Командные (дворовые) на местности.



1. Казаки — разбойники

2. 12 палочек

3. Чехарда

4. Волки и овцы

5. 4 камешка

6. Полковник

7. Прятки

8. Городки

9. Найти клад (вожатого) по запискам.

10. Флаг

11. Часовой

12. Числа

13. Испорченный телефон

14. Гигантские шаги

15. Зарница

16. Салки (Чай чай выручай)

17. Шишли —мьшли

18. Мы сделаем это

19. Воробьи — вороны

20. Коршун и наседка

21. дракон и его хвост

22. Гори, гори ясно

23. Третий лишний (заячьи норы)

24. Кошки — мышки

25. Цепи

Индивидуальные.

1. Бросок на дальность (мяча — теннисного и большого, бруска, палки, пластиковой бутылки и т.д.)

2. Бросок на точность (тех же предметов)

3. Отжимания

§ Обычные

§ широким хватом

§ спиной

§ на брусьях

§ на кулаках

§ на пальцах

§ на внешней стороне ладони

§ с хлопком

§ стоя на голове

§ от турника

§ на одной руке

4. Подтягивания

§ обычные

§ широким хватом

§ за спину

§ на бицепс

§ с уголком

5. На турнике

§ подъем с переворотом

§ выход с силой

§ игла

§ выход по-суворовски

§ подъем прямых ног

§ уголок

§ выход на две руки

§ флажок

6. Пресс

§ подъем ног

§ подъем корпуса ( руки за голову)

7. Прыжки

§ в длину

§ в высоту

§ на точность

§ на оригинальность

§ назад, боком

§ на одной ноге

§ со скакалкой

8. Приседания

§ обычные

§ кто больше за промежуток времени

§ пистолет (на одной ноге)

§ с человеком на плечах, с подушкой на вытянутых руках

9. Юморные

§ яблоки в ведре

§ конфеты в муке

§ попасть карандашом в бутылку

§ слабо

§ прищепки на теле с закрытыми глазами

§ мячик в ложке

§ стакан воды на голове

§ накормить друг друга с закрытыми глазами

10. Парные

§ кони — рыцари

§ петушиные бои

§ армреслинг

§ борьба на поясах

§ бои на подушках, воздушных шарах

§ различные эстафеты и забеги

§ поднятия тяжестей (руками, ногами и так далее)‚

§ заплывы

§ перетягивание канатов

 

Декоративно — прикладные и технические.

1. Художников различных стилей красками

2. Поделки из природного материала

3. Лепка из пластилина, глины и так далее

4. Скульпторов из песка, снега, своих товарищей

5. Оригами, изонить

6. Рисунки на асфальте, на теле

7. Различные вышивки, швей, модельеров, вязание

8. Парикмахеров

9. Фантастических проектов

10. Очумелые ручки

Музыкально — песенные

1. Эстрадной песни

2. Народной

3. Хороводной

4. Бардовской песни

5. Дворовой песни

6. Военно-патриотической песни

7. Строя и песни

8. Бального танца

9. Эстрадного танца

10. Народного танца

Творчество, кино, театр, литература, дискуссия.

1. КАМ (конкурс актерского мастерства)

2. Режиссеров

3. Сценаристов

4. Звукооператоров

5. Ораторов

6. Пародистов

7. Чтецов

8. Врунов, анекдотов

9. Пантомима

10. Стартинейджер.

 

Игры с залом.

(Особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают (инсценируют, заранее договорившись как) на сцене, а зал дружно повторяет. Причем, это делается несколько раз, все больше заводя зал. Предназначены для “разогрева” зала перед дружинным или отрядным делом и занятия пауз во время проведения отрядно-дружинных дел.)

Моль, моль, моль.

Моль, моль, моль — ядовитая букашка

Моль, моль. Моль — это маленький жучок

Моль, моль, моль, -это злобный таракашка

Который все съедает вдоль и поперек

Моль, моль, моль - съела мамины штанишки

Моль, моль, моль — съела папино пальто

Моль, моль, моль — съела плюшевого мишку

Оделась и пошла в кино.

Мы с тобой одна семья

Мы с тобой — одна семья

Вы, мы, ты, я

Потрогай нос соседу справа

Потрогай нос соседу слева

Мы с тобой — друзья

Мы с тобой — одна семья

Вы мы ты я

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой — друзья

Мы с тобой одна семья

Вы, мы, ты, я

Ущипни соседа справа

Ущипни соседа слева

Мы с тобой друзья

Мы с тобой одна семья

Вы, мы, ты, я

Поцелуй соседа слева

Поцелуй соседа справа

Мы с тобой — друзья

Охотники.

Мы — охотники на льва

Не боимся мы его

У нас огромное ружье

И острый меч “ух”

Ой! Что это?

Ой, что это?

Ой, что это?

Впереди гора

Над ней не пролететь

Под ней не проползти

Её не обойти

Дорога только напрямик

(везде идет показ как это делается)

(то же действие проигрывается с рекой, болотом, пустыней и . . .львом. При этом эмоции зала необходимо постоянно наращивать. Когда дело доходит до льва, то весь зал дружно кричит от страха и показывает как он бежит ото льва по пустыне, болоту, реке и горе. В заключение — вытирает пот, мол как славно мы поохотились.)

Ежики.

Прибежали, прибежали

Ежики, ежики

Наковали, наковали

Ножницы, ножницы

Бег на месте, бег на месте

Зайчики, зайчики

Ну-ка дружно, ну-ка вместе

(мужская половина зала кричит —ДЕВОЧКИ!

Женская половина — МАЛЬ ЧИКИ! Или наоборот. Кто кого перекричит)

5. Мы — музыканты!

Мы музыканты хопио таланты

Играем на руках — играем!

Рукатаки, рукатаки, рукатаки, рукатаки — 2 раза идет пропев

Далее музыканты играют на ногах, носах, ушах, животах, нервах.

Игры на выявление лидеров.

(Цель данных игр — выявление потенциальных лидеров в отряде (группе). Друг мой! В первые же минуты работы запомни жизненно важное правило: «Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами». Ищи себе помощников.)

  1. Ехали цыгане.
  2. Скульптура.
  3. Числа и буквы
  4. Фигуры
  5. Скала.
  6. Сделай шаг вперед.
  7. Зоопарк.
  8. Киностудия.
  9. Проводник.
  10. Положи руку.

Ехали цыгане.

Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания З - 5 минут. Интерпретация:

Ø кучер - на данный момент главный лидер - организатор в отряде

Ø стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.

Ø Колеса, телега, лошади - те , на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.

Ø Жеребенок – «выпавший», но с претензиями на лидерство.

Ø Пассажиры - основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

 

Скульптура.

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию «Наш отряд в лагере» в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба , судят о лидерах.

Числа и буквы.

Отряд целиком или, разбившись на микрогруппы, пробует построить, взявшись за руки в круг, различные буквы и цифры.

Фигуры с углами.

Задание усложняется тем, что необходимо построить фигуры с углами (звезду, квадрат, треугольник) с запретом на разговоры.

Скала.

Отряд выстраивается на скамейке или на стульях в ряд вплотную друг к другу. Рассчитывается по порядку номеров. Затем ему предлагается по одному человеку поменяться местами. То есть — номер 1 становится последним, аккуратно переходя и держась за ребят. Затем номер 2 и так далее. Передвигать стулья и спрыгивать на пол запрещается. Если кто — то не удерживается, то все начинается сначала. Действует запрет на разговоры для всех, кроме человека, который возьмет на себя роль координатора. Этого человека вожатый выбирает сам или по желанию из потенциальных ребят — лидеров.

другая разновидность этой игры — координатору предлагается построить отряд по росту, по цвету носков, по размеру ботинков, длине волос и так далее.

Зоопарк.

Ребята разбиваются на группы по три человека и рассчитываются на первый — третий. Вожатый изображает сторожа в зоопарке, а ребята зверей, но не простых, а жирафов, гадючек и слонов, и так далее. То есть таких, у которых необычные головы, шеи и хвосты. Пока сторож спит, звери хулиганят, а когда бодрствует, изображают сон. При этом по команде вожатого различные номера изображают разные части тела.

Например:

1. — головы

2.-хвосты

3.-туловище и шея.

Сделай шаг вперед.

Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1. Поверьте, что лидеры — организаторы и эмоционалы сразу хорошо выявляются.

Киностудия.

1. этап — разбивка на несколько микрогрупп, каждая из которых придумывает и обыгрывает сюжет на любую тему.

2. этап —представление авторов идеи — идейных лидеров.

3. этап — представление организаторов в каждой группе.

4. этап — новая разбивка по группам в зависимости какой фильм понравился больше.

5. этап - все лидеры выстраиваются на сцене и в течении 30 секунд каждый рекламирует предполагаемую им отрядную деятельность в смене и способы осуществления этой деятельности.

6. Этап — тот, за кем после этого проголосует большая часть отряда — ваш командир.

Проводник.

Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив руки на плечи.

Вожатый объясняет правила:

1. Запрет на разговоры.

2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.

3. Последний — машинист поезда.

4. Хлопок по левому (правому) плечу — поворот влево (вправо).

5. Хлопок по обоим плечам — вперед.

6. Хлопок по обоим плечам двойной — назад.

7. Хлопок по обоим плечам дробью — стоп.

Задача машиниста — провести паровозик несколько поворотов. После чего последний становиться — впереди всех и повторяют. По умению управлять судят о лидерах.

Положи руку.

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в отряде, который им более всего симпатичен (душа отряда), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Вожатый определяет кто есть кто подсчетом рук. Как правило, не бывает слишком много лидеров, если проводить эту игру в конце организационного периода.

 

“Веревочный курс”

(разработан американской фирмой «Barron Adventures»)

г. Владивосток

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию серию специально разработанных упражнений, которые помогут сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого. А называется этот курс - веревочным. Почему? Потому что главная идея - все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только веревкой, но и терпением, а главное желанием!

Веревочный курс - это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия. Эта программа разработана американской фирмой Barron Adventures. В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в «Веревочном курсе» ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. «Веревочный курс» - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели “веревочного курса - командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

  • выработку стратегии группой;
  • творческий подход;
  • самовыражение;
  • результативное лидерство;
  • уверенность в себе;
  • решение проблем;
  • преодоление себя.

На собственном опыте мы убедились в эффективности этого курса в работе над сплочением коллектива. Рекомендуем использовать его в организационный период смены.

Необходимо соблюдать все условия выполнения «Веревочного курса».

  1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.
  2. Упражнения выполняются под руководством вожатого, хорошо знакомого с курсом.
  3. Время на подготовку задания не ограничено.
  4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги! Удачи!

 

Упражнения.

Узелки»

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

 

Электрическая цепь».

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

 

З. «Биг-мак»

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: “Биг”, - другой: “Мак”; один: “Ореховые”, - другой: “Масло” и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

 

Сидячий круг»

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека. Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

 

Отжимания».

Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

* Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.

 

Все на борт»

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).

 Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

 

Бревно».

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).

Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

* Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

Тролли»

Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

 

Прогулка слепых».

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

Паутина»

Оборудование: заранее сплетенная из веревок “паутина”. Количество ячеек должно соответствовать количеству участников. Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

 

11. “Переправа”

Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится “маятник” (канат крепится к опоре).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли.

Обязательна страховка!

 

Электрическая изгородь”.

Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто- либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

* Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

 

Траст - фол”.

Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя “колыбель” для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине. Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии) но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде. попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро). Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.

· Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;

· Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;

· Голова немного откинута назад;

· Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

1) ПАДАЮЩИЙ: “Готовы страхующие?”

2) СТРАХУЮЩИЕ: “Страхующие готовы”

З) МАЭСТРО: “Падай”.

После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку. Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего “Я”. Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:

- Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?

- Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?

Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.

 

На этом “Веревочный курс” закончен. Результаты этой программы вы получили. Все ли смогли выполнить упражнение? Никто не остался в стороне? А на вечернем “огоньке” Спросите у детей, чему они научились в процессе данного курса?

 

 

Скаутские игры

Содержание

Часть 1. Развитие чувств.

Зрение:

1. Различие цветов

2. Различие форм

3. Упражнения в наблюдательности

4. Поиски

5. Зрительная память

 

Слух:

1. Различие звуков

2. Определение направления звуков

З. Развитие бдительности

4. Развитие способности запомнить слова и звуки по слуху

Обоняние:

1. Определение запахов

2. Определение источника запахов

З. Развитие способности запоминать запахи

 

Осязание:

1. Ознакомление с предметами

2. Подбор предметов по виду и размерам

3. Развитие наблюдательности с помощью осязания

 

Часть 2. Общая ориентация

 

Умственное развитие:

1. Упражнения для развития сообразительности и смекалки

2. Быстрота ориентации и умение владеть собой

3 Ориентация во времени и пространства

 

Часть 1. Развитие чувств.

Зрение:

1. Различие цветов

· Умение различать цвета, знать названия красок (можно на английском языке).

· Покупка шерсти. Руководитель раскладывает на столе около 10 мотков шерсти одинакового цвета, но разных тонов и оттенков. Из каждого мотка руководитель (рук) отрывает короткую нитку и показывает волчатам и заказывает каждому по очереди купить точно такую шерсть. Вначале разрешается держать пробу в руке, но со временем задание усложняется: выбор должен происходить по памяти.

· Сбор спичек с разными головками по группам. Кто быстрее?

· Сигнализация Тателюков. дикое племя Тателюков придумало такой способ сигнализации:

голубой квадрат - у нас беда:

зеленый квадрат - у нас все хорошо

голубой круг - удирайте

зеленый круг - приходите к нам.

Изучив знаки, волчата передают друг другу разные сведения.

 

2. Различие форм

· Раскладывание предметов в соответствии с их размером (палочки, камни, отрезки, бумаги)

· Выработка правильного глазомера (оценка расстояний)

· Сравнения предметов между собой

· Фотограф (нарисовать по памяти показанную фигуру)

· Специалисты по размерам (нарисовать по памяти предмет определенной величины - монету, спичечную коробку...)

· Игра в Золушку (сортировать на время зерна в пакетиках по величине)

· Китайские тени (угадать предметы и профили товарищей по тени)

 

3. Упражнения в наблюдательности

• Что изменилось в комнате? (Найти 1-5 изменений)

• Измененный рисунок (Кто быстрее найдет изменение?)

• Волшебный плащ. Всем хорошо известен волшебный плащ чародея, которым он накрывал какого-либо героя, делая его невидимым для окружающих. Однажды такой случай произошел при дворе Северного короля. Сыновья короля весело играли в дворцовом саду. Вдруг один из мальчиков исчез. Но принцев было много, и никто не заметил случившегося. Только за ужином было обнаружено исчезновение одного из принцев. Все сразу догадались, что тут не обошлось без чар...

 

Рук дает команду разбежаться по комнате или полю и кружиться с закрытыми глазами.

По команде они останавливаются, садятся на корточки, а голову кладут на колени. Рук

накрывает одного из волчат плащом и дает разрешение другим встать и открыть глаза.

Выиграл тот, кто первым догадался, кого похитил волшебник.

 

4. Поиски

· Наперсток Рук кладет вещь (в помещении побольше берется предмет больше, на меньшей площади - меньше) в определенное место. Волчата его ищут. Нашедший говорит об обнаружении на ухо руководителю. Прячет наперсток волчонок, первым нашедший его.

· Открытка с видом. Берется 15-20 открыток с видами. Несколько из них (2-4) показываются. Затем все открытки перемешиваются. Волчата по очереди показывают открытки, которые им были показаны.

 

5. Зрительная память

- Опиши открытку. (Устно по памяти)

- Описание стола. (Описать предметы, которые на нем лежат или ответить на конкретные вопросы по предметам.)

- Описание человека. (Рассматривают человека и по памяти его описывают или отвечают на вопросы ведущего о нем.)

- Антиквариат. (Продавцы магазина по очереди рассматривают у клиента вещи, которые он хочет продать. Предметы собирает ведущий (клиент) и спрашивает: “Что вы можете сказать о моем ножике?” Кто последним добавит что-то новое?)

- У кого какой знак? Каждый игрок рисует на песке простой рисунок. Один игрок (водящий) рассматривает рисунки и старается их запомнить. далее все игроки стирают свои рисунки, а водящий должен каждому сказать, какой у него был рисунок.

 

Слух:

1. Различие звуков

· Игра в узника. Узнать по походке человека.

· Узнать людей по голосу. Все по очереди говорят одно слово. Один из волчат становится спиной к остальным и старается узнать, кто сейчас говорит.

· Что за звук? (По звуку узнать происхождение звуков.)

· Из чего льется вода в таз? (стакан, бутылка, ведро...)

· Что я бросил на стол?

· Слух ночного сторожа. (различить и назвать звуки в текущий момент)

 

2. Определение направления звуков

· Поиски часов.

· Аленушка и Иванушка.

· Кошки-мышки по звуку.

· Предательская мелодия. Водящий выходит из комнаты. Остальные прячут предмет. Водящий должен найти его, прислушиваясь к мелодии песенки, которую все напевают. Чем громче звучит мелодия, тем ближе ищущий и спрятанной вещи.

· Куда упал ключ? Ведущий бросает ключ. Игроки с завязанными глазами должны сделать нужное, по их мнению, количество шагов в сторону упавшего ключа. Кто ближе к ключу, тот выиграл.

· Свисток. У игроков завязаны глаза. Ведущий отходит на несколько шагов в сторону и, стоя на месте, начинает свистеть. Игроки ищут его по звуку. Как только игрок дотрагивается до ведущего, тот З раза хлопает его по плечу, давая сигнал снять повязку и отойти в сторону.

 

3. Развитие бдительности

· Напряжение слуха. (Соблюдать тишину и стараться услышать разные звуки.)

· Прошептанные приказы. Игроки стоят в шеренге на расстоянии 0.5-1 м друг от друга и одновременно выполняют приказы, которые рук отдает шепотом.

· Без скрипа. В комнате лежит больной. Надо зайти в комнату (открыть дверь, взять заданный предмет из комнаты), не потревожив его сон. Больной, услышав шаги или скрип, громко стонет.

· Бегство из ловушки. Неприятель поймал пленных и посадил их в тюрьму. Надзиратель по рассеянности забыл закрыть двери и пошел в соседнюю комнату посмотреть, что и происходит на улице. Надо тихо пройти через комнат сторожа (чтобы он не услышал) тогда ты спасен.

· Пленник индейцев. Посредине луга стоит связанный “белый” - пленник Команчей. Индейцы охраняют его - стоят вокруг него кругом. Темная ночь (сторожам завязали глаза). Белые должны спасти своего товарища - поодиночке пробираться в лагерь и вывести его. Тишина. Белый, до которого дотронется индеец, должен остановиться и не двигаться с места до конца игры. Белые выигрывают, если пленный спасен.

· Идти с закрытыми глазами по звуку за человеком.

 

4. Развитие способности запомнить слова и звуки по слуху.

· Повтори цифры в том же порядке. (5-10 цифр)

· Передача сообщений и приказов из 10-15 слов по цепочке. Кто ошибся?

· Лавочник. Покупатели заказывают по очереди товары (0.5 кг сахара,...), лавочник выслушивает всех и вручает названные товары покупателям, приговаривая: “Вот ваши   0.5 кг сахара...”.

· Угадай мелодию.

 

Обоняние:

1. Определение запахов

· Нюхач. В емкостях находятся вещества с характерным запахом (нашатырный спирт, бензин, спирт, валерьянка, уксус и пр.). Игроки знакомятся с запахами, а потом с закрытыми глазами, определяют, что это за вещество.

· Повар. Назвать по запаху продукты: лук, перец, чеснок, петрушка, корица...

· Цветочница

· Парфюмер и пр.

 

2. Определение источника запахов

· Найти предмет по запаху (духи, надушенный носовой платок...). Предмет должен быть незаметен для глаза, ничто не должно препятствовать распространению запаха. Искать можно с открытыми и закрытыми глазами.

· След по запаху. Разбойники украли в п.А определенный предмет и спрятали его в пВ, но остался запах. Найти предмет.

· Какая шишка прокопчена дымом? (1 из 20 шишек несколько минут держится над костром.) Какая?

· Кто был у парикмахера? Одного из игроков брызгают одеколоном. Водящий должен определить, кого?

 

3. Развитие способности запоминать запахи

Осязание:

1. Ознакомление с предметами

· Что это за предмет? Игроки знакомятся с предметами, лежащими на столе (они похожи по форме). После этого они становятся в шеренгу и закладывают руки за спину. Рук вкладывает каждому в руку по предмету, игрок должен опознать на ощупь, что у него за предмет.

· Кто это? (Водяной) Узнать человека с закрытыми глазами.

· Ознакомление с монетами. Игроку дается мешочек с монетами различного достоинства. Он должен на ощупь вынуть ту монету, которую указал ведущий.

· Ознакомление с руками. Попробуйте узнать человека по рукам.

· Пульс. Уметь находить и считать у себя и у других.

· Ознакомление с тканями. Узнать на ощупь, какую ткань дали тебе в руки.

 

2. Подбор предметов по виду и размерам

· Подбор по величине. (Разложить на столе предметы по их величине - от малого до большого с закрытыми глазами.)

· Подбор по тяжести. (Разложить предметы по тяжести.)

· Сортировка зерен по форме - горох и фасоль.

· Соревнование между кассирами. (Посчитать на ощупь, сколько денег в мешочке.)

 

3. Развитие наблюдательности с помощью осязания

· Идти по следу на ощупь. Зулусы - южно-африканское племя. Они славятся как прекрасные проводники, поскольку не сбиваются с дороги даже в полной темноте. Они находили путь при помощи подошв... Все зулусы ходили босиком и могли различать подошвами следы на дороге, в том числе и дорожную колею. Кто пройдет по дороге большее расстояние      (или 100 м) и не собьется? А по тропинке?

· Рог изобилия. У каждой команды - мешочек с одинаковым набором предметов. Игроки должны по очереди доставать из мешка названный ведущим предмет и передавать соседу.

· Темно. Выполнять в знакомом помещении просьбы ведущего (принести книгу и пр.).

 

Часть 2. Общая ориентация

Умственное развитие:

1. Упражнения для развития сообразительности и смекалки

· Загадки и ребусы.

· Нарисованные загадки (Кубики Неккера).

· Мимические загадки (Шарады). Команды по очереди представляют коротенькие сценки (охота, умывание...). Остальные должны отгадывать.

· Бессмысленные фразы. (Найти логическую ошибку в высказывании.)

· Ошибка в рисунке. (Найти несоответствия: дерево и дым из трубы направлены в разные стороны.)

· Кто составит больше слов из заданного слова?

· Деление по группам: Каждая команда - слово, каждый игрок - буква. У каждого игрока на бумажке написано буква, а у одного из группы - слово. Какой капитан соберет быстрее свою команду?

· Соревнование. Написать как можно слов на заданную букву за определенное время (на заданную тему). Можно проводить как индивидуальное и как групповое.

· Письмо потерпевшего кораблекрушение. Восстановить письмо с пропусками.

· Продолжение сказки. (Групповой рассказ.)

· Угадай-ка. Игра проводится сидя. Игрок показывает пальцем на товарища и приказывает ему назвать 5 фруктов или 5 рек (5 названий рыб, 5 диких или домашних животных, 5 частей света, 5 цветов...).

· Законники. Рук приносит записки с написанным законом (фразой), в каждой записке написано только одно слово. Записки перемешаны. Какая команда соберет записки по порядку быстрее?

· Спички. Кто быстрее: 1) сложит из спичек название реки? 2) кто сложит дом? 3) из б. спичек построит 4 треугольника?

· Исторический фильм. Одна команда играет какую-нибудь пантомиму, представляющую какое-то историческое событие. другая команда должна назвать это событие.

· “да” и “нет”. Один игрок выходит из комнаты, а остальные задумывают какое-то существительное. Водящий возвращается в комнату и начинает задавать вопросы. На вопросы можно отвечать только “да” или “нет”.

· Знаменитые люди. Рук или игрок описывает какую-то знаменитую личность, не называя его по имени. Кто первый угадает, выбирает другого известного человека и рассказывает про него.

· Открытки с видами. 1) Возьмите много старых открыток с видами и разрежьте их пополам. Все открытки перемещайте. Возьмите из кучи столько половинок, сколько волчат участвует в игре и предложите волчатам подобрать недостающие половинки. Кто первый найдет свою половинку? 2) Берется столько открыток, сколько игроков принимают участие в игре. Рук разрезает каждую открытку на 5 частей и кладет все части перед волчонком. Кто быстрее соберет свою открытку? 3) Каждый волчонок получает по 2 открытки, разрезает каждую на 5 частей и смешивает. Кто быстрее соберет свои открытки? 4) Рук берет столько открыток, сколько волчат принимает участие в игре. Каждая открытка разрезается на б частей, одна часть дается волчонку, а остальные смешиваются в общую кучу. Кто быстрее соберет открытку - недостающие 5 частей?

· Измененный портрет. Один игрок выбирает себе роль (вещь, животное, знаменитость...) и рассказывает о себе остальным игрокам. Кто первым угадает, кем стал рассказчик, тот и выиграл.

· Таинственные звуки. Одна команда должна угадать по звукам, что делает другая команда.

· Разведчики. По следам, оставленным врагами на привале, получить как можно больше информации о противнике. Разведчики отгадывают по очереди.

· Актеры. Рук - директор театра, он набирает себе в труппу актеров (волчат). Директор предлагает им сыграть заданную роль: грустно, весело... Кто лучше?

· Приказ индейца. Поскольку живущие в США индейцы говорят на разных языках, они придумали интересный способ разговаривать друг с другом: они разговаривают жестами. Каждая группа - племя индейцев, рук - Великий вождь индейцев, выбранный на время Большой Охоты. Вождь отдает жестами несколько приказаний, которые немедленно должны выполняться племенами. Кто первым выполнит приказ?

· Выстрелы. С мячом: вопрос руководителя - ответ волчонка по пройденной теме. Сперва задается вопрос, а затем бросается мяч. Кто ответит плохо или неточно, тот ранен, он кладет одну руку за спину. При второй ране - он становится на одно колено, при третьей - на оба, при четвертой - ложится на спину и считается “убитым”.

 

2. Быстрота ориентации и умение владеть собой

· Нос - пол - потолок, карлики - великаны, капуста - редиска и др.

· Четыре стихии. Стихии - это воздух, вода, земля и огонь. В каждой из трех первых жив определенные живые существа. Волчата садятся в кружок. Рук в кругу называет слово - живое существо, например, лошадь. Указанный волчонок должен сразу назвать стихию, в которой он живет. Если он думал больше З секунд или неверно ответил, он становится в середину круга и продолжает вести игру вместо ведущего. Или, наоборот, по названию стихии вспомнить живое существо, которое там живет. Иногда (определенное количество раз) вместо правильного ответа можно назвать стихию огонь. Кто дольше всех продержится?

· Чемпион быстроты. Кто быстрее всех сориентируется и выполнит приказ ведущего (поднять левую руку)?

· Раззява в хоре. Рук - дирижер, волчата - хор. Все поют песню, и вдруг - знак прервать. Кто продолжает петь, дает фант.

· В воду. Все стоят внутри большого начерченного круга. По приказу “на берег” волчата выскакивают из круга. По приказу “в воду” прыгают обратно в круг. Иногда приказ “в воду” дается, когда волчата находятся уже внутри круга. Кто ошибется, выходит из игры.

·

· Маска. Какое у тебя сейчас выражение лица? А какое ты хочешь? Несмотря на свое настроение и другие факторы (отвлекающие) сохрани маску.

· Заколдованный мир. Один волшебник как-то пришел в другой город и заколдовал его. Немедленно вся жизнь в городе замерла. Кто будет волшебником?

· Полицейский. Волчата играют, бегают и пр. Все двигаются в беспорядке по ограниченному игровому полю. Рук в роли полицейского время от времени задерживает общее движение, поднимая вверх правую руку (без свистка, не говоря ни слова). Кто продолжает двигаться, платит штраф.

· Дисциплинированные скороходы. Все игроки стоят в шеренге и по свистку бегут к цели, находящейся в двадцати шагах. Примерно на половине дороги раздается двойной свисток, после которого все должны развернуться и бежать в обратном направлении, к месту старта. Эту игру можно проводить и неожиданно.

 

3. Ориентация во времени и пространства

· Определение времени. Который сейчас час? Каждый игрок определяет время, рук проверяет его по часам. Это упражнение стоит проводить по несколько раз в день. Вариант: скажите мне (поднимите правую руку), когда, по вашему мнению, пройдет 10 минут. А пока мы споем с вами несколько песен.

· Компас. Игроки бегут к колышку, который обозначает часть света, которую назвал ведущий.

· Вслепую. На расстоянии 20-50 м от игроков вбивается колышек. Игроки завязывают себе глаза и вслепую продвигаются вперед, стараясь как можно ближе подойти к колышку. Кому кажется, что он подошел вплотную к цели, снимает повязку и стоит неподвижно до конца игры. Все оценивают, насколько близко каждый подошел к колышку.

· Определение количества на глаз. (горсть гороха или несколько десятков спичек.)

 

 

ШПАРГАЛКА ВОЖАТОГО.

ГЛАВА 1

У вожатых иногда возникает вопрос: “Когда всё-таки начинать формировать коллектив?”. Коллектив начинает формироваться с первого момента возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое взаимодействие пройдёт на высоком эмоциональном уровне, у вас будут предпосылки к созданию здорового, крепкого коллектива. Одним из средств поднятия и поддержания на высоком эмоциональном уровне общения детей является игра. Самым первым местом, где ребята начинают общаться друг с другом, является автобус, на котором они едут вместе в лагерь. давайте попробуем начать с игр в автобусе!

 

ИГРЫ В АВТОБУСЕ

«Морячок»

Салон автобуса разбивается на две команды. “Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях”. Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: “миллион, миллион, миллион алых роз”; “...девчонка из квартиры 45”; .раз словечко, два словечко....”

Более сложным вариантом этой игры будет игра “Вопрос-ответ”, где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ — из другой.

“Что стоишь, качаясь?..”

“...Качает, качает волна морская”.

Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

«Эстафета»

Эстафета в автобусе — такое действительно бывает. Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.

Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

 

«Что я видел»

Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт вожатый:

Я видел озеро в огне,

Собаку в брюках на коне,

На доме шляпу вместо крыши,

Котов, которых ловят мыши.

Я видел утку и лису,

Что плугом пашут луг в лесу,

Как медвежонок туфли мерил,

И как дурак всему поверил.

(С.Я. Маршак)

 

Или:

Из-за леса, из-за гор

Ехал дедушка Егор.

Он на пегой на телеге,

На дубовой лошади,

Подпоясан он дубиной,

Приопёршись на кушак,

Сапоги на растопашку,

На босу ногу пиджак.

 

Или:

Ехала деревня мимо мужика,

А из-под собаки лают ворота,

Кнут схватила лошадь,

Хлещет мужика,

Чёрная корова

Ведёт девку за рога.

(К.С. Станиславский)

 

Одними из самых занимательных форм игр для детей являются кричалки. Их можно использовать не только в автобусе, но и в походе, в коллективном творческом деле отряда, да и просто, когда выпала свободная минута. Дети очень любят покричать и, особенно, если их об этом просят.

«Петьки-Васьки»

Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды: одна — “Петьки”, другая — “Васьки”. Далее все вместе на мотив “Смуглянки”:

На солнечной поляночке

Стоит зелёный дом.

А на крылечке домика

Сидит весёлый гном.

Далее вожатый кричит: “Как тебя зовут, гном?” и показывает рукой на одну из команд, которая как можно громче отвечает скороговоркой.

«Петьки»:

Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-е-тку!

Я пришёл к вам, де-е-тки,

Чтобы съесть конфе-е-тку!

«Васьки»:

Ва-а-ська! У меня штаны в горо-о-шку!

Я пришёл из ска-а-зки, Потому что я хоро-о-ший!

Всё это проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры — на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую.

 

«Загранички»

Эти кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсолютно ничего не значат и тем самым нравятся детям.

«Рисосики»

Всё очень просто: дети повторяют за вожатым, который поёт:

О-о-о!

Калабамба ла-о!

Осики-рисрсики-рисосики-рисбамба!

О, я бананы ем!

«Балами»

После каждой строчки, пропетой вожатым, дети кричат: “Хей!”.

Бала-бала-ми - хей!

Чика-чика-чи - хей!

Чи-хей!

Чи-хей!

Чик-чирик-чик - хей!

Вы можете придумать вместе с ребятами свою, отряднуiо кричалку, под которую вы, например, будете собираться вместе.

 

 

ГЛАВА 2

Давайте познакомимся!

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем ы ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними

Одной из наиболее простых игр на знакомство является игра

 

«Назовись»

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя.

Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д.

После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён.

«Снежный ком»

Эту игру лучше проводить на “огоньке знакомства”, когда ребята сидят в большом тесном кругу. Начать игру должен вожатый, назван своё имя. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и своё. Следующий дальше по часовой стрелке должен будет назвать два предыдущих имени, своё и так дальше по кругу. Закончить должен опять же вожатый, назван по имени весь отряд. Задача сложная, но реальная и выполнимая. Попробуйте — успех обеспечен.

 

«Математика»

дети сидят в кругу. Вожатый даёт задание: “Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит вместо цифры своё имя”.

Эту игру можно и для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

 

 

ГЛАВА З

А лидер кто?

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

 

«Веревочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга. Задание: “Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник”. Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

 

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра “Карабас”. Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: “Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы — куклы. Я произнесу слово “КА-РА-БАС” и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции”. В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного — проводить игру, второго — внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу “счастливых”. Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

 

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они — большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать “фотографа”. Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается “дедушка” он тоже может участвовать в расстановки членов “семьи”. Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль “фотографа” и “дедушек” обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других “членов семьи”. Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки “членов семьи” “фотограф” считает до трёх. На счёт “три!” все дружно и очень громко кричат “сыр” и делают одновременный хлопок в ладоши.

 

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: “Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую “Начали!”. Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание”. Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. “Начали!”

для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. “Начали!”

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры “Карабас”: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и “заяц”. Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль “зайца”. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого. Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. “Начали!” Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо “отверженным”.

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхмествьие, двухместные и один одноместный. Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива. (См. ниже)

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

 

Тест «Я— лидер»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: “Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру “4 если скорее согласен, чем не согласен цифру “3 если трудно сказать — “2”; скорее не согласен, чем согласен —“1”; полностью не согласен — Образец карточки ответов расположен ниже. Вопросы к тесту “ — лидер

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чем-либо моих товарищей.

б. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда всё получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решал проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

 

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы. поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36,41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А — умение управлять собой;

Б — осознание цели (знаю, чего хочу);

В —умение решать проблемы;

наличие творческого подхода;

Д — влияние на окружающих;

Е — знание правил организаторской работы;

Ж — Организаторские способности;

3—умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я—лидер»

А Б В

Г

Д Е Ж З
1 2 3 4

5

6 7 8
9 10 11 12

13

14 15 16
17 18 19 20

21

22 23 24
25 26 27 28

29

30 31 32
33 34 35 36

37

38 39 40
41 42 43 44

45

46 47 48
                 

 

Если сумма в столбце меньше 10, То качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно. Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36,41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой “почерк”, своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

 

А.Н. Лутошкин

выделяет стили:

1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ. Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё складывающихся коллективах.

2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.

З. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.

4. ПЛЫВУЩИИ ПЛОТ. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

 

Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных М.Вудсона и Д.Френсиса:

1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.

2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО. «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.

З. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ. Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.

4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК “Москва не сразу строилась”. Научиться — означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.

5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться — это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив

б. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.

7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ “ПОЛИТИЧЕСКИЕ” ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.

8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.

9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют вас.

10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.

1]. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной: Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.

12. ПОМНИТЕ, ЧТО “ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ”. Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.

13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.

14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.

15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.

16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия, У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.

17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь — это самое ценное, что вам могут дать коллеги.

18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЕМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.

 

ГЛАВА 4

Я+ ТЫ+ ОН+ ОНА =МЫ

Вы, конечно же, хотите, чтобы ваш отряд был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно, был за всех!

Давайте с вами проведём несколько игр, и, может быть, вы увидите, как сократится число ссор между ребятами, они чаще будут помогать друг другу, чаще будут появляться улыбки на их лицах.

Любая игра несёт в себе элемент сплочения, и, конечно же, вы знаете их огромное количество. Хотелось бы пополнить ваш арсенал наиболее оригинальными и забавными играми.

 

«Клоун»

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-З команды и приготовить 2-З коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону.

для того чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробок себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново.

Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее. Недостатка смеха в этой игре не будет!

«Яблочко»

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали!

Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

 

«Сандалик»

Для этой игры нужно организовать не меньше трёх команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает всю обувь ребят, сваливает её в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: “Это небольшая весёлая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему. Выигрывают умеющие быстро обуваться!”

 

«Тукан»

Тукан — это рыба: которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные верёвки. Сейчас мы, подобно тукану, будем “нанизываться” на длинную, около 15 м. длиной верёвку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первым из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами верёвки, привязанными к ней.

 

«Клубок»

Та же самая верёвка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутывать. Его задача — снова образовать круг.

«Прыжок без парашюта»

для этой игры четыре пары участников становятся с одной стороны стула лицом друг к другу, скрестив руки так, как это рекомендуется делать при переноске раненых. Спиной к ним на стул становится ещё один игрок, который будет “прыгающим”. Он становится на край стула и падает назад как восковая палочка. Стоящие сзади со скрещенными руками 8 человек ловят его. Острота ощущений и успех того, что товарищ пойман, захватывают и увлекают ребят. Боязнь того, что их товарищ может удариться, заставляет ребят крепко держаться друг за друга.

 

Структура детского коллектива очень вариативна, не всегда отношения в нём складываются гладко. Наряду с референтными (значимыми) группами часто в детском коллективе встречаются так называемые. Эта игра будет более продуктивной, если вожатый незаметно для ребят сделает так, чтобы на стул почаще становились “отверженные”, а ловили их лидеры или те, кто их отвергает.

ГЛАВА 5


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 548; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!