которая воссоздает место будущего действия в масшта­бе 1:20. Основа театрального спектакля - литературное произведение -пьеса или инсценировка, где слово подчиняется законам театраль­ного действия. Драматургия является самой сложной формой лите­ратуры. В ней отсутствует авторский комментарий, используется только прямая речь. Главный герой - человек, который является но­сителем идеи (Гамлет, Отелло, Тартюф и т. д.), но идеи проявляются через поступки и действия, ибо действие - основная сила пьесы. Хорошая драматургия одновременно обладает не только внешним, но и внутренним действием, а открыть его помогает слово. На сцене звучит действенное слово, в нем проявляется отно­шение к другим лицам, то есть драматическое слово является от­ветом на поступок и вызывает новый поступок и новое слово. Поэтому диалог является основой драматического произведения и представляет собой разговор двух (или большего количества) пер­сонажей. Часто в драматургии используется монолог - размышле­ния человека с самим собой, иногда - от автора. Язык героев на сцене всегда индивидуален и служит характеристикой действую­щих лиц. Ярко очерченные характеры в спектакле движут сценическое действие, на пути которого встречаются преграды, порождающие конфликты. Конфликт может быть не только внешним, но и внут­ренним. Различают основной конфликт и побочные, которые позво­ляют полнее разобраться в жизненно важных, существенных сторо­нах бытия. Однако, чтобы донести глубокое содержание спектакля, высказанное на сцене слово усиливается и по-разному окрашивает­ся интонацией актера, его мимикой, поведением (потому что он сам - главное выразительное средство театра), обстановкой, зрительным образом спектакля. Зрительный образ спектакля создает искус­ство сценографии. Художник-сценограф создает декорации, кос­тюмы, театральные конструкции, освещение спектакля. Сце­нографическое решение спектакля может быть реалистическим и метафорическим. Все атрибуты театрального спектакля - результат долгого исто­рического развития. Так, в Древней Греции соорудили впервые де­коративно-объемную специальную площадку, где развивается сце- Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 169 ническое действие. В Древнем Риме стали впервые использовать занавес, ограничивающий объем театрального действия. В эпоху Возрождения стали применять объемно-перспективную декорацию. В XVII - XVIII веках изобрели практикабль (объемную декорацию, которая может вращаться), в XVII веке японцы, актеры театра Ка-буки, стали впервые использовать вращающуюся сцену, они же -авторы ханамити (путь цветов) - помоста, который выходит в зал. В 1829 году в Гранд-опера стали использовать электрическое освеще­ние и занавес в антрактах. В создании сценического образа спектакля актер с помощью своих тела, мимики, голоса, «лепит» своего героя, режиссер организу­ет спектакль, художник ищет идею зрительного его оформления, композитор - его звуковой образ. Однако театр представляет собой не только взаимодействие актера, режиссера, художника, композито­ра и т. д., но это - всегда взаимодействие со зрителем, где в случае успеха достигается сочувствие и зрители становятся участниками театрального творчества. КИНЕМАТОГРАФ справедливо называют самым массовым ви­дом искусства. Оно родилось в конце XIX века, когда 28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинов в Париже братья Люмьер проде­монстрировали свой первый фильм «Прибытие поезда». В 1908 году был поставлен первый русский фильм «Понизовая вольница» (ре­жиссер Дранков). Первый русский документальный фильм отра­жал празднование 80-летия со дня рождения графа Л. Н. Толстого. Но небольшой по сравнению с другими видами искусства век кино не помешал ему выработать свою систему художественных при­емов: монтаж, ракурс, план (общий, средний, крупный) съемки, на­плыв и т. д. Позже стали овладевать выразительными возможнос­тями звука и цвета. Все это обусловило силу влияния кино на зри­теля. Кино справедливо считают наиболее действенным видом искусства, ибо та реальность, которую создает кино, по своему виду не отличается от реальности бытия. Поэтому идеи, мысли, мифы, которые воссоздаются через кинообразы, наиболее легко восприни­маются зрителем, как сама действительность (вспомним отечествен­ный кинематограф 1930-50 годов). Кино имеет много общего с театром как искусство синтетичес­кое, зрелищное и коллективное. Но найдя монтаж, кинохудожники получили возможность создавать свое киновремя и кинопростран­ство, в театре эти возможности ограничены сценой и реальным вре­менем. В создании кинофильма принимают участие люди множества профессий: сценарист, режиссер, актер, оператор, художник, ком­позитор, монтажер, осветитель, пиротехник, каскадер и т.д. 170 ЭСТЕТИКА А.Дранное. Кадр кинохроники: Л.Н.Толстой и В.Г.Чертков. Москва, 1909. Федерико Феллини. Кадр из кинофиль­ма «Сатирикон Феллини» по роману Петрония. Италия. Фрэнсис Форд Коппола. Кадр из кинофиль­ма «Апокалипсис сегодня». США, 1979. Различают жанры кино: - художественный или игровой, где обязательна актерская игра, которая воплощает замыслы сценариста и режиссера. В киносцена­рии все - идея, характеры, драматические конфликты, выбор места и времени действия, детали - подчинено кинозаконам и составляет осо­бый вид литературы - кинодраматургию. Режиссер с помощью всех других деятелей производства кино воплощает замысел сценариста. Художественное кино всегда было «живой историей народа» и вопло­щением его социального, исторического и морального опыта; - документальный, где вымысел и игра невозможны. Роль акте­ра сводится к чтению комментария. Придерживаясь исторических событий, исторического облика людей, изображается жизнь такой, какой она была. Главное выразительное свойство- достоверность. Кинокамера документалиста - «киноглаз» самой реальной действи­тельности; - научно-популярный, где так же недопустимы вымысел и игра. Актер читает авторский текст, а сам фильм знакомит с достижени­ями новаторов производства, открытиями в области науки, техники, культуры в целом, учит понимать природу и произведения искусст­ва. Разновидность - учебные фильмы; - мультипликационный или анималистический (рисованный) фильм. Он отличается от художественного тем, что актер остается за кадром. Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 171 Кино ориентировано на коллективное восприятие, оно учит раз­мышлять о себе, своей жизни, современности, прошлом и будущем. Кино, как ни один из видов искусства, связан с развитием техники. ТЕЛЕВИДЕНИЕ - самое молодое из искусств. Его социальная ценность в аудио- и видеоинформативности. Телеэкран дает изоб­ражение на просвет, поэтому имеет несколько иную фактуру и иные законы композиции, чем кино. Свет - наиболее сильное средство выражения в телевидении. Ракурс восприятия предметов, телемон­таж, движение телекамеры и приближение предмета изображения дает телевидению дополнительную возможность художественной выразительности. Для телевидения характерны сочетания ритмич­но медленного («скрытого») монтажа с его неожиданным сбоем, перенесением внимания на новый объект. Телевидение со всей своей фактографичностью, близостью к натуре обладает большими возможностями отбора и интерпретации действительности. Вместе с этим оно содержит в себе угрозу стан­дартизации мышления людей. «Массовое потребление» одинаковой духовной продукции способно вызывать рождение шаблонов в об­щественном сознании. Поэтому важен эстетический вектор пере­дач и их художественный уровень. Особенность телевидения, кото­рая роднит его с декоративно-прикладным искусством, - интимность, «домашность» восприятия. Это искусство, которое приходит в наш дом и становится частью нашего быта. 172 ЭСТЕТИКА Еще на заре развития телевидения С. Эйзенштейн отмечал но­вое качество актера в этом виде искусства. Все, кто попадает на телеэкран, помимо воли становятся не только людьми определенных профессий, но и живыми образами, персонажами художественного репортажа в новом виде искусства. Поэтому важно, чтобы каждый герой телепередачи был «живой», «незапрограммированной» лично­стью, которая на глазах зрителя создает монолог или беседу, умеет вести свободный разговор и душевно раскрыться. Важная эстетическая особенность телевидения - передача синх­ронности событий, непосредственный репортаж с места событий, включение зрителя в современный поток истории. В художествен­ном репортаже экранное время "равняется реальному. И тогда теле­видение обращается к кинохронике. Эффект нынешности передачи, присутствия зрителя должен сохраняться. Для телевидения важным является и эффект безусловности изображения. Телевидение может включить в поле зрения зрите­лей весь мир. Оно способно заставить думать категориями народа, человечества, проанализировать состояние мира и раскрыть его в живых, зрительных образах. Развиваются и более совершенно начинают овладевать своей художественной спецификой жанры телевидения - телеспектакль, телефильм и т.д. - и его виды. Все большее развитие приобретает авторское телевидение. Глава 10. МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА 173 Телевидение, как и кино, очень тесно связано с научно-техни­ческим прогрессом (кабельное, спутниковое телевидение). Телевидение таит в себе богатые социальные возможности, уг­розы и благие перспективы. Оно может оказаться как Троянским конем, так и великим учителем человечества. СИНТЕЗ ИСКУССТВ С развитием художественной культуры усиливается взаимо­действие и синтез искусств. В нем принято различать следующие формы: - синкретизм - нерасчлененное, органическое единство разных искусств и других форм духовной жизни (например, искусство на­родов первобытного общества); - соподчинение - соединение видов искусств, где один из видов доминирует (например, ведущая роль архитектуры в архитектур­ных ансамблях, где подчиненное место занимают скульптура, живо­пись, декоративно-прикладное искусство); - симбиоз - равноправное взаимодействие, сливающееся в не­что новое. Примером может служить с XVII века опера, а в XX веке - эстрада, где сливаются слово, музыка, танец и другие виды, роды, жанры искусства; - снятие - вид взаимодействия, где одно искусство задается 174 ЭСТЕТИКА основой другого, напрямую не участвуя в художественном резуль­тате основными элементами и присутствуя лишь в «снятом» виде (например, литературное либретто в балетном спектакле); - концентрация - вид взаимодействия, при котором одно искус­ство вбирает в себя другие, оставляя их художественную ценность (например, искусство кино); - трансляционное сопряжение - вид взаимодействия, при кото­ром один вид искусства является средством передачи другого рода художественной информации (например, телевидение в качестве средства массовой коммуникации). Для развития истинно человеческой чувственности, высокого эстетического вкуса, современного эстетического сознания необхо­дим опыт общения со всеми видами искусства, своеобразно отража­ющими разные аспекты осмысления человеком мира и себя в этом мире.

Контрольные вопросы

/. Какую область проблем рассматривает морфология искус­ства?

2. Поясните основания, положенные в качестве критериев для разделения искусств на зрительные, слуховые и зре­лищные; пространственные, временные и пространствен­но-временные; изобразительные и неизобразительные, простые, сложные и синтетические?

3. Найдите общее и особенное в живописи, графике и скульп­туре?

4. Что объединяет архитектуру и декоративно-прикладное искусство?

5. В чем сходство и в чем различие литературы и музыки?

6. Охарактеризуйте особенности синтетических видов искус­ства.

7. Чем разнятся понятия «синтез искусств» и «синтетичес­кие искусства»?

 

Глава 11

ТИПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.

МЕТОД И СТИЛЬ В ИСКУССТВЕ

Изменения в общественной жизни влекут и изменения в обла­сти искусства. Развитие экономики влияет на художественную жизнь общества. Экономические отношения выступают внешним факто­ром развития искусства. К внешним факторам также относятся социально-политические, правовые, философские, религиозные отно­шения и др. Но есть и внутренние факторы: это и традиции, и нова­торские тенденции, и противоречия самого искусства, и особенно художественные взаимодействия. На развитие каждого вида искус­ства оказывают воздействие и другие его виды, а также различные формы эстетической деятельности (дизайн, карнавал, похоронный обряд и др.).

Художественное развитие носит сложный, противоречивый и в то же время и восходящий характер. В искусстве наблюдается про­гресс, под которым следует понимать не меру гениальности худож­ника, а нечто иное: совершенствование, повышение уровня образно­го мышления. Реализм, например, вызвал повышение типа художе­ственного мышления благодаря тому, что он открыл психологический анализ, научился проникать в «диалектику души», в богатство окру­жающего мира. (См.: Борев Ю. Эстетика. - М., 1988. - С. 354.) Прогресс в искусстве - это и отражение новых высших форм жиз­ни человечества, новых проблем и идей, и совершенствование само­го способа образного мышления от эпохи к эпохе. Но в художе­ственной культуре существуют непреходящие ценности, которые не изменяются, не исчезают со временем. Произведения искусства, со­зданные в эпоху античности, Возрождения, классицизма, в XIX веке, не могут быть повторены, они порождены определенной эпохой, кон­кретными условиями бытия.


ЭСТЕТИКА

Конечно, не все произведения искусства вечны, а лишь те, кото­рые эстетически ценны для человечества, которые включают в пред­мет искусства характерные для эпохи общественные отношения, общеинтересные для человека (мадонны Рафаэля, музыка Бетхове­на, поэзия Пушкина). В этом заключается непреходящее значение художественных шедевров.

Каждая эпоха рождает свое искусство, свои художественные произведения. Они имеют ярко выраженные отличительные черты. Это и тематика, и принципы восприятия действительности, и ее идей­но-эстетическая интерпретация, и система художественно-вырази­тельных средств, с помощью которых окружающий человека мир воссоздается в произведениях искусства. Это видно при простом сопоставлении, скажем, поэзии К. Бальмонта, В. Брюсова, Вл. Соло­вьева, А. Белого и И.А. Бунина, Скитальца (С.Г. Петров), раннего М. Горького и Л. Андреева и др. (критический реализм). Например, сопоставим стихотворения К.Д. Бальмонта и И.А. Бунина: первое написано на основе принципов символизма, а второе - реализма.

В красоте музыкальности Как в недвижной зеркальности Я нашел очертания слов, До меня не рассказанных, Тосковавших и связанных, Как растенья под глыбою льдов,

К. Бальмонт. Аккорды

Молчат гробницы, мумии и кости, -Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья. Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бессмертный - речь. И. Бунин. Слово

Эти писатели отличаются своим взглядом на мир, своими худо­жественными приемами образного отражения действительности в произведении искусств, способами, построением произведения и др. Такие явления в развитии искусства и принято называть художе­ственным методом.

Художественный метод - это определенный способ познания действительности, своеобразный способ ее оценки, способ обратного моделирования жизни.

 

Глава 11. ТИПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА

177

В художественном методе можно выделить и гносеологические, и аксиологические, и семиотические срезы, а также определенный способ моделирования действительности.

Исходным и определяющим в возникновении и развитии худо­жественного метода является конкретно-историческая действитель­ность, она образует как бы его объективную основу, на которой возникает тот или иной метод.

Но на развитие того или иного метода большое воздействие оказывают сами художники, их мировоззрение, взгляды, идеалы, их творческие способности и потребности. Но они, в конечном счете, также формируются под влиянием общественной среды, в которой живут и творят художники. Еще немецкий философ Гегель утверж­дал, что «художник принадлежит своему собственному времени, живет его нравами и привычками» (Гегель. Соч. - Т. 12. - С. 211.). Хотя в среде современных искусствоведов, художников можно услышать, что мировоззрение и творческий процесс не взаимосвязаны, что они независимы друг от друга (например, экзистенциалисты).

■ Материалистическая эстетика придерживается другого мнения: богатство творчества находится в зависимости от цельности миро­воззрения. Великими художниками-мыслителями были Данте и Шекспир, Руставели и Низами, Рублев и Иванов, Леонардо да Винчи и Делакруа, Гете и Бальзак, Пушкин и Толстой, Шевченко и Репин и другие. Ни один из художников-реалистов прошлого и настоящего (Д. Гранин, В. Дудинцев, А. Приставкин, Б. Васильев и др.) никогда не брели вслепую и не бредут. Это доказывают не только их произ­ведения, но и их активная жизненная позиция.

В рамках одной общественно-экономической формации могут сосуществовать различные методы художественного творчества, правда, до тех пор, пока одни не отмирали, уступая дорогу историчес­ки более прогрессивным. Так было, например, в XIX веке, когда со­существовали классицизм, сентиментализм, романтизм, критичес­кий реализм, который со временем завоевал главенствующие пози­ции в искусстве.

Самостоятельность и историческая конкретность художествен­ного метода не исключает их диалектической взаимосвязи, преем­ственности и противоречивости. Критический реализм был подго­товлен не только реализмом Возрождения и Просвещения, но и ху­дожественными методами XVII - XVIII веков. Вряд ли возможно было творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, если бы им не предшествовали творческий опыт Шекспира, Мольера, Шиллера и Гете, Ломоносова и Державина, Радищева и Карамзина.

Временные границы художественных методов не следует по-


178

ЭСТЕТИКА

нимать буквально. Ростки новых методов чаще всего возникают в произведениях, созданных еще на основе старых методов. (Так, В. Гюго до конца жизни, а умер он в 1885 г., оставался романтиком, хотя романтизм сдал свои «командные позиции» в искусстве уже в 20-30-е годы XIX века; художник X. Семирадский - представи­тель классицизма - создал свои лучшие произведения во второй половине XIX века, хотя классицизм как главенствующий метод творчества едва дотянул до середины XIX века.)

Талантливый художник обладает творчески неповторимой ин­дивидуальностью. (Например, К. Петров-Водкин, М. Сарьян, В. Стус, В. Симоненко и др.)

Вместе с тем очевидно и другое: группы художников в преде­лах одного и того же художественного метода сближаются между собой по некоторым основным признакам творчества и его практи­ческим результатам. Иногда эти группы совсем небольшие, в дру­гих случаях, наоборот, весьма многочисленные. Иногда такую груп­пу определяют по одному, наиболее крупному и яркому художнику, в искусстве которого предельно полно и выразительно сконцентри­ровались характерные признаки творчества (в живописи, например, А. Дейнека, М. Сарьян, Т. Яблонская). В других случаях с равным правом называются одновременно многие имена (например, импрес­сионисты - Моне, Дега, Мане и др.). Такое явление в искусстве называют стилем.

Художественный стиль - это эстетическая категория, отража­ющая относительно устойчивую общность основных идейно-худо­жественных признаков творчества, обусловленная эстетическими принципами художественного метода и свойственная определенно­му кругу творцов искусства.

Стиль как категория антропологии искусства («стиль - это че­ловек») запечатлевает и проявляет в себе личность автора;

как категория онтологии -искусства - акцентирует внимание на определенных явлениях художественной культуры;

как категория гносеологии искусства - ориентирует художника на освоение мира на основе данной художественной традиции.

Стиль как эстетическая категория определяет содержание и форму произведения искусства. Стилевое единство возможно лишь на основе одного итого же творческого метода. И нельзя, не учиты­вая этого, относить произведения искусства, в основе которых ле­жат различные творческие методы, к одному и тому же стилю, осно­вываясь на близости «отдельных формальных признаков».

Понятие «художественная школа» употребляется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных разветвлений

Глава 11. ТИПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА

179

П.Корин.

Северная баллада. Левая часть триптиха «Александр Невский». 1942. ГТГ.

художественного направления (например, «итальянская школа» жи­вописи в эпоху Ренессанса или «новгородская школа» иконописи середины XIII - начала XV вв. и др.).

К источникам формирования и развития стиля следует отнести:

1) многообразие данной действительности;

2) многообразие эстетических приемов преломления действи­тельности в произведении искусства;

3) художественные традиции (например, творчество П. Корина сформировалось под воздействием А. Иванова, М. Нестерова, худо­жественных народных промыслов палешан и др.).

Важной эстетической категорией, отражающей художественную практику, является художественное направление. Эта категория прак­тически не разработана в литературе и часто отождествляется с методом творчества, стилем.

Итак, творческий метод - это способ познания действительнос­ти и ее художественное моделирование, но сам по себе он еще не является эстетической реальностью. Реальностью обладают лишь плоды художественного творчества, произведения искусства, созда­ваемые тем или иным творческим методом.

Поэтому основной единицей динамики развития истории искус­ства выступает не творческий метод, а художественное направление, т.е. совокупность произведений, сближающихся друг с другом по ряду существенных идейно-эстетических признаков. Другими ело-


180

ЭСТЕТИКА

вами, художественный метод материализуется в художественном направлении.

Развитие, становление и противоборство различных художествен­ных методов преломляется, запечатлевается в художественном направлении. Но направление тесно связано со стилем. Направле­ние, как поле напряжения, рождающееся между двумя полюсами: методом, ориентирующим художника на определенный тип отноше­ния к миру, и стилем, ориентирующим на определенное отношение к художественной традиции.

Художественное направление - крупнейшая и наиболее емкая единица художественного процесса, охватывающая эпохи и систе­мы искусства. Оно позволяет судить о целом историческом перио­де в художественной культуре и целой группе художников. В нем преломляются художественно-идеологические, мировоззренчески-эстетические особенности художественного развития.

Формирование и развитие художественного направления, как показала историко-художественная практика, протекает в различ­ных социальных условиях - национально-своеобразных, провинци­ально-специфических, исторических - особым образом преломляю­щихся в той или иной культурной среде. Поэтому внутри направле­ния возможно деление на художественные течения и художественные школы.

Художественным течением, как правило, называют такие ху­дожественные движения, которые образуются в определенных на­циональных, исторических условиях и объединяют группы худож-' ников, стоящих на разных эстетических принципах в рамках одного художественного метода и одного вида искусства, с целью решения конкретных творческих задач (передвижничество, движение «новой волны» в кинематографе Франции, деятельность писателей, живо­писцев, композиторов в 20-е годы в Советском Союзе и др.).

Разграничения внутри художественного направления носят от­носительный характер. Понимание природы художественного на­правления позволяет более глубоко и в тоже время гибко охватить всю сложность развития искусства: относительную его самостоя­тельность, несовпадение полностью художественного процесса с историческим.

К основным художественным направлениям относятся: мифо­логический реализм античности, или просто античное искусство; средневековый символизм - средневековое искусство: реализм эпохи Возрождения - искусство Возрождения; барокко, классицизм; про­светительский реализм - искусство Просвещения; сентимента­лизм, романтизм, критический реализм XIX века, реализм XX века,

Глава 11. ТИПОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА

181

социалистический, реализм, экспрессионизм, сюрреализм, экзис­тенциализм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм и др.

Таким образом, историческое развитие искусства предстает соб­ственно как исторический процесс возникновения и смены художе­ственных методов, стилей, направлений. Этот процесс подчиняется действию объективных законов развития искусства, на которое преж­де всего оказывает влияние общественное бытие. В то же время искусство относительно самостоятельно, что и обусловливает суще­ствование художественных направлений, школ, течений, методов и стилей, непосредственно не совпадающих с возникновением новых общественных отношений. Но в большинстве случаев изменения в области духовной жизни влекут за собой изменения и в художе­ственной.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 702;